Напоминание

"Профориентационная работа с подростками"


Автор: Бушуева Екатерина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Вера"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Профориентационная работа с подростками"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

Тема:

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

С ПОДРОСТКАМИ

Бушуева Екатерина Борисовна

Воспитатель

СПбГБУ СОН СРЦ «Вера»

Санкт-Петербург

2017 год

1

Содержание

Введение………………………………………………...…………………………3

Организация профориентационной работы......................................................... 4

Формы профориентационной работы ...................................................................6

Деятельность

воспитателя

в

рамках

профориентационной

работы

с

воспитанниками

в

условиях

стационарного

отделения

социально-

реабилитационного центра ................................................................................. 12

Список литературы………………………………………………………………14

Приложение 1…………………………………………………………………….15

2

Введение

Профессиональное

самоопределение

это

важная

проблема

в

воспитании детей, находящихся в социально-реабилитационных центрах. У

этих детей чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального

выбора. Это связано с тем, что в неблагополучных семьях образ жизни

родителей не является положительным примером для детей. Нередко в таких

семьях взрослые уклоняются от профессиональной деятельности, для них

характерен низкий уровень ответственности, как за организацию собственной

жизни,

так

и

жизни

своего

ребенка.

Поэтому

дети,

поступающие

в

социально-реабилитационный центр, отличаются низким уровнем мотивации

к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию

знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей

профессиональный выбор.

Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии,

является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных

семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде,

незнании современных жизненных условий, в которых большое значение

имеет

высокий

профессионализм,

и

низкий

уровень

осведомленности

в

существующих

профессиях.

Зачастую

у

ребят

вообще

отсутствует

потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное

отношение к любому виду трудовой деятельности.

Учитывая вышеизложенное, организация профориентационной работы

с

воспитанниками

социально-реабилитационных

центров

должна

осуществляться

всеми

специалистами:

педагогами-психологами,

воспитателями,

социальными

педагогами.

Работа

эта

должна

быть

направлена

на

поиск

ребенком

своего

места

в

жизни,

осознание

им

собственных способностей и возможностей, определение себя относительно

выработанных в социуме критериев профессионализма.

3

Организация профориентационной работы

Профессиональное

самоопределение

это

осознанный

выбор

личностью

профессиональной

деятельности

на

основе

самооценки

своих

качеств

и

в

соответствии

со

своими

интересами

и

потребностями,

определение

себя

относительно

выработанных

в

социуме

критериев

профессионализма.

Важнейшим средством профессионального самоопределения ребенка

является профессиональная ориентация, то есть целенаправленная работа,

предполагающая оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с

учетом

его

интересов,

склонностей,

способностей

и

потребностей

государства в профессиях.

Роль

социально-реабилитационного

центра

в

организации

этой

деятельности огромна, т.к. специалисты организуют систему педагогических,

психологических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку

воспитанника к сознательному выбору профессии.

Профориент ационная

работ а

включает

целый

ком п л е кс

взаимо связанных

действий:

экономиче ских,

п е д а го г и ч е с к и х ,

психологических,

социальных.

Исходя

из

вышеизложенных

концепций

профессионально ориентационной работы можно сформулировать основные

задачи,

которые

поставлены

перед

специалистами

социа льно-

реабилитационных

центров

при

подготовке

во спитанников

к

профессиональному самоопределению:

воспитание

чувства

долга,

отношения

к

труду

как

к

важнейшей

жизненной потребности, понимание личной и общественной необходимости

труда, трудолюбия;

развитие

и

изучение

профессионально

значимых

физических,

физиологических

и

психологических

свойств

и

качеств

ребенка,

формирование

профессиональной

направленности

с

учетом

личных

психофизических особенностей воспитанника;

– ознакомление детей с профессиями, с самой проблемой сознательного

выбора профессии, с потребностями развивающегося общества в кадрах;

активизация

у

воспитанников

познавательной

деятельности;

самопознание и самовоспитание в связи с задачей выбора профессии;

– создание условий для осуществления профессиональных проб по

различным группам профессий.

