Автор: Бушуева Екатерина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Вера"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Профориентационная работа с подростками"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
Тема:
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
С ПОДРОСТКАМИ
Бушуева Екатерина Борисовна
Воспитатель
СПбГБУ СОН СРЦ «Вера»
Санкт-Петербург
2017 год
1
Содержание
Введение………………………………………………...…………………………3
Организация профориентационной работы......................................................... 4
Формы профориентационной работы ...................................................................6
Деятельность
воспитателя
в
рамках
профориентационной
работы
с
воспитанниками
в
условиях
стационарного
отделения
социально-
реабилитационного центра ................................................................................. 12
Список литературы………………………………………………………………14
Приложение 1…………………………………………………………………….15
2
Введение
Профессиональное
самоопределение
–
это
важная
проблема
в
воспитании детей, находящихся в социально-реабилитационных центрах. У
этих детей чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального
выбора. Это связано с тем, что в неблагополучных семьях образ жизни
родителей не является положительным примером для детей. Нередко в таких
семьях взрослые уклоняются от профессиональной деятельности, для них
характерен низкий уровень ответственности, как за организацию собственной
жизни,
так
и
жизни
своего
ребенка.
Поэтому
дети,
поступающие
в
социально-реабилитационный центр, отличаются низким уровнем мотивации
к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию
знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей
профессиональный выбор.
Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии,
является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных
семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде,
незнании современных жизненных условий, в которых большое значение
имеет
высокий
профессионализм,
и
низкий
уровень
осведомленности
в
существующих
профессиях.
Зачастую
у
ребят
вообще
отсутствует
потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное
отношение к любому виду трудовой деятельности.
Учитывая вышеизложенное, организация профориентационной работы
с
воспитанниками
социально-реабилитационных
центров
должна
осуществляться
всеми
специалистами:
педагогами-психологами,
воспитателями,
социальными
педагогами.
Работа
эта
должна
быть
направлена
на
поиск
ребенком
своего
места
в
жизни,
осознание
им
собственных способностей и возможностей, определение себя относительно
выработанных в социуме критериев профессионализма.
3
Организация профориентационной работы
Профессиональное
самоопределение
–
это
осознанный
выбор
личностью
профессиональной
деятельности
на
основе
самооценки
своих
качеств
и
в
соответствии
со
своими
интересами
и
потребностями,
определение
себя
относительно
выработанных
в
социуме
критериев
профессионализма.
Важнейшим средством профессионального самоопределения ребенка
является профессиональная ориентация, то есть целенаправленная работа,
предполагающая оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с
учетом
его
интересов,
склонностей,
способностей
и
потребностей
государства в профессиях.
Роль
социально-реабилитационного
центра
в
организации
этой
деятельности огромна, т.к. специалисты организуют систему педагогических,
психологических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку
воспитанника к сознательному выбору профессии.
Профориент ационная
работ а
включает
целый
ком п л е кс
взаимо связанных
действий:
экономиче ских,
п е д а го г и ч е с к и х ,
психологических,
социальных.
Исходя
из
вышеизложенных
концепций
профессионально ориентационной работы можно сформулировать основные
задачи,
которые
поставлены
перед
специалистами
социа льно-
реабилитационных
центров
при
подготовке
во спитанников
к
профессиональному самоопределению:
–
воспитание
чувства
долга,
отношения
к
труду
как
к
важнейшей
жизненной потребности, понимание личной и общественной необходимости
труда, трудолюбия;
–
развитие
и
изучение
профессионально
значимых
физических,
физиологических
и
психологических
свойств
и
качеств
ребенка,
формирование
профессиональной
направленности
с
учетом
личных
психофизических особенностей воспитанника;
– ознакомление детей с профессиями, с самой проблемой сознательного
выбора профессии, с потребностями развивающегося общества в кадрах;
–
активизация
у
воспитанников
познавательной
деятельности;
самопознание и самовоспитание в связи с задачей выбора профессии;
– создание условий для осуществления профессиональных проб по
различным группам профессий.
