Автор: Хотянина Екатерина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ д/с №300
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕС-
СЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спо -
рит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?
С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства.
Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным иг-
рам дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом?
Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и
папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно гото-
вят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих
странах.
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педаго-
гических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из
способов решения этой проблемы является технологический подход к организации об-
разовательной работы с детьми.
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет собой сово-
купность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, мето-
дов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образова-
тельного процесса в ДОУ.
Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следую-
щими причинами:
- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);
- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная про-
грамма, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).
Ценность педагогической технологии в том, что она:
- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося рабо-
тать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный
процесс в его развивающемся состоянии.
В ФГОС ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности
ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка
(ст. 31).
В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют
собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его
каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре
волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком
- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре-
зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются
учебно-познавательной направленностью.
Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий:
мотивационный, ориентационно-целевой, содержательно-операционный, ценностно-
волевой, оценочный.
Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд
структурных элементов:
-установочный элемент
-игровые ситуации
-задачи игры
-правила игры
-игровые действия
-игровое состояние
-результат игры
С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на вве-
дение игровых технологий в ДОУ:
• Необходимость объяснения родителям важности игры
• Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых тер-
риторий)
• Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, под-
держивающей игру
• Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, Педагог должен
наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ему необходимо
завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том слу -
чае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного
снисхождения.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспе-
чивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах дея-
тельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие опреде-
ленные направления развития и образования детей