Профессиональное

самоопределение

не

является

разовым

мероприятием,

поэтому

реализация

задач

всей

воспитательной

системы

поможет подготовить ребенка к дальнейшему самоопределению.

Работа по профессиональной ориентации воспитанников, как и вся

воспитательная работа в социально-реабилитационном центре, строится с

учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои

задачи.

В подростковом возрасте можно выделить следующие задачи:

4

– провести профессионально-диагностическую работу с подростком с

целью первичного выявления его профессиональных интересов;

содействовать

формированию

осознанности,

взвешенности

и

реальности профессионального выбора, который может сделать подросток;

– оценить реальный уровень и объём необходимой образовательной

базы и обзавестись этой базой;

найти

специальность

достаточно

узкого

профиля,

близкую

к

предполагаемому

профессиональному

выбору,

и

обучаться

этой

специальности, стремясь достичь в ней высокой квалификации;

– помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной

деятельности.

На

данном

этапе

работы

большое

значение

имеет

практическая

деятельность, то есть знакомство воспитанников с различными профессиями

в

процессе

вовлечения

их

в

трудовую

деятельность

по

выбранной

специальности, погружение в реальные жизненные отношения в трудовом

коллективе.

Когда

воспитанник

на

практике

попробовал

то,

к

чему

он

стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет,

можно

надеяться,

что

процесс

профессионального

самоопределения

протекает успешно.

Деятельность

информационного

характера

осуществляется

в

виде

индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той

профессии,

которая

соответствует

его

интересам,

возможностям

и

способностям, а также обучения юридической грамотности, формирования

представлений

о

профессиональном

росте,

современных

экономических

условиях рыночной экономики.

Психологическая

подготовка,

основанная

на

диагностическом

материале и личностно-ориентированном подходе, направлена на развитие

умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на

развитие

коммуникативных

способностей

и

реализации

индивидуальных

программ личностного роста.

Формы профориентационной работы

5

Профориентационная

работа

предполагает

применение

различных

форм и методов воспитательной деятельности.

ФОРМА – это определенным образом организованная деятельность

своего рода композиция из средств, методов, способов взаимодействия детей

и педагога, позволяющая оптимально решать педагогические задачи.

МЕТОД ВОСПИТАНИЯ (от греческого «методос» – путь) – это способ

реализации целей воспитания, в процессе которого происходят изменения в

уровне развития качеств личности воспитанников.

ДИАГНОСТИКА – одним из основных методов, который предполагает

использование

комплекса

психологических

методик,

обеспечивающих

возможность

получения

каждым

воспитанником

информации

о

своих

индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той

или иной профессии. Диагностические методы представлены опросниками,

анкетами,

тестами.

Большую

роль

в

организации

этой

работы

играет

психолог,

который

проводит

подбор

диагностических

методик,

изучает

интересы,

выявляет

личностные

интересы

воспитанников.

Диагностика

позволяет

получить

«портрет»

воспитанника,

который

складывается

из

диагностических

данных

интеллектуальной,

эмоциональной,

волевой,

мотивационно-потребностной сфер общения и саморегуляции. Результаты

диагностики

обсуждаются

специалистами

совместно

с

воспитанником.

Изучается та сфера деятельности, которую он избрал. Намечаются пути и

направления коррекции тех свойств и качеств, которые мешают адаптации в

выбранной профессиональной сфере или, определяются средства развития

тех качеств, которые ей способствуют. Поэтому очень важно в организации

профориентационной работы идти от личности, а не от профессиональной

сферы, показать воспитаннику, что успешный выбор и освоение профессии

соответствует

определенным

способностям.

Основное

назначение

диагностических

процедур

состоит

в

обеспечении

личностного

роста

во с пит а нника

за

сч е т

ра зв ит ия

на в ы ков

с а мооце нива ния

и

самоанализирования

своих

психологических

качеств,

побуждение

потребности в саморазвитии.

ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ – важное звено профориентации. Ее задача –

дать

научно

обоснованный

совет

о

выборе

профессии

каждому

ребенку,

рекомендовать ему профессию, соответствующую склонностям и здоровью.

В профессиональной консультации можно выделить три направления:

справочная

работа,

медицинские

и

психологические

вопросы

выбора

профессии.

Задача

справочной

консультации

ответить

на

вопросы

относительно требований учебных заведений к поступающим, условия учебы

и

работы,

трудового

законодательства.

Врачебная

консультация

дает

заключения

по

медицинским

вопросам

профессиональной

пригодности

с

целью прогнозирования успешной трудовой деятельности и ее влияния на

здоровье ребенка. Психологическая консультация – распознание склонностей,

способностей и других психологических качеств личности, определяющих

6

успешность труда в той или иной сфере деятельности, и рекомендация на

этой

основе

места

работы

или

учебы.

Психологическая

и

социально-

педагогическая

консультации

проводятся

обычно

в

комплексе,

требуют

специальных

знаний

методов

обследования

человека.

Поэтому

профконсультации проводят психолог и социальный педагог. Воспитатель

организует со своей стороны справочную консультацию.

БЕСЕДА – наиболее широко применяемая форма профориентационной

работы. Ее цель – более полно и глубоко рассказать об изучаемой профессии

или проблеме, о профессиональных требованиях, о людях данной профессии,

о

возможностях

рынка

труда,

профессиональных

перспективах.

Беседа

позволяет педагогу при изложении материала опираться на жизненный опыт

воспитанников. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением. Рассказ

может применяться, чтобы подкрепить информацию примерами из истории,

художественной литературы, периодической печати. В этом случае рассказ

приобретает конкретность, образность и эмоциональность. Объяснение имеет

место при ознакомлении детей с новыми понятиями, этот метод хорошо

применим в сочетании с демонстрацией таблиц, диаграмм, оборудования,

инструментов. В ходе бесед применяются следующие средства наглядности:

схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, фрагменты из кино и видео-

фильмов,

компьютерные

средства.

Очень

важно

в

ходе

беседы

ставить

проблемные

вопросы,

при

решении

их

воспитанники

самостоятельно

приходят к выводу, переносят имеющиеся знания в новые ситуации.

Порой трудности и проблемы в профессиональном самоопределении

возникают именно из-за слабой информированности детей, поэтому роль

беседы как информационной формы профориентации очень велика. Прочный

фундамент в виде знаний, полученных ребенком в ходе беседы, поможет ему

ориентироваться и в дальнейшей практической деятельности.

ДИСПУТ

открывает

широкие

возможности

для

а кт и в н о го

познавательного поиска. В ходе диспута обсуждается проблемный вопрос,

здесь

можно

поспорить,

отстоять

свою

точку

зрения,

включить

в

деятельность

большое

количество

детей,

рекомендуется

пригласить

специалистов различных отраслей деятельности. Диспут имеет множество

достоинств и как воспитывающая форма:

обсуждаются

проблемы,

волнующие

детей,

в

привлекательной

и

достаточно интересной для них форме;

– аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся

различных точек зрения;

– ведущие направляют обсуждение на предмет спора, напоминая о

правилах ведения дискуссии;

– в ходе диспута мнение взрослого не навязывается подросткам, они

свободны в своем выборе, и, если даже они его не сделают в ходе диспута,

дискуссия натолкнет их на размышление, на поиск истины.

Ситуации выбора могут быть представлены различными средствами и

методами:

проблемные

ситуации,

инсценировки

ситуации,

рассказ

7

интересного человека, ситуации цитируются из книг или газетных статей,

фрагменты фильма и другое. Важным является этап подготовки диспута, где

определяется способ преподнесения проблемы диспута, аудитория делится на

микрогруппы,

принимаются

правила

ведения

дискуссии,

идет

подготовительная

работа

в

микроколлективах.

