Напоминание

"Формирование основ экологической культуры у дошкольников"


Авторы: Кириллова Лидия Ивановна, Приходько Гульнара Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №61 г. Апатиты
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"
Дата публикации: 17.05.2017
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сообщение

из опыта работы на тему

«Формирование основ экологической культуры у дошкольников»

Авторы: Кириллова Лидия Ивановна, Приходько Гульнара Владимировна, воспитатели

МБДОУ № 61 города Апатиты.

«Мы говорим, на сердце руки положа,

Пусть будет в человеке всё прекрасно,

И мысли, и поступки, и душа

В гармонии с природой и с собою.

На свете, чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души»

Н. Луконина.

Формирование экологической культуры детей – одно из основных

направлений

общей

стратегии

воспитания.

Формированием

экологической

культуры,

является

развитие

гуманного

отношения

к

природе,

способность

воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится

ко всем

природным

компонентам.

Конечным

результатом,

должно

быть

не

только

владение

определенными

знаниями

и

умениями,

навыками,

а

развитие

эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать,

облагораживать окружающую среду.

Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от

нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей – созидателей новой

жизни.

Экологические

проблемы

это

не

только

результат

загрязнения

окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия

растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического

сознания,

экологической

культуры

это

длительный

процесс,

который

осуществляется на протяжении всей жизни человека.

Экологическое

воспитание

это

новое

направление

дошкольной

педагогики.

В

период

дошкольного

детства

в

процессе

целенаправленного

педагогического

воздействия

у

дошкольников

можно

сформировать

начала

экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям,

объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное

окружение.

Воспитание

экологической

культуры

одно

из

важных

направлений

всестороннего

развития

личности

дошкольника.

Сложная

экологическая

обстановка

в

мире,

ее

тяжелые

последствия,

экология

родного

края,

засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать

экологическому воспитанию дошкольников.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому

забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред

природе,

наносит

вред

и

человеку.

Следовательно,

действия,

в

результате

которых разрушается общий для всех Дом, безнравственны. Важно, чтобы

базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком

гуманных

знаний

о

человеке,

обществе

и

природе

как

важнейшей

составляющей окружающего мира.

Дошкольное

детство

начальный

этап

становления

человеческой

личности.

В

этот

период

закладываются

основы

личностной

культуры.

Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля

и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с

окружающей

природой.

Необходимо

воспитывать

природой.

Необходимо

воспитывать

интерес

к

природе,

будь

то

комнатное

растение,

экзотическое

животное или местный водоем.

У детей необходимо формировать знания о единстве живого организма со

средой обитания, о морфо – функциональной (из чего состоит, как действует)

целостности живых организмов, всех жителей планеты. Дать понять, что нет

абсолютно вредного в природе и абсолютного

полезного живого, все должно

существовать в тесной зависимости.

От нас, взрослых, зависит, научится ли,

ребенок замечать, понимать и чувствовать красоту природы. Это необходимо,

как пища для души, а порой и как лекарство.

Великий писатель К.Д. Ушинский говорил: «Если хотите научить ребенка

мыслить и чувствовать, введите его в природу». А В. Орлов писал: « Нас в

любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, пчелы в поле и в

саду

обучают

нас

труду.

Учит

снег

нас

чистоте.

Учит

солнце

доброте.

У

природы

круглый

год

обучаться

нужно,

весь

лесной

народ

учит

крепкой

дружбе».

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с

новым

экологическим

мышлением,

способного

осознать

последствия

своих

действий

по

отношению

к

окружающей

среде

и

умеющего

жить

в

относительной гармонии с природой, иными словами – развитие экологической

воспитанности дошкольников.

Экологические связи не всегда видимы. Детям трудно осознавать многие

из них, а еще труднее на их основе прогнозировать свое собственное поведение

в

природной

среде.

Ведь

дошкольный

возраст

является

периодом

чувствительного

восприятия

природы.

Очень

важно

не

пропустить

этот

благоприятный момент для создания условий по формированию экологического

мировоззрения

дошкольника.

В

период

дошкольного

детства

в

процессе

целенаправленного

педагогического

воздействия

у

младших

дошкольников

можно

сформировать

начала

экологической

культуры

осознанно

правильного

отношения

к

явлениям,

объектам

живой

и

неживой

природы,

которые составляют их непосредственное окружение.

Чтобы дети приобрели устойчивый интерес к природе, навыки и умения

правильного поведения в ней, научились доброте, быть нужными и полезными,

мы ставим такие задачи:

Формировать у детей экологические представления о природе севера и

себя в ней.

Развивать навыки общения с живой и неживой природой.

Развивать творческие способности и воображение посредством умения

с помощью слова, цвета, образа, рисунка, музыки, движений выражать

эмоциональное состояние и духовные переживания.

Развивать познавательные знания и гуманное отношение к растениям и

животным.

