Напоминание

"Формирование патриотических чувств у дошкольников".


Автор: Каюкова Татьяна Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9
Населённый пункт: город Бугуруслан, Оренбургская область
Наименование материала: план самообразования
Тема: "Формирование патриотических чувств у дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




План по самообразованию

Воспитатель: Каюкова Татьяна Эдуардовна.

Дата начала работы над темой – октябрь 2017

Предполагаемая дата окончания работы – май 2018

Тема: «Формирование патриотических чувств у дошкольников».

Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к

природе.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний путём изучения

необходимой литературы, самообразования;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Формировать у ребенка любви и привязанности к своей семье,

дому, детскому саду, улице, городу;

Расширить представления детей о городах России;

Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развить чувства ответственности и гордости за достижения

страны;

Воспитание бережного отношения к природе и всему живому.

Актуальность выбранной темы

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с

малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому

саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к

её

истории,

прошлому

и

настоящему,

ко

всему

человечеству.

(Д.С.Лихачев)

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что

патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с

духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти

переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог

должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные

особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы

педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова

академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо

выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной

местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати –

поле».

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые

события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились

новые.

Молодое

поколение

забывает

русскую

народную

культуру,

народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души

вторгаются рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение

от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях.

Произошла смена кумиров молодёжи, в качестве образца предлагаются

не

вечные

истины

и

доблести,

а

криминальная,

силовая

героика.

Объективными

показателями

нравственного

неблагополучия

в

сфере

детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и

других

зависимостей,

включая

все

виды

«экранной

зависимости»

-

т е ле ма нию,

вирт а ма нию,

Инт е рне т -ма нию.

Н а бл юд а е т с я

взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных

связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план

отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети –

будущий

«человеческий

капитал»,

ценный

ресурс

страны,

залог

её

будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растёт

будущий

гражданин.

В

молодых

семьях

вопросы

воспитание

патриотизма

не

считаются

важными,

зачастую

вызывают

лишь

недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых

сложных направлений.

Понятие

"патриотизм"

понимается

широко:

и

как

любовь

к

Родине,

преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к

месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить

свои

интересы интересам

родной

страны,

стремление

защищать

интересы

Родины.

Учитывая

это

обстоятельство,

достаточно

сложно

объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к

ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого

вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий

дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Период

дошкольного

детства

благоприятствует

во спитанию

патриотических

чувств,

т.к.

именно

в

это

время

происходит

формирование

культурно-ценностных

ориентаций,

духовно-

нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств,

мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается

процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного

детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия

на

ребёнка,

т.к.

образы

восприятия

действительности,

культурного

пространства

очень

ярки

и

сильны

и

поэтому

остаются

в

памяти

надолго,

а иногда и

н а

в с ю

ж и з н ь ,

ч т о

о ч е н ь

в а ж н о

в

воспитании патриотизма.

Нравственно – патриотическое воспитание детей – не новая область

дошкольной педагогики, практическое и теоретическое значение которой

осуществлялось на всех этапах отечественной педагогики.

Сегодня

наше

общество

переживает

переоценку

идеалов,

иногда

ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести

к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть

направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город,

край, свою Родину.

Таким

образом,

я

определила

содержание

и

развитие

идей

патриотического

воспитания

в

педагогических

исследованиях.

Без

патриотических чувств, убеждений, действий человек не может быть

настоящим гражданином и защитником своей Отчизны.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать

человека.

Нравственно

-

патриотическое

воспитание детей

является

одной

из

основных задач дошкольного образовательного учреждения.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Работа с детьми

Октябрь

Оформление

уголка

в

группе

детского

сада

«Моя

Родина

Россия».

Экскурсии по родному городу.

Подборка

дидактических

игр

по

патриотическому воспитанию.

Беседа по теме «Улица, на которой

я живу».

Создание

альбома

«Природа

родного края».

Стенд «Моя Родина – Россия».

Картотека игр.

Выставка

рисунков

"Улицы

нашего города".

Альбом

«Природа

родного

края».

Ноябрь

Ознакомление

с

символикой

России, родного города, области.

Непосредственно

образовательная

деятельность «Моя малая родина».

Краткосрочный

проект

«День

Матери».

Выставка

работ

детского

творчества.

Проект «День Матери».

Декабрь

Конкурс

выставка

«Лучшая

новогодняя игрушка».

Изготовить

настольную

игру

«Государственные символы»

В ы с т а в к а

« Л у ч ш а я

новогодняя игрушка».

Игра

««Го сударствен н ые

символы».

Январь

Ознакомление

с

обычаями

и

традициями русского народа.

Подготовить

консультацию

для

педагогов «Растим патриотов».

Коллективное

оформление

книги

«Обычаи,

обряды

и

традиции русского народа».

Ко н с ул ь т а ц и я

« Р а с т и м

патриотов».

Февраль

Непосредственно

образовательная

деятельность «Главные праздники

Праздник, посвящённый Дню

защитника Отечества.

России».

П о д г о т о в к а

и

п р о в е д е н и е

праздника

«День

защитника

Отечества».

Март

Беседы «Моя мама – лучшая на

свете», «Что умеет моя бабушка?»

Создание

фотовыставки

«Наша

дружная семья».

Выставка

детских

р а б от

«Мамин портрет».

Альбом «Моя семья».

Выставка работ, выполненных

б а б у ш к а м и

и

м а м а м и

воспитанников

«Мамины

руки

не

знают

скуки».

Апрель

Краткосрочный проект «Космос».

Фотовыставка «В детском садике

своем очень дружно мы живем».

Ра б от а

по

б л а г оу с т р о й с т ву

территории детского сада.

Выставка

работ

детского

творчества

«Космос

глазами

детей».

Акция «Посади дерево».

Май

«Боевая

слава

нашего

народа».

Экскурсия к мемориалу воинской

славы,

приуроченная

ко

Дню

Победы.

Ко н сул ьт а ц и и

« В о с п и т а н и е

п а т р и о т и ч е с к и х

ч у в с т в

у

дошкольника»;

« Д е н ь

П о б е д ы ,

ч т о

и

к а к

рассказать ребенку».

Отчёт по теме самообразования.

Утренник, посвящённый Дню

Победы.

Выступление на педсовете.

О кт я бр ь

-

май

Ч т е н и е

х у д о ж е с т в е н н о й

литературы

детям

о

природе

России, родного края, о войне, о

других исторических событиях.

Работа с

семьёй

Октябрь

Ко н сул ьт а ц и я

« В о с п и т а н и е

маленького гражданина».

Фотовыставка «Моё любимое

место в городе»

Ноябрь

Оформление

альбома

«История

нашего города».

Альбом

«История

нашего

города».

Февраль

Консультация «Роль отца в

становлении личности ребенка»

Газета

«Мой

папа

самый

лучший»

Март

Консультация

для

родителей

« П р и о б щ е н и е

к

и с т о р и и ,

традициям и культуре России».

Выставка работ, выполненных

б а б у ш к а м и

и

м а м а м и

воспитанников

«Мамины

руки

не

знают

скуки».

Апрель

Ра б от а

по

б л а г оу с т р о й с т ву

территории детского сада.

Акция «Посади дерево».

Май

Ко н сул ьт а ц и я

« В о с п и т а н и е

п а т р и о т и ч е с к и х

ч у в с т в

у

дошкольника».

Отчёт по теме самообразования

Выступление на педсовете.

Перспективы при продолжении работы на следующий год:

- Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у

дошкольников» (согласно возрастной группе);

- Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;

- Изучить новинки методической литературы;

-

В

работе

с

родителями

включать

анкеты,

беседы,

организацию

совместных праздников.



В раздел образования