Напоминание

Адаптация детей в детском саду


Автор: Шахова Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Малоугненевская СОШ" структурное подразделение
Населённый пункт: Алтайский край Бийский район село Малоугренево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Адаптация детей в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Малоугренёвская СОШ структурное подразделение»

Консультации для родителей на тему: «Адаптация

в детском саду»

Составила: Шахова Татьяна Васильевна

2019г

.

Детский сад — новый период в жизни ребенка.

Детям

любого

возраста

очень

непросто

начинать

посещать детский

сад.

Каждый

из

них

проходит период

адаптации

к

детскому

с аду.

Вся жизнь ребёнка

кардинальным

образом

меняется.

В

привычную,

сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим

дня,

отсутствие

родных

и

близких,

постоянное

присутствие

сверстников,

необходимость

слушаться

и

подчиняться

незнакомым

взрослым,

резко

уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в

детскому саду.

Что такое адаптация? Это приспособление или привыкание организма к новой

обстановке.

Дома ребенок привык

к

определенному

образу жизни,

режиму,

видам

деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам

поведения

и

т.

д.

В детском

саду большинство

условий

будут новыми

и

непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и

привыкать. В процессе приспособления – адаптации –поведение и реакции на

многое у ребенка могут резко поменяться: чаще всего меняются:

- эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);

- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);

-

нарушается

сон

(ребенок

не

может

заснуть,

сон

кратковременный,

прерывистый);

- утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или

перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);

- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим

напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).

Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни,

поэтому

к

ним

нужно

отнестись

с

пониманием.

Не беспокойтесь:

когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».

А привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом

определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его

нервной системы, степенью общительности.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации,

необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому

саду: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца.

Аппетит

достигает

обычного

уровня

уже

к

концу

первой

недели,

сон

налаживается

через

1—2

недели.

Острых

заболеваний

не

возникает.

У ребенка преобладает радостное или устойчиво - спокойное эмоциональное

состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими

предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый,

новое помещение, общение с группой сверстников).

Адаптация с ред не й

тя же с т и

проход ит

д ольше .

А ппе т ит

и

с о н

восстанавливаются только к середине второго месяца пребывания в детском

саду.

Снижается

активность

малыша,

он

становится

эмоционально

подавленным. Острые респираторные заболевания возникают чаще. Все эти

симптомы проходят обычно к концу второго месяца. Однако при поддержке

взрослого, ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность,

легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая

адаптация -

Особую

тревогу

вызывает

эта адаптация.

Снижение

аппетита,

физической

и

эмоциональной

активности

это

симптомы,

обусловленные тем, что защитные силы организма ребенка не справляются и

не

предохраняют

его

от

многочисленных

инфекционных

факторов

новой

окружающей среды. Серьезный стресс и подорванность имунной системы

негативно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка, на его

эмоциональном состоянии. Срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и

даже больше.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

На

успешность адаптации вашего

малыша

будет

зависеть

не

только

от

воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от вас. В ваших силах

помочь вашему ребенку войти в новые условия – в условия детского сада –

как можно более безболезненно. Для этого вам необходимо психологически

готовить ребенка

к

детскому

саду заранее

и

соблюдать

следующие

рекомендации.

• Одевайте на ребенка максимально удобную одежду, с которой он сможет

справиться

сам.

Не

одевайте

слишком

дорогую

одежду,

которую

жалко

испачкать. За целостностью и чистотой одежды вашего ребенка воспитателю

следить некогда, а ребенок еще не в состоянии об этом заботиться. И тем

более, не ругайте малыша за то, что он все-таки ее испачкал.

• Заранее узнайте режим дня. Постепенно нужно приучать ребенка к этому

режиму, чтобы потом у него не было дополнительного стресса из-за ранних

подъемов или несвоевременного желания покушать.

• Ко времени поступления в детский сад желательно, чтобы ребенок овладел

минимальными

навыками

самообслуживания.

Развивайте

у ребенка

эти

навыки. Если малыш будет уметь сам надевать на себя что-нибудь из одежды,

обуваться, проситься на горшок, кушать самостоятельно, он будет чувствовать

себя в группе более уверенно.

• Постарайтесь в период привыкания ничего не менять в семейном укладе.

Различные нововведения только прибавят стресса ребенку.

• Готовьте психологически ребенка к тому, что он будет ходить в детский сад.

Рассказывайте

ему

как

там

весело,

какие

хорошие

воспитатели,

можно

придумать

истории

про детский

сад,

когда

будете

рядом

прогуливаться,

покажите его ребенку. И ни в коем случае не пугайте ребенка детским садом.

• Можно предложить ребёнку брать с собой какую-нибудь его игрушку из дома.

Тогда по утрам вам проще будет отправлять ребёнка в сад - с игрушкой веселее

идти и проще завязать отношение с другим ребёнком. И в садике со своей

игрушкой ребенок будет

чувствовать

себя

психологически

легче

как

с

частицей

домашней

обстановки.

Но

лучше

не

давайте ребенку с

собой

слишком дорогостоящих игрушек, чтобы вы не сильно переживали и не ругали

бы ребенка в случае ее поломки.

• Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков

внимания, и ему будет проще отпустить вас. Никогда не затягивайте слишком

прощание. Обязательно скажите, что вы за ним придете и обозначьте, когда

(например, после прогулки, после обеда или после того, как он поспит и

покушает).

В период

адаптации эмоционально

поддерживайте

малыша.

Теперь

вы

будете

проводить

с

ним

меньше

времени.

Компенсируйте

это

качеством

общения.

Чаще

обнимайте

ребёнка.

Ведь

за

время

нахождения

в детском

саду малыш так соскучился по мамочке!

• 1-й день – вы приводите ребенка на 2 часа (а может быть и меньше в

зависимости от поведения). Поэтому планируйте свое время так, чтобы в

первые

2—4

недели

посещения ребенком

детского сада

у

вас

была

возможность не оставлять его на целый день.

Затем

в

течение

недели

мы

наблюдаем

за

ним

и

в

зависимости

от

его

поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем вам, когда лучше

будет оставить его до обеда, на дневной сон, а потом уже и на целый день.

Заканчивая свои рекомендации, хотелось бы заострить Ваше внимание не

нескольких моментах.

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-

3

месяца.

И

в

течение

всего

этого периода надо

заботиться

о

том,

чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и

теперешней жизнью.

Будьте

терпеливы,

проявляйте

понимание

и

проницательность.

И

тогда

скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и

привычный мир!



В раздел образования