Автор: Козяева Татьяна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Буратино"
Населённый пункт: р.Хакасия, с.Белый яр
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
«Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в
условиях реализации ФГОС ДО»
Воспитатель: Т.Ф. Козяева
Белый Яр, 2017
Гражданско-патриотическое воспитание детей осуществляется через следующие
формы:
досуги,
театрализованные
представления
(ежегодно
проводится
театральный фестиваль в ДОУ, а так же воспитанники выступают за пределами
детского сада), выставки работ воспитанников, спортивные праздники, детские
проекты, участие в различных конкурсах как в ДОУ, так и за его пределами,
подготовка и проведение патриотических праздников.
Мы стремимся на примере ближнего природного и социального окружения
познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать свое место
в нем, развивая доброе, заботливое, отношение к своей семье, природе, людям,
своему селу, стране.
Решая
проблему
воспитания
маленького
гражданина,
главная
цель
образовательного
процесса
-
формирование
у
ребенка
активной
социальной
позиции,
воспитание
гуманной,
самостоятельной,
интеллектуально
развитой
творческой личности.
В соответствии с целью и учитывая актуальность проблемы патриотического
воспитания перед нами стоят следующие задачи:
1. формировать позитивное, ответственное отношение к себе;
2.
способствовать
формированию
модели
поведения
воспитанника
во
взаимоотношениях с другими людьми;
3. способствовать воспитанию гуманного, экологически целесообразного
отношения ребенка к окружающему миру.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в ООД, в
режимных моментах, в игровой деятельности, в
хозяйственно-бытовом труде,
труде в природе, самообслуживании и других видах деятельности.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта
работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам
доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. Это и
есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в
процессе целенаправленного воспитания.
2
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников представляет собой некую
систему, которая охватывает все уровни образовательной деятельности и
реализуется через такие формы, как:
1.
Создание
предметно-развивающей
среды
для
дошкольников
по
гражданско-патриотическому воспитанию.
2.
Тематическая непосредственно-образовательная деятельность.
3.
Взаимодействие с родителями.
4.
Эффективное взаимодействие с социальными институтами (экскурсии,
взаимодействие с театрами, библиотекой, музыкальной школой, участие
в конкурсах и многое другое).
Большое значение в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников
имеет
создание
предметно-развивающей
среды.
Предметная
среда
насыщена
такими материалами и пособиями, что воспитанник, выполняя самостоятельную
работу,
играя
в
совместной
деятельности
с
другими
детьми
и
педагогом,
незаметно,
постепенно
впитывает
особенности
культуры,
быта
народа,
населяющих наше село, край, страну. В группах имеется достаточно большое
количество
дидактических,
настольных
игр
–
лото,
разрезные
картинки,
наглядный
материал,
пазлы,
домино
и
многое
другое.
Книги,
фотоальбомы,
находятся в доступном месте для воспитанников и знакомят их с селом, его
достопримечательностями. Карты, глобусы позволяют путешествовать не только
по детскому саду, но и по бескрайним просторам Родины.
Во многом успех гражданско-патриотического воспитания дошкольников
зависит от родителей, от семьи, от психологической атмосферы, которая царит
дома,
в
ДОУ.
Поэтому
педагогами
используются
различные
формы
взаимодействия
с
семьями
воспитанников:
консультации,
анкетирование,
совместная
подготовка
и
проведение
праздников,
организация
выставок,
тематические
встречи,
презентации,
родительские
собрания,
изготовление
буклетов для родителей по гражданско-патриотическому воспитанию и другим
направлениям.
3
Родители
являются
не
пассивными
наблюдателями,
а
активными
участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в
проведении праздников, но и совместно с педагогами на родительских собраниях
обсуждают вопросы, касающиеся воспитания дошкольников.
В системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников важно
учитывать несколько направлений:
1.
Все начинается с родного дома и, конечно же матери, которая является
хранительницей домашнего очага. Воспитать любовь к самому близкому – к
родному
дому
и
семье
–
это
основа
основ
гражданско-патриотического
воспитания, его первая и самая важная ступень.
