Напоминание

«Развитие познавательного интереса у дошкольников»


Автор: Шубина Виктория Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад" №20 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие познавательного интереса у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка: «Развитие познавательного интереса у

дошкольников»

Ребенок–

природный

исследователь

окружающего

мира.

Мир

открывается

ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше

ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим

количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем

значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая,

исследовательская деятельность

Развитие

познавательных

интересов

дошкольников

является

одной

из

актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к

саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является

ведущим видом деятельности у детей.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно

актуальна

на

современном

этапе,

так

как

она

развивает

детскую

любознательность,

пытливость

ума

и

формирует

на

их

основе

устойчивые

познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит

вокруг.

Ежедневно

дети

познают

все

новые

и

новые

предметы

и

явления,

стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над

простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Значение

ознакомления

дошкольников

с

природой

в

развитии

у

них

познавательных интересов

Значение

ознакомления

дошкольников

с

природой

в

развитии

у

них

познавательных интересов.

Могучим

фактором,

способствующим

интеллектуальной

активности

детей,

является

природа,

поэтому

возможна

такая

организация

познавательной

деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через

наблюдение и труд в природе. Начальной ступенью умственной деятельности

ребенка являются ощущения и восприятие. Формирование и совершенствование

ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть

любой

детской

деятельности.

В

практической

работе

воспитатели

уделяют

внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы.

Развитие

любознательности,

потребности

узнать

новое

-

одна

из

задач

воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и

постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой

деятельности,

познавательных

интересов,

что

оказывает

влияние

на

их

умственное развитие

Организация

систематической

поисковой

деятельности

приводит

к

познавательному

интересу,

который

проявляется

в

активном

включении

всех

детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной

постановке и решении детьми познавательных задач.

Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе

Обучение

детей

на

занятиях

осуществляется

разными

методами.

Выбор

методов зависит от вида занятия, от его основной задачи.

На

одних

занятиях

формируются

первичные

знания.

С

этой

целью

воспитатель

использует

наблюдение,

рассматривание

картин,

чтение

художественных произведений, рассказ, показ кинофильмов.

• На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания.

Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в

природе.

Основная

задача

занятий

третьего

вида

-

обобщение

и

систематизация

знаний.

Для

этого

используют

беседы,

дидактические

игры,

обобщающие

наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Беседа - форма организации познавательной деятельности, в которой через

диалогическое

общение

расширяются,

уточняются

и

систематизируются

представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется

личный опыт

Исследовательская

деятельность

-

как

особая

форма

познавательно-

исследовательской

деятельности

направлена

на

освоение

ребенком

способов

реализации

познавательных

инициатив.

Исследовательская

деятельность

расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную

картину мира

Экспериментирование

-

форма

поисковой

познавательно-исследовательской

деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов,

происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные

аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Наблюдение - организованное наблюдение живых объектов и практическое

экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым

сюжетом,

игрушек.

Происходит

знакомство

детей

с

животными

ближайшего

окружения:

кошка,

собака,

корова,

курица.

Детей

учат

узнавать

и

называть

животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру

ушей, хвоста, длине передних и задних лап, характеру передвижений (кролик

прыгает, птица летает, издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает).

Дети узнают и называют растения ближайшего окружения - дерево, куст, трава,

комнатные цветы.

Дидактические

игры.

В

дидактических

играх

познавательные

задачи

(определение

свойств

и

качеств

предмета,

классификация

и

группировка

различных

предметов)

соединяются

с

игровыми

(отгадать,

выполнить

роль,

соревноваться,

что

и

делает

дидактическую

игру

особой

формой

обучения

-

легкого,

быстрого

и

непреднамеренного

усвоения

детьми

знаний.

При

использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным

педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем

непосредственного восприятия.

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то

же время доступна детям.

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.

5. Конкретно и четко объяснять правила

Дидактические игры

В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств

предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с

игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую

игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения

детьми

знаний.

При

использовании

дидактической

игры

воспитатель

должен

следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем

непосредственного восприятия.

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то

же время доступна детям.

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.

5. Конкретно и четко объяснять правила

Речевые логические задачи

Речевая логическая задача - это рассказ-загадка, в данном случае о природе,

ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные

связи

и

закономерности

природы.

Давая

детям

речевую

логическую

задачу,

воспитатель

ставит

их

в

ситуацию,

когда

они

должны

использовать

разные

приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных

сторон,

поиск

путей

решения,

это

стимулирует

развитие

самостоятельности,

мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для

развития

речи,

в

частности

монологической

речи,

тем

самым

совершенствуя

умение

рассказывать,

четко

формулировать

свои

мысли.

Чтобы

дети

могли

правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель

использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они

наблюдали

на

прогулках,

экскурсиях,

задает

наводящие

вопросы,

помогает

правильно сформулировать мысль.

Экскурсии - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во

время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления

природы,

сезонные

изменения,

увидеть,

как

люди

преобразуют

природу

в

соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. По содержанию

экскурсии делят на два вида: природоведческие - в парк, в лес, на реку; экскурсии

на сельскохозяйственные объекты - поле, в сад, огород. Экскурсии привлекают

внимание

детей,

предоставляют

возможность

под

руководством

воспитателя

собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в

группе, в уголке природы.

Развлечения, викторины, конкурсы - можно рассматривать как своеобразные

формы

познавательной

деятельности

с

использование

информационно-

развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей.

Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание

собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах

познавательной деятельности.

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить

целостный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, реализовывать задачи

образовательной области «Познание».

Дошкольный

возраст

сензитивный

период

для

развития

познавательных

потребностей,

поэтому

очень

важно

своевременное

стимулирование

познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности

образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три

традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую,

развивающую, воспитательную.

Благодаря

познавательному

интересу

и

сами

знания,

и

процесс

их

приобретения

могут

стать

движущей

силой

развития

интеллекта

и

важным

фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к

школьному обучению.

Анализируя

все

вышесказанное

можно

сделать

вывод,

что

специально

организованная

практико-познавательная

деятельность

позволяет

нашим

воспитанникам

самим

добывать

информацию

об

изучаемых

объектах

или

явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и

более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников,

развивая их познавательную активность



В раздел образования