Профессиональное
самоопределение
не
является
разовым
мероприятием,
поэтому
реализация
задач
всей
воспитательной
системы
поможет подготовить ребенка к дальнейшему самоопределению.
Работа по профессиональной ориентации воспитанников, как и вся
воспитательная работа в социально-реабилитационном центре, строится с
учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои
задачи.
В подростковом возрасте можно выделить следующие задачи:
4
– провести профессионально-диагностическую работу с подростком с
целью первичного выявления его профессиональных интересов;
–
содействовать
формированию
осознанности,
взвешенности
и
реальности профессионального выбора, который может сделать подросток;
– оценить реальный уровень и объём необходимой образовательной
базы и обзавестись этой базой;
–
найти
специальность
достаточно
узкого
профиля,
близкую
к
предполагаемому
профессиональному
выбору,
и
обучаться
этой
специальности, стремясь достичь в ней высокой квалификации;
– помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной
деятельности.
На
данном
этапе
работы
большое
значение
имеет
практическая
деятельность, то есть знакомство воспитанников с различными профессиями
в
процессе
вовлечения
их
в
трудовую
деятельность
по
выбранной
специальности, погружение в реальные жизненные отношения в трудовом
коллективе.
Когда
воспитанник
на
практике
попробовал
то,
к
чему
он
стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет,
можно
надеяться,
что
процесс
профессионального
самоопределения
протекает успешно.
Деятельность
информационного
характера
осуществляется
в
виде
индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той
профессии,
которая
соответствует
его
интересам,
возможностям
и
способностям, а также обучения юридической грамотности, формирования
представлений
о
профессиональном
росте,
современных
экономических
условиях рыночной экономики.
Психологическая
подготовка,
основанная
на
диагностическом
материале и личностно-ориентированном подходе, направлена на развитие
умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на
развитие
коммуникативных
способностей
и
реализации
индивидуальных
программ личностного роста.
Формы профориентационной работы
5
Профориентационная
работа
предполагает
применение
различных
форм и методов воспитательной деятельности.
ФОРМА – это определенным образом организованная деятельность
своего рода композиция из средств, методов, способов взаимодействия детей
и педагога, позволяющая оптимально решать педагогические задачи.
МЕТОД ВОСПИТАНИЯ (от греческого «методос» – путь) – это способ
реализации целей воспитания, в процессе которого происходят изменения в
уровне развития качеств личности воспитанников.
ДИАГНОСТИКА – одним из основных методов, который предполагает
использование
комплекса
психологических
методик,
обеспечивающих
возможность
получения
каждым
воспитанником
информации
о
своих
индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той
или иной профессии. Диагностические методы представлены опросниками,
анкетами,
тестами.
Большую
роль
в
организации
этой
работы
играет
психолог,
который
проводит
подбор
диагностических
методик,
изучает
интересы,
выявляет
личностные
интересы
воспитанников.
Диагностика
позволяет
получить
«портрет»
воспитанника,
который
складывается
из
диагностических
данных
интеллектуальной,
эмоциональной,
волевой,
мотивационно-потребностной сфер общения и саморегуляции. Результаты
диагностики
обсуждаются
специалистами
совместно
с
воспитанником.
Изучается та сфера деятельности, которую он избрал. Намечаются пути и
направления коррекции тех свойств и качеств, которые мешают адаптации в
выбранной профессиональной сфере или, определяются средства развития
тех качеств, которые ей способствуют. Поэтому очень важно в организации
профориентационной работы идти от личности, а не от профессиональной
сферы, показать воспитаннику, что успешный выбор и освоение профессии
соответствует
определенным
способностям.
Основное
назначение
диагностических
процедур
состоит
в
обеспечении
личностного
роста
во с пит а нника
за
сч е т
ра зв ит ия
на в ы ков
с а мооце нива ния
и
самоанализирования
своих
психологических
качеств,
побуждение
потребности в саморазвитии.
ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ – важное звено профориентации. Ее задача –
дать
научно
обоснованный
совет
о
выборе
профессии
каждому
ребенку,
рекомендовать ему профессию, соответствующую склонностям и здоровью.
В профессиональной консультации можно выделить три направления:
справочная
работа,
медицинские
и
психологические
вопросы
выбора
профессии.
Задача
справочной
консультации
–
ответить
на
вопросы
относительно требований учебных заведений к поступающим, условия учебы
и
работы,
трудового
законодательства.
Врачебная
консультация
дает
заключения
по
медицинским
вопросам
профессиональной
пригодности
с
целью прогнозирования успешной трудовой деятельности и ее влияния на
здоровье ребенка. Психологическая консультация – распознание склонностей,
способностей и других психологических качеств личности, определяющих
6
успешность труда в той или иной сфере деятельности, и рекомендация на
этой
основе
места
работы
или
учебы.
Психологическая
и
социально-
педагогическая
консультации
проводятся
обычно
в
комплексе,
требуют
специальных
знаний
методов
обследования
человека.
Поэтому
профконсультации проводят психолог и социальный педагог. Воспитатель
организует со своей стороны справочную консультацию.
БЕСЕДА – наиболее широко применяемая форма профориентационной
работы. Ее цель – более полно и глубоко рассказать об изучаемой профессии
или проблеме, о профессиональных требованиях, о людях данной профессии,
о
возможностях
рынка
труда,
профессиональных
перспективах.
Беседа
позволяет педагогу при изложении материала опираться на жизненный опыт
воспитанников. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением. Рассказ
может применяться, чтобы подкрепить информацию примерами из истории,
художественной литературы, периодической печати. В этом случае рассказ
приобретает конкретность, образность и эмоциональность. Объяснение имеет
место при ознакомлении детей с новыми понятиями, этот метод хорошо
применим в сочетании с демонстрацией таблиц, диаграмм, оборудования,
инструментов. В ходе бесед применяются следующие средства наглядности:
схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, фрагменты из кино и видео-
фильмов,
компьютерные
средства.
Очень
важно
в
ходе
беседы
ставить
проблемные
вопросы,
при
решении
их
воспитанники
самостоятельно
приходят к выводу, переносят имеющиеся знания в новые ситуации.
Порой трудности и проблемы в профессиональном самоопределении
возникают именно из-за слабой информированности детей, поэтому роль
беседы как информационной формы профориентации очень велика. Прочный
фундамент в виде знаний, полученных ребенком в ходе беседы, поможет ему
ориентироваться и в дальнейшей практической деятельности.
ДИСПУТ
открывает
широкие
возможности
для
а кт и в н о го
познавательного поиска. В ходе диспута обсуждается проблемный вопрос,
здесь
можно
поспорить,
отстоять
свою
точку
зрения,
включить
в
деятельность
большое
количество
детей,
рекомендуется
пригласить
специалистов различных отраслей деятельности. Диспут имеет множество
достоинств и как воспитывающая форма:
–
обсуждаются
проблемы,
волнующие
детей,
в
привлекательной
и
достаточно интересной для них форме;
– аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся
различных точек зрения;
– ведущие направляют обсуждение на предмет спора, напоминая о
правилах ведения дискуссии;
– в ходе диспута мнение взрослого не навязывается подросткам, они
свободны в своем выборе, и, если даже они его не сделают в ходе диспута,
дискуссия натолкнет их на размышление, на поиск истины.
Ситуации выбора могут быть представлены различными средствами и
методами:
проблемные
ситуации,
инсценировки
ситуации,
рассказ
7
интересного человека, ситуации цитируются из книг или газетных статей,
фрагменты фильма и другое. Важным является этап подготовки диспута, где
определяется способ преподнесения проблемы диспута, аудитория делится на
микрогруппы,
принимаются
правила
ведения
дискуссии,
идет
подготовительная
работа
в
микроколлективах.
