Автор: Зайнетдинова Лилия Рашитовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д\с №1 с.Стерлибашево
Населённый пункт: с.Стерлибашево, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуально-личностный подход в работе логопеда ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Индивидуально-личностный подход в работе логопеда ДОУ
Индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия, дифференцированный
подход- одна из главных особенностей логопедической работы в ДОУ, предполагающий учет
особенностей высшей нервной деятельности конкретного ребенка, причин и механизмов,
симптоматики речевого нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и прочих
индивидуальных особенностей ребенка.
Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень
тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы, либо
расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации.
Дети одной группы резко различаются как по уровню развития речи, так и по степени
выраженности и патогенезу других психических нарушений.
Как же при этом осуществляется индивидуально-личностный подход в логопедической
работе?
Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с индивидуально-
личностным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку
максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.
Логопедическая работа начинается с всестороннего обследования ребенка.
Анализ анамнестических сведений, полученных в результате опроса родителей, а так же
содержащихся в медицинских картах детей служит основой для получения общей картины
причин и механизма нарушений речи у детей.
Логопедическое обследование проводится в индивидуальной форме; результаты обследования
на начало года заносятся в речевую карту.
На конец учебного года проводится итоговое логопедическое обследование, фиксируются
результаты коррекционной работы за год с данным ребенком, анализ, динамика речевого
развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другими детьми, что так же характерно
для личностно-ориентированной системы обучения.
На основе данных всестороннего обследования составляется индивидуальный план для
каждого ребенка, учитывающий программные требования, а также структуру, особенности
речевого дефекта, проводится деление детей на подгруппы и индивидуально, что позволяет в
дальнейшем реализовать дифференцированный подход к организации и содержанию
логопедических занятий.
Рекомендации к проведению занятия:
- Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка, учет его индивидуальных
особенностей. Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего
занятия (эмоциональных- радость, досада и др., психофизиологических- бодрость, усталость,
возбужденность и др., интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.
-Использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы детей,
позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.
- Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на
занятии без болезни ошибиться, получить неправильный ответ.
- Создание атмосферы заинтересованности
- Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.
- Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе
занятия разные способы предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее
рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
- Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей.
- Проведение с детьми рефлексии занятия(обсуждение с детьми в конце занятия не только
того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, чтобы хотелось
выполнить еще раз.
- Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его
самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения
заданий