Автор: Степанова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад компенсирующего вида
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Альтернативные аугментативные методы коммуникации
Раздел: дошкольное образование
Альтернативные аугментативые методы коммуникации
Коммуникация — процесс установления и развития контактов между
людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности,
включающий
в
себя
обмен
информацией,
обладающий
взаимным
восприятием и попытками влияния друг на друга.
Коммуникация нужна, чтобы:
• кому-то что-то сообщить,
• на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),
• получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).
Коммуникация — это не только слова и речь. Об этом всегда нужно
помнить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами.
Дополнительные
знаки,
жесты,
символы,
письменные
слова
облегчают
коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух,
но и зрение, кинестетическое чувство).
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации,
дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если он не способны
при
помощи
неё
удовлетворительно
объясняться.
Альтернативная
коммуникация
также
носит
название
дополнительная,
тотальная.
(augmentative
—
увеличивающий)
–
альтернативная
аугментативная
коммуникация.
Альтернативная аугментативная коммуникация может:
• быть необходима постоянно;
• применяться как временная помощь;
• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Альтернативная аугментативная коммуникация стимулирует появление
р еч и
и помогает её
развитию.
Использование
дополнительных
знаков
способствует
развитию
абстрактного
мышления
и
символической
деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению
вербальной (звуковой) речи.
Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация:
• Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась в
среде глухих — это язык жестов).
• Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия,
анартрия, апраксия).
•
Интеллектуальные
проблемы,
влияющие
на
способность
усвоения
вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания,
абстрактного мышления (умственная отсталость).
•
Эмоциональные
проблемы
и
нарушение
контакта
( ау т и з м ) ,
ограничивающие
способность
к
восприятию
слов
собеседника,
а
также
способность
выразить
мысли
с
помощью
абстрактных
символов,
знаков,
вербальных слов.
• Специфические органические проблемы артикуляционных органов
(при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть
вербальной речью).
•
Прогрессирующие
заболевания
(например,
мышечная
дистрофия,
множественный склероз).
• Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).
•
Временные
ограничения
речевых
возможностей
(например,
из-за
трахеотомии).
Принципы альтернативной аугментативной коммуникации:
-
принцип «от более реального к более абстрактному»: при обучении
использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо
предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом —
рисунок с объектом, и затем — пиктограмму;
-
принцип
избыточности
символов:
(совмещение
различных
систем
коммуникации
—
жестов,
картинок
и,
например,
написанного
слова).
Использование как можно большего количества дополнительных знаков
и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую
деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной
(звуковой) речи;
-
принцип постоянной поддержки мотивации: обучение использованию
любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная,
долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и
персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и
заинтересованности,
так
как
не
всегда
система
воспринимается
легко
и
быстро;
-
принцип функционального использования в коммуникации: особенно
трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за
пределы
занятия
и
использовать
приобретённые
навыки
в
повседневной
деятельности,
что,
собственно,
и
является
основной
целью
применения
системы дополнительной коммуникации.
К
методам
альтернативной
аугментативной
коммуникации
относятся:
символические
жесты,
глобальное
чтение,
альтернативная
коммуникация
PECS.