Напоминание

Урок-размышление как урок, формирующий ценностно-смысловые и общекультурные компетенции (на примере урока–размышления по теме "Живая память" по рассказу Федора Александровича Абрамова "О чем плачут лошади")


Автор: Захарова Юлиана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБНОУ РС(Я) "Республиканский лицей-интернат"
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: разработка и анализ урока
Тема: Урок-размышление как урок, формирующий ценностно-смысловые и общекультурные компетенции (на примере урока–размышления по теме "Живая память" по рассказу Федора Александровича Абрамова "О чем плачут лошади")
Раздел: среднее образование





Назад




УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Урок-размышление как урок, формирующий ценностно-смысловые и общекультурные компетенции

(на примере урока-размышления по теме «Живая память» по рассказу Федора Александровича

Абрамова «О чем плачут лошади»)

Учитель русского языка и литературы

ГБНОУ РС(Я) «Республиканский лицей-интернат»

Захарова Юлиана Николаевна

Планируемые результаты:

Предметные: научиться понимать смысл произведения и видеть главное

Метапредметные:

Познавательные:

совершенствование читательских умений

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения и позиции; умение отвечать на поставленные вопросы; слушать

собеседника; работать в паре и группе

Регулятивные:

определение целей и задач своей деятельности; осуществление поиска необходимой информации для

решения целей и задач урока

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства сострадания к животным.

Тип урока: урок общеметодической направленности

Размышление – один из самых сложных и в то же время самых притягательных видов

познавательной и рефлексивной деятельности человека, без которого невозможно личностное развитие.

Урок-размышление активизирует не только когнитивные, но и мыслительные процессы личности, развивает

у обучающегося творческое начало, умения и навыки репрезентации собственных суждений, умозаключений

и выводов.

Урок-размышление побуждает учащихся выбирать позицию активного субъекта познания. Такие уроки

обладают высоким воспитательным потенциалом.

Урок-размышление позволяет достигать этой цели не через назидание, а путем активизации внутренних

ресурсов самого обучающегося, вовлеченного в диалог-размышление. Для подготовки к уроку-

размышлению по рассказу Абрамова учащимся нужно было прочитать рассказ «О чем плачут лошади».

Были предложены вопросы для размышления на дом:

- Какие произведения мировой, русской, родной литературы вспомнились по прочтении рассказа

Ф,А.Абрамова «О чем плачут лошади»?

- Вспомнились ли какие-нибудь случаи из личного опыта, которые, на мой взгляд, схожи с ситуацией,

описанной в рассказе?

Во вступительном слове учитель должен быть предельно осторожным, он не должен навязывать

свое мнение, должен стараться направлять, подталкивать и развивать беседу. Потому что ценностно-

смысловая компетенция – это, прежде всего, формирование мировоззрения, ценностных ориентиров,

способности понимать окружающий мир. А общекультурная компетенция включает в себя знание

особенностей национальной и общечеловеческой культуры, в частности литературы, духовно-нравственные

основы жизни человека. Участие в беседе, совместном размышлении создает благоприятные условия для

формирования учебно-познавательной компетенции – самостоятельной познавательной деятельности,

аналитических, оценочных и интерпретационных, рефлексионных умений, приемы действий в

нестандартных ситуациях.

Введение в урок может начаться с личности писателя, обращением к трудным годам жизни

Ф.А.Абрамова, может начаться с разговора о домашних животных. Это зависит от уровня эмоционально-

доверительных отношений между учителем и учениками.

На уроке вопросы, предложенные для интерпретации художественного слова, делятся на три типа:

1. Уточняющие вопросы:

- Почему, как вы думаете, рассказчик волновался и радовался, когда приходил на луг к лошадям?

- Отчего рассказчик испытывал чувство жалости к лошадям и даже вины перед ними? (работа с текстом)

- Когда мы испытываем чувство жалости? Когда – чувство вины?

- Почему Рыжуха была любимицей рассказчика?

Уточняюшие вопросы, предлагаемые в ходе беседы, размышления, не содержат потенциального

ответа, они предполагают обращение к художественному тексту, к внимательному, детальному

рассмотрению авторских ремарок и речи персонажей.

Значительно трудными представляются для семиклассников вопросы аналитического характера,

формулировка ответов на которые не может быть однозначной. И тут учителю полагается быть хорошим

направляющим, потому что в беседу входят элементы диспута. А в среднем звене диспут как форма урока

требует тщательной подготовки и осторожности в суждениях. Если уроки-размышления, уроки-беседы с

элементами диспута проходят в среднем звене хорошо, стабильно, то можно смело вводить диспут как

форму урока уже в 9 классе.

