Напоминание

"Влияние сенсорной комнаты и песочной терапии на психическое и интеллектуальное развитие дошкольников"


Автор: Каменева Юлия Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МКДОУ №14 "Улыбка"
Населённый пункт: г. Лодейное Поле
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Влияние сенсорной комнаты и песочной терапии на психическое и интеллектуальное развитие дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние сенсорной комнаты и песочной терапии на психическое и

интеллектуальное развитие дошкольников

Хочется начать с того, что сенсорная комната -это специально оборудованное

помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических

сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в

развитии. А также для улучшения качества жизни здоровых людей.

В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала

восприятия человеком окружающего мира - кинестетический, аудиальный и

визуальный. Здесь все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть

страхи, успокаивает. Каждый ребенок чувствует себя в ней частью особого

волшебного мира, где все возможно…

Нашу сенсорную комнату посещают воспитанники в индивидуальном

порядке и дети групп компенсирующей направленности. При подгрупповой

работе включаю некоторое оборудование, как релаксационного блока, так и

активационного.

Я организую работу в сенсорной комнате в следующих направлениях :

-релаксационные тренинги, которые уменьшают тревожное состояние ,

снижают агрессию, обучают саморегуляции ,

-использование стимулирующих упражнений , направленных на активацию и

развитие детей дошкольного возраста сенсорных функций :зрительного и

слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия

-непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего

психического развития ребёнка, развития его самооценки и становления

личности.

Магическое воздействие сенсорной комнаты создает невидимый мост между

взрослым и ребёнком , увеличивает воспитательный потенциал , развивает

творческое мышление и умение удивляться.

Я считаю, что занятия в сенсорной комнате, прежде всего, показаны детям с

чрезмерной утомляемостью, эмоциональной истощаемостью,

непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями характера, с

задержками психического и речевого развития, а также страдающими

психосоматическими заболеваниями.

На таких занятиях дети изучают различные приемы саморегуляции , что

помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других,

снять эмоциональное напряжение , дать возможность выразить свое “Я”.

Например, я использую игры в сухом бассейне “Сова”, “Замри”, которые

ведут к развитию произвольной активности, формированию эмоциональной и

волевой сферы. Сухой бассейн помогает развивать тактильную

чувствительность и вестибулярный аппарат. Во время занятий создается

положительный эмоциональный настрой, также происходит массаж всего

тела, ненужный мышечный тонус уходит.

Над бассейном представлена панель «Разноцветная гроза». Она в свою

очередь, стимулирует зрительные и тактильные ощущения, снимает

эмоциональное напряжение. Ребенок, представляет, что это волшебный

дождь, который обязательно смоет все его страхи и переживания.

Такие упражнения , как “Воздушный шарик”, “Лифт”, провожу на пуфе,

наполненном пенополистерольными шариками, на котором можно полностью

расслабиться и снять мышечное напряжение. Его приятное воздействие

способствует полному расслаблению.

Наблюдая за работой зеркальной пузырьковой колонны, дети выполняют

следующие релаксационные упражнения “Разноцветная гроза”, “Порхание

бабочки”, “Путешествие в волшебный лес”. Такие упражнения направлены

на развитие психической саморегуляции, способствуют снятию напряжения.

Колонна оснащена мягкой платформой, которая используется в качестве

удобного сиденья.

В активационном блоке сенсорной комнаты представлен стол-мозаика. Стол

развивает мелкую моторику, логику,

воображение, память и конечно же

усидчивость. Вот некоторые примеры упражнений за столом: «Выполни по

образцу», «Выложи цифру», «Выложи букву», «Геометрические фигуры»,

«Разноцветный диктант».

Что касается рисования песком, это направление считается новым в

коррекционной-развивающей работе с дошкольниками. Это мягкий и

эффективный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит

гармонично и естественно. Несколько лет назад, используя в своей работе

обычный песок, я отметила благоприятные тенденции в эмоциональном фоне

детей. Именно поэтому, в 2014 году мною были освоены следующие

программы повышения квалификации:

-”Практика сказочной песочной терапии”(24 ч.)

-”Арт-технология ”Песочная феерия” .Рисование

цветным песком и песком на световых столах. (24ч.)

-”Живой песок. ”Инновационная арт- терапевтическая методика

индивидуальной и групповой психотерапии” (24 ч.)

А в 2016 году я прошла обучение по программе «Азы песочной анимации»

(12ч.)

Мною отмечено, что искусство рисования песком положительно влияет на

развитие познавательной деятельности, формирует потребности и

ценностные ориентации у дошкольников с нормой и с ЗПР , а также

эмоциональное развитие и коммуникативные навыки детей дошкольного

возраста.

Результаты мониторинга на конец учебного года показали следующие

результаты:

1.

Снизился уровень тревожности детей

2.

Обогатился активный словарь детей, в своей речи они стали

использовать много прилагательных , научились вербально объяснять

свои ощущения, более связно излагать собственные мысли.

3.

Значительно повысился уровень развития памяти, мелкой моторики,

зрительно-моторной координации.

При рисовании песком, я учу детей использовать обе руки, порой

одновременно , благодаря чему идет благотворное развитие правого и левого

полушария, а также их взаимодействия. В процессе рисования песком я учу

детей задействовать и ладонь, и пальцы. Часто мои занятия проходят под

музыкальное сопровождение. Как правило, это спокойная, релаксационная

музыка, которая помогает расслабиться и является дополнительной

сенсорной стимуляцией.

Детям очень нравится рисовать мультяшных героев. Некоторые дети

теряются с чего начать, другие наоборот, полностью инициативу берут на

себя. Так же им нравится выбирать цвет подсветки стола. Это своего рода

цветотерапия. Я разрешаю использовать любой цвет, только красный в

отдельных случаях или очень дозировано. Потому, как, правило, ко мне

приходят дети с проблемами в поведении, а им дополнительная энергия

красного цвета ни к чему. По завершении своей работы, мы с ребятами

придумали такой ритуал, украшение своей картины. Для этого я использую

разноцветные камушки для аквариума. Иногда дети так увлекаются, что не

видно, что они нарисовали. Весь стол в разноцветных камушках.

Я могу с уверенностью сказать, что песочное рисование благоприятно влияет

на подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой

активности), раскрывает творческие способности, создаёт ситуацию успеха ,

так как всё, что не получилось легко можно исправить движением руки.

На песке мы изучаем все лексические темы, которые проходят ребята в

течении года по адаптированной образовательной программе ДО для детей с

тяжёлыми нарушениями речи. Допустим, проходят они в группе тему:

”Огород”, “Овощи”, «Домашние животные», а мы закрепляем на песке. Здесь

же я провожу игры на развитие воображения, закрепляем знание звуков,

цифр, геометрических фигур.

Песок простейший и вместе с тем очень действенный материал , который

помогает мне сделать занятия со своими воспитанниками не только более

интересными , но и полезными.

По итогам Лодейнопольского ЦДК, выпускники этого года показали 100%

готовность к школьному обучению.

В своей будущей деятельности, я планирую и дальше использовать и

расширять свои знания по использованию оборудования сенсорной комнаты

и рисованию песком на световых столах.



В раздел образования