Напоминание

Альтернативные аугментативные методы коммуникации


Автор: Степанова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад компенсирующего вида
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Альтернативные аугментативные методы коммуникации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Альтернативные аугментативые методы коммуникации

Коммуникация — процесс установления и развития контактов между

людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности,

включающий

в

себя

обмен

информацией,

обладающий

взаимным

восприятием и попытками влияния друг на друга.

Коммуникация нужна, чтобы:

• кому-то что-то сообщить,

• на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),

• получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).

Коммуникация — это не только слова и речь. Об этом всегда нужно

помнить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами.

Дополнительные

знаки,

жесты,

символы,

письменные

слова

облегчают

коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух,

но и зрение, кинестетическое чувство).

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации,

дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если он не способны

при

помощи

неё

удовлетворительно

объясняться.

Альтернативная

коммуникация

также

носит

название

дополнительная,

тотальная.

(augmentative

увеличивающий)

альтернативная

аугментативная

коммуникация.

Альтернативная аугментативная коммуникация может:

• быть необходима постоянно;

• применяться как временная помощь;

• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.

Альтернативная аугментативная коммуникация стимулирует появление

р еч и

и помогает её

развитию.

Использование

дополнительных

знаков

способствует

развитию

абстрактного

мышления

и

символической

деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению

вербальной (звуковой) речи.

Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация:

• Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась в

среде глухих — это язык жестов).

• Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия,

анартрия, апраксия).

Интеллектуальные

проблемы,

влияющие

на

способность

усвоения

вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания,

абстрактного мышления (умственная отсталость).

Эмоциональные

проблемы

и

нарушение

контакта

( ау т и з м ) ,

ограничивающие

способность

к

восприятию

слов

собеседника,

а

также

способность

выразить

мысли

с

помощью

абстрактных

символов,

знаков,

вербальных слов.

• Специфические органические проблемы артикуляционных органов

(при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть

вербальной речью).

Прогрессирующие

заболевания

(например,

мышечная

дистрофия,

множественный склероз).

• Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).

Временные

ограничения

речевых

возможностей

(например,

из-за

трахеотомии).

Принципы альтернативной аугментативной коммуникации:

-

принцип «от более реального к более абстрактному»: при обучении

использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо

предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом —

рисунок с объектом, и затем — пиктограмму;

-

принцип

избыточности

символов:

(совмещение

различных

систем

коммуникации

жестов,

картинок

и,

например,

написанного

слова).

Использование как можно большего количества дополнительных знаков

и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую

деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной

(звуковой) речи;

-

принцип постоянной поддержки мотивации: обучение использованию

любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная,

долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и

персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и

заинтересованности,

так

как

не

всегда

система

воспринимается

легко

и

быстро;

-

принцип функционального использования в коммуникации: особенно

трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за

пределы

занятия

и

использовать

приобретённые

навыки

в

повседневной

деятельности,

что,

собственно,

и

является

основной

целью

применения

системы дополнительной коммуникации.

К

методам

альтернативной

аугментативной

коммуникации

относятся:

символические

жесты,

глобальное

чтение,

альтернативная

коммуникация

PECS.



В раздел образования