2. Аналитические вопросы:

- Как вы понимаете слова «Рыжуха с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные, все еще мокрые,

печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя – маленького, крохотного человечка»?

Основные доводы и аргументы спорящих выглядели так:

- То, что он видит себя маленьким, крохотным человечком говорит о воспоминаниях, вдруг на него

нахлынувших. Это видно в словах о том, как рассказчик про себя говорит словами «отрезанный ломоть». Он

оказался слаб перед оголяющей совесть искренностью Рыжухи.

- Он видит себя маленьким , потому что он не имеет права нести ответ за всех людей, за все поколение.

- Маленьким и крохотным он видит себя , потому что он ничего не значит в проявлении этой огромной

надежды, он не может облегчить участь лошадей, которые загнаны, несчастны.

Внимательному читателю откроется, что рассказчик сожалеет не только о слезах лошадей — он и сам плачет

о разрушении былого деревенского уклада, когда люди жили в ладу с природой, знали цену жизни, труду,

празднику. Не зря видится герою в большом лошадином глазу отражение его самого — маленького человека.

В ходе разговора, размышления возникали вопросы от самих учащихся, отсылающие к следующим

запланированным вопросам. Спонтанные вопросы подтверждают то, что учащиеся приближаются к тексту

произведения и не остаются равнодушными к вопросам, поднимаемым на уроке.

- Почему рассказчик не выдержал прямого, вопрошающего взгляда Рыжухи?

- Потому что он не мог сказать правду, не мог признаться в том, что старая кобыла Забава была права, что

лошадь раньше и вправду было сокровищем, кормилицей.

Попутный вопрос другого ученика :

- Почему он не мог в этом признаться?

Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей.

Герой и сам ощущает себя предателем, представителем нового практичного и жестокого времени. Это

подчеркивает выразительная деталь: человек уходит с луга, засунув руки «в карманы модных джинсов».

Важно, чтобы последний вопрос сплотил учащихся, привел бы к общему знаменателю беседы и направил бы

в правильное русло для написания сочинения-рассуждения в конце урока.

3. Рефлексивные вопросы:

- Какую роль играют воспоминания рассказчика, навеянные рассказом Рыжухи в сюжете рассказа?

- Какое значение мы можем придать авторским ремаркам в описании поведения рассказчика?

- Поскольку живая память о прежних временах еще жива в повествователе, то в душе его поднимается тоска.

Он и сам чувствует себя существом «нелепой лошадиной породы» — наверное, потому, что и сам он много

работает, не ощущая благодарности.

- И еще потому, что трудно бывшему крестьянину принять все безжалостные законы современного

общества. Все-таки главное в том, что связь с природой и ее прекрасным творением — лошадью, будет

рваться долго и мучительно.

На рефлексивном этапе был применен метод «древо предсказаний».

Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения (количество

«ветвей» не ограничено) и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того

или иного мнения. Этот прием хорошо работает как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность

осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по

содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия

их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап

рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Эмоциональная атмосфера урока серьезная, несколько даже возвышенная, тут неуместны шутки и

едкие замечания. Ведь речь идет о связях человека с природой, от которой, к сожалению, современный

городской человек отдаляется все больше и больше. Очень важно , чтобы учащиеся были охвачены

настроением рассказчика, Рыжухи, чтобы урок достиг своей цели. А цель урока в том, чтобы

способствовать воспитанию чувства любви , сочувствия и жалости к животным, чтобы способствовать

развитию умения размышлять, анализировать, подводить итоги, устанавливать смысловые связи.

Завершающая работа представляет собой сочинение-рассуждение на тему «Что такое ответственность?».

Работа предполагает опору на текст рассказа и настраивает на установление смысловых связей между

словом «ответственность» и поведением рассказчика, а также построение сравнительно-сопоставительного

анализа (опережающее домашнее задание ).

Как показывает опыт, сами ученики охотно готовятся к урокам-размышлениям и активно участвуют

в них. Такая форма организации учебной деятельности позволяет учителю и ученикам не только достаточно

эффективно понимать, оценивать, анализировать, интерпретировать текст, но и создавать ориентировочную

основу для творческих исканий и самостоятельных решений. Потому что ценностно-смысловые и

общекультурные компетенции нельзя механически усвоить или впитать от учителя. Они вырабатываются

самой личностью как результат ее творческой активности, и задача педагога создать все необходимые

условия для этого.



В раздел образования