Напоминание

"Некоторые вопросы отличия деятельности аккомпаниатора и концертмейстера"


Автор: Саловская Ирина Павловна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО Волгограда
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Мтодический доклад
Тема: "Некоторые вопросы отличия деятельности аккомпаниатора и концертмейстера"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Комитет по культуре администрации Волгограда

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования Волгограда

«Детская школа искусств имени М.А. Балакирева»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: «Некоторые вопросы отличия деятельности

аккомпаниатора и концертмейстера»

Концертмейстер

И.П. Саловская

г. Волгоград

2019 г.

1

План:

1.

Введение

2.

Цели и задачи концертмейстера в отличие от деятельности

аккомпаниатора

3.

Народный танец – отражение жизни и традиций народа

4.

Принципы подбора музыкального материала на примере показательного

урока «Казачий танец»

5. Используемый музыкальный материал

2

1.

Введение

Цель данного доклада – доказать, что концертмейстер – это более

широкое понятие, нежели аккомпаниатор. Если обязанности последнего не

выходят за рамки собственного аккомпанирования, музыкального

озвучивания урока с помощью инструмента, то задачи концертмейстера

включают в себя участие в решении образовательных и воспитательных

задач, содействие развитию эмоционально-творческих начал учеников и

формирование эстетического вкуса.

2.Цели и задачи концертмейстера в отличие от

деятельности аккомпаниатора

Каким же образом осуществляется это на практике? Первоочередной

задачей концертмейстера является, конечно, подбор музыкального

репертуара, создание музыкальной атмосферы урока, ведь музыка

помогает понять эмоциональную подоплёку танцевальных движений,

сделать их более привлекательными. Но на своём опыте я убедилась, что

не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по

метроритму, в равной степени воспринимается учащимися. Совершенно

необходимо, чтобы она нравилась ребятам, совпадала с их вкусом. В

значительной степени это зависит от возрастных особенностей. Так,

например, у учащихся младших классов преобладает наглядное

мышление. Поэтому музыку стоит подбирать с четкими, простыми

ритмами, несложной мелодией, не перегруженной фактурой, жанровой

определённостью (марш, вальс, полька и т.д.).

В подростковом возрасте происходит осознание своих возможностей,

утверждение себя как личности, подросток примеряет на себя роль

взрослого. Повышается степень трудности решаемых задач. В этом свете

концертмейстеру тоже необходимо повышать уровень сложности

музыкального репертуара. На этом этапе появляется изысканность

образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм.

3. Народный танец – отражение жизни и традиций

народа

Являясь концертмейстером по предмету «Народно-сценический танец»,

я всегда помню о том, что каждый народный танец отражает образ жизни

народа, его характер, традиции и т.д. Музыкально-сценический образ,

воспеваемый в народном танце, является собирательным, но в тоже время

одно и то же движение может исполняться по-разному, в зависимости от

географического расположения. О разнообразии и различии в манере

исполнения, условиях, влияющих на формирование тех или иных черт в

3

народных танцах образно писал Н.В. Гоголь: «Северный рус не так пляшет,

как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного

танец говорящий, у другого бесчувственный, у одгого бешенный, разгульный,

у другого спокойный, … у одного напряжённый, воздушный у другого.

Откуда такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его

жизни, образа занятий, природных условий, климата. Народ, прошедший

горделивую жизнь, выражает ту же гордость в своём танце, у народа

беспечного и вольного – та же безграничная воля и поэтическое самозабвение

отражается в танце, народ климата пламенного оставил в своём

национальном танце ту же страсть и ревность. Примером этому может

казачий танец – отражение быта, культуры и самосознания казаков. У них

сложился свой образ жизни, быт, своеобразное красочное искусство.

Жизнь их была нелёгкой и опасной, поэтому казаки сызмальства

приучались к военному делу – лихо скакали на конях, искусно владели саблей

и ружьём. Казачьи поселения служили надёжной защитой Руси от нападения

врагов с юга. Образ жизни казаков воспитывал людей с сильным характером,

неустрашимостью, выносливостью, умением отстаивать свою жизнь, свои

права и имущество.

4. Принципы подбора музыкального материала на примере

показательного урока «Казачий танец»

Вместе с хореографом я изучила книгу Шалыгина « Мой край родной,

казачий» для лучшего понимания стоящих передо мной задач. Главная

трудность заключалась в поиске музыкального материала, который

соответствовал бы движениям конкретной местности ( казаки донские,

кубанские, уральские и т.д.). Хочется отметить, что казачья песенная и

танцевальная культура в том виде, в котором она существует сейчас,

складывалась веками и основывалась на творчестве народов тех мест, где

казаки селились, но в тоже время они вносили в него такие изменения,

которые были присущи их характеру: непокорность, своенравие,

свободолюбие.

В ходе урока можно было увидеть яркий тому пример: в музыкальном

сопровождении упражнения «plie» многие узнают русскую народную

мелодию «Белолица, круглолица». У казаков эта же мелодия известна как

«Черноброва, черноока». Мелодия как-будто сохранена, но из лирической

хороводной превращается в более подвижную, с лукавой озорной искоркой.

В упражнении « Rond de jamfe parters» в музыкальном сопровождении

обращает на себя внимание отсутствие музыкальных квадратов, что ещё раз

подчёркивает желание казаков быть непохожими на других.

Движение Battement teundus ( река Хопёр) и Battement tendus (средний

Дон, г.Ростов) имитируют гарцевание и скачки на лошади.

4

Rond de jambs parters ( р. Иловля, х. Вилтовский) – движение ломкие,

заковыристые, что соответствует руслу реки в этом месте ( с изгибами,

изломами).

Все эти особенности нужно было учитывать при подборе музыки к

движению. Нотный музыкальный материал найти не представлялось

возможным, поэтому приходилось заниматься самой обработкой материала,

добытых из разных источников ( связанных с этнографической работой,

записанных во время посещения концертов вокальных и танцевальных

коллективов казаков ( «Лазоревый цветок», «Кубанский казачий хор»), с

кассет и дисков.

В этом я вижу ещё одно отличие в деятельности аккомпаниатора и

концертмейстера, который занимается не только иллюстрацией, но и

поиском, обработкой песенно-танцевального материала.

На каждом уроке этот материал давался учащимся в небольших дозах

из-за его необычности и сложности. Так что уже к середине учебного года

наши учащиеся владели теоретическим и практическим материалом из жизни

казачества.

5. Используемый музыкальный материал

1.

Поклон – «Как за Доном»

2.

Peie – «Черноброва, черноока»

3.

Battement tendu – «Донцы-молодцы»

4.

Battement tendu jete – «Поехал казак на чужбину далёко»

5.

Rond de jamb parterre – «У нас, братцы, было на Дону»

6.

Каблучное – « Ехали казаченки» ( Кубанский казачий хор)

7.

Веревочки – «Галя» ( Кубанский казачий хор)

8.

Battement fondu – «Ягодиночка»

9.

Дробные выстукивание – « Мы донские казаки»

10. Pas tortilles – «Воспой, соловейка»

11.Мужская техника – «Кубанская кавалерийская»

12. Jrand battement jete -- «Марусенька» ( Кубанский казачий хор).

5



В раздел образования