В
ходе
подготовки
специалисты вместе с ведущими дискуссии продумывают детали, вопросы,
выносимые на обсуждение, ситуацию и средства ее презентации, оформление
зала.
Технологическая цепочка диспута представлена следующим образом:
– ведущий знакомит с темой, представляет участников;
– ведущий напоминает правила ведения дискуссии;
– выдвигается проблема обсуждения;
– идет обсуждение проблемы, проходит коллективный анализ ситуации,
выдвигаются гипотезы решения проблемы, анализ вариантов и способов
решения, поиск обоснованного решения проблемы;
– подведение итогов дискуссии.
В
ходе
коллективного
поиска
истины
активизируется
деятельность
подростков, ребята учатся анализировать, обосновывать свою точку зрения,
знакомятся в ходе общения с профессионалами своего дела, размышляют над
их взглядами на проблему.
ЭКСКУРСИИ – важная форма наглядного ознакомления воспитанников
с производством, миром труда и профессионального образования являются. В
соответствии с целевой установкой различаются два варианта экскурсий:
1)
первоначальное
общее
ознакомление
с
производством,
учебным
заведением;
назначение
экскурсии
состоит
в
том,
чтобы
ввести
воспитанников в производство, дать о нем общее представление;
2)
более
обстоятельное
и
глубокое
ознакомление
с
процессами
производства,
с
определенными
производственными
участками
и
профессиями.
Экскурсии,
проводящиеся
по
второму
варианту,
позволяют
воспитаннику
основательно
и
детально
ознакомиться
с
конкретными
профессиями. Эффективность экскурсии тем выше, чем лучше разработан ее
план
и
продумано
содержание,
заблаговременно
и
тщательно
проведена
необходимая организация и методическая подготовка. Организуя экскурсию,
педагог предварительно сам знакомится с производством, выбирает перечень
наиболее
поучительных
объектов
для
наблюдения,
составляет
маршрут
экскурсии, продумывает содержание отдельных наблюдений и составляет
краткие
к
ним
пояснения.
Для
получения
результата
продумываются
творческие задания, в которых ребята продемонстрировали бы те знания,
которые получат в ходе наблюдения.
ПРАКТИКУМ
и м е е т
б о л ь ш о е
з н а ч е н и е
в
о р г а н и з а ц и и
профориентационной работы. Практикум – форма, представляющая собой
комплекс
упражнений,
игр,
тренингов,
способствующих
развитию
практических
умений
и
навыков,
самодиагностике
лично стного
8
профессионального
развития
и
решению
ситуаций
профессионального
выбора.
Психологическая
цепочка
проведения
практикума
включает
ряд
необходимых звеньев:
– вводная беседа о проблеме;
–
блок
информации,
необходимой
для
анализа
ситуации
профессионального выбора;
–
описание
ситуации
(используются
различные
способы:
рассказ,
инсценировка, цитирование, жизненный опыт и так далее);
– анализ ситуаций в микрогруппах или индивидуально; рефлексивная
деятельность воспитанников (обязательно!).
Дополнительным звеном практикума является использование тестов с
последующей обработкой результатов с подростками, когда итог теста и
интерпретация показателей сообщаются воспитателем или психологом всем
участникам
практикума,
а
подростки
соотносят
данные
итога
теста
с
полученными результатами самотестирования. При этом воспитанники не
сообщают результатов теста никому, если у них нет желания этого сделать.
Практикум проектируется и готовится совместно с детьми. Практикумы
выполняют важную задачу в профориентационной деятельности. Они дают
возможность
детям
объективно
оценить
свои
возможности
и
профессиональные
требования,
через
практические
и
игровые
задания
решать
трудные
задачи
самоопределения,
развивают
умение
работать
с
информацией.
