Автор: Завальная Светлана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 22"
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: конспект урока
Тема: Репортаж как жанр публицистики
Раздел: среднее образование
Учитель МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Сыктывкара
Завальная Светлана Викторовна
Конспект урока
(с
использованием исследовательской
и проектной
(тип
проекта:
творческий) технологий), 2 урока
Предмет: Русский язык
Класс: 8
Тема: Репортаж как жанр публицистики. (Слайд 1)
Предварительная
подготовка
к
уроку:
Учащимся
было
дано
опережающее
домашнее
задание:
познакомиться
с
материалами об истории школы, в том числе
на
школьном
сайте,
посетить
школьный
музей, подготовить фотографии.
Цель деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся
с особенностями текста публицистического стиля в жанре репортажа.
Задачи:
Обучающие:
познакомиться
с
новым
жанром
публицистики
–
репортажем,
его
задачами,
темами,
структурой
(композицией);
научиться отличать репортаж от других жанров публицистики;
Развивающие:
научиться
создавать
собственный
репортаж
на
школьную тему; совершенствовать речевую практику в соответствии с
требованиями речевого этикета (в описании места, действий человека);
презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном
виде;
Воспитывающие: формировать гражданскую позицию; умение активно
взаимодействовать со своими сверстниками на принципах уважения,
сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать уважение к прошлому и
настоящему
школы,
гордость
за
её
достижения;
уважительное
отношение к профессии репортёра.
Тип урока: урок развития речи
Планируемые результаты:
Предметные:
знать
структуру
репортажа,
отличать
от
других
жанров
публицистики;
уметь
составлять
текст
публицистического
стиля
в
жанре
репортажа.
Метапредметные:
способность осознания целей учебной деятельности и
умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач.
Личностные:
осознание
эстетической
ценности
русского
языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить
чистоту
русского
языка
как
явления
национальной
культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию; примение правил делового
сотрудничества.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фотографии школы,
материалы газет, материалы школьного сайта об истории школы, о памятнике
Г. Димитрову, цветная бумага, запись «Песни репортёра» (слова А. Левикова,
музыка
В.
Мурадели);
газетные
репортажи,
учебник
М.М.
Разумовской
«Русский язык, 8 класс».
Эпиграфы к уроку:
Трое суток шагать, трое суток не спать
Ради нескольких строчек в газете…
Если снова начать, я бы выбрал опять
Бесконечные хлопоты эти.
А.Левиков.
Репортаж – это глаза и уши читателя.
Г.Я.Солганик.
Ход урока
1.
Организационный момент
Приветствие учителем учащихся.
-
Внимание! Я веду репортаж с урока русского языка в 8 з классе. Это
необычный
урок.
На
нём
присутствуют
учителя
нашей
школы.
Они
собрались
здесь,
чтобы
поближе
познакомиться
с
учениками
класса,
порадоваться их достижениям. В классе необычная тишина. Ребята слегка
стесняются гостей и поэтому чувствуют себя скованно. Их можно понять:
они
защищают
честь
своего
класса.
Но
беспокойство
напрасно.
Гости
настроены доброжелательно. Смотрите, они улыбаются ребятам. Думаю, это
поможет им плодотворно трудиться.
Итак, урок начинается…
(Слайд
2; запись «Песни репортёра» (слова А. Левикова, музыка В.
Мурадели) и видеоряд).
2. Постановка учебной задачи, темы урока.
- Попробуйте сформулировать цель и задачи урока самостоятельно. Как вы
думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (ответы и прогнозы учащихся)
Учитель. Наша главная задача на уроке – познакомиться с ещё одним жанром
журналистики - репортажем, его особенностями как газетного жанра, самим
на
время
стать
юными
репортёрами,
освещающими
некое
социально
значимое явление, создать проект в виде репортажа.
Знакомство с эпиграфами к уроку. (Слайд 3)
- Какой эпиграф вам нравится больше? Почему?
- Назовите ключевые слова в высказывании Г.Я.Солганика. («Глаза» и «уши»)
- Как вы думаете, почему репортаж называют «глазами» и «ушами» читателя?
3. Объяснение нового материала.
Учитель. Репортаж издавна был и остаётся в наше время одним из самых
распространённых
жанров
СМИ.
Многие
известные
русские
писатели
начинали свою деятельность в качестве газетных репортёров.
- Что вы знаете о профессии репортёра? Какими качествами должен обладать
репортёр?
(Владеть
правильной
литературной
речью;
уметь
общаться
с
людьми; знать вопрос, который он освещает; правдиво и точно изображать
события;
быть,
сильным,
выносливым,
мужественным,
так
как
может
сталкиваться с разными трудностями) (Слайд 4)
Словарно - семантическая работа.
- А что такое репортаж? Найдите определение в учебнике на стр. 212.
