Автор: Винтоняк Елена Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Соляновская СОШ
Населённый пункт: п. Соляная, Тайшетского района, Иркутской области
Наименование материала: Методические рекомендации для педагогов ( из опыта работы)
Тема: "Сочинение в жанре дневниковых записей"
Раздел: среднее образование
Сочинения в жанре дневника или письма.
( методические рекомендации из опыта работы)
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
1 категории
МКОУ Соляновской СОШ
Винтоняк Е.П
2020
Сочинения в жанре дневника или письма.
( методические рекомендации из опыта работы)
Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма
друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать
как
можно
раньше
— не
худо
ещё
в
юные
годы
— о
своём
детстве,
например.
Д.С Лихачев
В практике преподавания русского языка и литературы в средней
школе накоплен опыт написания различных видов сочинений. В последние
годы жанры творческих работ стали обновляться и появились сочинения в
жанре
эссе,
эпистолярного
жанра,
сочинение-анализ
эпизода,
сочинение-
анализ стихотворения и многое другое .
Хочу
обратить
внимание
на
жанр,
который
в
практике
преподавания
используется редко, — сочинение в жанре дневниковых записей. Дневник
-это
такая
форма
повествования
от
1-го
лица
в
виде
повседневных
или
периодических записей о событиях текущей жизни. Дневниковая запись, как
правило,
делается
после
событий,
которые
произошли,
реже
-
перед
событиями,
которые
произойдут.
Этот
жанр
широко
использовался
писателями и поэтами: они вели личные дневники и использовали этот прием
в своих художественных произведениях. Однако и современные школьники
(особенно девочки) ведут дневники, записывают в них те или иные текущие
события своей жизни.
Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть разных видов:
• дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманного
учеником);
• дневник, ведущийся от лица литературного героя;
•
дневниковые
записи
от
лица
ученика,
который
постепенно
осваивает
какое-либо произведение или изучает творчество писателя.
Сочинения в жанре писем тоже имеют несколько видов:
• письмо от лица ученика своему родственнику, подруге, другу и т. д.;
• письмо от лица литературного героя.
Дневник и письмо от лица литературного героя совпадают в том, что это
сочинения-стилизации. Здесь важны два момента:
ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные
связи
в
произведении,
понимать
поступки
героя,
уметь
их
мотивировать;
от
ученика
требуется
хорошее
понимание
психологии
героя:
ему
необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и
суметь их передать, т. е. нужно овладеть стилем чужой речи.
Пишущий должен жить, думать, действовать в соответствии с логикой
жизни героя в художественном произведении, логикой развития сюжета и
композиции.
В
этом
жанре
сочинений
и
проявляется
способность
к
перенесению,
сформированная
в
детской
игре.
Важно
только,
чтобы
нетрадиционность жанра не увлекла сочинителя настолько, что ради формы
он будет готов поступиться содержанием
Работу по обучению правильному написанию сочинений в жанре
дневниковых записей я начинаю с обучающимися уже с 5 класса. На уроках
русского языка даю понятие, что дневник - форма повествования от первого
лица,
которая
ведётся
в
виде
повседневных,
как
правило,
датированных
записей. Ведут его для себя, чтобы зафиксировать основные события личной
жизни. Записи не предназначены для посторонних глаз. «Подневные» записи
могут
содержать
размышления,
заметки
о
событиях
уходящего
дня
и
прочитанных
книгах.
Для
ребят
всех
классов,
учитывая
возрастные
особенности
подобрала
произведения,
написанные
в
форме
дневника.
Знакомлю ребят с художественными произведениями, написанными в форме
дневника.
5-6
класс
Н.Н. Носов Дневник Коли Синицына / Н. Н. Носов; худож. В. А.
Дугин. - М.: Мир искателя, 2001. - 158 с.: ил. -
Весёлая и поучительная история про отличника Колю, решившего
завести дневник, чтобы записывать в него умные мысли и интересные
события, которые произойдут с ним летом. Сначала ничего
интересного не случалось, но потом ребята из Колиного класса
решили организовать свою пасеку и разводить пчёл. Для этого надо
было выехать на дачу, за город.
И здесь начинаются приключения.
7-8 класс
А. Навальда 35 кило надежды: роман /А. Гавальда; пер. с фр. Н. О.
Хотинская; худож. А. Сучкова. - М.: Аст; Астрель, 2010. - 127 с.: ил.
Дневник 13-летнего мальчика. Поэтичная притча о семье, о любви и
преданности. О том, что мечты могут и должны сбываться. Решая
"детские"
проблемы,
герой
ищет
и
находит
выход,
да
так,
что
взрослым впору у него поучиться.
9 класс
С. Лубенец Дневник первой любви: повесть / С. Лубенец. - М.: Эксмо,
2009. - 155 с.
- (Роман для девочек).
У девятиклассницы Кати Максимовой нет закадычной подружки, с
которой можно поговорить по душам. Зато есть дневник. Только ему
Катя доверяет свои тайны, даже самую главную - о том, что она
влюблена.
Ещё одна книжка автора: Лубенец, С. Любовь online: повесть / С.
Лубенец. - М.: Эксмо, 2011. - 155 с.- (Дневник первой любви).
Анализ дневниковых записей стал основой для заполнения таблицы
« Отличительные особенности жанра дневниковых записей»
дата
Указать число, год, иногда время суток.
место
Город, село
повествование
Запись
ведется
от
1
лица
на
основе
личных
впечатлений
Особенности речи
Монологичность,
отрывочность
мыслей,
краткость
записей, наличие односоставных и восклицательных
предложений
Далее я обратила внимание обучающихся на то, что дневниковая запись
является текстом: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с
элементами
описания
и
т.д.