ВСТРЕЧИ
СО
СПЕЦИАЛИСТАМИ
различных
профессий
–
неотъемлемая часть профориентационной деятельности. Их цель – возбудить
у
воспитанников
уважение
к
людям
различных
профессий,
интерес
к
профессиональной деятельности. Чтобы встреча с профессионалом достигла
своей цели, вопросы можно строить вокруг следующих пунктов:
– результаты труда и их значение для людей;
– основные трудовые операции;
– как устроено, как выглядит рабочее место, рабочая зона, какие орудия
и средства труда применяет профессионал;
– каких личных качеств требует от человека профессия;
– где можно освоить данную профессию, каковы пути и возможности
повышения квалификации, мастерства, продолжения образования.
Встречи очень важны для воспитанников, у которых ограничен круг
общения
с
взрослыми
людьми.
Беседа
с
профессионалом
качественным
образом заменит любой рассказ воспитателя, потому что только человек,
занимающийся
этим
делом,
может
интересно
и
достаточно
глубоко
рассказать
о
нем.
Чтобы
встреча
со
специалистом
получилась
содержательной
и
увлекательной,
необходимо
найти
соответствующего
человека
и
заранее
подготовить
его.
Обязательными
требованиями
к
специалисту, проводящему работу с детьми, должны быть; влюбленность в
9
свое дело, в свое предприятие, коллектив, желание передать воспитанникам
свое отношение к профессии, а также умение работать с детьми.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ
ИГРА
–
одно
из
наиболее
интересных
занятий
для
воспитанников.
Игровой
метод
позволяет
моделировать
различные ситуации, в том числе и ситуации, требующие поиска и анализа
профориентационной
информации.
Игра
позволяет
создать
контекст,
в
рамках
которого
работа
с
информацией
превращается
в
увлекательное
занятие.
В целом можно выделить основные характеристики игры:
– условность игрового действия;
– наличие у участников интереса к процедуре игры;
– добровольность участия в игре;
–
наличие
определенной
системы
игровых
правил
и
ограничений;
ситуативность игры (в разных условиях одна и та же игровая процедура
может и не восприниматься как игра);
–
субъективность
игры
(для
разных
людей
одно
и
то
же
игровое
действие может не восприниматься как игра).
Так или иначе, главное в игре – это условность (двухплановость) игрового
действия,
которое,
с
одной
стороны,
протекает
в
реальном
времени
и
пространстве, а с другой стороны, проходит и в плане воображения.
При
организации
профориентационных
игр,
ставятся
следующие
воспитательные задачи:
–
обеспечить
воспитанникам
познание
сложных
и
важных
сторон
профессиональной
сферы
путем
постановки
их
в
позицию
реальных
действующих лиц;
–
с п о с о б с т в о в а т ь
ф о р м и р о в а н и ю
д о л ж н ы х
о б р а з ц о в
профессионального
поведения,
умений
строить
созидательные
способы
взаимодействия с различными людьми в процессе своей деятельности;
–
активизировать
профессиональное
самоопределение
подростков
путем выявления своих личных достоинств, недостатков.
Технологическая цепочка игры:
– необходимо продумать сюжет, который определит правила игры (чем
интересней сюжет, тем больший успех будет иметь игра);
–
предварительная
подготовка
(распределение
ролей,
функций,
подготовка домашних творческих заданий и т.д.);
–
«старт»,
на
котором
объявляются
условия
и
правила
игры,
представляются участники;
– сюжет игры, выполнение участниками своих ролевых функций (здесь
могут
быть
конкурсы,
состязания,
путешествия,
ситуации
и
т.д.,
здесь
необходим эмоциональный настрой, азарт, элементы неожиданности);
– подведение итогов игры.
Удачно
проведенная
профориентационная
игра
нередко
является
стимулом
для
по следующих
шагов
ми
действий
на
пути
к
профессиональному и личностному самоопределению воспитанников.
10
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ – важнейшая задача
профориентации.
Профессиональные
пробы
–
это
профиспытание,
моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности
и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Через
профессиональные
пробы
осуществляется
ознакомление
воспитанников
с
группой
профессий,
содержанием,
характером
и
условиями
труда,
формируются до-профессиональные навыки.
Профессиональные пробы необходимо осуществлять в реальной, а не в
игровой деятельности.
