Автор: Попова Любовь Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №15"
Населённый пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Работа с глухими детьми на уроках физкультуры
Раздел: начальное образование
Глухие, ранооглохшие, позднооглохшие, слабослышащие.
Имеют
ряд
особенностей
в
психофизическом
развитии
и
общении.
Эти
особенности
не
позволяют
им
развиваться
эффективно,
овладевать
знаниями,
приобретать
жизненно-
необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только
существенно
затрудняется
формирование
речи
и
словесного
мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в
целом.
Нарушения:
вестибулярные
расстройства:
шаткая
походка,
шарканье ногами; преобладает тормозной тип нервной системы над
возбудимым.
Нарушены:
функция
равновесия,
вестибулярная
функция. Эмоциональные нарушения: гнев, страх, боязнь, тревога и
др. Склонны: головокружения, повышенное артериальное давление,
нарушение
ритма
сердца,
уменьшена
мышечная
сила;
снижены
показатели
выносливости;
нарушения
осанки,
отставание
в
психомоторном
развитии;
нарушена
деятельность
дыхательных
мышц, участвующих в голосообразовании.
Выполнение упражнений на уроке физической культуры:
1.
Фронтальный показ: лицом к уч-ся
2.
Учитель стоит боком (саггитальный)
3.
Нельзя показывать, стоя спиной к уч-ся
4.
Показывают наиболее подготовленные уч-ся
5.
Показ, стоя на возвышении
6.
Использовать рисунки, фото, презентации
Построение урока:
1.
Вводная
часть:
ходьба,
упражнения
в
построениях
и
перестроениях; упражнения для воспитания и закрепления
навыка правильной осанки, дыхательные упражнения.
2.
Основная часть: упражнения, обеспечивающие выработку и
тренировку общей и силовой выносливости мышц спины,
брюшного
пресса
и
грудной
клетки
для
создания
«мышечного
корсета»;
координирующие
упражнения
в
сочетании
с
общеразвивающим
и
дыхательными.
Преимущественно в положении лёжа и стоя на четвереньках.
В конце основной части урока – подвижная игра, правила
которой предусматривают сохранение правильной осанки.
3.
Заключительная часть:
Ходьба,
упражнения
в
координации,
дыхательные
упражнения,
игра
на
внимание
с
одновременным
сохранением правильной позы.
В ходе урока решаются следующие коррекционные задачи:
1.
Развитие длительных реакций (быстроты) движений:
-
выполнение
упражнений
с
усложнением
заданий,
т.е.
чередовать от бега к ходьбе; от ходьбы к подскокам и др.
2.
Развитие координационных движений:
- упражнения с предметами (гимн. палки, мяч, кубики, флажки и
др.), всевозможные остановки во время ходьбы, бега, подскоков
по звуковому сигналу или с помощью жеста ю
3.
Воспитание внимания и развитие восприятия:
- выполнение фигур построения и разнообразных движений в
соответствии с фразировкой простейших предложений.
4.
Развитие памяти и ориентировки в пространстве:
- упражнения на быстроту и точность запоминания (различных
упражнений, расположение предметов, своего места в строю и
т.д.) Запоминание оборудования, написания их путём сложения
букв.