Напоминание

"Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ".


Автор: Пащенко Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ детский сад №248 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: презентация
Тема: "Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Технология наглядного

моделирования на практике

в ДОУ»

Моделирование

это

попытка

задействовать

для

решения

познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память

Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально

активизировать

речевую

деятельность,

сохраняя

при

этом

интерес

к

занятию. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные

предметы замещаются рисунком, схемой, значком.

В наш динамический век значительно увеличился поток информации.

Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. На

современном

этапе

нужно

давать

детям

ключ

к

познанию

действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В

дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель.

Дошкольники

лишены

возможности

записывать

информацию,

отметить что-либо письменно на занятии, поэтому в детском саду, в

основном, задействован один вид памяти- вербальный .

Следовательно, актуальность в том, что:

1-дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет

интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту

проблему.

2-

Использование

символов

аналогии

облегчает

и

ускоряет

процесс

запоминания. А ведь одно из правил запоминания гласит:

«

Когда учишь-

записывай, рисуй, черти!

»

З- Графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать

полученные

знания.

Таким

образом,

моделирование-

это

наглядный

практический

метод

обучения.

Он

заключается

в

том,

что

мышление

ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в

наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того

или

иного

объекта.

Формирование

навыков

наглядного

моделирования

происходит

с

постоянным

повышением

доли

самостоятельного

участия

детей в процессе работы.

В дошкольном возрасте применяются различные виды

моделей:

Предметные

в которых воспроизводятся конструкторские особенности,

пропорции,

взаимосвязь

частей

каких-либо

объектов.

Это

могут

быть

модели построек, глобуса, экосистемы.

Предметно-схематические модели

в них существуют признаки, связи,

отношения, представленные в виде предметов-макетов. Примером могут

служить алгоритмы, последовательности действий (умывание, сервировка,

уход за растениями. Технологии приготовления блюд,

логоритмические

упражнения).

Графические

модели

(графики,

схемы)

передают

условно-обобщённые

признаки,

связи,

отношения.

Явления.

Примером

может

служить

«

Календарь погоды и природы

»

, план группы, участка, кукольного уголка,

маршрута путешествия.

В

ходе

наглядного

моделирования

детей

знакомят

с

графическим

способом

передачи

информации

моделью.

В

качестве

условных

заместителей

(элементов

модели)

могут

выступать

геометрические

фигуры, символические

изображения, планы.

Добывая информацию методом наглядного моделирования,

дети учатся:

- исследовать, сравнивать, составлять внутренний план умственных

действий, совершенствовать речевые функции;

- формировать и высказывать суждения и умозаключения.

Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние

на развитие не только речевых процессов, но и не речевых: внимание,

память, мышление.

Технологии наглядного моделирования требуют соблюдения

следующих принципов обучения:

- развивающий и воспитывающий характер обучения;

- системность и последовательность;

- сознательность и самостоятельность;

- творческая активность;

- наглядность и доступность;

- сочетание коллективной и индивидуальной работы.

Этапы

развития

навыков

наглядного

моделирования

решают следующие задачи:

1.Знакомство с графическим способом предоставленной информации.

2.Формирование навыка дешифровки модели.

З.Формирование навыка самостоятельного моделирования.

В

школе

знаково-символическая

система

используется

постоянно.

С

помощью

её

детей

учат

кодировать

изучаемую

информацию.

Это

необходимый компонент обучения, а правильная речь- один из показателей

готовности

ребёнка

к

школе,

залогом

успешного

усвоения

грамоты

и

чтения. Введение наглядного метода моделирования в процесс обучения

позволяет целенаправленно развивать речь, обогащать словарь, закреплять

новое

словообразование,

формировать

и

совершенствовать

умение

использовать

в

речи

различные

конструкции

предложений,

описание

предметов,

составление

рассказов.

Пересказывание,

правильное

использование предлогов.

Этапы

внедрения

в

практику

работы

наглядного

моделирования:

1 этап -научить читать таблицы:

2 этап- сообщение темы;

рассматривание общей схемы кодировки (материалом для этого является

любое

обобщающее

понятие:

животные,

органы

чувств,

транспорт,

деревья и др.);

составление модели-информации о конкретной теме с опорой на общую

схему;

моделирование

осуществляется

под

руководством

взрослого

с

использованием наводящих вопросов;

отгадывание загадок- мнемотаблиц составленных воспитателем с опорой

на общую схему.

3

этап -совместное

кодирование

информации,

обсуждение

вариантов

знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого предмета и

самостоятельное придумывание таблиц по пройденному материалу.

4 этап: отрабатывание навыков кодирования в разных видах деятельности

с

помощью

картинно-графического

плана,

представленного

в

виде

предметных

картинок,

дети

пересказывают

тексты,

учат

загадки,

составляют

рассказы,

зарисовывают

тексты

загадок,

четверостиший,

небольших рассказов.

Таким

образом,

наглядное

моделирование

используется

во

всех

видах детской деятельности и во всех образовательных областях,

потому,

что

это

источник

развития

умственных

способностей

и

творчества

в

дошкольном

детстве.

В

данном

возрасте

развитие

воображения и образного мышления является главным направлением

умственного

развития.

Моделирование

мы

большей

частью

используем

на

занятиях

по

обучению

связной

речи,

грамоте,

познанию, изодеятельности, труде, экспериментальной деятельности,

самостоятельной, игровой, музыкальной, физкультурной но, конечно

же, с учётом возрастных особенностей дошкольников.

Спасибо за внимание!



В раздел образования