Профессиональные пробы имеют различные формы реализации:
– кружковые и клубные занятия;
– общественно-производительный труд;
– работа в мастерских.
Важная задача профессиональных проб – включить воспитанников в
ре а льные
т рудовые
отношения,
с формировать
готовно сть
к
самостоятельному и обоснованному выбору профессии.
По итогам профессиональных проб воспитанники должны знать:
–
содержание,
характер
труда
в
той
сфере
деятельности,
где
они
пробуют профессиональные способности;
– требования, предъявляемые к профессиональным качествам;
–
общие
теоретические
сведения,
связанные
с
характером
воспитательной работы;
– технологию выполнения профессиональной пробы;
– правила безопасности труда;
– инструменты, материалы, оборудование и правила их использования.
Воспитанники должны уметь:
– выполнять простейшие операции;
– пользоваться инструментом, материалом и документацией;
– выполнять правила безопасности труда;
– выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;
– соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными
требованиями.
Профориентационная
работа
в
детском
социозащитном
учреждении
осуществляется психологом, социальным педагогом, воспитателем.
Деятельность воспитателя в рамках профориентационной работы с
воспитанниками в условиях стационарного отделения социально-
реабилитационного центра
11
Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его
детстве,
если
внимательно
присмотреться
к
играм
воспитанников,
то
нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные
символические
замещения
реальных
атрибутов
профессиональной
деятельности. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней
юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю
дальнейшую жизнь человека.
Профориентационная деятельность является составной частью работы
воспитателя
социально-реабилитационного
центра
и
выстраивается
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
воспитанников, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни,
его надо познакомить с максимальным количеством профессий.
Функции
воспитателя
в
профориентационной
работе
состоят
в
следующем:
–
выявление
интересов
и
склонностей
воспитанников,
их
возможностей;
– воспитание любви к труду, уважение к людям труда;
– знакомство с миром профессий;
– формирование трудовых навыков;
– формирование навыков по бытовому самообслуживанию.
В
рамках
профориентационной
деятельности
воспитатель
проводит
индивидуальную и групповую работу, направленную на:
1)
профессиональное
просвещение
–
обеспечение
воспитанников
информацией
о
мире
профессий,
учебных
заведениях,
возможностях
профессиональной
карьеры,
которое
реализуется
через:
занятия,
игры,
беседы, встречи с людьми разных профессий, экскурсии и т.д.;
2) профессиональное воспитание – формирование у детей и подростков
трудолюбия,
работоспособности,
профессиональной
ответственности,
способностей
и
склонностей,
которое
реализуется
через:
дежурства
и
трудовые
поручения,
кружковую
деятельность,
занятия
по
трудовому
воспитанию и т.д.;
3)
профессиональное
консультирование
по
вопросам
выбора
профессии,
трудоустройства,
возможностей
получения
профессиональной
подготовки.
Оно
включает
в
себя
морально-эмоциональную
поддержку
воспитанников, помощь в выборе профессии или группы профессий и в
принятии решения.
В
своей
деятельности
воспитатели
могут
использовать
различные
формы и методы работы с детьми разного возраста.
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности для ребенка – это
игра.
В
играх
дошкольники
проводят
почти
все
свое
свободное
время.
Поэтому формирование основных представлений детей об окружающем мире
идет, в основном, в игре. Понимание труда взрослых, формирование самых
элементарных
представлений
об
их
профессиях
происходит
в
процессе
сюжетно-ролевой игры.
12
У
воспитанников
младшего
и
среднего
школьного
возраста,
когда
учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять и
углублять
представления
детей
о
различных
профессиях.
Некоторые
элементы профессиональной деятельности ребятам еще трудно понять, но в
каждой
профессии
есть
область,
которую
можно
представить
в
виде
наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений
взрослых
людей,
специалистов
в
определенной
области.