В

ходе

подготовки

специалисты вместе с ведущими дискуссии продумывают детали, вопросы,

выносимые на обсуждение, ситуацию и средства ее презентации, оформление

зала.

Технологическая цепочка диспута представлена следующим образом:

– ведущий знакомит с темой, представляет участников;

– ведущий напоминает правила ведения дискуссии;

– выдвигается проблема обсуждения;

– идет обсуждение проблемы, проходит коллективный анализ ситуации,

выдвигаются гипотезы решения проблемы, анализ вариантов и способов

решения, поиск обоснованного решения проблемы;

– подведение итогов дискуссии.

В

ходе

коллективного

поиска

истины

активизируется

деятельность

подростков, ребята учатся анализировать, обосновывать свою точку зрения,

знакомятся в ходе общения с профессионалами своего дела, размышляют над

их взглядами на проблему.

ЭКСКУРСИИ – важная форма наглядного ознакомления воспитанников

с производством, миром труда и профессионального образования являются. В

соответствии с целевой установкой различаются два варианта экскурсий:

1)

первоначальное

общее

ознакомление

с

производством,

учебным

заведением;

назначение

экскурсии

состоит

в

том,

чтобы

ввести

воспитанников в производство, дать о нем общее представление;

2)

более

обстоятельное

и

глубокое

ознакомление

с

процессами

производства,

с

определенными

производственными

участками

и

профессиями.

Экскурсии,

проводящиеся

по

второму

варианту,

позволяют

воспитаннику

основательно

и

детально

ознакомиться

с

конкретными

профессиями. Эффективность экскурсии тем выше, чем лучше разработан ее

план

и

продумано

содержание,

заблаговременно

и

тщательно

проведена

необходимая организация и методическая подготовка. Организуя экскурсию,

педагог предварительно сам знакомится с производством, выбирает перечень

наиболее

поучительных

объектов

для

наблюдения,

составляет

маршрут

экскурсии, продумывает содержание отдельных наблюдений и составляет

краткие

к

ним

пояснения.

Для

получения

результата

продумываются

творческие задания, в которых ребята продемонстрировали бы те знания,

которые получат в ходе наблюдения.

ПРАКТИКУМ

и м е е т

б о л ь ш о е

з н а ч е н и е

в

о р г а н и з а ц и и

профориентационной работы. Практикум – форма, представляющая собой

комплекс

упражнений,

игр,

тренингов,

способствующих

развитию

практических

умений

и

навыков,

самодиагностике

лично стного

8

профессионального

развития

и

решению

ситуаций

профессионального

выбора.

Психологическая

цепочка

проведения

практикума

включает

ряд

необходимых звеньев:

– вводная беседа о проблеме;

блок

информации,

необходимой

для

анализа

ситуации

профессионального выбора;

описание

ситуации

(используются

различные

способы:

рассказ,

инсценировка, цитирование, жизненный опыт и так далее);

– анализ ситуаций в микрогруппах или индивидуально; рефлексивная

деятельность воспитанников (обязательно!).

Дополнительным звеном практикума является использование тестов с

последующей обработкой результатов с подростками, когда итог теста и

интерпретация показателей сообщаются воспитателем или психологом всем

участникам

практикума,

а

подростки

соотносят

данные

итога

теста

с

полученными результатами самотестирования. При этом воспитанники не

сообщают результатов теста никому, если у них нет желания этого сделать.

Практикум проектируется и готовится совместно с детьми. Практикумы

выполняют важную задачу в профориентационной деятельности. Они дают

возможность

детям

объективно

оценить

свои

возможности

и

профессиональные

требования,

через

практические

и

игровые

задания

решать

трудные

задачи

самоопределения,

развивают

умение

работать

с

информацией.