Запись
в
дневнике
может
иметь
свободную
форму:
исповедь-самооценка своей деятельности;
анализ событий дня и собственного поведения;
портретная зарисовка;
эмоциональное самовыражение;
размышление над увиденным и услышанным.
Опыт
практической
работы
показывает,
что
детям
понятна
только
та
тематика, которая соответствует целям, стоящим перед сочинением. Поэтому
в 5-6 классах предлагаю
«свободные» темы
в рамках программы по
русскому языку по плану.
Вступление
Основная часть
дата
Событие
Форма записи
Примерные темы
Воскресная прогулка
Интересная встреча
Памятный день
Рассказ - впечатление
П о ч е м у
м а м а
рассердилась?
Рассказ с элементами анализа
проблемной ситуации
Мой день рождения
Новогодняя ночь
Запись
о
событиях,
которые
произойдут
с
элементами
эмоционального
самовыражения
Заключение
Последняя запись в дневнике переходит в заключение, так как предполагается, что
ведение дневника будет продолжено.
Успешность работы зависит от системности ее проведения. Мною
были проанализированы учебники русского языка 5- 9 класса авторы: Т.А.
Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба,
Н.В. Ладыженская, программные произведения по литературе и составлен
примерный план работы по развитию речи на основе дневниковых записей.
класс
Русский язык
Литература
5
Уп р а ж н е н и е
8 8
«Воскресная
прогулка»
Упражнение118
«Летние радости»
Упражнение 157
« Памятный день».
«Интересная
встреча»
Упражнение
546,581 Сообщение
о погоде, описание
снега
в
течение
дня.
Упражнение
587
«
М о ё
л ю б и м о е
животное»
Упражнение
225-
226
Письмо
о
фильме,
книге..
Упражнение
229
«
Мечты о будущем»
Упражнение
390
Письмо другу
дневник
Письмо
А.
Погорельский
«Черная
курица,
или
Подземные
жители»Л.Н.
Т о л с т о й
«
Кавказский
пленник»
В.Г. Короленко
«
В
д у р н о м
обществе»
В.П Астафьев
«
В а с ю т к и н о
озеро»
Д.Дефо
«
Р о б и н з о н
Крузо»
дневник
литературн
ого героя
( по выбору
1 работа)
6
Упражнение 68
Памятное событие
Упражнение 105
Что я вижу из дома
Упражнение 244
Письмо другу
Упражнение 342
Описание
местности
Письмо,
дневник
Дневник
Письмо
Дневник
Письмо
А.С. Грин
«Алые паруса»
В.П. Астафьев
« Конь с розовой
гривой»
В . Г.
Р а с п у т и н
«Уроки
французского»
дневник
литературн
ого героя
Упражнение 364
Описание
картины
Н.П. Крымова
« Зимний вечер»
другу
7
Упражнение
48Впечатление
от
к а р т и н ы
И . И .
Б р о д с к о г о
«
Л е т н и й
с а д
осенью»
Уп р а ж н е н и е
8 7
Описание
местности
Упражнение 233 И.
Попова
«
Первый
снег»
Упражнение
262
Описание
н а б л юд е н и й
з а
выполнением
какой-либо работы
Упражнение
353
К а к
н а с т у п а е т
в е с н а
в
в а ш е м
городе,селе?
Письмо
другу
Дневник
Дневник
Дневник
дневник
Е.И. Носов
« Кукла»,
«Живое пламя»
Ю.П. Казаков
« Тихое утро»
дневник
литературн
ого героя
8
Уп р а ж н е н и е
3 6
Лето
закончилось…
Упражнение
105
Рассказать о своих
планах.
Упражнение
1 8 2 , 1 8 8
«
Мо и
первые
впечатления»
Упражнение
219
Н а бл юд е н и е
з а
наступлением
сумерек.
Письмо
дневник
дневник
дневник
А . С .
П у ш к и н
«Капитанская
дочка»
Н. В. Гоголь
« Ревизор»
Н. Лесков
«Старый гений»
И.С Тургенев
« Ася»
(приложение 1,2)
А.П.
Чехов
«
О
любви»
дневник
литературн
ого героя
письмо
письмо
франту
«Почему
необходимо
вернуть
деньги»
дневник
литературн
ого героя
9
-
Н.М
Ка р а м з и н
дневник
«Бедная Лиза»
А . С .
П у ш к и н
«Евгений
Онегин»
М.Ю Лермонтов
«Герой
нашего
времени»
литературн
ого героя
10-11
-
И.А. Гончаров
« Обломов»
А.Н. Островский
« Гроза»
Л.Н. Толстой
« Война и мир»
А.П. Чехов
« Ионыч»
( приложение 3)
дневник
литературн
ого героя
Работая по названной проблеме, могу отметить, что сочинение в форме
дневниковых
записей
привлекает
меня
и
моих
учеников
большими
композиционными
возможностями,
определённой
свободой
выражения
мыслей и впечатлений, движением души персонажа. В дневнике освещаются
события
и
факты
повседневной
жизни,
раскрываются
характеры
людей,
выражаются
взгляды,
впечатления
школьников,
от
лица
которых
ведется
повествование.
Таким образом, вся описанная выше работа дает возможность ребятам
свободно развиваться, а мне, их учителю, этот процесс контролировать и
направлять.
Использованная литература:
1.
Скиргайло
Т.О.
Методика
обучения
работе
над
сочинением
нетрадиционных
жанров:
Пособие
для
учителя.
-
М.:
ООО
«ТИД
«Русское слово - РС», 2004
2.
Щербакова О.И. Виды сочинение по литературе. 10-11 классы: пособие
для учителей общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2015