Автор: Шубина Виктория Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад" №20 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие познавательного интереса у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка: «Развитие познавательного интереса у
дошкольников»
Ребенок–
природный
исследователь
окружающего
мира.
Мир
открывается
ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше
ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим
количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем
значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая,
исследовательская деятельность
Развитие
познавательных
интересов
дошкольников
является
одной
из
актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к
саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является
ведущим видом деятельности у детей.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно
актуальна
на
современном
этапе,
так
как
она
развивает
детскую
любознательность,
пытливость
ума
и
формирует
на
их
основе
устойчивые
познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит
вокруг.
Ежедневно
дети
познают
все
новые
и
новые
предметы
и
явления,
стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над
простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Значение
ознакомления
дошкольников
с
природой
в
развитии
у
них
познавательных интересов
Значение
ознакомления
дошкольников
с
природой
в
развитии
у
них
познавательных интересов.
Могучим
фактором,
способствующим
интеллектуальной
активности
детей,
является
природа,
поэтому
возможна
такая
организация
познавательной
деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через
наблюдение и труд в природе. Начальной ступенью умственной деятельности
ребенка являются ощущения и восприятие. Формирование и совершенствование
ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть
любой
детской
деятельности.
В
практической
работе
воспитатели
уделяют
внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы.
Развитие
любознательности,
потребности
узнать
новое
-
одна
из
задач
воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и
постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой
деятельности,
познавательных
интересов,
что
оказывает
влияние
на
их
умственное развитие
Организация
систематической
поисковой
деятельности
приводит
к
познавательному
интересу,
который
проявляется
в
активном
включении
всех
детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной
постановке и решении детьми познавательных задач.
Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе
Обучение
детей
на
занятиях
осуществляется
разными
методами.
Выбор
методов зависит от вида занятия, от его основной задачи.
•
На
одних
занятиях
формируются
первичные
знания.
С
этой
целью
воспитатель
использует
наблюдение,
рассматривание
картин,
чтение
художественных произведений, рассказ, показ кинофильмов.
• На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания.
Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в
природе.
•
Основная
задача
занятий
третьего
вида
-
обобщение
и
систематизация
знаний.
Для
этого
используют
беседы,
дидактические
игры,
обобщающие
наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.
Беседа - форма организации познавательной деятельности, в которой через
диалогическое
общение
расширяются,
уточняются
и
систематизируются
представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется
личный опыт
Исследовательская
деятельность
-
как
особая
форма
познавательно-
исследовательской
деятельности
направлена
на
освоение
ребенком
способов
реализации
познавательных
инициатив.
Исследовательская
деятельность
расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную
картину мира
Экспериментирование
-
форма
поисковой
познавательно-исследовательской
деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов,
происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные
аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Наблюдение - организованное наблюдение живых объектов и практическое
экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым
сюжетом,
игрушек.
Происходит
знакомство
детей
с
животными
ближайшего
окружения:
кошка,
собака,
корова,
курица.
Детей
учат
узнавать
и
называть
животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру
ушей, хвоста, длине передних и задних лап, характеру передвижений (кролик
прыгает, птица летает, издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает).
Дети узнают и называют растения ближайшего окружения - дерево, куст, трава,
комнатные цветы.
Дидактические
игры.
В
дидактических
играх
познавательные
задачи
(определение
свойств
и
качеств
предмета,
классификация
и
группировка
различных
предметов)
соединяются
с
игровыми
(отгадать,
выполнить
роль,
соревноваться,
что
и
делает
дидактическую
игру
особой
формой
обучения
-
легкого,
быстрого
и
непреднамеренного
усвоения
детьми
знаний.
При
использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным
педагогическим принципам:
1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем
непосредственного восприятия.
2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то
же время доступна детям.
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.
4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.
5. Конкретно и четко объяснять правила
Дидактические игры
В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств
предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с
игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую
игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения
детьми
знаний.
При
использовании
дидактической
игры
воспитатель
должен
следовать определенным педагогическим принципам:
1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем
непосредственного восприятия.
2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то
же время доступна детям.
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.
4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.
5. Конкретно и четко объяснять правила
Речевые логические задачи
Речевая логическая задача - это рассказ-загадка, в данном случае о природе,
ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные
связи
и
закономерности
природы.
Давая
детям
речевую
логическую
задачу,
воспитатель
ставит
их
в
ситуацию,
когда
они
должны
использовать
разные
приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных
сторон,
поиск
путей
решения,
это
стимулирует
развитие
самостоятельности,
мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для
развития
речи,
в
частности
монологической
речи,
тем
самым
совершенствуя
умение
рассказывать,
четко
формулировать
свои
мысли.
Чтобы
дети
могли
правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель
использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они
наблюдали
на
прогулках,
экскурсиях,
задает
наводящие
вопросы,
помогает
правильно сформулировать мысль.
Экскурсии - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во
время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления
природы,
сезонные
изменения,
увидеть,
как
люди
преобразуют
природу
в
соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. По содержанию
экскурсии делят на два вида: природоведческие - в парк, в лес, на реку; экскурсии
на сельскохозяйственные объекты - поле, в сад, огород. Экскурсии привлекают
внимание
детей,
предоставляют
возможность
под
руководством
воспитателя
собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в
группе, в уголке природы.
Развлечения, викторины, конкурсы - можно рассматривать как своеобразные
формы
познавательной
деятельности
с
использование
информационно-
развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей.
Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание
собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах
познавательной деятельности.
Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить
целостный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, реализовывать задачи
образовательной области «Познание».
Дошкольный
возраст
–
сензитивный
период
для
развития
познавательных
потребностей,
поэтому
очень
важно
своевременное
стимулирование
познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.
Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности
образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три
традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую,
развивающую, воспитательную.
Благодаря
познавательному
интересу
и
сами
знания,
и
процесс
их
приобретения
могут
стать
движущей
силой
развития
интеллекта
и
важным
фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к
школьному обучению.
Анализируя
все
вышесказанное
можно
сделать
вывод,
что
специально
организованная
практико-познавательная
деятельность
позволяет
нашим
воспитанникам
самим
добывать
информацию
об
изучаемых
объектах
или
явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и
более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников,
развивая их познавательную активность