ВСТРЕЧИ

СО

СПЕЦИАЛИСТАМИ

различных

профессий

неотъемлемая часть профориентационной деятельности. Их цель – возбудить

у

воспитанников

уважение

к

людям

различных

профессий,

интерес

к

профессиональной деятельности. Чтобы встреча с профессионалом достигла

своей цели, вопросы можно строить вокруг следующих пунктов:

– результаты труда и их значение для людей;

– основные трудовые операции;

– как устроено, как выглядит рабочее место, рабочая зона, какие орудия

и средства труда применяет профессионал;

– каких личных качеств требует от человека профессия;

– где можно освоить данную профессию, каковы пути и возможности

повышения квалификации, мастерства, продолжения образования.

Встречи очень важны для воспитанников, у которых ограничен круг

общения

с

взрослыми

людьми.

Беседа

с

профессионалом

качественным

образом заменит любой рассказ воспитателя, потому что только человек,

занимающийся

этим

делом,

может

интересно

и

достаточно

глубоко

рассказать

о

нем.

Чтобы

встреча

со

специалистом

получилась

содержательной

и

увлекательной,

необходимо

найти

соответствующего

человека

и

заранее

подготовить

его.

Обязательными

требованиями

к

специалисту, проводящему работу с детьми, должны быть; влюбленность в

9

свое дело, в свое предприятие, коллектив, желание передать воспитанникам

свое отношение к профессии, а также умение работать с детьми.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ

ИГРА

одно

из

наиболее

интересных

занятий

для

воспитанников.

Игровой

метод

позволяет

моделировать

различные ситуации, в том числе и ситуации, требующие поиска и анализа

профориентационной

информации.

Игра

позволяет

создать

контекст,

в

рамках

которого

работа

с

информацией

превращается

в

увлекательное

занятие.

В целом можно выделить основные характеристики игры:

– условность игрового действия;

– наличие у участников интереса к процедуре игры;

– добровольность участия в игре;

наличие

определенной

системы

игровых

правил

и

ограничений;

ситуативность игры (в разных условиях одна и та же игровая процедура

может и не восприниматься как игра);

субъективность

игры

(для

разных

людей

одно

и

то

же

игровое

действие может не восприниматься как игра).

Так или иначе, главное в игре – это условность (двухплановость) игрового

действия,

которое,

с

одной

стороны,

протекает

в

реальном

времени

и

пространстве, а с другой стороны, проходит и в плане воображения.

При

организации

профориентационных

игр,

ставятся

следующие

воспитательные задачи:

обеспечить

воспитанникам

познание

сложных

и

важных

сторон

профессиональной

сферы

путем

постановки

их

в

позицию

реальных

действующих лиц;

с п о с о б с т в о в а т ь

ф о р м и р о в а н и ю

д о л ж н ы х

о б р а з ц о в

профессионального

поведения,

умений

строить

созидательные

способы

взаимодействия с различными людьми в процессе своей деятельности;

активизировать

профессиональное

самоопределение

подростков

путем выявления своих личных достоинств, недостатков.

Технологическая цепочка игры:

– необходимо продумать сюжет, который определит правила игры (чем

интересней сюжет, тем больший успех будет иметь игра);

предварительная

подготовка

(распределение

ролей,

функций,

подготовка домашних творческих заданий и т.д.);

«старт»,

на

котором

объявляются

условия

и

правила

игры,

представляются участники;

– сюжет игры, выполнение участниками своих ролевых функций (здесь

могут

быть

конкурсы,

состязания,

путешествия,

ситуации

и

т.д.,

здесь

необходим эмоциональный настрой, азарт, элементы неожиданности);

– подведение итогов игры.

Удачно

проведенная

профориентационная

игра

нередко

является

стимулом

для

по следующих

шагов

ми

действий

на

пути

к

профессиональному и личностному самоопределению воспитанников.

10

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ – важнейшая задача

профориентации.

Профессиональные

пробы

это

профиспытание,

моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности

и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Через

профессиональные

пробы

осуществляется

ознакомление

воспитанников

с

группой

профессий,

содержанием,

характером

и

условиями

труда,

формируются до-профессиональные навыки.