(Репортаж
–
это
живой
рассказ
очевидца
о
каком
–
либо
событии
общественной жизни). (Слайд 5)
- Кого мы называем очевидцем?
-
Вот
какое
определение
слова
«репортаж»
мы
находим
в
словаре
С.И.Ожегова:
Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в
газетах, по радио, телевидению. (Толковый словарь С.И.Ожегова)
(Слайд 5)
- Какое определение вам нравится больше?
- Образуйте от существительного «репортаж» различные виды репортажей.
(Репортаж – фоторепортаж
радиорепортаж
телерепортаж (Слайд 6)
- Как называют ведущих этих репортажей?
Репортаж – фоторепортаж - фоторепортёр
Радиорепортаж - радиорепортёр
телерепортаж - телерепортёр (Слайд 6)
-
Каким
способом
образованы
данные
слова?
(сложением
слов;
суффиксальным способом).
Учитель. А сейчас мы открываем «Школу юного репортёра». В ней вы
пройдёте основательную подготовку и получите специализацию «школьного
репортёра». Ваша задача – записать в тетради как можно больше материала
по теме.
Репортаж - …
Главные требования к этому жанру: динамичность, наглядность.
(Слайд 7)
Задача
автора
репортажа
–
рассказать
о
событии так, чтобы слушатели и читатели
как
бы
увидели
его
на
самом
деле
1)
с
описанием
обстановки,
в
которой
происходит
событие,
2)
с
живыми
деталями, разговорами (увиденными или услышанными автором на месте
происшествия)
«Эффект
присутствия»:
обычно
авторы
репортажей
стремятся
«показать» аудитории какое – то событие, создать так называемый «Эффект
присутствия»
Приёмы создания «Эффекта присутствия»:
-
подробное
описание
всей
динамики
развития
события
(с
чего
всё
начиналось, кто присутствовал, кто что сказал);
- передача своих личных ощущений. (Слайд 8)
Личность
автора
всегда
присутствует,
его
отношение
к
событию
всегда
проявляется (радость, гордость, сочувствие)
- Давайте познакомимся со структурой (композицией) репортажа. (Упр. 362,
стр. 213 – 214).
- Что мы узнали о правилах написания репортажа? (Обязательных правил
для написания репортажа нет: каждый автор пишет по-своему).
Композиция репортажа (Слайд 9):
1.
Зачин
– начало
репортажа.
Описание
места
действия,
состояния
окружающей среды (всё зависит от авторского замысла). Зачин должен быть
динамичным
(использование
односоставных
предложений,
безглагольных
конструкций). Примеры из упр. 262, с. 214.
2.
Центральная
часть
– рассказ
о
событии
(обычно
тип
речи
–
повествование).
Чаще всего используются
глаголы
в
форме
настоящего
времени,
что
создаёт
впечатление
«сиюминутности» происходящего («настоящее репортажа»);
глаголы прошедшего времени совершенного вида;
краткие страдательные причастия прошедшего времени.
3.
Концовка
– оценка события, краткий вывод, к которому приходит
автор.
- Как вы думаете, что может стать темой репортажа? (Слайд 10)
(Темой может стать экскурсия по городу,
знакомство
с
историческими
местами,
архитектурными памятниками, музеями, парками, любой вид спорта и т.д.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4.
Закрепление нового материала. Самостоятельная работа в группах.
Учитель. Мы выявили основные признаки репортажа, познакомились с его
композицией.
А
теперь
я
предлагаю
создать
собственный
небольшой
репортаж (проект).
Звучит гимн школы (Слайд 11 с видеорядом)
-
Скажите,
пожалуйста, что может стать темой для репортажа из стен
школы. (Слайд 12)
(«Мозговой штурм»).
Создание кластера:
В центре - Темы для репортажа о школе – вокруг названия тем:
Место, где расположена школа («О школа, колыбель моя!»);
Памятник Г. Димитрову («Интересует многих»);
«Главные» кабинеты школы («Я покажу вам сердце школы»);
Школьный музей («Я поведу тебя в музей»);
Достопримечательные места школы («Пройдём по тихим школьным
этажам»);
Школьная столовая («Репортаж из…»);
Школьная перемена («О, как с надеждой ждём мы перемены!»).
(Слайд 13)
Учитель. Вам было дано опережающее домашнее задание: познакомиться с
материалами об истории школы, в том числе на школьном сайте, посетить
школьный музей, подготовить фотографии, т.е. у вас есть определённый
материал, который вы исследовали к уроку. Теперь только предстоит выбрать
тему,
из
тех,
которые
вы
сейчас
предложили,
и
в
группе
(а
у
вас
их
получилось
7)
подготовить
репортаж.
Понятно,
что
вы
ещё
только
начинающие репортёры, возможно, будут ошибки. Но это не страшно. Не
ошибается
тот,
кто
ничего
не
делает.
Когда
будете
писать
репортажи,
обращайте, пожалуйста, внимание на композицию. