Автор: Каменева Юлия Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МКДОУ №14 "Улыбка"
Населённый пункт: г. Лодейное Поле
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Влияние сенсорной комнаты и песочной терапии на психическое и интеллектуальное развитие дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Влияние сенсорной комнаты и песочной терапии на психическое и
интеллектуальное развитие дошкольников
Хочется начать с того, что сенсорная комната -это специально оборудованное
помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических
сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в
развитии. А также для улучшения качества жизни здоровых людей.
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала
восприятия человеком окружающего мира - кинестетический, аудиальный и
визуальный. Здесь все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть
страхи, успокаивает. Каждый ребенок чувствует себя в ней частью особого
волшебного мира, где все возможно…
Нашу сенсорную комнату посещают воспитанники в индивидуальном
порядке и дети групп компенсирующей направленности. При подгрупповой
работе включаю некоторое оборудование, как релаксационного блока, так и
активационного.
Я организую работу в сенсорной комнате в следующих направлениях :
-релаксационные тренинги, которые уменьшают тревожное состояние ,
снижают агрессию, обучают саморегуляции ,
-использование стимулирующих упражнений , направленных на активацию и
развитие детей дошкольного возраста сенсорных функций :зрительного и
слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия
-непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего
психического развития ребёнка, развития его самооценки и становления
личности.
Магическое воздействие сенсорной комнаты создает невидимый мост между
взрослым и ребёнком , увеличивает воспитательный потенциал , развивает
творческое мышление и умение удивляться.
Я считаю, что занятия в сенсорной комнате, прежде всего, показаны детям с
чрезмерной утомляемостью, эмоциональной истощаемостью,
непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями характера, с
задержками психического и речевого развития, а также страдающими
психосоматическими заболеваниями.
На таких занятиях дети изучают различные приемы саморегуляции , что
помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других,
снять эмоциональное напряжение , дать возможность выразить свое “Я”.
Например, я использую игры в сухом бассейне “Сова”, “Замри”, которые
ведут к развитию произвольной активности, формированию эмоциональной и
волевой сферы. Сухой бассейн помогает развивать тактильную
чувствительность и вестибулярный аппарат. Во время занятий создается
положительный эмоциональный настрой, также происходит массаж всего
тела, ненужный мышечный тонус уходит.
Над бассейном представлена панель «Разноцветная гроза». Она в свою
очередь, стимулирует зрительные и тактильные ощущения, снимает
эмоциональное напряжение. Ребенок, представляет, что это волшебный
дождь, который обязательно смоет все его страхи и переживания.
Такие упражнения , как “Воздушный шарик”, “Лифт”, провожу на пуфе,
наполненном пенополистерольными шариками, на котором можно полностью
расслабиться и снять мышечное напряжение. Его приятное воздействие
способствует полному расслаблению.
Наблюдая за работой зеркальной пузырьковой колонны, дети выполняют
следующие релаксационные упражнения “Разноцветная гроза”, “Порхание
бабочки”, “Путешествие в волшебный лес”. Такие упражнения направлены
на развитие психической саморегуляции, способствуют снятию напряжения.
Колонна оснащена мягкой платформой, которая используется в качестве
удобного сиденья.
В активационном блоке сенсорной комнаты представлен стол-мозаика. Стол
развивает мелкую моторику, логику,
воображение, память и конечно же
усидчивость. Вот некоторые примеры упражнений за столом: «Выполни по
образцу», «Выложи цифру», «Выложи букву», «Геометрические фигуры»,
«Разноцветный диктант».
Что касается рисования песком, это направление считается новым в
коррекционной-развивающей работе с дошкольниками. Это мягкий и
эффективный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит
гармонично и естественно. Несколько лет назад, используя в своей работе
обычный песок, я отметила благоприятные тенденции в эмоциональном фоне
детей. Именно поэтому, в 2014 году мною были освоены следующие
программы повышения квалификации:
-”Практика сказочной песочной терапии”(24 ч.)
-”Арт-технология ”Песочная феерия” .Рисование
цветным песком и песком на световых столах. (24ч.)
-”Живой песок. ”Инновационная арт- терапевтическая методика
индивидуальной и групповой психотерапии” (24 ч.)
А в 2016 году я прошла обучение по программе «Азы песочной анимации»
(12ч.)
Мною отмечено, что искусство рисования песком положительно влияет на
развитие познавательной деятельности, формирует потребности и
ценностные ориентации у дошкольников с нормой и с ЗПР , а также
эмоциональное развитие и коммуникативные навыки детей дошкольного
возраста.
Результаты мониторинга на конец учебного года показали следующие
результаты:
1.
Снизился уровень тревожности детей
2.
Обогатился активный словарь детей, в своей речи они стали
использовать много прилагательных , научились вербально объяснять
свои ощущения, более связно излагать собственные мысли.
3.
Значительно повысился уровень развития памяти, мелкой моторики,
зрительно-моторной координации.
При рисовании песком, я учу детей использовать обе руки, порой
одновременно , благодаря чему идет благотворное развитие правого и левого
полушария, а также их взаимодействия. В процессе рисования песком я учу
детей задействовать и ладонь, и пальцы. Часто мои занятия проходят под
музыкальное сопровождение. Как правило, это спокойная, релаксационная
музыка, которая помогает расслабиться и является дополнительной
сенсорной стимуляцией.
Детям очень нравится рисовать мультяшных героев. Некоторые дети
теряются с чего начать, другие наоборот, полностью инициативу берут на
себя. Так же им нравится выбирать цвет подсветки стола. Это своего рода
цветотерапия. Я разрешаю использовать любой цвет, только красный в
отдельных случаях или очень дозировано. Потому, как, правило, ко мне
приходят дети с проблемами в поведении, а им дополнительная энергия
красного цвета ни к чему. По завершении своей работы, мы с ребятами
придумали такой ритуал, украшение своей картины. Для этого я использую
разноцветные камушки для аквариума. Иногда дети так увлекаются, что не
видно, что они нарисовали. Весь стол в разноцветных камушках.
Я могу с уверенностью сказать, что песочное рисование благоприятно влияет
на подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой
активности), раскрывает творческие способности, создаёт ситуацию успеха ,
так как всё, что не получилось легко можно исправить движением руки.
На песке мы изучаем все лексические темы, которые проходят ребята в
течении года по адаптированной образовательной программе ДО для детей с
тяжёлыми нарушениями речи. Допустим, проходят они в группе тему:
”Огород”, “Овощи”, «Домашние животные», а мы закрепляем на песке. Здесь
же я провожу игры на развитие воображения, закрепляем знание звуков,
цифр, геометрических фигур.
Песок простейший и вместе с тем очень действенный материал , который
помогает мне сделать занятия со своими воспитанниками не только более
интересными , но и полезными.
По итогам Лодейнопольского ЦДК, выпускники этого года показали 100%
готовность к школьному обучению.
В своей будущей деятельности, я планирую и дальше использовать и
расширять свои знания по использованию оборудования сенсорной комнаты
и рисованию песком на световых столах.