Автор: Сергунцова Елена Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ Детский дом № 1
Населённый пункт: г.Гурьевска Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Роль биологической семьи в жизни приемного ребенка
Раздел: дополнительное образование
Роль биологической семьи в жизни приемного ребенка
Сергунцова Елена Александровна,
Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, Детский дом №1 г.Гурьевска Кемеровской области,
социальный педагог
Когда
ребенок
устраивается
в
приемную
семью
и
перед
ребенком
и
перед
приемными
родителями
стоит
очень
важный
вопрос
–
что
мы
ждём
от
семейного
устройства для этого ребенка, чем приемная семья лучше, чем интернатное учреждение?
Приемная семья позволяет ребенку воспользоваться индивидуальным подходом,
более личностным, более человечным. В отличие от интерната, семья предлагает ребенку
явное продолжение его семейной жизни. В учреждениях непременно будет сменяемость
персонала, множество новых людей, что, в общем-то, не благоприятно отражается на
ребенке. В то время, как в семье ребенок обретает рамки, в которых легко ориентируется,
которые ему легко идентифицировать, к которым он легче привыкает.
В приемной семье ребенок знакомится - и в этом цель образования приемной семьи
- с определенным образом родителя, с определенной семейной моделью, что поможет ему
реконструировать, восстановить свою личность.
Появление
родительского
образа
открывает
возможность
для
ребенка
снова
«разыграть» то, что у него было прежде в отношениях с кровными родителями, пережить
тот опыт как бы заново. «Семейная сцена» позволяет ребенку снова пережить свои
первичные
отношения.
Простым,
очевидным
образом
приемная
семья
даст
ребенку
ответы, которых не смогли дать его кровные родители. Возьмем простой пример: когда он
будет плакать, приемная мать будет реагировать иначе, не так, как реагировала его кровная
мать, т.е. ребенок не окажется в тех же самых отношениях, которые поддерживала с ним
его кровная мать. Он окажется в другой ситуации, поскольку реакция приемной семьи
будет
иной.
Этот
аспект
очень
важен,
потому
что
именно
это
позволит
ребенку
восстановить себя, восстановить свое психо-эмоциональное развитие.
Но,
бывают и другие ситуации, когда привязанность ребенка к его кровным
родителям и влияние кровных родителей на ребенка, то взаимодействие с ними, которое
сложилось
в
самые
ранние
годы
его
жизни,
помешают
ребенку
завязать
новые
аффективные отношения с другой семьей. Это значит, что если даже кровные родители
где-то далеко, и физически ребенок их редко видит, психологическое влияние родителей
на ребенка может быть таково, что он не сможет воспользоваться устройством в новую
семью.
Или
примером
противопоказания
может
быть
ситуация,
когда
речь
идет
о
серьезных
случаях
дурного
обращения,
когда,
скажем,
ребенок
внутренне
глубоко
переживает тот факт, что дурное обращение его родителей с ним раньше было формой
любви к нему. Такой ребенок не во всех случаях, но порой будет подталкивать приемную
семью воспроизвести это дурное отношение к нему, как это было в кровной семье.
Поэтому есть риск разрыва. Приемная семья не сможет как-то не ответить на этот запрос
ребенка, а будет реагировать. Для некоторых семей, подобная ситуация будет серьезным
противопоказанием.
Мне хотелось бы привлечь внимание к значению того времени, которое является
необходимым
для
осмысления.
Это
не
потерянное
время.
Лучше
сначала
затратить
достаточное количество времени до помещения ребенка и поразмыслить хорошенько. Это
позволит сделать так, чтобы прием ребенка в семью прошел легче, чем, если мы быстро
примем необдуманное решение.
Что же такое устройство ребенка в семью?
