Напоминание

"Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Козяева Татьяна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Буратино"
Населённый пункт: р.Хакасия, с.Белый яр
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в

условиях реализации ФГОС ДО»

Воспитатель: Т.Ф. Козяева

Белый Яр, 2017

Гражданско-патриотическое воспитание детей осуществляется через следующие

формы:

досуги,

театрализованные

представления

(ежегодно

проводится

театральный фестиваль в ДОУ, а так же воспитанники выступают за пределами

детского сада), выставки работ воспитанников, спортивные праздники, детские

проекты, участие в различных конкурсах как в ДОУ, так и за его пределами,

подготовка и проведение патриотических праздников.

Мы стремимся на примере ближнего природного и социального окружения

познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать свое место

в нем, развивая доброе, заботливое, отношение к своей семье, природе, людям,

своему селу, стране.

Решая

проблему

воспитания

маленького

гражданина,

главная

цель

образовательного

процесса

-

формирование

у

ребенка

активной

социальной

позиции,

воспитание

гуманной,

самостоятельной,

интеллектуально

развитой

творческой личности.

В соответствии с целью и учитывая актуальность проблемы патриотического

воспитания перед нами стоят следующие задачи:

1. формировать позитивное, ответственное отношение к себе;

2.

способствовать

формированию

модели

поведения

воспитанника

во

взаимоотношениях с другими людьми;

3. способствовать воспитанию гуманного, экологически целесообразного

отношения ребенка к окружающему миру.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в ООД, в

режимных моментах, в игровой деятельности, в

хозяйственно-бытовом труде,

труде в природе, самообслуживании и других видах деятельности.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта

работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам

доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. Это и

есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в

процессе целенаправленного воспитания.

2

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников представляет собой некую

систему, которая охватывает все уровни образовательной деятельности и

реализуется через такие формы, как:

1.

Создание

предметно-развивающей

среды

для

дошкольников

по

гражданско-патриотическому воспитанию.

2.

Тематическая непосредственно-образовательная деятельность.

3.

Взаимодействие с родителями.

4.

Эффективное взаимодействие с социальными институтами (экскурсии,

взаимодействие с театрами, библиотекой, музыкальной школой, участие

в конкурсах и многое другое).

Большое значение в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников

имеет

создание

предметно-развивающей

среды.

Предметная

среда

насыщена

такими материалами и пособиями, что воспитанник, выполняя самостоятельную

работу,

играя

в

совместной

деятельности

с

другими

детьми

и

педагогом,

незаметно,

постепенно

впитывает

особенности

культуры,

быта

народа,

населяющих наше село, край, страну. В группах имеется достаточно большое

количество

дидактических,

настольных

игр

лото,

разрезные

картинки,

наглядный

материал,

пазлы,

домино

и

многое

другое.

Книги,

фотоальбомы,

находятся в доступном месте для воспитанников и знакомят их с селом, его

достопримечательностями. Карты, глобусы позволяют путешествовать не только

по детскому саду, но и по бескрайним просторам Родины.

Во многом успех гражданско-патриотического воспитания дошкольников

зависит от родителей, от семьи, от психологической атмосферы, которая царит

дома,

в

ДОУ.

Поэтому

педагогами

используются

различные

формы

взаимодействия

с

семьями

воспитанников:

консультации,

анкетирование,

совместная

подготовка

и

проведение

праздников,

организация

выставок,

тематические

встречи,

презентации,

родительские

собрания,

изготовление

буклетов для родителей по гражданско-патриотическому воспитанию и другим

направлениям.

3

Родители

являются

не

пассивными

наблюдателями,

а

активными

участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в

проведении праздников, но и совместно с педагогами на родительских собраниях

обсуждают вопросы, касающиеся воспитания дошкольников.

В системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников важно

учитывать несколько направлений:

1.

Все начинается с родного дома и, конечно же матери, которая является

хранительницей домашнего очага. Воспитать любовь к самому близкому – к

родному

дому

и

семье

это

основа

основ

гражданско-патриотического

воспитания, его первая и самая важная ступень.

