Автор: Захарова Юлиана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБНОУ РС(Я) "Республиканский лицей-интернат"
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: разработка и анализ урока
Тема: Урок-размышление как урок, формирующий ценностно-смысловые и общекультурные компетенции (на примере урока–размышления по теме "Живая память" по рассказу Федора Александровича Абрамова "О чем плачут лошади")
Раздел: среднее образование
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
Урок-размышление как урок, формирующий ценностно-смысловые и общекультурные компетенции
(на примере урока-размышления по теме «Живая память» по рассказу Федора Александровича
Абрамова «О чем плачут лошади»)
Учитель русского языка и литературы
ГБНОУ РС(Я) «Республиканский лицей-интернат»
Захарова Юлиана Николаевна
Планируемые результаты:
Предметные: научиться понимать смысл произведения и видеть главное
Метапредметные:
Познавательные:
совершенствование читательских умений
Коммуникативные:
формулирование собственного мнения и позиции; умение отвечать на поставленные вопросы; слушать
собеседника; работать в паре и группе
Регулятивные:
определение целей и задач своей деятельности; осуществление поиска необходимой информации для
решения целей и задач урока
Личностные:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства сострадания к животным.
Тип урока: урок общеметодической направленности
Размышление – один из самых сложных и в то же время самых притягательных видов
познавательной и рефлексивной деятельности человека, без которого невозможно личностное развитие.
Урок-размышление активизирует не только когнитивные, но и мыслительные процессы личности, развивает
у обучающегося творческое начало, умения и навыки репрезентации собственных суждений, умозаключений
и выводов.
Урок-размышление побуждает учащихся выбирать позицию активного субъекта познания. Такие уроки
обладают высоким воспитательным потенциалом.
Урок-размышление позволяет достигать этой цели не через назидание, а путем активизации внутренних
ресурсов самого обучающегося, вовлеченного в диалог-размышление. Для подготовки к уроку-
размышлению по рассказу Абрамова учащимся нужно было прочитать рассказ «О чем плачут лошади».
Были предложены вопросы для размышления на дом:
- Какие произведения мировой, русской, родной литературы вспомнились по прочтении рассказа
Ф,А.Абрамова «О чем плачут лошади»?
- Вспомнились ли какие-нибудь случаи из личного опыта, которые, на мой взгляд, схожи с ситуацией,
описанной в рассказе?
Во вступительном слове учитель должен быть предельно осторожным, он не должен навязывать
свое мнение, должен стараться направлять, подталкивать и развивать беседу. Потому что ценностно-
смысловая компетенция – это, прежде всего, формирование мировоззрения, ценностных ориентиров,
способности понимать окружающий мир. А общекультурная компетенция включает в себя знание
особенностей национальной и общечеловеческой культуры, в частности литературы, духовно-нравственные
основы жизни человека. Участие в беседе, совместном размышлении создает благоприятные условия для
формирования учебно-познавательной компетенции – самостоятельной познавательной деятельности,
аналитических, оценочных и интерпретационных, рефлексионных умений, приемы действий в
нестандартных ситуациях.
Введение в урок может начаться с личности писателя, обращением к трудным годам жизни
Ф.А.Абрамова, может начаться с разговора о домашних животных. Это зависит от уровня эмоционально-
доверительных отношений между учителем и учениками.
На уроке вопросы, предложенные для интерпретации художественного слова, делятся на три типа:
1. Уточняющие вопросы:
- Почему, как вы думаете, рассказчик волновался и радовался, когда приходил на луг к лошадям?
- Отчего рассказчик испытывал чувство жалости к лошадям и даже вины перед ними? (работа с текстом)
- Когда мы испытываем чувство жалости? Когда – чувство вины?
- Почему Рыжуха была любимицей рассказчика?
Уточняюшие вопросы, предлагаемые в ходе беседы, размышления, не содержат потенциального
ответа, они предполагают обращение к художественному тексту, к внимательному, детальному
рассмотрению авторских ремарок и речи персонажей.
Значительно трудными представляются для семиклассников вопросы аналитического характера,
формулировка ответов на которые не может быть однозначной. И тут учителю полагается быть хорошим
направляющим, потому что в беседу входят элементы диспута. А в среднем звене диспут как форма урока
требует тщательной подготовки и осторожности в суждениях. Если уроки-размышления, уроки-беседы с
элементами диспута проходят в среднем звене хорошо, стабильно, то можно смело вводить диспут как
форму урока уже в 9 классе.