Профессиональные пробы необходимо осуществлять в реальной, а не в

игровой деятельности.

Профессиональные пробы имеют различные формы реализации:

– кружковые и клубные занятия;

– общественно-производительный труд;

– работа в мастерских.

Важная задача профессиональных проб – включить воспитанников в

ре а льные

т рудовые

отношения,

с формировать

готовно сть

к

самостоятельному и обоснованному выбору профессии.

По итогам профессиональных проб воспитанники должны знать:

содержание,

характер

труда

в

той

сфере

деятельности,

где

они

пробуют профессиональные способности;

– требования, предъявляемые к профессиональным качествам;

общие

теоретические

сведения,

связанные

с

характером

воспитательной работы;

– технологию выполнения профессиональной пробы;

– правила безопасности труда;

– инструменты, материалы, оборудование и правила их использования.

Воспитанники должны уметь:

– выполнять простейшие операции;

– пользоваться инструментом, материалом и документацией;

– выполнять правила безопасности труда;

– выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;

– соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными

требованиями.

Профориентационная

работа

в

детском

социозащитном

учреждении

осуществляется психологом, социальным педагогом, воспитателем.

Деятельность воспитателя в рамках профориентационной работы с

воспитанниками в условиях стационарного отделения социально-

реабилитационного центра

11

Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его

детстве,

если

внимательно

присмотреться

к

играм

воспитанников,

то

нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные

символические

замещения

реальных

атрибутов

профессиональной

деятельности. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней

юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю

дальнейшую жизнь человека.

Профориентационная деятельность является составной частью работы

воспитателя

социально-реабилитационного

центра

и

выстраивается

в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

воспитанников, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни,

его надо познакомить с максимальным количеством профессий.

Функции

воспитателя

в

профориентационной

работе

состоят

в

следующем:

выявление

интересов

и

склонностей

воспитанников,

их

возможностей;

– воспитание любви к труду, уважение к людям труда;

– знакомство с миром профессий;

– формирование трудовых навыков;

– формирование навыков по бытовому самообслуживанию.

В

рамках

профориентационной

деятельности

воспитатель

проводит

индивидуальную и групповую работу, направленную на:

1)

профессиональное

просвещение

обеспечение

воспитанников

информацией

о

мире

профессий,

учебных

заведениях,

возможностях

профессиональной

карьеры,

которое

реализуется

через:

занятия,

игры,

беседы, встречи с людьми разных профессий, экскурсии и т.д.;

2) профессиональное воспитание – формирование у детей и подростков

трудолюбия,

работоспособности,

профессиональной

ответственности,

способностей

и

склонностей,

которое

реализуется

через:

дежурства

и

трудовые

поручения,

кружковую

деятельность,

занятия

по

трудовому

воспитанию и т.д.;

3)

профессиональное

консультирование

по

вопросам

выбора

профессии,

трудоустройства,

возможностей

получения

профессиональной

подготовки.

Оно

включает

в

себя

морально-эмоциональную

поддержку

воспитанников, помощь в выборе профессии или группы профессий и в

принятии решения.

В

своей

деятельности

воспитатели

могут

использовать

различные

формы и методы работы с детьми разного возраста.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности для ребенка – это

игра.

В

играх

дошкольники

проводят

почти

все

свое

свободное

время.

Поэтому формирование основных представлений детей об окружающем мире

идет, в основном, в игре. Понимание труда взрослых, формирование самых

элементарных

представлений

об

их

профессиях

происходит

в

процессе

сюжетно-ролевой игры.

12

У

воспитанников

младшего

и

среднего

школьного

возраста,

когда

учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять и

углублять

представления

детей

о

различных

профессиях.

Некоторые

элементы профессиональной деятельности ребятам еще трудно понять, но в

каждой

профессии

есть

область,

которую

можно

представить

в

виде

наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений

взрослых

людей,

специалистов

в

определенной

области.

