Напоминание

"Воспитание доброжелательных отношений между детьми в ДОУ"


Автор: Гусева Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад"Яблонька"
Населённый пункт: р.п.Мулловка Ульяновская область Мелекесский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание доброжелательных отношений между детьми в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гусева Е.И.

Создание условий для доброжелательных отношений между детьми.

В концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание,

как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей

педагогической деятельности, интегрированной в процессе обучения и развития детей.

Современному

обществу

нужны

люди

с

активной

жизненной

позицией,

пользующиеся

авторитетом,

которые

умеют

работать

в

коллективе,

разрешать

возникающие конфликты. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном

возрасте. Не случайно в «Программе воспитания и обучения в детском саду выделен

раздел «Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений».

Актуальным вопросом нашего времени в дошкольной педагогике становится поиск

эффективных

средств

и

путей

формирования

доброжелательных

взаимоотношений,

влияющих

на

процесс

развития

общественно

значимых

качеств

личности

ребенка

и

определяющих его образ действий среди сверстников[4].

Именно в дошкольном периоде, как отмечает А.В. Запорожец, находятся истоки

формирования личности человека. Группа сверстников для большинства детей является

первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его

первые

отношения

со

сверстниками

и

одновременно

определяются

первые

контуры

детского коллектива, поэтому важнейшей задачей является предупреждение и преодоление

различного рода отклонений в поведении детей. Для этого необходимо глубокое знание

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей,

среды,

в

которой

воспитывается

каждый из них, места ребенка в системе взаимоотношений с окружающими [2] .

Изучение

проблемы

формирования

процесса

воспитания

доброжелательных

взаимоотношений

подтвердило

ее

значимость

и

необходимость

в

разработке

новых

методических рекомендаций в соответствии с современными требованиями.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования

одним

из

требований

к

психолого-педагогическим

условиям

реализации

основной

общеобразовательной

программы

является

поддержка

взро слым

положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия

детей друг с другом в разных видах деятельности [4].

Взаимоотношения с другими людьми, в т.ч. и со сверстниками в группе детского

сада, - важная составляющая жизни и деятельности каждого ребенка. От того, какими

будут

эти

взаимодействия,

доброжелательными

или

враждебными,

искренними

и

открытыми, или формальными и показными, зависит эмоциональное состояние детей, их

отношение к детскому саду, а возможно, и характер дальнейших отношений к людям.

Взаимоотношениям, возникающим в детском саду, предшествует личный опыт

общения со взрослыми и со сверстниками. И этот предыдущий опыт, безусловно, влияет

на отношения, складывающиеся в группе. Есть и такое явление, как непосредственная

симпатия или антипатия, вызываемая внешностью, одеждой, манерой поведения, запахом

и т.д. Это практически не поддается педагогическому воздействию. Существует также ряд

факторов, влияющих на взаимоотношения детей. Это доброжелательное

отношение

воспитателя

к

детям

и

его

оценка

детских

действий;

групповые

нормы

поведения;

совместная деятельность детей. Действие этих факторов, можно сказать, целиком зависит

от воспитателя.

Апресян

Р.Г.

под

доброжелательностью

понимает

отношения

к

человеку,

ориентированные на содействие его благу, на совершение добра [1,с. 13]. Таким образом,

доброжелательность

проявляется

в

благорасположении,

симпатии,

сочувствии,

благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека.

В

доброжелательности

подчеркивается

не

только

безусловное

признание

в

другом

человеке

его

морального

достоинства,

но

выражается

миролюбие,

дружественность,

готовность к плодотворному сотрудничеству» [2, с. 287]. Для становления и развития

личности ребенка необходимо создать условия для его эмоционального комфорта. С точки

зрения современной педагогики это можно понимать как удовлетворение потребности

ребенка

в

общении

со

взрослыми

и

сверстниками,

установление

доброжелательных

отношений

между

участниками

педагогического

взаимодействия

на

основе

развития

гуманных

чувств.

Развитие

гуманных

чувств

детей

выступает

одной

из

основ

формирования доброжелательных взаимоотношений у детей друг с другом. К пониманию

важности

добра,

совести

ребенок

приходит

через

постижение

элементарных

норм

нравственности. Главным помощником в этом будет являться взрослый. Нравственные

ценности являются главной составляющей в жизни каждого человека. Ребенок постигает

их через свои поступки и взаимоотношения со сверстниками, педагогами и родителями. С

самого раннего детства, когда в ребенке только начинает закладываться все гуманное,

воспитание доброжелательных чувств приобретает важное значение. Сами дети добры по

своей натуре, но драгоценное зерно добра требует постоянного поддержания, или оно

может

не

прорости.