В
это
время
создается
наглядная
основа,
на
которой
базируется
дальнейшее
развитие
профессионального
самосознания,
и
поэтому
воспитателям
очень
важно
создать
разнообразную
гамму
впечатлений
о
мире
профессий,
чтобы
на
основе этого материала воспитанник мог анализировать профессиональную
сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
У
подростков
появляется
сильно
выраженная
потребность
в
самопознании,
которая
обусловлена
новой
ведущей
деятельностью
–
общением
со
сверстниками.
На
этой
стадии
работа
с
воспитанниками
характеризуется
направленностью
на
выявление
собственных
качеств,
имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания,
оценке их уровня развития. В итоге у подростка формируются первичные
ожидания от профессии и от себя в профессии.
Профессиональная ориентация воспитанников в условиях СРЦ имеет
ряд трудностей:
– непродолжительное пребывание воспитанников в СРЦ;
– слабая мотивация детей и родителей в области профобразования;
– негативный опыт отношения к труду в семье.
Таким образом, профориентационная работа воспитателя в социально-
реабилитационном центре объединяет в себе педагогические и родительские
функции.
Литература
1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников
«Твой выбор». СПб.: Речь, 2008.
13
2. Герасимова Е.М. Права человека и гражданина. //vashpsiholog.
3. Гибудулина Ф. Здесь дают путевку в жизнь. myprof.
4.
Гурова
Е.В.,
Голерова
О.А.
Профориентационная
работа
в
школе:
методическое пособие. М.: Просвещение, 2007.
5.
Кондрат
Е.Н.
Профессиональное
самоопределение
подростков
с
антисоциальным поведением. portalus.
6. Кропивянская С.О., Лернер П.С. Выбор профессии: оценка готовности
школьников. 9,11 классы. М.: ВАКО, 2009.
7. Мутик М.А. Калейдоскоп профессий. Журнал Пед.Совет №1/
2010, стр.14.
8.
Табаков
М.С.
Профессиональное
и
личностное
самоопределение
молодежи. letopisi.
9. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки 21 века
психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. 8-11 классы. М.:
ВАКО, 2008.
Приложение 1.
Занятие по профориентации.
Место
проведения:
СПбГБУ
СОН
СРЦ
«Вера»,
специализированная
социальная квартира, Рижский пр., д.70, кв.14
14
Дата проведения: 25.09.2016г.
Воспитатель: Бушуева Е.Б.
Тема: «Мир профессий»
Цель:
Ознакомить воспитанников с основами выбора профессии и заинтересовать в
получении
дополнительной
информации
по
вопросам
профессионального
самоопределения.
Задачи:
1)
Дать
представление
об
основных
понятиях
профориентологии
и
разъяснить назначение профконсультации;
2) Познакомить с классификацией профессий Е.А. Климова и признаками
профессионального труда;
3) Расширить знания воспитанников о мире профессий;
4) Выяснить уровень профессионального самоопределения ребят.
План занятия:
•
Приветствие. Вводная часть.
•
Обсуждение
основных
понятий
(профессия,
профориентация,
должность, специальность).
•
Разъяснение формулы выбора профессии.
•
Проведение игры «Угадай профессию».
•
Знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова
•
Проведение
дифференциально-диагностического
опросника
«Я
предпочту».
•
Подведение
итогов
занятия,
объяснение
задания
к
следующему
занятию.
Необходимое материально-техническое обеспечение:
Помещение
со
стульями
(столы
не
обязательны),
доска
или
стенд
для
размещения
наглядных
материалов,
ручки,
бланки
опросника
-
в
соответствии с количеством участников, наглядные материалы.
Материалы, используемые при подготовке к занятию:
1.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.:
Академия, 2007
2.
Резапкина
Г.В.
Скорая
помощь
в
выборе
профессии.
Практическое
руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004
3.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Сфера,
2007
4.
Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и
профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003
5.
profguide
Содержание:
1. Приветствие. Вводная часть.
Воспитатель
приветствует
ребят,
объявляет
тему
занятия
и
дает
краткое
описание того, что ждет ребят на занятии, его цель и задачи.
