Напоминание

"Индивидуально-личностный подход в работе логопеда ДОУ"


Автор: Зайнетдинова Лилия Рашитовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д\с №1 с.Стерлибашево
Населённый пункт: с.Стерлибашево, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуально-личностный подход в работе логопеда ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индивидуально-личностный подход в работе логопеда ДОУ

Индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия, дифференцированный

подход- одна из главных особенностей логопедической работы в ДОУ, предполагающий учет

особенностей высшей нервной деятельности конкретного ребенка, причин и механизмов,

симптоматики речевого нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и прочих

индивидуальных особенностей ребенка.

Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень

тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы, либо

расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации.

Дети одной группы резко различаются как по уровню развития речи, так и по степени

выраженности и патогенезу других психических нарушений.

Как же при этом осуществляется индивидуально-личностный подход в логопедической

работе?

Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с индивидуально-

личностным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку

максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Логопедическая работа начинается с всестороннего обследования ребенка.

Анализ анамнестических сведений, полученных в результате опроса родителей, а так же

содержащихся в медицинских картах детей служит основой для получения общей картины

причин и механизма нарушений речи у детей.

Логопедическое обследование проводится в индивидуальной форме; результаты обследования

на начало года заносятся в речевую карту.

На конец учебного года проводится итоговое логопедическое обследование, фиксируются

результаты коррекционной работы за год с данным ребенком, анализ, динамика речевого

развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другими детьми, что так же характерно

для личностно-ориентированной системы обучения.

На основе данных всестороннего обследования составляется индивидуальный план для

каждого ребенка, учитывающий программные требования, а также структуру, особенности

речевого дефекта, проводится деление детей на подгруппы и индивидуально, что позволяет в

дальнейшем реализовать дифференцированный подход к организации и содержанию

логопедических занятий.

Рекомендации к проведению занятия:

- Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка, учет его индивидуальных

особенностей. Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего

занятия (эмоциональных- радость, досада и др., психофизиологических- бодрость, усталость,

возбужденность и др., интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.

-Использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы детей,

позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.

- Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на

занятии без болезни ошибиться, получить неправильный ответ.

- Создание атмосферы заинтересованности

- Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.

- Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе

занятия разные способы предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее

рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.

- Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей.

- Проведение с детьми рефлексии занятия(обсуждение с детьми в конце занятия не только

того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, чтобы хотелось

выполнить еще раз.

- Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его

самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения

заданий



В раздел образования