Напоминание

"Сочинение в жанре дневниковых записей"


Автор: Винтоняк Елена Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Соляновская СОШ
Населённый пункт: п. Соляная, Тайшетского района, Иркутской области
Наименование материала: Методические рекомендации для педагогов ( из опыта работы)
Тема: "Сочинение в жанре дневниковых записей"
Раздел: среднее образование





Назад




Сочинения в жанре дневника или письма.

( методические рекомендации из опыта работы)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

1 категории

МКОУ Соляновской СОШ

Винтоняк Е.П

2020

Сочинения в жанре дневника или письма.

( методические рекомендации из опыта работы)

Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма

друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать

как

можно

раньше

— не

худо

ещё

в

юные

годы

— о

своём

детстве,

например.

Д.С Лихачев

В практике преподавания русского языка и литературы в средней

школе накоплен опыт написания различных видов сочинений. В последние

годы жанры творческих работ стали обновляться и появились сочинения в

жанре

эссе,

эпистолярного

жанра,

сочинение-анализ

эпизода,

сочинение-

анализ стихотворения и многое другое .

Хочу

обратить

внимание

на

жанр,

который

в

практике

преподавания

используется редко, — сочинение в жанре дневниковых записей. Дневник

-это

такая

форма

повествования

от

1-го

лица

в

виде

повседневных

или

периодических записей о событиях текущей жизни. Дневниковая запись, как

правило,

делается

после

событий,

которые

произошли,

реже

-

перед

событиями,

которые

произойдут.

Этот

жанр

широко

использовался

писателями и поэтами: они вели личные дневники и использовали этот прием

в своих художественных произведениях. Однако и современные школьники

(особенно девочки) ведут дневники, записывают в них те или иные текущие

события своей жизни.

Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть разных видов:

• дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманного

учеником);

• дневник, ведущийся от лица литературного героя;

дневниковые

записи

от

лица

ученика,

который

постепенно

осваивает

какое-либо произведение или изучает творчество писателя.

Сочинения в жанре писем тоже имеют несколько видов:

• письмо от лица ученика своему родственнику, подруге, другу и т. д.;

• письмо от лица литературного героя.

Дневник и письмо от лица литературного героя совпадают в том, что это

сочинения-стилизации. Здесь важны два момента:

ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные

связи

в

произведении,

понимать

поступки

героя,

уметь

их

мотивировать;

от

ученика

требуется

хорошее

понимание

психологии

героя:

ему

необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и

суметь их передать, т. е. нужно овладеть стилем чужой речи.

Пишущий должен жить, думать, действовать в соответствии с логикой

жизни героя в художественном произведении, логикой развития сюжета и

композиции.

В

этом

жанре

сочинений

и

проявляется

способность

к

перенесению,

сформированная

в

детской

игре.

Важно

только,

чтобы

нетрадиционность жанра не увлекла сочинителя настолько, что ради формы

он будет готов поступиться содержанием

Работу по обучению правильному написанию сочинений в жанре

дневниковых записей я начинаю с обучающимися уже с 5 класса. На уроках

русского языка даю понятие, что дневник - форма повествования от первого

лица,

которая

ведётся

в

виде

повседневных,

как

правило,

датированных

записей. Ведут его для себя, чтобы зафиксировать основные события личной

жизни. Записи не предназначены для посторонних глаз. «Подневные» записи

могут

содержать

размышления,

заметки

о

событиях

уходящего

дня

и

прочитанных

книгах.

Для

ребят

всех

классов,

учитывая

возрастные

особенности

подобрала

произведения,

написанные

в

форме

дневника.

Знакомлю ребят с художественными произведениями, написанными в форме

дневника.

5-6

класс

Н.Н. Носов Дневник Коли Синицына / Н. Н. Носов; худож. В. А.

Дугин. - М.: Мир искателя, 2001. - 158 с.: ил. -

Весёлая и поучительная история про отличника Колю, решившего

завести дневник, чтобы записывать в него умные мысли и интересные

события, которые произойдут с ним летом. Сначала ничего

интересного не случалось, но потом ребята из Колиного класса

решили организовать свою пасеку и разводить пчёл. Для этого надо

было выехать на дачу, за город.

И здесь начинаются приключения.

7-8 класс

А. Навальда 35 кило надежды: роман /А. Гавальда; пер. с фр. Н. О.

Хотинская; худож. А. Сучкова. - М.: Аст; Астрель, 2010. - 127 с.: ил.

Дневник 13-летнего мальчика. Поэтичная притча о семье, о любви и

преданности. О том, что мечты могут и должны сбываться. Решая

"детские"

проблемы,

герой

ищет

и

находит

выход,

да

так,

что

взрослым впору у него поучиться.

9 класс

С. Лубенец Дневник первой любви: повесть / С. Лубенец. - М.: Эксмо,

2009. - 155 с.

- (Роман для девочек).

У девятиклассницы Кати Максимовой нет закадычной подружки, с

которой можно поговорить по душам. Зато есть дневник. Только ему

Катя доверяет свои тайны, даже самую главную - о том, что она

влюблена.

Ещё одна книжка автора: Лубенец, С. Любовь online: повесть / С.

Лубенец. - М.: Эксмо, 2011. - 155 с.- (Дневник первой любви).

Анализ дневниковых записей стал основой для заполнения таблицы

« Отличительные особенности жанра дневниковых записей»

дата

Указать число, год, иногда время суток.

место

Город, село

повествование

Запись

ведется

от

1

лица

на

основе

личных

впечатлений

Особенности речи

Монологичность,

отрывочность

мыслей,

краткость

записей, наличие односоставных и восклицательных

предложений

Далее я обратила внимание обучающихся на то, что дневниковая запись

является текстом: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с

элементами

описания

и

т.д.