15
2. Обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, должность,
специальность).
Воспитатель размещает на доске или стенде одно понятие (Каждое понятие
отпечатано крупным шрифтом на листе). Ребятам предлагается высказать
свое понимание, представление о сущности каждого понятия. Опять же,
используя формулировки ребят, педагог подводит к четкому определению
данного понятия.
Профориентация
–
комплекс
психолого-педагогических
и
медицинских
мероприятий, направленных на выбор и освоение профессии в соответствии
с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности рынка
труда.
Профессия
–
это
род
трудовой
деятельности,
требующий
специальной
подготовки,
знаний
и
опыта
и
являющийся
обычно
источником
существования.
Должность
–
это
определенный
статус
человека,
обусловленный
обязанностями, возложенными на него для безусловного выполнения.
Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.
После
того,
как
разобрали
три
понятия:
профессия,
должность
и
специальность, предлагается выполнить следующее задание, а затем, ребятам
привести свои примеры.
Практическое задание. Найдите профессию, должность и специальность:
1.
Продавец
–
продавец
продовольственных
товаров
–
заведующий
отделом.
2.
Слесарь-сборщик – бригадир – слесарь.
3.
Летчик – пилот – командир вертолета.
4.
Методист
по
воспитательной
работе
–
педагог
–
заведующий
методическим отделом.
5.
Инженер – инженер-синоптик – заведующий отделом.
3. Разъяснение формулы выбора профессии.
Существует так называемая «формула выбора профессии»:
Хочу – это ваши желания, интересы, стремления к определённому виду
деятельности.
Могу — это ваши возможности, здоровье, способности, знания, умения,
навыки,
т.
е.
профессиональная
пригодность
(то,
чем
вы
могли
бы
заниматься, что у вас хорошо получается).
И,
наконец,
надо
—
это
потребность
в
кадрах
на
рынке
труда,
востребованность вашей профессии.
Если вы сумеете совместить свои хочу, могу и надо, то профессиональный
выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы
найти
профессию,
которая:
1)
интересна
и
привлекательна
для
вас;
2)
соответствует вашим способностям; 3) пользуется спросом на рынке труда.
4. Проведение игры «Угадай профессию».
16
Задание:
необходимо
изобразить
профессию,
указанную
в
карточке
при
помощи жестов и мимики, без слов. Остальные присутствующие должны
угадать, какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый
список
профессий:
плотник,
пилот,
врач,
художник,
парикмахер, водитель и т.д.
5. Знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова
Чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили
на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий
(т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии).
Первую группу составляют профессии типа человек — природа, где объектом
труда
являются
живые
организмы,
растения,
животные
и
биологические
процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар,
садовод, лесник и т.д.
Основой второго типа являются отношения человек — техника, объектом
труда
служат
технические
системы,
машины,
аппараты
и
установки,
материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь,
слесарь, шофер, тракторист, инженер.
Третью группу образуют профессии типа человек — человек, где объектом
труда
являются
люди,
группы,
коллективы.
Специальности
—
сфера
обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.
Четвертую группу составляют профессии типа человек — знаковая система.
Объектами являются условные знаки, цифры, коды, таблицы. В этой области
работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.
Человек — художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда
этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и
особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности,
как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и
т.д.
Названные
типы
не
могут
быть
строго
ограничены,
принимаются
во
внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих
типов.
6.
Проведение
дифференциально-диагностического
опросника
«Я
предпочту».
Ребятам
раздаются
бланки
опросника,
дается
инструкция.
Обработка
результатов.
7. Подведение итогов занятия.
Педагог благодарит ребят за занятие, может спросить их впечатления, что
было
интересного
и
полезного,
даёт
задание
к
следующему
занятию
(«Профессии
21
века»)
–
подготовить
мини-презентации
(доклады)
о
современных
профессиях
–
блогер,
шопер,
сомелье,
бренд-менеджер,
дистрибьютор, риэлтер, мерчандайзер, супервайзер.
17