Автор: Яшина Альбина Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №24
Населённый пункт: г.Выкса, Нижегородской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Фитбол-гимнастика в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Что такое фитбол-гимнастика для дошкольников!?»
Подготовила: инструктор по фк Яшина А.А.
Сегодня современное дошкольное образование живет в условиях
модернизации преобразований, направленных на повышение качества
воспитательно – образовательной работы, внедрение новых педагогических
технологий.
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них культуры
здорового образа жизни - это не новое направление в работе, но актуальное
как никогда сегодня.
В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных
инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно-
профилактической целью.
В большинстве случаев это различные направления фитнеса и
оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика,
стретчинг, шейпинг, суставная и дыхательная гимнастика, восточные,
оздоровительные системы упражнений: ушу, китайская гимнастика, йога и
многое другое. В тоже время, можно отметить большую популярность
появляющихся современных детских фитнес-программ, таких как:
«Танцевально-игровая гимнастика», «Лечебно-профилактический танец»,
«Фитбол - гимнастика». Все они направлены на оздоровление организма
занимающихся, повышение их функциональных возможностей и интереса к
занятиям физической культурой.
Интерес к данной проблеме и желание обновлений привели меня к поиску
новых подходов, эффективных путей физического развития и укрепления
здоровья детей в своей педагогической деятельности.
Мне, как инструктору по физической культуре, важно знать современные
формы, методы физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками,
чтобы организовать и проводить занятия с детьми интересно, полезно и
увлекательно.
Свой выбор я остановила на методике «Фитбол-гимнастика», которая была
представлена в 2015 году автором Власенко Н.Э. в работе «Фитбол-
гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста». И
апробирована в течение пяти лет в детских садах города Санкт - Петербурга.
Физическое воспитание в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении детского сада №24 «Солнышко» (далее –
образовательная организация), осуществляется в соответствии с Программой
«Истоки» - основной общеобразовательной программы дошкольного
образования под редакцией Л.А. Парамоновой, методическими пособиями
по физическому воспитанию детей под редакцией Недомерковой Н.И.
Выполнение программных требований предусматривает учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического
развития и физической подготовленности.
Поэтому основной целью моей работы стало внедрение в практику
фитбол-гимнастику, как эффективное средство повышения двигательной
активности детей и их физического развития, посредством комплексного
воздействия фитболов на детский организм для достижения максимального
оздоровительного эффекта и профилактики нарушений опорно-
двигательного аппарата, а также распространить опыт Образовательной
организации в другие сады нашего города.
Фитбол, в переводе с английского, означает «мяч для опоры», который
используется в оздоровительных целях. Данная методика заинтересовала
меня тем, что она носит практическую и коррекционную направленность,
влияет на развитие двигательных умений, координации движений, функций
равновесия, а также вызывает положительные эмоции у детей. Занятия с
мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший
мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно
вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Для педагогов Образовательной организации были проведены консультации:
«Фитбол – гимнастика это весело и полезно», «Школа мяча». Для родителей
«Как сохранить здоровье». На городском семинаре инструкторов по
физической культуре рассказала об использование фитбол-гимнастики в
физическом развитии детей дошкольного возраста.
Работая, по данной теме у меня возникли трудности из-за того, что
методических материалов по данной теме было недостаточно, приходилось
самостоятельно собирать информацию из различных источников, заниматься
саморазвитием, участвовать в тренингах личностного роста. Прочитав и
просмотрев всю информацию о фитболе, подобрала для детей и их
родителей: познавательный материал о полезности мяча – фитбола, стихи,
считалки, дидактические игры. Разработала сценарии совместных досугов и
развлечений: «Фитбол - игры», «Веселые старты», «Праздник мяча»,
«Веселые эстафеты» с фитболом», «Фитбол – сказки».
Прежде чем приступить к внедрению комплексов фитбол-гимнастики, было
приобретено достаточное количество гимнастических мячей (фитболов)
различного диаметра, в зависимости от возрастных и индивидуальных
особенностей занимающихся.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому я использую в
комплексах упражнений фитбол-гимнастики как:
- как предмет, можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с
мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а
также броски, ловлю, удары об пол (ведение);
- как опора применяю в положении сидя верхом на мяче, в различных
исходных положениях лежа (мяч под спину, под бок, а также лежа на спине
мяч под ногами и т. д.);
- как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет (обежать
мяч, найти свой мяч по цвету и т. д.), и при выполнении таких упражнений,
как: наклон назад прогнувшись из положения стоя на коленях до касания
руками мяча или наклон вперед из положения в седе ноги врозь;
- как амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых
способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), и для развития функции
равновесия;
- как отягощение (в руках, ногах, на голове) применяется в различных
исходных положениях: стоя, лежа, сидя, для укрепления различных
мышечных групп, формирования и коррекции фигуры;
- как препятствие для ходьбы змейкой между мячами, прокатывании мяча,
передачи мяча.