2. Аналитические вопросы:
- Как вы понимаете слова «Рыжуха с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные, все еще мокрые,
печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя – маленького, крохотного человечка»?
Основные доводы и аргументы спорящих выглядели так:
- То, что он видит себя маленьким, крохотным человечком говорит о воспоминаниях, вдруг на него
нахлынувших. Это видно в словах о том, как рассказчик про себя говорит словами «отрезанный ломоть». Он
оказался слаб перед оголяющей совесть искренностью Рыжухи.
- Он видит себя маленьким , потому что он не имеет права нести ответ за всех людей, за все поколение.
- Маленьким и крохотным он видит себя , потому что он ничего не значит в проявлении этой огромной
надежды, он не может облегчить участь лошадей, которые загнаны, несчастны.
Внимательному читателю откроется, что рассказчик сожалеет не только о слезах лошадей — он и сам плачет
о разрушении былого деревенского уклада, когда люди жили в ладу с природой, знали цену жизни, труду,
празднику. Не зря видится герою в большом лошадином глазу отражение его самого — маленького человека.
В ходе разговора, размышления возникали вопросы от самих учащихся, отсылающие к следующим
запланированным вопросам. Спонтанные вопросы подтверждают то, что учащиеся приближаются к тексту
произведения и не остаются равнодушными к вопросам, поднимаемым на уроке.
- Почему рассказчик не выдержал прямого, вопрошающего взгляда Рыжухи?
- Потому что он не мог сказать правду, не мог признаться в том, что старая кобыла Забава была права, что
лошадь раньше и вправду было сокровищем, кормилицей.
Попутный вопрос другого ученика :
- Почему он не мог в этом признаться?
Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей.
Герой и сам ощущает себя предателем, представителем нового практичного и жестокого времени. Это
подчеркивает выразительная деталь: человек уходит с луга, засунув руки «в карманы модных джинсов».
Важно, чтобы последний вопрос сплотил учащихся, привел бы к общему знаменателю беседы и направил бы
в правильное русло для написания сочинения-рассуждения в конце урока.
3. Рефлексивные вопросы:
- Какую роль играют воспоминания рассказчика, навеянные рассказом Рыжухи в сюжете рассказа?
- Какое значение мы можем придать авторским ремаркам в описании поведения рассказчика?
- Поскольку живая память о прежних временах еще жива в повествователе, то в душе его поднимается тоска.
Он и сам чувствует себя существом «нелепой лошадиной породы» — наверное, потому, что и сам он много
работает, не ощущая благодарности.
- И еще потому, что трудно бывшему крестьянину принять все безжалостные законы современного
общества. Все-таки главное в том, что связь с природой и ее прекрасным творением — лошадью, будет
рваться долго и мучительно.
На рефлексивном этапе был применен метод «древо предсказаний».
Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения (количество
«ветвей» не ограничено) и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того
или иного мнения. Этот прием хорошо работает как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность
осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по
содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия
их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап
рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Эмоциональная атмосфера урока серьезная, несколько даже возвышенная, тут неуместны шутки и
едкие замечания. Ведь речь идет о связях человека с природой, от которой, к сожалению, современный
городской человек отдаляется все больше и больше. Очень важно , чтобы учащиеся были охвачены
настроением рассказчика, Рыжухи, чтобы урок достиг своей цели. А цель урока в том, чтобы
способствовать воспитанию чувства любви , сочувствия и жалости к животным, чтобы способствовать
развитию умения размышлять, анализировать, подводить итоги, устанавливать смысловые связи.
Завершающая работа представляет собой сочинение-рассуждение на тему «Что такое ответственность?».
Работа предполагает опору на текст рассказа и настраивает на установление смысловых связей между
словом «ответственность» и поведением рассказчика, а также построение сравнительно-сопоставительного
анализа (опережающее домашнее задание ).
Как показывает опыт, сами ученики охотно готовятся к урокам-размышлениям и активно участвуют
в них. Такая форма организации учебной деятельности позволяет учителю и ученикам не только достаточно
эффективно понимать, оценивать, анализировать, интерпретировать текст, но и создавать ориентировочную
основу для творческих исканий и самостоятельных решений. Потому что ценностно-смысловые и
общекультурные компетенции нельзя механически усвоить или впитать от учителя. Они вырабатываются
самой личностью как результат ее творческой активности, и задача педагога создать все необходимые
условия для этого.