Автор: Гусева Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад"Яблонька"
Населённый пункт: р.п.Мулловка Ульяновская область Мелекесский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание доброжелательных отношений между детьми в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Гусева Е.И.
Создание условий для доброжелательных отношений между детьми.
В концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание,
как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей
педагогической деятельности, интегрированной в процессе обучения и развития детей.
Современному
обществу
нужны
люди
с
активной
жизненной
позицией,
пользующиеся
авторитетом,
которые
умеют
работать
в
коллективе,
разрешать
возникающие конфликты. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном
возрасте. Не случайно в «Программе воспитания и обучения в детском саду выделен
раздел «Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений».
Актуальным вопросом нашего времени в дошкольной педагогике становится поиск
эффективных
средств
и
путей
формирования
доброжелательных
взаимоотношений,
влияющих
на
процесс
развития
общественно
значимых
качеств
личности
ребенка
и
определяющих его образ действий среди сверстников[4].
Именно в дошкольном периоде, как отмечает А.В. Запорожец, находятся истоки
формирования личности человека. Группа сверстников для большинства детей является
первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его
первые
отношения
со
сверстниками
и
одновременно
определяются
первые
контуры
детского коллектива, поэтому важнейшей задачей является предупреждение и преодоление
различного рода отклонений в поведении детей. Для этого необходимо глубокое знание
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей,
среды,
в
которой
воспитывается
каждый из них, места ребенка в системе взаимоотношений с окружающими [2] .
Изучение
проблемы
формирования
процесса
воспитания
доброжелательных
взаимоотношений
подтвердило
ее
значимость
и
необходимость
в
разработке
новых
методических рекомендаций в соответствии с современными требованиями.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования
одним
из
требований
к
психолого-педагогическим
условиям
реализации
основной
общеобразовательной
программы
является
поддержка
взро слым
положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия
детей друг с другом в разных видах деятельности [4].
Взаимоотношения с другими людьми, в т.ч. и со сверстниками в группе детского
сада, - важная составляющая жизни и деятельности каждого ребенка. От того, какими
будут
эти
взаимодействия,
доброжелательными
или
враждебными,
искренними
и
открытыми, или формальными и показными, зависит эмоциональное состояние детей, их
отношение к детскому саду, а возможно, и характер дальнейших отношений к людям.
Взаимоотношениям, возникающим в детском саду, предшествует личный опыт
общения со взрослыми и со сверстниками. И этот предыдущий опыт, безусловно, влияет
на отношения, складывающиеся в группе. Есть и такое явление, как непосредственная
симпатия или антипатия, вызываемая внешностью, одеждой, манерой поведения, запахом
и т.д. Это практически не поддается педагогическому воздействию. Существует также ряд
факторов, влияющих на взаимоотношения детей. Это доброжелательное
отношение
воспитателя
к
детям
и
его
оценка
детских
действий;
групповые
нормы
поведения;
совместная деятельность детей. Действие этих факторов, можно сказать, целиком зависит
от воспитателя.
Апресян
Р.Г.
под
доброжелательностью
понимает
отношения
к
человеку,
ориентированные на содействие его благу, на совершение добра [1,с. 13]. Таким образом,
доброжелательность
проявляется
в
благорасположении,
симпатии,
сочувствии,
благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека.
В
доброжелательности
подчеркивается
не
только
безусловное
признание
в
другом
человеке
его
морального
достоинства,
но
выражается
миролюбие,
дружественность,
готовность к плодотворному сотрудничеству» [2, с. 287]. Для становления и развития
личности ребенка необходимо создать условия для его эмоционального комфорта. С точки
зрения современной педагогики это можно понимать как удовлетворение потребности
ребенка
в
общении
со
взрослыми
и
сверстниками,
установление
доброжелательных
отношений
между
участниками
педагогического
взаимодействия
на
основе
развития
гуманных
чувств.
Развитие
гуманных
чувств
детей
выступает
одной
из
основ
формирования доброжелательных взаимоотношений у детей друг с другом. К пониманию
важности
добра,
совести
ребенок
приходит
через
постижение
элементарных
норм
нравственности. Главным помощником в этом будет являться взрослый. Нравственные
ценности являются главной составляющей в жизни каждого человека. Ребенок постигает
их через свои поступки и взаимоотношения со сверстниками, педагогами и родителями. С
самого раннего детства, когда в ребенке только начинает закладываться все гуманное,
воспитание доброжелательных чувств приобретает важное значение. Сами дети добры по
своей натуре, но драгоценное зерно добра требует постоянного поддержания, или оно
может
не
прорости.
