Напоминание

"Использование проектного метода как средство познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста".


Автор: Григорьева Александра Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "детский сад№198"
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование проектного метода как средство познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА: Использование

проектного

метода

как

средство

познавательно

исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Группа: подготовительная (6-7 лет).

Дата начало работы: сентябрь 2016г.

Окончание работы: сентябрь 2017г.

Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровеня и

профессионального

мастерства

путем

внедрения

инноваций

в

образовательный процесс.

Создание условий для формирования познавательно исследовательской

деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Изучить педагогические, психологические, методические литературные

источники по проблеме, теоретические основы использования проектного

метода;

2.Создать предметно-пространственную среду в группе;

3.Разработать перспективный план работы с детьми;

4.Разроботать проекты по позновательно-исследовательской деятельности:

«Как дикие животные готовятся к зиме», «Книга твой лучший друг».

5.Разработать активные формы взаимодействия с родителями. Повысить

компетенцию родителей по данному вопросу.

6.Обобщить и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

Основные вопросы по теме самообразования:

1.Создание современной предметно – развивающей среды в группе по ФГОС;

2.Разработка программно–методического обеспечения учебно–

воспитательного процесса;

3. Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

4.Изучение опыта по данной теме: посещения семинаров, открытых занятий,

интернет семинары, статьи педагогов из интернета;

5.Обобщение и распространения опыта работы на муниципальном уровне,

на педагогическом совете;

6. Практические выходы: коллективная работа «Как дикие животные

готовятся к зиме» (воспитатель - дети), в родительский уголок папки-

передвижки.

Предполагаемый результат:

1.Владение инновационными педагогическими технологиями, воспитания и

обучения детей (проектная деятельность).

2.Повышения своих теоретических и практических знаний, умений и

навыков, профессионализма и творчества.

3.Умение активизировать сваи способности достижения, применять

полученные знания на практике.

4.Разработать методические рекомендации для педагогов и специалистов

ДОУ в рамках проектной деятельности.

5.Родители активно взаимодействуют с педагогом, творчески относятся к

проблемно-поисковой деятельности, участвуют в разработке способов

поисковой деятельности.

6.У детей сформируется:

*творческие способности, коммуникативные навыки, умение

экспериментировать, синтезировать полученные знания;

*социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт

исследовательски-творческой деятельности;

*повысится степень самостоятельности, инициативности.

Актуальность

Эта тема для меня важна, потому что исследовательская деятельность

позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы

и самостоятельно находил на них ответы.

Внедрения в образовательный процесс проектного метода способствует

развитию

свободной,

творческой,

социально

адоптированной

личности,

которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной

стороны,

и

делает

образовательный

процесс

дошкольного

учреждения

открытым для активного участия родителей и других членов семей.

Решая

в

ходе

проектирования

различные

позновательно-

исследовательские

задачи

вместе

с

взрослыми

и

сверстниками,

дети

обогащают

и

активизируют

свой

словарный

запас,

учиться

публично,

выступать

(рассказывать

о

новых

фактах,

адекватно

общаться

с

окружающими).

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской

работы, которая легко объединяет в совместную деятельность воспитателя с

детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более

устойчивым

вниманием,

наблюдательностью,

способностью

к

началу

анализа,

синтеза,

самооценке,

а

также

стремлением

к

совместной

деятельности.

И,

что

немало

важно,

проект

учитывает

совместную

познавательно

исследовательскую

деятельность

детей, педагогов

и

родителей.

Перспективный план по самообразованию на 2016-2017г.

Сентябрь - октябрь

Организационно – теоретически

1. Изучение нормативных документов.

2. Детальное изучение методической литературы по данной проблеме.

3. Составление перспективного плана, направленного на решение

проблемы.

4. Прогнозирование результатов.

Октябрь - апрель

Накопительно - практический

Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного

учреждения как инновационной педагогической технологии.

1. Анкетирование родителей по теме: «Экспериментирование в семье».

2.Организация предметно-пространственной среды; создание уголка по

экспериментированию, пополнение необходимыми материалами и

оборудованием.

3. Подбор художественной литературы.

4. Проведение цикла мини проектов с детьми подготовительной группы:

Проект: «Книга – твой лучший друг»;

Проект: «Как дикие животные готовятся к зиме».

5. Организация самостоятельной деятельности в уголке

экспериментирования.

6.Создание серии тематических консультаций для родителей.

