Авторы: Кириллова Лидия Ивановна, Приходько Гульнара Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №61 г. Апатиты
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Сообщение
из опыта работы на тему
«Формирование основ экологической культуры у дошкольников»
Авторы: Кириллова Лидия Ивановна, Приходько Гульнара Владимировна, воспитатели
МБДОУ № 61 города Апатиты.
«Мы говорим, на сердце руки положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно,
И мысли, и поступки, и душа
В гармонии с природой и с собою.
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души»
Н. Луконина.
Формирование экологической культуры детей – одно из основных
направлений
общей
стратегии
воспитания.
Формированием
экологической
культуры,
является
развитие
гуманного
отношения
к
природе,
способность
воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится
ко всем
природным
компонентам.
Конечным
результатом,
должно
быть
не
только
владение
определенными
знаниями
и
умениями,
навыками,
а
развитие
эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать,
облагораживать окружающую среду.
Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от
нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей – созидателей новой
жизни.
Экологические
проблемы
–
это
не
только
результат
загрязнения
окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия
растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического
сознания,
экологической
культуры
–
это
длительный
процесс,
который
осуществляется на протяжении всей жизни человека.
Экологическое
воспитание
–
это
новое
направление
дошкольной
педагогики.
В
период
дошкольного
детства
в
процессе
целенаправленного
педагогического
воздействия
у
дошкольников
можно
сформировать
начала
экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям,
объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное
окружение.
Воспитание
экологической
культуры
–
одно
из
важных
направлений
всестороннего
развития
личности
дошкольника.
Сложная
экологическая
обстановка
в
мире,
ее
тяжелые
последствия,
экология
родного
края,
засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать
экологическому воспитанию дошкольников.
Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому
забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред
природе,
наносит
вред
и
человеку.
Следовательно,
действия,
в
результате
которых разрушается общий для всех Дом, безнравственны. Важно, чтобы
базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком
гуманных
знаний
о
человеке,
обществе
и
природе
как
важнейшей
составляющей окружающего мира.
Дошкольное
детство
–
начальный
этап
становления
человеческой
личности.
В
этот
период
закладываются
основы
личностной
культуры.
Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля
и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с
окружающей
природой.
Необходимо
воспитывать
природой.
Необходимо
воспитывать
интерес
к
природе,
будь
то
комнатное
растение,
экзотическое
животное или местный водоем.
У детей необходимо формировать знания о единстве живого организма со
средой обитания, о морфо – функциональной (из чего состоит, как действует)
целостности живых организмов, всех жителей планеты. Дать понять, что нет
абсолютно вредного в природе и абсолютного
полезного живого, все должно
существовать в тесной зависимости.
От нас, взрослых, зависит, научится ли,
ребенок замечать, понимать и чувствовать красоту природы. Это необходимо,
как пища для души, а порой и как лекарство.
Великий писатель К.Д. Ушинский говорил: «Если хотите научить ребенка
мыслить и чувствовать, введите его в природу». А В. Орлов писал: « Нас в
любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, пчелы в поле и в
саду
обучают
нас
труду.
Учит
снег
нас
чистоте.
Учит
солнце
доброте.
У
природы
круглый
год
обучаться
нужно,
весь
лесной
народ
учит
крепкой
дружбе».
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с
новым
экологическим
мышлением,
способного
осознать
последствия
своих
действий
по
отношению
к
окружающей
среде
и
умеющего
жить
в
относительной гармонии с природой, иными словами – развитие экологической
воспитанности дошкольников.
Экологические связи не всегда видимы. Детям трудно осознавать многие
из них, а еще труднее на их основе прогнозировать свое собственное поведение
в
природной
среде.
Ведь
дошкольный
возраст
является
периодом
чувствительного
восприятия
природы.
Очень
важно
не
пропустить
этот
благоприятный момент для создания условий по формированию экологического
мировоззрения
дошкольника.
В
период
дошкольного
детства
в
процессе
целенаправленного
педагогического
воздействия
у
младших
дошкольников
можно
сформировать
начала
экологической
культуры
–
осознанно
–
правильного
отношения
к
явлениям,
объектам
живой
и
неживой
природы,
которые составляют их непосредственное окружение.
Чтобы дети приобрели устойчивый интерес к природе, навыки и умения
правильного поведения в ней, научились доброте, быть нужными и полезными,
мы ставим такие задачи:
Формировать у детей экологические представления о природе севера и
себя в ней.
Развивать навыки общения с живой и неживой природой.
Развивать творческие способности и воображение посредством умения
с помощью слова, цвета, образа, рисунка, музыки, движений выражать
эмоциональное состояние и духовные переживания.
Развивать познавательные знания и гуманное отношение к растениям и
животным.
Опыт показал, что уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий
усваивают
комплекс
экологических
знаний,
если
знания
преподносятся
в
доступной,
увлекательной
форме
и
если
учитывается
интерес
ребенка
к
природным явлениям. Поэтому образовательную деятельность с детьми мы
строили на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие
личности ребенка в целом: это – умение сравнивать и обобщать собственные
наблюдения,
видеть
и
понимать
красоту
окружающего
мира,
а
так же
совершенствование
речи
дошкольников,
их
мышления,
творческих
способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаем
не простому
запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и
оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и
детей.
