Напоминание

"Изучение влияния занятий плаванием на организм детей с нарушением зрения"


Авторы: Забирова Лиана Робертовна, Самородова Алена Николаевна
Должность: Инструктора по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Стерлитамак Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение влияния занятий плаванием на организм детей с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Изучение влияния занятий плаванием на организм детей

с нарушением зрения.

В последнее время число детей с патологией зрения растёт. В настоящее

время

более

50

млн.

человек

относятся

к

лицам

с

ограниченными

возможностями. Среди них не менее 15 млн. детей. Специалисты многих стран

ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными

возможностями,

особенно

детей.

Задача

эта

достаточно

сложная,

и,

чтобы

решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий

медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры.

Для детей с нарушением зрения характерно отставание в физическом

развитии, физической подготовленности, в темпах биологического созревания,

у

них

отмечаются

функциональные

нарушения

в

деятельности

сердечно-

сосудистой

и

дыхательной

систем,

имеют

место

отклонения

в

функциях

опорно-двигательного аппарата.

Движение является основным стимулятором процесса роста, развития и

формирования

организма.

Функция

движения

стимулирует

активную

деятельность

всех

систем

организма,

поддерживает

и

развивает

их,

корректирует

и

компенсирует,

способствует

повышению

общей

работоспособности организма. Движения доставляют детям удовольствие, они

стремятся использовать любую возможность, чтобы побегать, поиграть.

Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими

упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в

сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у детей с нарушением зрения

не только повышается общая выносливость, но и улучшается зрение.

Плавание - одна из форм физической культуры, особенностью которой

является

одновременное

воздействие

на

организм

воспитанника

воды

и

активных движений. Не один вид физических упражнений так гармонично не

развивает мускулатуру тела, обеспечивая формирование полноценной осанки.

Механическое воздействие водной среды обусловлено значительно большей ее

плотностью по сравнению с воздухом.

Преодоление сопротивления более плотной, чем воздух, среды требует

больших усилий.

Исследованиями Е.И. Р я б у х и

( 1 9 5 3 ) ,

О . Ф . И л ь и н о й

( 1 9 5 9 ) ,

А.Ф. Иорданской

(1960)

убедительно

доказано,

что

под

влиянием

плавания

улучшается

физическое

развитие

детей,

расширяются

функциональные

возможности

сердечно-сосудистой,

дыхательной

и

нервной

систем,

увеличивается интенсивность обменных процессов в организме, повышается

закаленность.

Регулярные

занятия

плаванием

в

течение

года

способствуют

гармоничному развитию детей, позволяя снизить общую заболеваемость.

Целью плавания в системе физического воспитания детей с

нарушением зрения является обеспечение с помощью специальной методики

всестороннего и полноценного развития слабовидящего дошкольника.

Общие и специальные задачи плавания:

1. Укрепление здоровья детей с тяжелой патологией зрения, содействие

гармоничному физическому развитию и закаливанию организма.

2. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

3. Улучшение функций опорно-двигательного аппарата.

4. Формирование и закрепление правильной осанки.

5. Предупреждение развития сколиоза и плоскостопия.

6. Овладение основными двигательными навыками и умениями.

7. Формирование у детей с ретинопатией необходимых умений и навыков

самостоятельной пространственной ориентировки.

8. Улучшение кровоснабжения тканей и мышечной системы глаза.

9.

Формирование

жизненно-необходимых

навыков,

способствующих

успешной социализации детей с нарушением зрения.

В

занятиях

по

плаванию

часто

применяются

игры,

что

придает

им

эмоциональную окраску.

У детей с нарушением зрения водобоязнь проявляется чаще, чем у детей

без патологий зрения. Страх перед водой обычно связан с тем, что дети не видят

четко границы бассейна, не могут оценить глубину, плохо видят ориентиры на

дне и вдоль бортика. Важным моментом в решении этой задачи является то, что

зачастую

наряду

с

глубокой

патологией

зрения

дети

страдают

задержкой

умственного

и

физического

развития.