Консультация для родителей «ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному

экспериментированию».

7. Проведение экскурсий и целевых прогулок.

8. Оформления альбома «Мои открытия»

9. Разработка и реализация детских проектов.

10. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

11. Привлечение родителей к организации проектов в группе.

12. Освещение данной темы на педсовете.

Май

Заключительный

Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их

родителей к методу проектов.

1. Систематизировать накопленный опыт по теме самообразования.

2. Оформить результаты изученной темы на педагогическом совете, на сайте

ДОУ.

3. Презентация «Детский коллектив – вместе весело шагать».

Проект: «Как дикие животные готовятся к зиме»

Задачи:

1. Систематизировать знания детей о жизни диких животных зимой

2. Обогащать словарный запас детей: «подшёрсток», «кладовая»

3. Воспитывать чуткость к художественному слову

5. Воспитывать бережное отношение к природе

6. Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать

увиденное в рисунках, поделках;

Проект долгосрочный, исследовательски - творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Цель

данного

проекта:Формирование

у

детей

старшего

дошкольного

возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Проект состоял из трёх этапов:

1 этап подготовительный включал в себя:

Изучение методической литературы

Организация предметно-развивающей среды

Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и

картин, дидактических игр, оборудования, костюмов, музыкальных

произведений, музыкальных игр, интернет-ресурсов по теме проекта.

2этап

исследовательско-творческий

осуществлялся

(через

разнообразные

виды

деятельности):

познавательно-

исследовательская,

двигательная,

музыкальная,

изобразительная,

элементарная

трудовая

деятельность,

восприятие художественной литературы, а также взаимодействие с семьёй.

Познавательно-исследовательская

деятельность

включала

в

себя:

дидактические игры «Кто, где живёт? », «Прятки», «Угадай по описанию»,

«Кто лишний, «Помоги белочки сделать на зиму запасы» и др.

Цель

данных

игр:

закрепить

знания

о

местах

обитания,

о

способах

приспособления к зимнему периоду.

Беседы «Кто живет в осеннем лесу», «Как дикие животные готовятся к зиме».

Цель этих бесед: расширять представления о жизни диких животных в лесу,

об их приспособлении к зиме.

С детьми провели опыты на тему «Почему звери меняют цвет своей шубки?

Опыт 1. Почему заяц зимой белый?

«Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые. А

почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос ребенок может найти

сам. Предложили ему рассмотреть силуэт зайчика на белом и зелёном фоне

бумаги. Спросили у ребёнка, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика

на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в

серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет) .

Опыт 2.

«Почему белка меняет шубку зимой»?

Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта

белки: серебристого и оранжевого цвета. Они демонстрируются ребенку на

серебристом и оранжевом фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это?

Зачем же белка меняет шубку? Ребёнок сам догадается на основе этого

опыта.

Опыт3: Какая шубка теплее?

В холодную погоду взяли на прогулку с ребенком две пары рукавиц – одну

легкую пару, осеннюю, а другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть сначала

наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объяснили, что

животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто

у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, что звери

осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!

Ходили по участку детского сада. Обратили внимание на красоту деревьев

осенью,

повторили

правила

поведения

в

лесу.

Детям

интересно

было

заниматься трудом в природе. Они собирали веточки, шишки, листочки для

будущей поделки.

В

результате

познавательно-исследовательской

деятельности

у

детей

расширился запас знаний о приспособленности зверей к зимним условиям.

Следующая деятельность двигательная. Дети играли в разные подвижные

игры

«У

медведя

во

бору»,

«Охотник

и

зайцы»,

«Бездомный

заяц»,

«Медведь и пчёлы», «Волк во рву». В этих играх развивались физические

качества и обогащение двигательного опыта, формировалась потребность в

двигательной активности.

Изобразительная

деятельность.

Дети

красками

по

замыслу

рисовали

животных леса. Цель данного занятия: закрепить умение отражать в рисунках

диких животных.

Коллективная работа Коллаж «как дикие животные готовятся к зиме».

Цель: формировать умение отражать в работе животных, используя

имеющиеся технические навыки в аппликации, в рисовании, в лепки. Дети

обводили шаблоны и вырезали диких животных, нарезали мелко цветные

шерстяные нитки и покрывали основу «шерсткой». Готовых зверей поселили

в осеннем лесу. В процессе работы дети учились договариваться и

взаимодействовать друг с другом.



В раздел образования