В младших

группах

дети

не

умеют

общаться

друг

с

другом.

Малышами

сверстник

воспринимается

как

занятный

движущийся

объект.

Подражая

взрослому, малыши заимствуют у него формы поведения при общении с другими детьми.

Приведу

несколько

конкретных

игр

и

приемов.

Например:

Простейшим

примером

является

осуждающий

эмоциональный

возглас

«Ай-яй-яй!»,

сопровождаемый

покачиванием указательного пальца. Интереснее будет, если воспитатель наденет на палец

колпачок из ткани или бумаги. На одной стороне колпачка нарисовано лицо с сердитым

выражением, на другой - с довольным видом. Воспитатель грозит нарушителям: «Ай-яй-

яй!»

«Пальчик

сердится.

Нельзя

кусаться».

По

завершении

инцидента,

колпачок

поворачивается

улыбающийся

стороной:

«Молодец!

Больше

не

кусаешься.

Пальчик

радуется тому, что ты добрый и хороший». [3] . Также своим примером воспитатель может

приобщать малышей к традиции выказывать сочувствие своим сверстникам - пожалеть,

погладить, принести или уступить игрушку.

У

детей

3-4

лет

взаимоотношения

меняются.

Ребята

начинают

внимательно

присматриваться к действиям друг друга и подражать им, в первую очередь игровым. С

целью формирования доброжелательного отношения ко всем членам группы эффективно

использовать методику «У нас все хорошие». (Она проводится 2-3 раза в месяц не более 10

мин.). Воспитатель, собрав всех детей, коротко говорит о каждом ребенке, выделяя его

положительные качества и добрые поступки. Например: Самой доброй сегодня у нас была

Вероника. Она сегодня всем помогала, никого не обижала. Аккуратной во время обеда

была Аня, ее салфетка самая чистая. А еще можно использовать игровую методику.

Например: Методика - игра «Фу» помогает

формировать опыт правильной оценки

хороших и плохих поступков. Воспитатель называет разные поступки, а

дети хором

оценивают их возгласами «Фу» или «Ура!». Например: Кусаться - фу! Помочь другу,

сверстнику одеться? - ура! [3] .

У детей 4-5 лет происходит становление совместной сюжетно-ролевой игры, в ходе

которой дети втягиваются в новую систему отношений. Для того чтобы быть принятым в

игру

необходимо

уметь

договариваться

(во

что

играть,

распределять

роли),

учиться

согласовывать свои действия с действиями партнера, а также уметь придумывать новые

увлекательные повороты сюжета. В итоге, игра становится той силой, которая одних

поднимает до уровня «звезд», а других выталкивает в «изгои». И вот тут основная задача

воспитателя

-

помочь

детям

выбрать

совместную

игру,

распределить

роли,

наметить

эпизоды и активно участвовать в игре на равных с детьми. Формировать у детей интерес

друг к другу в ходе общения позволяет методика «Мой альбом с фотографиями». Сначала

дети рассматривают фотографии вместе с воспитателем, а затем самостоятельно, активно

вступая в беседу, делятся воспоминаниями. Можно продолжать использовать методику «У

нас все хорошие». Эффективным становится показ воспитателем моральных пьесок. В них

кто-то

обижает

кого-то,

а

третий

персонаж

защищает

и

помогает

униженному,

обиженному.

Дети

оценивают

поступки

героев,

хвалят

того,

кто

помог,

осуждают

обидчика.

В

работе со старшими детьми так же, как и с малышами, можно применять

игровые моменты. Это знакомство с пьесками и сценками морального характера. Героями

могут быть

сами дети, а события случаются с детьми в любой группе детского сада.

Можно

использовать

игровую

методику:

«Волшебная

труба»,

которая

помогает

формировать способность находить достоинства в каждом члене группы. Считаю очень

важным акцентировать внимание на положительных поступках детей - сверстников, а на

отрицательных - называть имена вымышленных детей.

Эффективным

приемом

формирования

доброжелательных

отношений

между

детьми является организация совместных концертов, спектаклей, изготовления подарков

для маленьких.

