Напоминание

"Я люблю тебя, Родина!"


Автор: Зотова Ирина Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБУ детский сад № 64
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Я люблю тебя, Родина!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Я люблю тебя, Родина»

Автор Ирина Зотова

Живет на земле человек. Он маленький, земля – огромная. Человек

занимает на земле очень мало места, ровно жук в поле. Но человек не один –

на земле живет много людей. Они занимают всю землю.

В небе журавли летают стаями, в лесу под елями стоит мохнатая шапка –

муравейник, в нем живет муравьиная семья. В море рыба ходит косяками. И

люди тоже вместе живут. Так жить легче и веселей.

Тех людей, что живут вместе, говорят на одном языке, делают общее дело,

зовут одним словом – народ.

Народов много на земле, и все они живут в разных частях её. То место, где

народ живет, зовется родиной.

Идет человек по земле. К одним друзьям заходит в гости, к другим. Там

человек поживет, тут поживет. Хорошо в гостях! В доме гостю всегда рады: и

накормят всласть, напоят вдоволь и спать мягко уложат. Живет человек в

гостях день, другой. Нравится ему. На третий день чувствует он: что-то не то.

Постель мягка – да не так. Хлеб вкусен – да не так. И людей вроде отрывать

неудобно от дел, заняты они. Все не так. И человек идет домой. В гостях

хорошо, да на родине лучше, – говорят люди. Потому что она одна. Все

самое главное у человека – одно. Жизнь – одна, сердце – одно, мать – одна.

И родина тоже одна.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к

самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Великое

стихотворение Есенина патриотического содержания гласит:

«Белая берёза под моим окном»

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя

многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых

актуальных задач нашего времени.

Почему наши дети, получив прекрасное образование, среднее и высшее,

уезжают из родных мест? В более крупные города, а то и за границу?

- Может быть, потому, что с детского сада на занятиях мы рассказываем о

красотах средней полосы России, а по телефону и в кругу друзей

восхищаемся Египтом и Турцией? Может быть, интереснейшие рассказы об

Африке, Индии внушают мысль о том, что там хорошо, где нас нет?

Молодые люди, подростки, сидящие на лавочках с бутылками пива,

пачками сигарет и кучей семечек – не есть ли это продукт двойной морали

взрослых?

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый

комплекс задач:

---воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный

педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных

чувств. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с

возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество

не может быть сформировано окончательно, оно всего лишь зарождается.

Большую роль в патриотическом воспитании дошкольников играет

музыкальное воспитание.

Через музыкальные занятия, праздники мы воспитываем в детях любовь к

своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, к своему посёлку,

любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Эта тема очень

любима детьми. Я рассказываю детям о защитниках нашей Родины. Дети

поют песни, читают стихи, выполняют торжественные перестроения, играют

в военные игры. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами.

Большое внимание уделяется теме Великой Победы. В этой теме я

стараюсь раскрыть детям величие подвига советского солдата, знакомлю их с

песнями тех времен и о тех временах. Дети получают знания о маршевой

музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике

России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику играет

огромное значение. У детей формируется представление о войне, об армии.

На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в

почётном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют

различные торжественные перестроения. На таких праздниках мы

организовываем встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии к памятным местам.

Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание

любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама,

его близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский

сад с его воспитателями и друзьями. На музыкальных занятиях я разучиваю с

детьми песни маме. Проводятся праздничные концерты, посвященном

Женскому дню 8 Марта. Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты.

Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. А для милой мамочки

испеку два пряничка. В мелодии этой песни (А. Филиппенко «Пирожки»)

звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Более сложные

чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:

«Пускай узнает ветер

И звезды, и моря,

Что лучше всех на свете

Мамочка моя!» И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ

(песня Ю. Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья», и чувство нежной

радости, ласкового спокойствия (песня А. Филиппенко «Хорошо рядом с

мамой»).

Помимо этого программой предлагается масса инструментальной музыки,

характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл «Времена года», А.

Вивальди цикл «Времена года», Ж. К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных» и

множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

Большого внимания заслуживает творчество таких признанных

композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая, Слонов и

другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде,

о защитниках отечества и т. д.

Большие возможности нравственно-патриотического воздействия

заключаются в народной музыке.

Все народные песни, а также народные мелодии, используются в

слушании и ритмической деятельности ребят. По средствам народной музыки

дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного

музыкального творчества. Такие выдающиеся русские композиторы: М. И

Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков, использовали народные

мелодии в своём творчестве.

Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят

детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к

природе.

Нравственно-патриотическое воспитание - это и знакомство с

малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут

в настоящее время. Родной город. … Мы говорим детям, что наш город

славен своей историей, традициями, достопримечательностями,

памятниками, знаменитыми людьми.

Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать

патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты,

окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его

восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей,

стремлюсь использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в

воспитательном отношении, раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти

произведения знакомыми и любимыми.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс, требующий от

педагогов большой личной убежденности и вдохновения.

Огромное значение имеет пример взрослых, близких людей или

ровесника.

Вспоминается случай, рассказанный родственником. Они хотели

познакомить четырехлетнюю девочку, которая приехала в гости из Лондона, с

русским лесом. По дороге в автомобиле родственник-москвич угостил

девочку - иностранку яблоком. Она съела, и положила его на ладонь. Машина

едет – она держит. Москвич, желая ей помочь, открывает окно и выбрасывает

огрызок за окно. Как начала она лопотать! «Что она хочет?» - спросил

москвич ее родителей. «Она хочет, чтобы мы вернулись и подобрали этот

огрызок, так делать нельзя!» - ответила ее мама. Знаете, как успокоил её

москвич? Он сказал: «Не волнуйся, в России можно».

Вот когда мы будем возвращаться за выброшенным мусором, а ещё лучше

не выбрасывать из окна, с балкона, в подъезде, мимо мусорного ящика – вот

тогда мы будем патриотами своей страны, как эта четырёхлетняя девочка!

Нетрудно передать ребенку знания об эстетической норме, требовать и

контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее,

выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание

следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний норм недостаточно

для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по

собственному желанию, поступил нравственно.

В последнее время, были утеряны многие общечеловеческие ценности. В

людях стало пропадать чувство гордости за свою Родину, за свой народ.

Появилось равнодушие по отношению друг к другу, и даже к близким и

родным. Детям чужды стали такие понятия,

как «милосердие», «сочувствие», «сострадание», «уважение».

Но как бы ни менялось современное общество, воспитание у

подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за свою страну,

народ – необходимы всегда.

«Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о

национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете», - сказал

Путин В. В.

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской

души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация

общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы

нравственного воспитания детей.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление

человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок

рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет

запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно, семья, из

которой ушли песня, шутка, юмор, игра».

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый

период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших

детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более

устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и

умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-

патриотических чувств у дошкольников.

Как говорил А. Н. Кузнецов: «Если о сущности патриотизма размышляют

люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то

это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света

философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной

подводной ночи»

10 минут – это так мало для того, чтобы раскрыть глубину

вопроса «нравственно-патриотическое воспитание», но, может быть, и

много для того, чтобы соединить всё сказанное в одной ёмкой фразе:

«Я люблю тебя, Родина



В раздел образования