Фитболы применяются и в качестве массажера при выполнении упражнений
в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках
выполняет массажные движения по спине партнера (прокатывания,
постукивания, вибрационные и круговые движения или делают массаж стоп,
укрепляют стопы).
На первых занятиях, главной моей задачей было вызвать у детей интерес к
новому спортивному оборудованию большому, яркому, прыгучему мячу. Дать
возможность самостоятельно поиграть с мячами, получить первое
представление об их свойствах, поэкспериментировать с ними.
Следующим этапом моей работы было обучение детей умению правильно
садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап проводился отдельно с
каждым ребёнком, затем с подгруппой по 8-10 детей. Продолжительность
занятий с фитболами постепенно увеличивала, в зависимости от возраста,
физической подготовленности и состояния здоровья детей. Элементы
фитбол-гимнастики я включала в разминку, в комплексы общеразвивающих
упражнений, в основных видах движения, в подвижные игры, эстафеты,
досуги и праздники. Все упражнения носили игровой характер. В конце
месяца проводила итоговое занятие, которое имело свой сюжет, например: «В
некотором царстве..», «В поисках приключений», «Подводный мир»,
«Лесные путешественники», «Путешествие в сказку», «Фитбол – сказка».
В каждой возрастной группе занятия с использованием фитбол – мячей
имеют свои особенности.
Занятия с детьми в средней группе не имеют строгой очерченной трехчастной
формы. Это занятия-сказки. Упражнения выполняются детьми по ходу
рассказывания сказки. Например, я рассказываю сказку «Колобок», а дети
выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также
стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей,
способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о
технике физических упражнений.
Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них
преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание,
бросание, прокатывание, поглаживание предметов, разные виды ритмичных
хлопков, звукоподражание, а также различные игры с развернутым речевым
содержанием).
При обучении физическим упражнениям на фитболах в большей мере я
использую показ и упражнения имитационного характера (например,
действия зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают
на фитболах).
Основным видом деятельности - является игра. Дети получают удовольствие
не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от
перевоплощения в игровой образ и от самого процесса игры. Упражнения на
мячах могут проводиться в течение всего занятия, но с детьми средней
группы более целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве
фрагмента занятия, в основной части - общеразвивающие упражнения, а в
заключительной – подвижные игры с мячом. Например, модернизированная
игра «Я бегу, бегу, бегу, сейчас мяч догоню» (дети стоят в кругу передают или
прокатывают друг другу мяч, а водящий догоняет).
Движения детей старшего дошкольного возраста более координированные
и точные, подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться
собственному волевому приказу. Дети становятся более настойчивы в
преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения,
работать в коллективе, выполнять все команды, организованно и
дисциплинированно, они достаточно хорошо соотносят свои действия с
музыкой, поэтому увеличиваю количество музыкального сопровождения
серии упражнений. Дети охотно и многократно, повторяя упражнения, могут
следить за своей осанкой, осваивают разнообразные виды движений. В
старшем возрасте главной моей задачей становится - обучение технически
правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развития
двигательной координации. В этом возрасте я больше внимание уделяю
игровым упражнениям разминочной части, которая включает задания на
развитие внимания, восприятия, самоконтроля и саморегуляции. После
сильного возбуждения в основной части, с ее повышенной двигательной
активностью особенно необходима заключительная релаксационная часть. В
конце занятия чередую использование игр малой подвижности и
психогимнастики, релаксации. Что позволяет через воображение ребёнка
воздействовать на ЦНС успокаивающе, расслабляющее. На помощь здесь
приходит музыкотерапия (шумы природы, пение птиц).
Все большее значение приобретают коммуникативные, командные игры с
элементами спорта, соревнований, например: эстафета «Гусеница» - дети
становиться в колонну друг, за другом зажав мячи между собой, цель этой
эстафеты - чья гусеница придёт первой до финиша. Или другие эстафеты:
передача фитбола в колонне над головой; чья команда дойдет до финиша
быстрее плотно зажав фитбол спинами; кто быстрее прокатит мяч змейкой;
очень интересная эстафета «Паучок» - перенести мяч от старта до финиша,
мяч удерживая на животе в положение упора руками сзади, ноги согнуты в
коленных суставах, таз приподнят.
В старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличиваю
роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения
показом. Показ применяю, когда детей знакомлю с новыми движениями,
которые демонстрирую несколько раз. Прием подражания действиям
животных или явлениям природы.
Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и
разнообразить занятие. Ориентиры использую обычно после того, как у детей
уже создано общее представление о разучиваемых движениях. Звуковые
ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа
движений на фитболе, а также как сигнал для начала и окончания действия,
для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров использую
музыкальное сопровождение аудиозапись, удары в бубен, хлопки в ладоши,
свисток. Индивидуальную помощь при обучении физическим упражнениям
использую для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных
мышечных ощущений, создания уверенности, успеха.
Многие физические упражнения имеют условные названия, которые
помогают освоить движение на фитболе, отражают характер движения,
например: «Мост», «Книга» «Жираф», «Крокодил», «Горка».
Не все упражнения и игры, приведенные выше, могут быть использованы во
время одного занятия. Лучше делать тренировки разнообразными, включая в
них то одни, то другие упражнения. Начинать следует с более простых
упражнений и постепенно переходить к более сложным. Занятие может быть
направленно на развитие одного или нескольких качеств. Упражнения могут
выполняться в течение целого занятия. С детьми дошкольного возраста
целесообразно использовать упражнения в качестве фрагмента занятия.
Фитбол – гимнастику включаю в образовательную деятельность в течение
всего года, согласно перспективному плану.
Время упражнений с фитболами недолжно превышать 40-60% общей
длительности занятия. Даю возможность детям не только упражняться с
фитболами, но и ходить, бегать, прыгать, лазать. Важно следить за
правильным положением тела на фитболе, за правильностью выполнения
упражнений. Кроме того, следует принимать меры для предотвращения
травматизма. Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии
1-1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале. Слежу
за техникой выполнения упражнений, соблюдением приемов страховки и учу
самостраховке.
Важно, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и
нескользящая обувь.
В занятия включаю дополнительные пособия, такие как гантели, мешочки,
флажки, султанчики, гимнастические палки, что также разнообразит занятие
и поможет решить дополнительные задачи.
Постепенно увеличивая нагрузку, учитываю возрастные и индивидуальные
особенности детей. В процессе проведения модернизированных подвижных
игр и коррекционных упражнений добиваюсь тренировки навыков удержания
головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы. Выработке
правильной осанки помогают игры на координацию движений и равновесия.
Такие игры как «Морская фигура», «Липкие мячи», «Летающий мяч», «День
и Ночь», «Охотники и утки». Например - игра «Играй, играй, только мяч не
теряй», дети подбрасывают мяч вверх, прокатывают, вращают мяч, отбивают
мяч одной, двумя руками, на сигнал «Стоп!» дети быстро поднимают мяч
вверх, кто не успел, тот выходит из игры.
Игры чередую с дыхательными упражнениями. Повышению эффективности
занятий, созданию эмоционального подъёма, чувства радости и удовольствия,
способствовало сочетание фитбол – гимнастики с музыкой, проговариванием
стихов в ритм движений.
С целью закрепления упражнений на фитболе, дети охотно пользуются
приобретенным опытом и в свободной двигательной активности, также
активно включаем комплексы фитбол-гимнастики в соревнования, праздники,
развлечения и досуги.
Учитываю так же различия в развитии двигательных функций мальчиков и
девочек, осуществляю дифференцированный подход к ним в процессе
физического воспитания. Например, «по цвету» фитбола, мальчики берут
синего цвета фитболы, девочки розового цвета. Следует помнить, что
мальчики сильнее и значит нужно увеличить нагрузку по времени (например,
девочки прыгают на мячах - фитболах 1 мин, мальчики - 1,5 мин).
Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не
изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной
деятельности развивают физические качества, которые принято считать
сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют: различия в
обучении сложным двигательным движениям (бросание фитбола из-за
головы на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прокатывание
фитбола - девочкам). Распределение ролей в подвижных играх (мальчики –
медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т.д.)
Все занятия с использованием гимнастических мячей носят интегрированный
характер. Кроме того, при подборе тематики занятий, упражнений и заданий,
я учитываю тему, над которой работают педагоги. Таким образом,
реализуется комплексно-тематический принцип организации
образовательного процесса.
Хочу отметить тесное сотрудничество с психологом детского сада.
С рекомендации педагога-психолога, я применяю на своих занятиях
психологию телесности. Это очень помогает преодолеть проблемы
неуверенности детей в собственных силах и возможностях своего тела.
Формирование произвольности движений основывается на использовании
творческого воображения. Возникает так называемая “осмысленная”
моторика. Эффект развития “осмысленной” моторики может быть усилен на
индивидуальном занятии, если ребенок вступает в своеобразный диалог с
органами собственного тела как самостоятельно действующими “лицами”.