Поэтому

подход

к

решению

данной

проблемы должен быть строго индивидуальным.

В процессе обучения нужно сделать акцент на такие упражнения, которые

могут

предупредить

появление

нежелательных

ощущений

у

новичков

и

устранить повышенную чувствительность к водной среде.

Рекомендуется соблюдать следующие методические рекомендации:

1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде

и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке

дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду

применять только после овладения скольжением.

2. С каждым ребёнком пробовать открывать глаза и не вытирать лицо

после выныривания из воды.

3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая детям открывать

глаза

в

воде

и

рассматривать

предметы

на

дне,

особое

внимание

следует

обращать на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.

4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой

вытянутыми руками на бортик или другой устойчивый предмет.

5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении

«стрела» (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его

продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в

воде, лучше держать кисти рук рядом или вытянутыми на ширине плеч и

немного развести ноги.

6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде,

т. к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по

поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.

Такая подготовка познакомит с условиями плавучести, равновесия тела,

поможет

им

ориентироваться

на

воде,

и

предупредит

возможные

причины

возникновения чувства страха.

При обучении плаванию детей со зрительной патологией необходимо, с

учетом специфических особенностей их психического и физического развития,

соблюдать общепринятые дидактические принципы:

1. Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в

зависимости от первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии.

2.

Системность

воздействия

с

обеспечением

определенного

подбора

упражнений

учетом

состояния

зрения

и

возможности

использования

остаточного зрения) и последовательности их применения.

3.

Регулярное

применение

физических

упражнений

обеспечивает

развитие

функциональных

возможностей

организма,

приобретение

необходимого запаса представлений о движениях или упражнениях у слепых и

слабовидящих

детей.

Эти

образы

в

дальнейшем

становятся

основой

для

формирования движений.

4.

Непрерывность

применения

физических

упражнений.

Коррекция

нарушенных

функций

и

основных

систем

организма

возможна

только

при

длительном

и

упорном

повторении

физических

упражнений.

Имеются

многочисленные

факты,

свидетельствующие,

что

образы

памяти

слепых

и

слабовидящих

дошкольников

при

отсутствии

подкреплений

обнаруживают

тенденцию к распаду.

5.

Разнообразие

и

новизна

в

подборе

и

применении

физических

упражнений (10-15% упражнений обновляются, а 85-90% повторяются, для

закрепления

ранее

приобретенных

умений

и

навыков)

учитывая,

что

запоминание у слабовидящих детей точных и простых движений требует 8-10

повторений, в то время как у нормально видящих сверстников -6-8 повторений.

6.

Умеренность

воздействия

физических

упражнений.

Используется

умеренная,

но

более

продолжительная

или

дробная

физическая

нагрузка,

учитывающая

ограничения

при

некоторых

заболеваниях

и

быструю

утомляемость детей с нарушенным зрением.

7.

Цикличность

нагрузок.

Чередование

выполнения

физических

упражнений

с

отдыхом

(упражнения

для

глаз,

упражнения

на

обучение

правильному

дыханию,

релаксация,

сюжетно-ролевые

игры

и

т.д.).

Этот

принцип необходим для предупреждения и профилактики переутомления, так

как у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально

видящих сверстников.

Таким образом, существует и прямая, и обратная зависимость между

физической активностью ребёнка, его здоровьем, с одной стороны, и развитием

нарушения зрения, с другой стороны. Если ребёнок с самых ранних лет много и

разнообразно двигается, занимается плаванием, хорошо закалён, у него реже

возникает патология зрения даже при наследственной предрасположенности. И,

наоборот, у детей с нарушением зрения, если их не тренировать, не следить за

их осанкой, питанием, режимом занятий и отдыха, могут возникнуть различные

заболевания и дальнейшее прогрессирование нарушение зрения.



В раздел образования