2.

Родившись, человек становится частью общества. Сначала – семья, группа

детского сада, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и

традиции,

которых

придерживаются

все

члены

этого

общества.

В

жизни

существует множество других правил: правила безопасности жизнедеятельности,

правила гигиены, правила здорового образа жизни, правила дорожного движения,

правила поведения в общественных местах и другие правила.

Чтобы

дать

ребенку

возможность

поближе

узнать

«мир

людей»

-

сверстников и взрослых необходимо эмоционально насыщенное содержательное

общение

взрослого

с

ребенком.

Важно

создавать

проблемные

ситуации,

направленного на развитие гибкого социального поведения.

Для развития интереса к окружающему миру и обогащения представлений о

социальной действительности важно посещение музеев, выставок, экскурсий.

Важно знакомить детей с зарубежными странами и элементами их культуры,

расширив в своем сознании границы мира. Правовое воспитание – еще один путь

гражданско-патриотического

воспитания

дошкольника.

Дети

должны

знать

о

своих правах.

4

3.

В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего села, края, страны

(водитель,

повар,

библиотекарь,

шахтер

и

др.).

Способствовать

воспитанию

уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.

Важным направлением в образовательном процессе ДОУ является приобщение

дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и

несложен,

однако

он

необходим

для

становления

его

личности.

Нужно

способствовать трудовой деятельности детей в основе которой лежит желание

сделать что-то для своей семьи, друга, педагога, для группы, для детского сада.

4.

Педагог должен не только дать представление о природе и ее законах, но и

способствовать умению видеть красоту, жить с ней в мире и гармонии, не нарушая

ее

ритма,

защищать

ее.

Родившись,

человек

становится

не

только

частью

общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой и отношения

во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем

которого является ребенок.

5.

Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания дошкольников

является воспитание любви к своей Родине. Дошкольник, прежде всего, должен

осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином

России. Нужно постепенно подвести воспитанника к пониманию того, что у

каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко село, привязанность к

которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая родина - Россия, РФ.

Детей знакомим со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы

полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас нужно уметь быть

ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела,

которые были бы на благо своего дома, детского сада, села, а в дальнейшем и всей

страны.

6.

5

Патриотическое

воспитание

в

ДОУ

это

процесс

освоения,

наследования

традиционной отечественной культуры. Сохранение российской культуры во всем

многообразии

ее

проявлений,

национального

колорита

о ка з ы ва е т

непосредственное влияние на развитие личности дошкольника.

«Культура» - одно из важных направлений в образовательном процессе ДОУ. Это

различные

праздники:

народные,

обрядовые,

посвященные

важным

датам

в

истории России; развлечения; знакомство с местным народным промыслом.

Интересным для воспитанников является знакомство с

жизнью и творчеством

отечественных художников, писателей, композиторов, военачальников, и многих

других великих людей России. В связи с этим в ДОУ запущен проект «Великие

люди нашей страны».

7.

Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что

может заинтересовать дошкольника чистотой, искренностью, красотой, глубоким

содержанием? Это наша многовековая история. В нашем учреждении проводится

много мероприятий, позволяющих формировать у воспитанников уважительное

отношение к истории страны, ее традициям. Воспитанники с увлечение слушают

рассказы

о

ветеранах,

их

героическом

прошлом,

выступают

в

концертных

программах, изготавливают поздравительные открытки. К 70-летию победы в

ВОВ в нашем ДОУ была оформлена фотогалерея «Бессмертный полк», в память о

воевавших в ВОВ и их краткая биография.

Чем

мы

можем

гордиться,

так

это

своей

историей.

Хочется

пробудить

в

дошкольниках чувство гордости за наш народ, давший миру великих полководцев

и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Только единство требований ДОУ и семьи обеспечит дошкольнику условия для

полноценного

развития

нравственных

ценностей,

духовных

сил,

наполнит

детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.

6

7

8

9



В раздел образования