Образовательная деятельность с детьми строится с учетом времени года,
состоят из трех частей:
1 часть – беседа (рассказ, экскурсия, рассматривание картин, труд в
уголке природы, наблюдения на прогулке);
2 часть – экологическая игра;
3 часть - исследовательская деятельность.
Вашему вниманию представлены примерные тематические занятия, которые
мы планируем с детьми нашей группы по временам года:
Осень:
«Беседа о лете»; «Беседа о лесе»; «Экскурсия в парк»; «Беседа о
волшебнице воде»; «Грибное царство»; «Беседа об овощах»; «Рассматривание
картины»; «Осень», «Труд людей осенью»; «Любите землю-матушку» и другие.
Зима:
«Беседа
о
зимующих
и
перелётных
птицах»;
«По
тропинке
в
лес
пойдём», «Беседа по картине «Русская зима»; «Экскурсия в зимний парк»;
«Домашние животные»; «Мы - друзья природы»; «Дидактическая игра «Птичья
столовая»; «Беседа о зиме»; «Воздух и его роль» и др.
Весна: «Беседа о весне»; «Беседа о диких животных»; «Рассматривание веток
вербы, берёзы»; «Рассматривание цветков мать-и- мачеха» и т.д.
Вся работа по экологическому воспитанию проводится в совместной
деятельности воспитателя с детьми через: экологические
досуги, наблюдения,
экологические, дидактические игры, настольно-печатные игры: «Как зовут тебя
деревце?», «Земля и её жители», «Азбука растений»; лото – «Цветы», «Дары
природы»,
«Времена
года»,
«Путешествие
по
календарю»;
просмотр
мультфильма «Да здравствует природа!» режиссер В.Скроденис.
Основной объём материала даём в свободной деятельности, в процессе
ежедневного
личностного
общения
педагога
с
детьми,
при
ответе
на
многочисленные
детские
вопросы.
Педагогика
сотрудничества
позволяет
максимально
раскрыться
всем
потенциальным
возможностям
личности
ребенка.
Формирование основ экологической культуры осуществляется наиболее
эффективно в том случае, если педагоги создают условия для возможности
постоянного
запечатления
детьми
реального
экологически
грамотного
природоохранного
поведения
взрослых.
С
этой
целью
в
группе
оформили
многофункциональное панно. В его функции входит:
- создание и решение проблемных ситуаций в природе;
- использование дидактических игр: «Кто живёт в нашем крае», «Найди того, о
ком
расскажу»,
«Подбери
детёныша»,
«Кто,
где
живёт?»,
«Кто
лишний»,
«Найди хищников», «Кто, как передвигается» и др.;
- сезонные наблюдения в природе;
- моделирование наблюдений с помощью плоскостных фигур.
Всю работу по формированию основ экологической культуры у
дошкольников
осуществляем
в
тесном
контакте
с
родителями:
провели
родительское собрание в форме круглого стола «Мы любим и знаем природу»;
подготовили консультации: «Знакомим малыша с природой», « Как научить
малышей
беречь
природу»,
«Досуг
с
ребенком
на
природе»,
«В
союзе
с
природой». Привлекаем родителей к облагораживанию детского участка.
Таким образом, формирование основ экологической культуры у детей
дошкольного
возраста –
поможет
заложить
в
них
бережное
отношение
к
природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира.
Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению
в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание
природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время инициативу в
сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира.
Экологическое
образование
и
воспитание
осуществляем
исподволь,
ненавязчиво,
без
налета
обязательности,
систематически
и
планомерно,
используя все виды деятельности, но всегда с удовольствием и искренней
заинтересованностью, как детей, так и воспитателя.
Закончить выступление хочется словами:
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Список используемых источников
1.
Белавина И.Г. Найденская Н.Г. «Планета – наш дом» М. – 1995г.
2.
Богусловская
З.М.
Смирнова
Е.О
«Развивающие
игры
для
детей
младшего дошкольного возраста» М.-1991г.
3.
Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду» М. -1977г.
4.
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» М.1985г.
5.
Волчкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада».
«Экология» Воронеж – 2004г.
6.
Герасимова Е.О. Данилина Г.С. «К гармонии с Природой» С.-П.-1995г.
7.
Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир» М.-2009г.
8.
Кондратьева Н.Н.Программа экологического образования детей «Мы» С.-
П.-1996 г.
9.
Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» М.-1990г.
10.Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Минск -1995г.
11.Николаева С.Н. «Программа экологического воспитания дошкольников»
М – 1993г.
12. Рыжова Н.А. Наш дом природа «Волшебная вода» М.-1997г.
13.Иванова
А.И.
Программа
экологического
образования
дошкольников
«Живая экология» М. -2007г.
14.Шоль Г.С. «Природа – источник здоровья» Мурманск -2000г.