Дети, которых мы помещаем в приемные семьи - это дети, отделенные от их
кровных
родителей,
с
плохим
состоянием
здоровья
психологического,
физического,
морального, но у которых остается сильное ощущение принадлежности к кровной семье,
несмотря на то, что семья их оставила, несмотря на дурное обращение. Внутренне
ребенок все еще принадлежит своим кровным родителям. Это чувство принадлежности
ребенка к кровным родителям исключает в рамках семейного помещения какое-либо
присвоение ребенка новой приемной семьей.
Другой
важный
элемент:
все
дети,
которые
помещены
в
приёмные
семьи,
обнаруживают нарушения, которые долго длятся, и, которые не всегда очевидны; порой
их трудно преодолеть, настолько они укоренены. Этим детям трудно привязываться к
людям.
Подобные
психические
нарушения
предусматривают
специальный
уход,
специальные меры в процессе помещения.
С одной стороны, помещенный в семью ребенок - это ребенок, который поделен,
который борется и за, и против своей принадлежности то к одной, то к другой семье. Он
разрывается внутренне.
С другой стороны, приемные семьи согласились воспитывать ребенка, причем
чужого ребенка, которому обеспечат ежедневный уход, построят конкретные условия
жизни, дадут или обозначат определенные семейные ценности, они создадут религиозное
и
культурное
окружение
и,
кроме
того,
они
создадут
возможность
возникновения
и
поддержания чувства привязанности, исправляя, таким образом, деструктивный опыт,
который существовал в прошлом ребенка, пока он жил в биологической семье.
Быть приемной семьей - это значит, прежде всего, открыть двери своего дома, своей
личной интимной жизни ребенку, подростку; ввести чужого ребенка в свою семейную
жизнь, во взаимодействие с другими детьми, с мужем, ввести его полноценным членом в
эту семью, где у него будут братья, сестры, вся семья в широком смысле слова; включить
его в жизнь своей семьи во всех ее проявлениях; позволить ребенку, через ежедневно
излучаемую семьей теплоту, заключить новые связи, развить дружеские отношения и
способность развивать привязанности к людям.
Итак, приемная семья - это не только крыша над головой для ребенка, это означает
принять его, включить его в семью, чтобы он понял, что такое семья, родители, сестры,
братья. Благодаря этому, ребенок начинает понимать место каждого члена семьи.
Он
может
построить
свои
отношения,
привязаться,
создать
эмоционально-
аффективные отношения в семье. И, в дальнейшем, приобретет определенную автономию,
займет свое место, как любой другой член в этой семье. Очень важно, что приемная семья
играет роль родителей для ребенка, у которого есть свои собственные родители. Надо
отчетливо понимать эту реальность. Помещая ребенка в семью, мы создаем для него
особую ситуацию. Мы даем ребенку возможность жить в условиях семьи. В то же время, у
него есть свои родители. Таким образом, у него - две семьи. Понимание этого факта очень
важно. Это связано с тем, что
чрезвычайно важно с самого начала определить место
биологических родителей и закрепить его.
Чтобы пре6одолеть трудности необходимо обучение в ШПР, нашем Клубе «Родные
люди», а также и на обучающих практических семинарах, проводимых в Центре. Во
Франции, например, начинается обучение приемных семей лишь в тот момент, когда они
уже
приняли
ребенка,
т.к.
считают,
что
процесс
обучения
не
предполагает
каких-то
специальных профессиональных знаний, какой-то компетенции, как, например, обучение
инженера или обучение психолога. Цель обучения - помочь приемной семье правильно
отреагировать на трудности, которые им встретятся здесь и сейчас. Приёмный ребенок - не
их ребенок, а ребенок, имеющий своих собственных родителей, поэтому, и во Франции
учат, и умы учим, как обращаться с ребенком, как его воспитывать, как дать нормальную
жизнь
ребенку,
у
которого
есть
свои
родители.
Ребенок
оказывается
в
положении
разделенного, он разрывается между двумя семьями. У него складываются привязанности
и с биологической, и с приемной семьей, т.к.
попав в трудную жизненную ситуацию
помещен в другую семью.
Дети, у которых было особое прошлое с их кровными родителями, конечно, будут
вынуждать
приемную
семью
вести
себя
соответствующим
образом.