Большую роль в воспитании дружеских взаимоотношений играют: хороводные

игры, в ходе которых развивается восприятие детей и формируются дружеские связи,

командные игры - соревнования, когда детям для достижения результата необходимо

действовать

согласованно

и

дружно,

трудовая

деятельность,

подвижные

игры,

непосредственно - образовательная деятельность, также пословицы и поговорки о добре

,дружбе и труде: «Сделал дело - гуляй смело»; «Поспешишь - людей насмешишь »; «Нет

друга ищи, а нашел - береги»; «Дружба - как стекло, разобьешь - не сложишь»; «Нет

большего позора, чем не выполнить уговора»; «Не делай другому того, чего себе не

желаешь». Недостатки семейного воспитания, а также упущения в работе педагогов

влекут

за

собой

возникновению

в

характере

ребенка

таких

качеств

как

жестокость,

равнодушие, грубость, а также эгоизм по отношению к окружающим вокруг людям. Как

правило, в новых коллективах у детей наблюдается очень много конфликтных ситуаций,

драк и обид. В течение всего этапа формирования доброжелательных взаимоотношений

среди детей дошкольного возраста важно быть бдительным и не упускать свое внимание

от конфликтующих детей из-за их неумения управлять своим поведением и малого опыта

владения игровыми действиями. Таких детей необходимо задействовать в общественно-

полезной

деятельности:

привлекать

к

созданию

игрового

материала,

таким

образом,

включая

их

в

жизнь

детского

коллектива;

давать

и

предлагать

роли,

требующие

дисциплинированности, аккуратности и ответственности [5] .

Данную

проблему

формирования

доброжелательных

взаимоотношений

невозможно решить без организации детской совместной деятельности и педагогического

процесса.

Во

взаимодействии

со

сверстниками

дети

учатся

действовать

дружно,

самостоятельно, управляя своим поведением. Смирнова Е.О. считает, что главная цель

воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании общности с

другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и

способность

«увидеть»

другого

являются

тем

фундаментом,

на

котором

строится

нравственное,

толерантное

отношение

к

людям.

Именно

это

отношение

порождает

сочувствие,

сопереживание,

сорадование

и

содействие

[6].

Проблема

воспитания

доброжелательных

отношений

обращает

на

себя

внимание

многих

исследователей.

Изучены

возможности

детей

дошкольного

возраста

в

развитии

доброжелательных

взаимоотношений

(Бабаева

Т.Н.,

Ерофеева

Т.И.).

В

исследованиях

Ерофеевой

Т.И.,

Иванковой

Р.А.,

Флегантовой

Н.П.

и

др.

обсуждаются

педагогические

условия,

способствующие формированию положительных гуманных взаимоотношений. Авторы,

изучающие

взаимоотношения

в

детском

коллективе,

подчеркивают

особое

значение,

которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка

и

культуры

общения.

Во

время

рассматривания

процесса

формирования

доброжелательных отношений у участников педагогического взаимодействия, очень важно

помнить

о

взаимоотношениях

среди

взрослых:

родителей,

а

также

сотрудников

педагогического

коллектива.

Именно

пример

взрослых

является

важным

фактором

в

развитии личности ребенка, становлению взаимоотношений и формирования детского

коллектива. Анализ опыта работы педагогов дошкольных образовательных организаций

показывает, что как у начинающих педагогов, так и у педагогов с большим педагогическим

стажем

вызывают

затруднения

вопросы

организации

воспитания

детей

дошкольного

возраста в соответствии с современными требованиями. Изучение практики работы ДОУ

подтверждает,

что

воспитание

детей

дошкольного

возраста

сегодня

отстает

от

современных

требований

в

связи

с

изменившейся

нормативной

базой

дошкольного

образования.

Таким

образом,

современная

организация

образовательного

процесса

нуждается в разработке новых научно-методических рекомендаций по формированию

доброжелательных

взаимоотношений

у

участников

педагогического

взаимодействия

в

дошкольной

образовательной

организации

в

соответствии

с

современными

образовательными требованиями.

Используемая литература:

1 . Апресян,

Р.Г.

Этика:

Энциклопедический

словарь

[Текст]

/

Под

общ.ред.

Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. – 321 с.

2.

Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста

[Текст] / Под ред. А.В. Запорожца // Педагогика, 1986.

3.

Саранская

О.Н.

Психологический

тренинг

для

дошкольников

«Давайте

дружить!» [Текст] / Книголюб, 2008.

4

. Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования.

[ Э л е к т р о н н ы й

р е с у р с ] .

Р е ж и м

доступа:svouo.dogm.mospresscenter/news/detail/891433.html.

5.

Павленко

Т.,

Рузская

А.,

Почему

они

конфликтуют?

[Текст]

/

Дошкольное

воспитание. 2008. №1.

6. Смирнова, Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников [Текст] / Е.О.

Смирнова // Дошкольное образование. – 2006. - № 24. – С. 11-14.



В раздел образования