Напоминание

"Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников"


Автор: Диннер Кристина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №153"
Населённый пункт: г.Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Консультация
Тема: "Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №153»

Консультация для родителей

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших

дошкольников»

Воспитатель:

Диннер Кристина Сергеевна

Тема охраны жизни и здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения

здоровья

подрастающего

поколения

в

последние

годы

приобретает

все

большую

актуальность. Известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка

очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействию внешней среды, чем организм

взрослого:

и

от

того,

какие

эти

воздействия

благоприятные

или

нет,

зависит,

как

сложится его здоровье.

Одна

из

существенных

причин

сложившейся

ситуации

отсутствие

у

детей

осознанного отношения к своему здоровью. От здоровья детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний.

Перед нами стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы

по укреплению здоровья детей, на первоначальном этапе работы непосредственно через

формирование у детей культурно-гигиенических навыков.

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения.

Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви,

продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Дети

должны

понимать,

что

в

соблюдении

этих

правил

проявляется

уважение

к

окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на

неопрятную

одежду.

Неряшливый

человек,

не

умеющий

следить

за

собой,

своей

в н е ш н о с т ь ю ,

п о с т у п к а м и ,

к а к

п р а в и л о ,

н е б р е ж е н

в

р а б о т е .

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного

поведения. С самого раннего возраста, детей приучают правильно сидеть за столом во

время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться

столовыми

приборами,

салфеткой;

учат

тому,

что,

чем

и

как

едят;

знакомят

с

разновидностями посуды (чайная, столовая); учат сервировать стол, привлекают внимание

к

заданному

образцу

правильного

общения

во

время

приема

пищи

(разговаривать

вполголоса,

доброжелательным

тоном,

не

говорить

с

набитым

ртом,

уважительно

относиться к просьбам и желаниям детей), обращают внимание на красоту правильно

сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач:

Развивать

культурно-гигиенические

навыки,

формировать

простейшие

навыки

поведения во время еды, умывания.

Формировать

привычку

следить

за

своим

внешним

видом,

умение

правильно

пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать

полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

Формировать

навыки

поведения

за

столом:

пользоваться

правильно

ложкой,

салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать

за столом, не разговаривать с полным ртом.

Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье

начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые

понятия.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в

повседневной жизни.

Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

Для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо:

Обеспечить

постоянное,

без

всяких

исключений,

выполнение

ребенком

установленных

гигиенических

правил.

Ему

объясняют

их

значение.

Важно

помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык.

Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо

намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце,

насухо вытереть руки;

Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же

действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие

за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить

определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и

быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или

спрашивает,

не

забыл

ли

ребенок

сделать

то

или

другое,

а

в

дальнейшем

предоставляет ему почти полную самостоятельность.

В дошкольном возрасте дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой,

после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и

всегда, когда они грязные;

К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном

возрасте, относится и уход за полостью рта

Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать

детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;

Совершенствовать

навыки

аккуратной

еды:

пищу

брать

понемногу,

хорошо

пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами

(ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, не разговаривать во время еды.

Необходимые

навыки

лучше

всего

усваиваются

детьми

в

играх

специально

направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей,

активизировать

их

инициативу

и

творчество.

Широко

используются

дидактические

и

сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду

для куклы» и т.д. Поддержать у детей хороший настрой помогут стихотворения, потешки,

поговорки, пословицы, например:

***

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

***

Чистая водичка

Моет Вове личико.

Танечке ладоши,

Пальчики Антоше.

Буль-буль-буль журчит водица

Все ребята любят мыться.

***

Знаем, знаем – да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На

их

основе

можно

разыгрывать

маленькие

сценки.

Чтобы

ускорить

формирование

культурно- гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: «Ты

всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом,

усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в

свою

очередь

становятся

показателем

усвоения

культурно-гигиенических

навыков.

В

дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании

навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их

поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным

поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т. е.

положительное

или

отрицательное

суждение

взрослого

об

отдельных

поступках

и

поведении

ребенка.

Более

широко

необходимо

пользоваться

положительной

оценкой:

одобрением,

поощрением,

похвалой.

Одобрение

поддерживает

в

детях

желание

в

дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Если дети ошибаются при выполнении

тех или иных правил, можно напомнить им, что и как надо сделать, не торопится с

замечанием или осуждением. В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как

в

любом

другом

виде

педагогической

деятельности,

важно

единство

требований

сотрудников

детского

учреждения

и

родителей.

Поэтому,

нужно

выработать

общие

критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих

действий.

Культурно-гигиеническое

воспитание,

осуществляемое

в

дошкольном

учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Если в детском саду педагог

приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме

пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то

у

ребенка

не

вырабатываются

устойчивые

привычки,

навыки,

умения,

он

часто

оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в

охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Практика показывает, что дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы

культурно-

гигиенические

навыки,

быстро

и

безболезненно

привыкают

к

условиям

общественного

дошкольного

воспитания,

успешно

развиваются

умственно

и

нравственно, растут крепкими и здоровыми.



В раздел образования