В младших
группах
дети
не
умеют
общаться
друг
с
другом.
Малышами
сверстник
воспринимается
как
занятный
движущийся
объект.
Подражая
взрослому, малыши заимствуют у него формы поведения при общении с другими детьми.
Приведу
несколько
конкретных
игр
и
приемов.
Например:
Простейшим
примером
является
осуждающий
эмоциональный
возглас
«Ай-яй-яй!»,
сопровождаемый
покачиванием указательного пальца. Интереснее будет, если воспитатель наденет на палец
колпачок из ткани или бумаги. На одной стороне колпачка нарисовано лицо с сердитым
выражением, на другой - с довольным видом. Воспитатель грозит нарушителям: «Ай-яй-
яй!»
«Пальчик
сердится.
Нельзя
кусаться».
По
завершении
инцидента,
колпачок
поворачивается
улыбающийся
стороной:
«Молодец!
Больше
не
кусаешься.
Пальчик
радуется тому, что ты добрый и хороший». [3] . Также своим примером воспитатель может
приобщать малышей к традиции выказывать сочувствие своим сверстникам - пожалеть,
погладить, принести или уступить игрушку.
У
детей
3-4
лет
взаимоотношения
меняются.
Ребята
начинают
внимательно
присматриваться к действиям друг друга и подражать им, в первую очередь игровым. С
целью формирования доброжелательного отношения ко всем членам группы эффективно
использовать методику «У нас все хорошие». (Она проводится 2-3 раза в месяц не более 10
мин.). Воспитатель, собрав всех детей, коротко говорит о каждом ребенке, выделяя его
положительные качества и добрые поступки. Например: Самой доброй сегодня у нас была
Вероника. Она сегодня всем помогала, никого не обижала. Аккуратной во время обеда
была Аня, ее салфетка самая чистая. А еще можно использовать игровую методику.
Например: Методика - игра «Фу» помогает
формировать опыт правильной оценки
хороших и плохих поступков. Воспитатель называет разные поступки, а
дети хором
оценивают их возгласами «Фу» или «Ура!». Например: Кусаться - фу! Помочь другу,
сверстнику одеться? - ура! [3] .
У детей 4-5 лет происходит становление совместной сюжетно-ролевой игры, в ходе
которой дети втягиваются в новую систему отношений. Для того чтобы быть принятым в
игру
необходимо
уметь
договариваться
(во
что
играть,
распределять
роли),
учиться
согласовывать свои действия с действиями партнера, а также уметь придумывать новые
увлекательные повороты сюжета. В итоге, игра становится той силой, которая одних
поднимает до уровня «звезд», а других выталкивает в «изгои». И вот тут основная задача
воспитателя
-
помочь
детям
выбрать
совместную
игру,
распределить
роли,
наметить
эпизоды и активно участвовать в игре на равных с детьми. Формировать у детей интерес
друг к другу в ходе общения позволяет методика «Мой альбом с фотографиями». Сначала
дети рассматривают фотографии вместе с воспитателем, а затем самостоятельно, активно
вступая в беседу, делятся воспоминаниями. Можно продолжать использовать методику «У
нас все хорошие». Эффективным становится показ воспитателем моральных пьесок. В них
кто-то
обижает
кого-то,
а
третий
персонаж
защищает
и
помогает
униженному,
обиженному.
Дети
оценивают
поступки
героев,
хвалят
того,
кто
помог,
осуждают
обидчика.
В
работе со старшими детьми так же, как и с малышами, можно применять
игровые моменты. Это знакомство с пьесками и сценками морального характера. Героями
могут быть
сами дети, а события случаются с детьми в любой группе детского сада.
Можно
использовать
игровую
методику:
«Волшебная
труба»,
которая
помогает
формировать способность находить достоинства в каждом члене группы. Считаю очень
важным акцентировать внимание на положительных поступках детей - сверстников, а на
отрицательных - называть имена вымышленных детей.
Эффективным
приемом
формирования
доброжелательных
отношений
между
детьми является организация совместных концертов, спектаклей, изготовления подарков
для маленьких.
