Автор: Шахова Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Малоугненевская СОШ" структурное подразделение
Населённый пункт: Алтайский край Бийский район село Малоугренево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Адаптация детей в детском саду
Раздел: дошкольное образование
«Малоугренёвская СОШ структурное подразделение»
Консультации для родителей на тему: «Адаптация
в детском саду»
Составила: Шахова Татьяна Васильевна
2019г
.
Детский сад — новый период в жизни ребенка.
Детям
любого
возраста
очень
непросто
начинать
посещать детский
сад.
Каждый
из
них
проходит период
адаптации
к
детскому
с аду.
Вся жизнь ребёнка
кардинальным
образом
меняется.
В
привычную,
сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим
дня,
отсутствие
родных
и
близких,
постоянное
присутствие
сверстников,
необходимость
слушаться
и
подчиняться
незнакомым
взрослым,
резко
уменьшается количество персонального внимания.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в
детскому саду.
Что такое адаптация? Это приспособление или привыкание организма к новой
обстановке.
Дома ребенок привык
к
определенному
образу жизни,
режиму,
видам
деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам
поведения
и
т.
д.
В детском
саду большинство
условий
будут новыми
и
непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и
привыкать. В процессе приспособления – адаптации –поведение и реакции на
многое у ребенка могут резко поменяться: чаще всего меняются:
- эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
-
нарушается
сон
(ребенок
не
может
заснуть,
сон
кратковременный,
прерывистый);
- утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или
перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим
напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).
Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни,
поэтому
к
ним
нужно
отнестись
с
пониманием.
Не беспокойтесь:
когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».
А привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом
определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его
нервной системы, степенью общительности.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации,
необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.
Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому
саду: легкую, среднюю и тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца.
Аппетит
достигает
обычного
уровня
уже
к
концу
первой
недели,
сон
налаживается
через
1—2
недели.
Острых
заболеваний
не
возникает.
У ребенка преобладает радостное или устойчиво - спокойное эмоциональное
состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими
предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый,
новое помещение, общение с группой сверстников).
Адаптация с ред не й
тя же с т и
проход ит
д ольше .
А ппе т ит
и
с о н
восстанавливаются только к середине второго месяца пребывания в детском
саду.
Снижается
активность
малыша,
он
становится
эмоционально
подавленным. Острые респираторные заболевания возникают чаще. Все эти
симптомы проходят обычно к концу второго месяца. Однако при поддержке
взрослого, ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность,
легче привыкает к новой ситуации.
Тяжелая
адаптация -
Особую
тревогу
вызывает
эта адаптация.
Снижение
аппетита,
физической
и
эмоциональной
активности
–
это
симптомы,
обусловленные тем, что защитные силы организма ребенка не справляются и
не
предохраняют
его
от
многочисленных
инфекционных
факторов
новой
окружающей среды. Серьезный стресс и подорванность имунной системы
негативно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка, на его
эмоциональном состоянии. Срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и
даже больше.
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду.
На
успешность адаптации вашего
малыша
будет
зависеть
не
только
от
воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от вас. В ваших силах
помочь вашему ребенку войти в новые условия – в условия детского сада –
как можно более безболезненно. Для этого вам необходимо психологически
готовить ребенка
к
детскому
саду заранее
и
соблюдать
следующие
рекомендации.
• Одевайте на ребенка максимально удобную одежду, с которой он сможет
справиться
сам.
Не
одевайте
слишком
дорогую
одежду,
которую
жалко
испачкать. За целостностью и чистотой одежды вашего ребенка воспитателю
следить некогда, а ребенок еще не в состоянии об этом заботиться. И тем
более, не ругайте малыша за то, что он все-таки ее испачкал.
• Заранее узнайте режим дня. Постепенно нужно приучать ребенка к этому
режиму, чтобы потом у него не было дополнительного стресса из-за ранних
подъемов или несвоевременного желания покушать.
• Ко времени поступления в детский сад желательно, чтобы ребенок овладел
минимальными
навыками
самообслуживания.
Развивайте
у ребенка
эти
навыки. Если малыш будет уметь сам надевать на себя что-нибудь из одежды,
обуваться, проситься на горшок, кушать самостоятельно, он будет чувствовать
себя в группе более уверенно.
• Постарайтесь в период привыкания ничего не менять в семейном укладе.
Различные нововведения только прибавят стресса ребенку.
• Готовьте психологически ребенка к тому, что он будет ходить в детский сад.
Рассказывайте
ему
как
там
весело,
какие
хорошие
воспитатели,
можно
придумать
истории
про детский
сад,
когда
будете
рядом
прогуливаться,
покажите его ребенку. И ни в коем случае не пугайте ребенка детским садом.
• Можно предложить ребёнку брать с собой какую-нибудь его игрушку из дома.
Тогда по утрам вам проще будет отправлять ребёнка в сад - с игрушкой веселее
идти и проще завязать отношение с другим ребёнком. И в садике со своей
игрушкой ребенок будет
чувствовать
себя
психологически
легче
как
с
частицей
домашней
обстановки.
Но
лучше
не
давайте ребенку с
собой
слишком дорогостоящих игрушек, чтобы вы не сильно переживали и не ругали
бы ребенка в случае ее поломки.
• Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков
внимания, и ему будет проще отпустить вас. Никогда не затягивайте слишком
прощание. Обязательно скажите, что вы за ним придете и обозначьте, когда
(например, после прогулки, после обеда или после того, как он поспит и
покушает).
•
В период
адаптации эмоционально
поддерживайте
малыша.
Теперь
вы
будете
проводить
с
ним
меньше
времени.
Компенсируйте
это
качеством
общения.
Чаще
обнимайте
ребёнка.
Ведь
за
время
нахождения
в детском
саду малыш так соскучился по мамочке!
• 1-й день – вы приводите ребенка на 2 часа (а может быть и меньше в
зависимости от поведения). Поэтому планируйте свое время так, чтобы в
первые
2—4
недели
посещения ребенком
детского сада
у
вас
была
возможность не оставлять его на целый день.
Затем
в
течение
недели
мы
наблюдаем
за
ним
и
в
зависимости
от
его
поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем вам, когда лучше
будет оставить его до обеда, на дневной сон, а потом уже и на целый день.
Заканчивая свои рекомендации, хотелось бы заострить Ваше внимание не
нескольких моментах.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-
3
месяца.
И
в
течение
всего
этого периода надо
заботиться
о
том,
чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и
теперешней жизнью.
Будьте
терпеливы,
проявляйте
понимание
и
проницательность.
И
тогда
скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и
привычный мир!