Работая с ребенком, испытывающим существенные трудности при
подбрасывании мяча и попытке его поймать. “Не получается? Ничего
страшного, – говорю я ему. – Ты пока немножко отдохни, а руки пусть
поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Дай им имена. Они
сестры или подружки? Во что они любят играть? Сколько им лет – пять,
шесть? Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя
научить, так здорово подбрасывать и ловить мяч” Результат заключается в
том, что эффект отдельной оздоровительной меры закрепляется в виде
устойчивого, целостного психосоматического состояния, которое далее может
воспроизводится в режиме двигательного саморазвития.
Таким образом, междисциплинарные связи помогают мне решить свои
профильные задачи.
Безусловно, не только педагоги, дети, но и родители активно включены в
образовательный процесс, для них, провожу консультации, подбираю
комплексы фитбол – гимнастики для занятий в домашних условиях. Родители
в течение учебного года приглашаются на Дни открытых дверей, на
спортивные праздники, развлечения, на занятия, где с удовольствием вместе с
детьми занимаются и переносят уже свой опыт для своих маленьких
годовалых деток, фитбол тоже незаменимая игрушка. Приходя ко мне на
занятия, мамы, учатся тем упражнениям на гимнастических мячах, которые
помогут малышу научиться ползать и ходить, а также техникам выполнения
массажа. К тому же и усталые мамы после напряженного дня с
удовольствием расслабляются. При помощи фитбола, мы приобщаем
маленького ребенка к физкультуре с раннего детства. В течение года также
оформляются памятки-рекомендации с консультациям по интересующим
вопросам.
Цель таких совместных занятий с родителями: ощущать радость от
совместной творческой и двигательной деятельности; понять полезность
физических упражнений; развивать умение выполнять движения в детско-
родительской паре; способствовать эмоциональному сближению родителей и
детей.
Анализ проделанной работы показал, что оздоровительный эффект фитбола
при оптимальной и систематической нагрузке укрепил мышечный корсет у
детей, привел к исправлению и формированию правильной осанки. Дети
стали более гибкими, ловкими, подвижными, улучшилась координация
движений. У детей появился эмоциональный отклик на физическую
активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Педагоги и родители стали
замечать, что у воспитанников появилась выносливость в различных видах
деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они
стали выдержаннее, внимательнее и непринуждённые.
И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально – двигательная сфера
ребёнка.
Моя работа строиться по принципу: «уча других – учишься сам». На занятиях
я выступаю в роли помощника, именно такой прием повышает активность
ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению через движение.
Каждый ребёнок должен знать, что он важен и нужен.
«Мой успех – это успех моих воспитанников». Я не ставлю своей целью
достижение высоких результатов путем форсированного формирования тех
или иных навыков. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям
проявить собственные потенциальные возможности данные им от рождения.
Результатом работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по
физической культуре, дают «клятвенные» обещания хорошего поведения в
обмен на участие в спортивных соревнованиях. Ребята на занятиях получают
эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера
такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать,
умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, излучают
энергию, бодрость, которые возвращается ко мне по принципу бумеранга.
Мой творческий поиск не закончился, он продолжается и сегодня. Ребята
получают приятные эмоции от общения с фитболами, победы над своим
неумением, понимания того, что они делают что-то очень важное для своего
здоровья. «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье!» – сказал
когда-то один философ. Я, и мои воспитанники с ним согласны. В своей
работе с детьми я стремлюсь как можно эффективнее помочь каждому
ребёнку сохранить и укрепить здоровье.
Опыт моей работы с фитбол – мячами позволяет мне рекомендовать их в
качестве высокоэффективного и доступного средства в физическом развитии
ребенка – дошкольника. Такие мячи значительно расширяют возможности
физкультурно-оздоровительной работы, и способствуют повышению
эффективности психолого-педагогической и физкультурно-оздоровительгной
работы.
Таким образом, фитбол-гимнастика, является на данный момент
инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении
детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного
развития ребенка.
Информационные источники:
Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. –
СПб.,2010.
Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. – СПб.: -
Речь,2001.
Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах». –
СПб., 2008
О.В. Козырева Лечебная физкультура для дошкольников. «Просвещение» М.
2003 г.
А.С. Галанова Игры, которые лечат (от 3-5 лет). Педагогическое общество
Россия М.2005 г.
Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-
оздоровительная работа в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.
Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных
занятий: Учебно-метод. Пос. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2001.
Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. Пос.- Владивосток: МГУ
им. Адмирала Г.И. Невельского, 2001.
Овчинникова Т.С., А.А. Потапчук Двигательный игротренинг для
дошкольников. – СПб. Речь, 2002.
Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М.: Терра-Спорт,
2000.
Подготовил: Яшина А.А.