Большую роль в воспитании дружеских взаимоотношений играют: хороводные
игры, в ходе которых развивается восприятие детей и формируются дружеские связи,
командные игры - соревнования, когда детям для достижения результата необходимо
действовать
согласованно
и
дружно,
трудовая
деятельность,
подвижные
игры,
непосредственно - образовательная деятельность, также пословицы и поговорки о добре
,дружбе и труде: «Сделал дело - гуляй смело»; «Поспешишь - людей насмешишь »; «Нет
друга ищи, а нашел - береги»; «Дружба - как стекло, разобьешь - не сложишь»; «Нет
большего позора, чем не выполнить уговора»; «Не делай другому того, чего себе не
желаешь». Недостатки семейного воспитания, а также упущения в работе педагогов
влекут
за
собой
возникновению
в
характере
ребенка
таких
качеств
как
жестокость,
равнодушие, грубость, а также эгоизм по отношению к окружающим вокруг людям. Как
правило, в новых коллективах у детей наблюдается очень много конфликтных ситуаций,
драк и обид. В течение всего этапа формирования доброжелательных взаимоотношений
среди детей дошкольного возраста важно быть бдительным и не упускать свое внимание
от конфликтующих детей из-за их неумения управлять своим поведением и малого опыта
владения игровыми действиями. Таких детей необходимо задействовать в общественно-
полезной
деятельности:
привлекать
к
созданию
игрового
материала,
таким
образом,
включая
их
в
жизнь
детского
коллектива;
давать
и
предлагать
роли,
требующие
дисциплинированности, аккуратности и ответственности [5] .
Данную
проблему
формирования
доброжелательных
взаимоотношений
невозможно решить без организации детской совместной деятельности и педагогического
процесса.
Во
взаимодействии
со
сверстниками
дети
учатся
действовать
дружно,
самостоятельно, управляя своим поведением. Смирнова Е.О. считает, что главная цель
воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании общности с
другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и
способность
«увидеть»
другого
являются
тем
фундаментом,
на
котором
строится
нравственное,
толерантное
отношение
к
людям.
Именно
это
отношение
порождает
сочувствие,
сопереживание,
сорадование
и
содействие
[6].
Проблема
воспитания
доброжелательных
отношений
обращает
на
себя
внимание
многих
исследователей.
Изучены
возможности
детей
дошкольного
возраста
в
развитии
доброжелательных
взаимоотношений
(Бабаева
Т.Н.,
Ерофеева
Т.И.).
В
исследованиях
Ерофеевой
Т.И.,
Иванковой
Р.А.,
Флегантовой
Н.П.
и
др.
обсуждаются
педагогические
условия,
способствующие формированию положительных гуманных взаимоотношений. Авторы,
изучающие
взаимоотношения
в
детском
коллективе,
подчеркивают
особое
значение,
которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка
и
культуры
общения.
Во
время
рассматривания
процесса
формирования
доброжелательных отношений у участников педагогического взаимодействия, очень важно
помнить
о
взаимоотношениях
среди
взрослых:
родителей,
а
также
сотрудников
педагогического
коллектива.
Именно
пример
взрослых
является
важным
фактором
в
развитии личности ребенка, становлению взаимоотношений и формирования детского
коллектива. Анализ опыта работы педагогов дошкольных образовательных организаций
показывает, что как у начинающих педагогов, так и у педагогов с большим педагогическим
стажем
вызывают
затруднения
вопросы
организации
воспитания
детей
дошкольного
возраста в соответствии с современными требованиями. Изучение практики работы ДОУ
подтверждает,
что
воспитание
детей
дошкольного
возраста
сегодня
отстает
от
современных
требований
в
связи
с
изменившейся
нормативной
базой
дошкольного
образования.
Таким
образом,
современная
организация
образовательного
процесса
нуждается в разработке новых научно-методических рекомендаций по формированию
доброжелательных
взаимоотношений
у
участников
педагогического
взаимодействия
в
дошкольной
образовательной
организации
в
соответствии
с
современными
образовательными требованиями.
Используемая литература:
1 . Апресян,
Р.Г.
Этика:
Энциклопедический
словарь
[Текст]
/
Под
общ.ред.
Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. – 321 с.
2.
Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста
[Текст] / Под ред. А.В. Запорожца // Педагогика, 1986.
3.
Саранская
О.Н.
Психологический
тренинг
для
дошкольников
«Давайте
дружить!» [Текст] / Книголюб, 2008.
4
. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования.
[ Э л е к т р о н н ы й
р е с у р с ] .
–
Р е ж и м
доступа:svouo.dogm.mospresscenter/news/detail/891433.html.
5.
Павленко
Т.,
Рузская
А.,
Почему
они
конфликтуют?
[Текст]
/
Дошкольное
воспитание. 2008. №1.
6. Смирнова, Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников [Текст] / Е.О.
Смирнова // Дошкольное образование. – 2006. - № 24. – С. 11-14.