Опыт показал, что уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий

усваивают

комплекс

экологических

знаний,

если

знания

преподносятся

в

доступной,

увлекательной

форме

и

если

учитывается

интерес

ребенка

к

природным явлениям. Поэтому образовательную деятельность с детьми мы

строили на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие

личности ребенка в целом: это – умение сравнивать и обобщать собственные

наблюдения,

видеть

и

понимать

красоту

окружающего

мира,

а

так же

совершенствование

речи

дошкольников,

их

мышления,

творческих

способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаем

не простому

запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и

оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и

детей.

Образовательная деятельность с детьми строится с учетом времени года,

состоят из трех частей:

1 часть – беседа (рассказ, экскурсия, рассматривание картин, труд в

уголке природы, наблюдения на прогулке);

2 часть – экологическая игра;

3 часть - исследовательская деятельность.

Вашему вниманию представлены примерные тематические занятия, которые

мы планируем с детьми нашей группы по временам года:

Осень:

«Беседа о лете»; «Беседа о лесе»; «Экскурсия в парк»; «Беседа о

волшебнице воде»; «Грибное царство»; «Беседа об овощах»; «Рассматривание

картины»; «Осень», «Труд людей осенью»; «Любите землю-матушку» и другие.

Зима:

«Беседа

о

зимующих

и

перелётных

птицах»;

«По

тропинке

в

лес

пойдём», «Беседа по картине «Русская зима»; «Экскурсия в зимний парк»;

«Домашние животные»; «Мы - друзья природы»; «Дидактическая игра «Птичья

столовая»; «Беседа о зиме»; «Воздух и его роль» и др.

Весна: «Беседа о весне»; «Беседа о диких животных»; «Рассматривание веток

вербы, берёзы»; «Рассматривание цветков мать-и- мачеха» и т.д.

Вся работа по экологическому воспитанию проводится в совместной

деятельности воспитателя с детьми через: экологические

досуги, наблюдения,

экологические, дидактические игры, настольно-печатные игры: «Как зовут тебя

деревце?», «Земля и её жители», «Азбука растений»; лото – «Цветы», «Дары

природы»,

«Времена

года»,

«Путешествие

по

календарю»;

просмотр

мультфильма «Да здравствует природа!» режиссер В.Скроденис.

Основной объём материала даём в свободной деятельности, в процессе

ежедневного

личностного

общения

педагога

с

детьми,

при

ответе

на

многочисленные

детские

вопросы.

Педагогика

сотрудничества

позволяет

максимально

раскрыться

всем

потенциальным

возможностям

личности

ребенка.

Формирование основ экологической культуры осуществляется наиболее

эффективно в том случае, если педагоги создают условия для возможности

постоянного

запечатления

детьми

реального

экологически

грамотного

природоохранного

поведения

взрослых.

С

этой

целью

в

группе

оформили

многофункциональное панно. В его функции входит:

- создание и решение проблемных ситуаций в природе;

- использование дидактических игр: «Кто живёт в нашем крае», «Найди того, о

ком

расскажу»,

«Подбери

детёныша»,

«Кто,

где

живёт?»,

«Кто

лишний»,

«Найди хищников», «Кто, как передвигается» и др.;

- сезонные наблюдения в природе;

- моделирование наблюдений с помощью плоскостных фигур.

Всю работу по формированию основ экологической культуры у

дошкольников

осуществляем

в

тесном

контакте

с

родителями:

провели

родительское собрание в форме круглого стола «Мы любим и знаем природу»;

подготовили консультации: «Знакомим малыша с природой», « Как научить

малышей

беречь

природу»,

«Досуг

с

ребенком

на

природе»,

«В

союзе

с

природой». Привлекаем родителей к облагораживанию детского участка.

Таким образом, формирование основ экологической культуры у детей

дошкольного

возраста –

поможет

заложить

в

них

бережное

отношение

к

природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира.

Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению

в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание

природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время инициативу в

сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира.

Экологическое

образование

и

воспитание

осуществляем

исподволь,

ненавязчиво,

без

налета

обязательности,

систематически

и

планомерно,

используя все виды деятельности, но всегда с удовольствием и искренней

заинтересованностью, как детей, так и воспитателя.

Закончить выступление хочется словами:

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Список используемых источников

1.

Белавина И.Г. Найденская Н.Г. «Планета – наш дом» М. – 1995г.

2.

Богусловская

З.М.

Смирнова

Е.О

«Развивающие

игры

для

детей

младшего дошкольного возраста» М.-1991г.

3.

Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду» М. -1977г.

4.

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» М.1985г.

5.

Волчкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада».

«Экология» Воронеж – 2004г.

6.

Герасимова Е.О. Данилина Г.С. «К гармонии с Природой» С.-П.-1995г.

7.

Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир» М.-2009г.

8.

Кондратьева Н.Н.Программа экологического образования детей «Мы» С.-

П.-1996 г.

9.

Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» М.-1990г.

10.Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Минск -1995г.

11.Николаева С.Н. «Программа экологического воспитания дошкольников»

М – 1993г.

12. Рыжова Н.А. Наш дом природа «Волшебная вода» М.-1997г.

13.Иванова

А.И.

Программа

экологического

образования

дошкольников

«Живая экология» М. -2007г.

14.Шоль Г.С. «Природа – источник здоровья» Мурманск -2000г.



В раздел образования