В

это

время

создается

наглядная

основа,

на

которой

базируется

дальнейшее

развитие

профессионального

самосознания,

и

поэтому

воспитателям

очень

важно

создать

разнообразную

гамму

впечатлений

о

мире

профессий,

чтобы

на

основе этого материала воспитанник мог анализировать профессиональную

сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

У

подростков

появляется

сильно

выраженная

потребность

в

самопознании,

которая

обусловлена

новой

ведущей

деятельностью

общением

со

сверстниками.

На

этой

стадии

работа

с

воспитанниками

характеризуется

направленностью

на

выявление

собственных

качеств,

имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания,

оценке их уровня развития. В итоге у подростка формируются первичные

ожидания от профессии и от себя в профессии.

Профессиональная ориентация воспитанников в условиях СРЦ имеет

ряд трудностей:

– непродолжительное пребывание воспитанников в СРЦ;

– слабая мотивация детей и родителей в области профобразования;

– негативный опыт отношения к труду в семье.

Таким образом, профориентационная работа воспитателя в социально-

реабилитационном центре объединяет в себе педагогические и родительские

функции.

Литература

1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников

«Твой выбор». СПб.: Речь, 2008.

13

2. Герасимова Е.М. Права человека и гражданина. //vashpsiholog.

3. Гибудулина Ф. Здесь дают путевку в жизнь. myprof.

4.

Гурова

Е.В.,

Голерова

О.А.

Профориентационная

работа

в

школе:

методическое пособие. М.: Просвещение, 2007.

5.

Кондрат

Е.Н.

Профессиональное

самоопределение

подростков

с

антисоциальным поведением. portalus.

6. Кропивянская С.О., Лернер П.С. Выбор профессии: оценка готовности

школьников. 9,11 классы. М.: ВАКО, 2009.

7. Мутик М.А. Калейдоскоп профессий. Журнал Пед.Совет №1/

2010, стр.14.

8.

Табаков

М.С.

Профессиональное

и

личностное

самоопределение

молодежи. letopisi.

9. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки 21 века

психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. 8-11 классы. М.:

ВАКО, 2008.

Приложение 1.

Занятие по профориентации.

Место

проведения:

СПбГБУ

СОН

СРЦ

«Вера»,

специализированная

социальная квартира, Рижский пр., д.70, кв.14

14

Дата проведения: 25.09.2016г.

Воспитатель: Бушуева Е.Б.

Тема: «Мир профессий»

Цель:

Ознакомить воспитанников с основами выбора профессии и заинтересовать в

получении

дополнительной

информации

по

вопросам

профессионального

самоопределения.

Задачи:

1)

Дать

представление

об

основных

понятиях

профориентологии

и

разъяснить назначение профконсультации;

2) Познакомить с классификацией профессий Е.А. Климова и признаками

профессионального труда;

3) Расширить знания воспитанников о мире профессий;

4) Выяснить уровень профессионального самоопределения ребят.

План занятия:

Приветствие. Вводная часть.

Обсуждение

основных

понятий

(профессия,

профориентация,

должность, специальность).

Разъяснение формулы выбора профессии.

Проведение игры «Угадай профессию».

Знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова

Проведение

дифференциально-диагностического

опросника

«Я

предпочту».

Подведение

итогов

занятия,

объяснение

задания

к

следующему

занятию.

Необходимое материально-техническое обеспечение:

Помещение

со

стульями

(столы

не

обязательны),

доска

или

стенд

для

размещения

наглядных

материалов,

ручки,

бланки

опросника

-

в

соответствии с количеством участников, наглядные материалы.

Материалы, используемые при подготовке к занятию:

1.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.:

Академия, 2007

2.

Резапкина

Г.В.

Скорая

помощь

в

выборе

профессии.

Практическое

руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004

3.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Сфера,

2007

4.

Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и

профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003

5.

profguide

Содержание:

1. Приветствие. Вводная часть.