Часто
эти
дети
чувствуют себя брошенными. Они переживают травму, связанную с тем, что их бросили.
Они живут с чувством оставленности своими родителями и, когда они пребывают в
приемную семью, они подталкивают эту семью к тому, чтобы та попыталась их присвоить.
Случается так, что не столько приемная семья хочет присвоить ребенка, сколько ребенок
сам своим поведением подталкивает приемных родителей к тому, чтобы они занимались
им значительно больше, чем своими собственными детьми. Приемные семьи, у которых
все хорошо проходило со своими собственными детьми, вдруг оказываются с приемными
детьми в очень сложных для них отношениях. Мы знаем случаи, когда приемные семьи
способны купить приемному ребенку кое-что, хотя у них нет особых средств для этого,
они обязательно хотят дать все этому ребенку, во всем его удовлетворить. Мы встречаем
практически во всех ситуациях желание приемных родителей максимально удовлетворить
потребности ребенка не из-за того, что они так всегда себя ведут, просто ребенок их к
этому подталкивает.
Важно понять, что ребенок подводит приемную семью к тому, чтобы та вела себя
определенным образом. Специалисты Центра окажут помощь приемной семье оставаться
самой собой, и чтобы ребенок не слишком уж подталкивал приемную семью к таким
отношениям, которые будут частично копировать взаимоотношения, которые у него были
в кровной семье. Команда профессионалов очень важна, чтобы помочь приемной семье
слегка дистанцироваться и иначе отвечать на запросы ребенка, чем его кровные родители.
Очень часто так происходит, ребенок чувствует ответственность, он обвиняет себя в том,
что снова оказывается покинутым, брошенным. Иногда он ждет, что у него снова будет эта
травма. Он провоцирует конфликты, чтобы показать и проверить, что его невозможно
любить. Очень опасен риск умножения подобных разрывов, когда ребенок проживает
подряд несколько травм.
Устройство в новую приемную семью - опять разрыв. Чем больше помещений, тем
больше страданий ребенку, тем больше его нарушения будут усиливаться, усугубляться.
Подобная ситуация сложна, и мы должны приложить все усилия, приложить всю нашу
энергию,
чтобы
попытаться
максимально
избежать
риска
нового
разрыва
ребенка
с
приемной семьей.
Есть также риск и для самой приемной семьи. Когда прием ребенка проваливается,
этот риск оборачивается для некоторых приемных семей травмой. Бывают случаи, когда
приемные семьи очень тяжело оправляются после подобного краха отношений. Они
чувствуют себя ранеными, у них возникает депрессия, реальная депрессия, потому что они
вложили
силы,
и
вдруг
такая
неудача.
Здесь
нельзя
недооценивать
аффективную
ангажированность, которую приемная семья вкладывает, когда она принимает ребенка.
Есть притча, мне кажется, что она очень точно отражает смысл того, как выстраивать
отношения и говорить с ребенком о его кровных родителях и тех, кто его принял в новую
семью.
Жили на свете две женщины, которые друг друга не знали.
Одну ты не помнишь, другую называешь мамой.
Две разные женщины, создавшие твою жизнь.
Одна стала твоей путеводной звездой, другая стала твоим солнцем.
Первая женщина дала тебе жизнь, а вторая учила, как ее прожить.
Первая дала тебе желание быть любимым, а вторая подарила тебе любовь.
Одна дала тебе национальность, другая дала тебе имя.
Одна подарила тебе талант, другая дала тебе цель.
Одна подарила тебе чувства, другая умиротворила твои страхи.
Одна видела твою милую улыбку при рождении, другая осушила твои слезы.
Одна не смогла предоставить тебе дом, другая молила о ребенке, и Бог услышал ее.
И сейчас ты задаешь мне сквозь слезы вопрос, на который еще никто не нашел ответ:
наследственность или окружение – чей я плод? Ничей, дорогой мой, ничей! Просто две
разные любви.