Запись

в

дневнике

может

иметь

свободную

форму:

исповедь-самооценка своей деятельности;

анализ событий дня и собственного поведения;

портретная зарисовка;

эмоциональное самовыражение;

размышление над увиденным и услышанным.

Опыт

практической

работы

показывает,

что

детям

понятна

только

та

тематика, которая соответствует целям, стоящим перед сочинением. Поэтому

в 5-6 классах предлагаю

«свободные» темы

в рамках программы по

русскому языку по плану.

Вступление

Основная часть

дата

Событие

Форма записи

Примерные темы

Воскресная прогулка

Интересная встреча

Памятный день

Рассказ - впечатление

П о ч е м у

м а м а

рассердилась?

Рассказ с элементами анализа

проблемной ситуации

Мой день рождения

Новогодняя ночь

Запись

о

событиях,

которые

произойдут

с

элементами

эмоционального

самовыражения

Заключение

Последняя запись в дневнике переходит в заключение, так как предполагается, что

ведение дневника будет продолжено.

Успешность работы зависит от системности ее проведения. Мною

были проанализированы учебники русского языка 5- 9 класса авторы: Т.А.

Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба,

Н.В. Ладыженская, программные произведения по литературе и составлен

примерный план работы по развитию речи на основе дневниковых записей.

класс

Русский язык

Литература

5

Уп р а ж н е н и е

8 8

«Воскресная

прогулка»

Упражнение118

«Летние радости»

Упражнение 157

« Памятный день».

«Интересная

встреча»

Упражнение

546,581 Сообщение

о погоде, описание

снега

в

течение

дня.

Упражнение

587

«

М о ё

л ю б и м о е

животное»

Упражнение

225-

226

Письмо

о

фильме,

книге..

Упражнение

229

«

Мечты о будущем»

Упражнение

390

Письмо другу

дневник

Письмо

А.

Погорельский

«Черная

курица,

или

Подземные

жители»Л.Н.

Т о л с т о й

«

Кавказский

пленник»

В.Г. Короленко

«

В

д у р н о м

обществе»

В.П Астафьев

«

В а с ю т к и н о

озеро»

Д.Дефо

«

Р о б и н з о н

Крузо»

дневник

литературн

ого героя

( по выбору

1 работа)

6

Упражнение 68

Памятное событие

Упражнение 105

Что я вижу из дома

Упражнение 244

Письмо другу

Упражнение 342

Описание

местности

Письмо,

дневник

Дневник

Письмо

Дневник

Письмо

А.С. Грин

«Алые паруса»

В.П. Астафьев

« Конь с розовой

гривой»

В . Г.

Р а с п у т и н

«Уроки

французского»

дневник

литературн

ого героя

Упражнение 364

Описание

картины

Н.П. Крымова

« Зимний вечер»

другу

7

Упражнение

48Впечатление

от

к а р т и н ы

И . И .

Б р о д с к о г о

«

Л е т н и й

с а д

осенью»

Уп р а ж н е н и е

8 7

Описание

местности

Упражнение 233 И.

Попова

«

Первый

снег»

Упражнение

262

Описание

н а б л юд е н и й

з а

выполнением

какой-либо работы

Упражнение

353

К а к

н а с т у п а е т

в е с н а

в

в а ш е м

городе,селе?

Письмо

другу

Дневник

Дневник

Дневник

дневник

Е.И. Носов

« Кукла»,

«Живое пламя»

Ю.П. Казаков

« Тихое утро»

дневник

литературн

ого героя

8

Уп р а ж н е н и е

3 6

Лето

закончилось…

Упражнение

105

Рассказать о своих

планах.

Упражнение

1 8 2 , 1 8 8

«

Мо и

первые

впечатления»

Упражнение

219

Н а бл юд е н и е

з а

наступлением

сумерек.

Письмо

дневник

дневник

дневник

А . С .

П у ш к и н

«Капитанская

дочка»

Н. В. Гоголь

« Ревизор»

Н. Лесков

«Старый гений»

И.С Тургенев

« Ася»

(приложение 1,2)

А.П.

Чехов

«

О

любви»

дневник

литературн

ого героя

письмо

письмо

франту

«Почему

необходимо

вернуть

деньги»

дневник

литературн

ого героя

9

-

Н.М

Ка р а м з и н

дневник

«Бедная Лиза»

А . С .

П у ш к и н

«Евгений

Онегин»

М.Ю Лермонтов

«Герой

нашего

времени»

литературн

ого героя

10-11

-

И.А. Гончаров

« Обломов»

А.Н. Островский

« Гроза»

Л.Н. Толстой

« Война и мир»

А.П. Чехов

« Ионыч»

( приложение 3)

дневник

литературн

ого героя

Работая по названной проблеме, могу отметить, что сочинение в форме

дневниковых

записей

привлекает

меня

и

моих

учеников

большими

композиционными

возможностями,

определённой

свободой

выражения

мыслей и впечатлений, движением души персонажа. В дневнике освещаются

события

и

факты

повседневной

жизни,

раскрываются

характеры

людей,

выражаются

взгляды,

впечатления

школьников,

от

лица

которых

ведется

повествование.

Таким образом, вся описанная выше работа дает возможность ребятам

свободно развиваться, а мне, их учителю, этот процесс контролировать и

направлять.

Использованная литература:

1.

Скиргайло

Т.О.

Методика

обучения

работе

над

сочинением

нетрадиционных

жанров:

Пособие

для

учителя.

-

М.:

ООО

«ТИД

«Русское слово - РС», 2004

2.

Щербакова О.И. Виды сочинение по литературе. 10-11 классы: пособие

для учителей общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2015



В раздел образования