Воспитатель

приветствует

ребят,

объявляет

тему

занятия

и

дает

краткое

описание того, что ждет ребят на занятии, его цель и задачи.

15

2. Обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, должность,

специальность).

Воспитатель размещает на доске или стенде одно понятие (Каждое понятие

отпечатано крупным шрифтом на листе). Ребятам предлагается высказать

свое понимание, представление о сущности каждого понятия. Опять же,

используя формулировки ребят, педагог подводит к четкому определению

данного понятия.

Профориентация

комплекс

психолого-педагогических

и

медицинских

мероприятий, направленных на выбор и освоение профессии в соответствии

с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности рынка

труда.

Профессия

это

род

трудовой

деятельности,

требующий

специальной

подготовки,

знаний

и

опыта

и

являющийся

обычно

источником

существования.

Должность

это

определенный

статус

человека,

обусловленный

обязанностями, возложенными на него для безусловного выполнения.

Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.

После

того,

как

разобрали

три

понятия:

профессия,

должность

и

специальность, предлагается выполнить следующее задание, а затем, ребятам

привести свои примеры.

Практическое задание. Найдите профессию, должность и специальность:

1.

Продавец

продавец

продовольственных

товаров

заведующий

отделом.

2.

Слесарь-сборщик – бригадир – слесарь.

3.

Летчик – пилот – командир вертолета.

4.

Методист

по

воспитательной

работе

педагог

заведующий

методическим отделом.

5.

Инженер – инженер-синоптик – заведующий отделом.

3. Разъяснение формулы выбора профессии.

Существует так называемая «формула выбора профессии»:

Хочу – это ваши желания, интересы, стремления к определённому виду

деятельности.

Могу — это ваши возможности, здоровье, способности, знания, умения,

навыки,

т.

е.

профессиональная

пригодность

(то,

чем

вы

могли

бы

заниматься, что у вас хорошо получается).

И,

наконец,

надо

это

потребность

в

кадрах

на

рынке

труда,

востребованность вашей профессии.

Если вы сумеете совместить свои хочу, могу и надо, то профессиональный

выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы

найти

профессию,

которая:

1)

интересна

и

привлекательна

для

вас;

2)

соответствует вашим способностям; 3) пользуется спросом на рынке труда.

4. Проведение игры «Угадай профессию».

16

Задание:

необходимо

изобразить

профессию,

указанную

в

карточке

при

помощи жестов и мимики, без слов. Остальные присутствующие должны

угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый

список

профессий:

плотник,

пилот,

врач,

художник,

парикмахер, водитель и т.д.

5. Знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова

Чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили

на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий

(т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии).

Первую группу составляют профессии типа человек — природа, где объектом

труда

являются

живые

организмы,

растения,

животные

и

биологические

процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар,

садовод, лесник и т.д.

Основой второго типа являются отношения человек — техника, объектом

труда

служат

технические

системы,

машины,

аппараты

и

установки,

материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь,

слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек — человек, где объектом

труда

являются

люди,

группы,

коллективы.

Специальности

сфера

обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.

Четвертую группу составляют профессии типа человек — знаковая система.

Объектами являются условные знаки, цифры, коды, таблицы. В этой области

работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.

Человек — художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда

этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и

особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности,

как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и

т.д.

Названные

типы

не

могут

быть

строго

ограничены,

принимаются

во

внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих

типов.

6.

Проведение

дифференциально-диагностического

опросника

«Я

предпочту».

Ребятам

раздаются

бланки

опросника,

дается

инструкция.

Обработка

результатов.

7. Подведение итогов занятия.

Педагог благодарит ребят за занятие, может спросить их впечатления, что

было

интересного

и

полезного,

даёт

задание

к

следующему

занятию

(«Профессии

21

века»)

подготовить

мини-презентации

(доклады)

о

современных

профессиях

блогер,

шопер,

сомелье,

бренд-менеджер,

дистрибьютор, риэлтер, мерчандайзер, супервайзер.

17



В раздел образования