Автор: Татарин Ирина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС№9 ст-цы Камышеватской МО Ейский район
Населённый пункт: Камышеватская
Наименование материала: Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровой ситуации. По духовно нравственному воспитанию
Тема: «В мире доброты и дружбы».
Раздел: дошкольное образование
Цели: Углублять представление детей о доброте, как о ценном,
неотъемлемом качестве человека. Подвести детей к ответу на вопрос: зачем
творить добро? Помочь разобраться в понятиях добро и доброта; учить
находить эти качества в жизненных ситуациях. Дать представления о
важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом
внутреннюю потребность. Формировать понимание добрых и злых
поступков, стараться сделать выбор в пользу добрых поступков.
Задачи:
Воспитательная:
воспитывать стремление совершать добрые поступки и всегда быть
доброжелательным. Настроить детей на активную совместную
деятельность, игру, беседу.
Образовательные:
формировать представление о том, что доброта есть проявление души;
совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
совершенствовать познавательную активность.
Развивающие:
стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
развивать умение наблюдать, развивать, сравнивать, анализировать;
развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию
движений;
способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Оборудование: картинка «Сердце», ТРИЗ- технология «Волшебная
коробочка», иллюстрации, клубок красных ниток, белые листы (на каждого
ребенка), желтые карандаши (на каждого ребенка).
Актуальность выбора НОД обусловлена необходимостью формирования и
развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между
детьми. В настоящее время наша страна переживает непростой период. И
дело здесь не в смене политической системы, и развале экономики. Нас
подстерегает другая опасность – и заключается она в разрушении личности,
когда материальные ценности доминируют над духовными и из нашей
жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие,
справедливость, взаимопомощь, дружба.
Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и
жестокости в обществе. Всё это говорит о кризисе в отечественном
образовании и воспитании. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь
человека? Что в воспитании поставить на первое место? В недавнее время,
как утверждает статистика, всё внимание педагогов было сосредоточено на
обучении, второе место занимало введение в отечественную педагогику
зарубежного опыта, и уж затем предполагало обращение к духовно –
нравственным традициям. Вот только в последнее время отношение к
нравственному воспитанию изменилось, идёт поиск духовного возрождения
России, т. к. государство нуждается в образовательных моделях,
обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании
образования.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое
развитие.
Методы:
Наглядные: демонстрация иллюстраций.
Словесные: беседа, творческие задания, обсуждение рассказа, пословиц и
поговорок о добре
Формы: игровая, вариативно-информационная.
Ход НОД:
Под музыку «Дорогою добра» воспитатель организует детей в круг:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Раз, два, три, четыре, пять -
становитесь в круг играть (дети встают вместе с воспитателем в круг).
Давайте все улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И
подумайте, как хорошо, когда все люди вежливы и
приветливы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя, доброту,
красоту, хорошее настроение, а выдохните через ротик все обиды, злобу и
огорчения, плохое настроение. (упражнение на дыхание)
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым давайте передадим друг другу
ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце, а поможет нам
это сделать сердечко. (игра «Сердечко») Мы с вами будем передавать
сердечко и желать друг другу доброго утра, называя ласково имя того, кому
вы будете передавать сердечко.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним рассказ который называется
«Волшебное слово» ,а написала его Валентина Александровна Осеева
которая в своих рассказах описывает истории о поведении детей, заставляет
нас задуматься, по рассуждать. И каждый раз, учит нас быть добрее и умнее.
Воспитатель: ребята, кто запомнил, как называется рассказ?
- Почему мальчик Павлик был сердит и разговаривал грубо со стариком?
- Как можно назвать его поведение?
- Вам нравится поведение Павлика?
- Как старик помог мальчику?
- Как изменилось отношение родных к мальчику?
Дети: отвечают на вопросы.
Воспитатель: молодцы ребята сообразительные. Так что, слово
«пожалуйста» на самом деле волшебное? А доброта- это чутскость,
отзывчивость по отношению друг к другу. Это помощь людям, животным и
растениям. Доброта это стремление человека дать полное счастье всем
людям, всему человечеству. Подумайте, о ком или о чем можно сказать
«добрый»?
Дети: вечер, путь, человек, поступок.
Воспитатель: мне очень понравился как вы отвечали на вопросы. А теперь
я вам предлагаю немного отдохнуть.
Пальчиковая игра «Добро»
Если пальчики грустят – доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к
ладони
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит. трясем кистями
Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. «моем» руки, дышим
на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. скрестить пальцы,
ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать- каждый палец
зажимаем в кулачок
Воспитатель: Ребята, смотрите, какая у нас красивая коробочка.