2.
Родившись, человек становится частью общества. Сначала – семья, группа
детского сада, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и
традиции,
которых
придерживаются
все
члены
этого
общества.
В
жизни
существует множество других правил: правила безопасности жизнедеятельности,
правила гигиены, правила здорового образа жизни, правила дорожного движения,
правила поведения в общественных местах и другие правила.
Чтобы
дать
ребенку
возможность
поближе
узнать
«мир
людей»
-
сверстников и взрослых необходимо эмоционально насыщенное содержательное
общение
взрослого
с
ребенком.
Важно
создавать
проблемные
ситуации,
направленного на развитие гибкого социального поведения.
Для развития интереса к окружающему миру и обогащения представлений о
социальной действительности важно посещение музеев, выставок, экскурсий.
Важно знакомить детей с зарубежными странами и элементами их культуры,
расширив в своем сознании границы мира. Правовое воспитание – еще один путь
гражданско-патриотического
воспитания
дошкольника.
Дети
должны
знать
о
своих правах.
4
3.
В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего села, края, страны
(водитель,
повар,
библиотекарь,
шахтер
и
др.).
Способствовать
воспитанию
уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.
Важным направлением в образовательном процессе ДОУ является приобщение
дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и
несложен,
однако
он
необходим
для
становления
его
личности.
Нужно
способствовать трудовой деятельности детей в основе которой лежит желание
сделать что-то для своей семьи, друга, педагога, для группы, для детского сада.
4.
Педагог должен не только дать представление о природе и ее законах, но и
способствовать умению видеть красоту, жить с ней в мире и гармонии, не нарушая
ее
ритма,
защищать
ее.
Родившись,
человек
становится
не
только
частью
общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой и отношения
во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем
которого является ребенок.
5.
Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания дошкольников
является воспитание любви к своей Родине. Дошкольник, прежде всего, должен
осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином
России. Нужно постепенно подвести воспитанника к пониманию того, что у
каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко село, привязанность к
которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая родина - Россия, РФ.
Детей знакомим со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы
полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас нужно уметь быть
ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела,
которые были бы на благо своего дома, детского сада, села, а в дальнейшем и всей
страны.
6.
5
Патриотическое
воспитание
в
ДОУ
–
это
процесс
освоения,
наследования
традиционной отечественной культуры. Сохранение российской культуры во всем
многообразии
ее
проявлений,
национального
колорита
о ка з ы ва е т
непосредственное влияние на развитие личности дошкольника.
«Культура» - одно из важных направлений в образовательном процессе ДОУ. Это
различные
праздники:
народные,
обрядовые,
посвященные
важным
датам
в
истории России; развлечения; знакомство с местным народным промыслом.
Интересным для воспитанников является знакомство с
жизнью и творчеством
отечественных художников, писателей, композиторов, военачальников, и многих
других великих людей России. В связи с этим в ДОУ запущен проект «Великие
люди нашей страны».
7.
Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что
может заинтересовать дошкольника чистотой, искренностью, красотой, глубоким
содержанием? Это наша многовековая история. В нашем учреждении проводится
много мероприятий, позволяющих формировать у воспитанников уважительное
отношение к истории страны, ее традициям. Воспитанники с увлечение слушают
рассказы
о
ветеранах,
их
героическом
прошлом,
выступают
в
концертных
программах, изготавливают поздравительные открытки. К 70-летию победы в
ВОВ в нашем ДОУ была оформлена фотогалерея «Бессмертный полк», в память о
воевавших в ВОВ и их краткая биография.
Чем
мы
можем
гордиться,
так
это
своей
историей.
Хочется
пробудить
в
дошкольниках чувство гордости за наш народ, давший миру великих полководцев
и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Только единство требований ДОУ и семьи обеспечит дошкольнику условия для
полноценного
развития
нравственных
ценностей,
духовных
сил,
наполнит
детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.
6
7
8
9