Как вы думаете что в ней?
Дети: конфеты, книги, машинки, картинки.
Воспитатель: правильно в ней иллюстрации с изображением хороших и
плохих поступков в играх детей.
-Ребята, что изображено на картинках?
-Что они делают?
-Как играют дети?
-Ребята, а что вы видите на этой картинке, получается ли у детей игра?
Почему?
- Правильно. Потому, что один не хочет уступить другому, отбирает
игрушки, злится и получается ссора. А все это происходит от злости и
зависти.
Воспитатель: добрый человек, значит он еще какой?
Дети: внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.
Воспитатель: а если человек не добрый, он какой?
Дети: злой, грубый, жадный, завистливый.
Воспитатель: как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее
запах, вкус?
Дети: нет.
Воспитатель: сейчас я вам хочу предложить поиграть в игру с мячом.
Будем по очереди кидать и заменять слова на добрые. Игра «Замени добрыми
словами»
Злой- добрый,
Грубый- ласковый,
Отнять- отдать,
Поругать- похвалить,
Ленивый- трудолюбивый,
Обидеть- защитить,
Огарчать- обрадовать,
Грустный- веселый,
Крикливый- молчаливый,
Трусливый- храбрый.
Физкультминутка «Доброта»
Друзья, за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Мы собрались в этот круг -
Рядом доброта вокруг.
Разлилась волна добра -
В каждом пусть живет она.
По крупинке соберём -
Доброту к груди прижмем,
Вверх подбросим к облакам -
И с небес польется к нам,
Мягкой струйкой доброта.
Игра эта так проста.
С добром в мире всем тепло -
В стужу греет нас оно.
Жить с добром намного легче
От невзгод оно нас лечит.
Подари друзьям добро
И вернется к вам оно.
Воспитатель: вежливые, добрые люди знают много вежливых слов.
Сейчас мы узнаем, какие слова знаете вы. Давайте поиграем в игру «Доскажи
словечко»
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй).
Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Ну (извините).
Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет).
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите (До свидания).
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).
Когда я что-то подарю,
Мне говорят: (Благодарю).
Тебе подарят что-нибудь -
Благодарить не позабудь!
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте (любезны,
Будьте (добры).
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо!)
Воспитатель: ребята, а за что нужно извиняться?
Дети: за плохой поступок, за обидные грубые слова.
Воспитатель: да ребята, нужно извиниться и просить прощения, чтобы
тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Сыграем в игру «Ласковое слово». Я буду вам называть слова, например
«Солнце», а вы ласково «Солнышко». Птица, дерево, рука, ручей, кольцо,
сердце, дерево, ветер, кошка, мама.
Воспитатель: Молодцы, вам понравились ласковые слова.
Да, ласковое, доброе слово сердце согревает. Ребята я загадаю загадку,
а отгадку вы подарите друг другу.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. (Улыбка)
Воспитатель: я принесло сегодня вот такой красивый красный клубок
ниток. Хочу предложить поиграть в игру…
Дети становятся в круг, по очереди называют добрые поступки, передавая
клубок. Видите ребята – если делать добрые дела, то мы все связываемся
друг с другом невидимыми ниточками добра. Желаю вам всегда делать выбор
в пользу добра и любви и дружить друг с другом, заботиться о тех кто слабее
и младше, помогать людям и быть отзывчивыми и милосердными.
Воспитатель: А сейчас, я приглашаю вас за столы.
На столах лежат белые листы, желтые карандаши. Предложить детям на
листе бумаги обвести свою ладошку. Каждый пальчик – доброе дело, которое
ребенок сделал для другого человека.
Дети: обводят свои ладошки.
Воспитатель: теперь вы можете их подарить их своим друзьям.
Итог: Воспитатель: Дети, что важное для себя Вы сегодня узнали? Где
Вы это можете применить?
Дети: Надо быть добрым и вежливым. Быть веселым. Помогать людям.
Если ты будешь хорошим, то у тебя будет много друзей. Доброта - это
украшений нашей жизни.
Воспитатель: Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать
добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем
будет лучше, мир будет добрее и дружнее.
Список используемой литературы:
1.
Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование
нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.-
М.:ТЦ Сфера, 2003.
2.
Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду.
Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
3.
Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-
эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация
современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.:
УЦ «Перспектива», 2011.
4.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-
Пресс, 2010.
5.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по
патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2003.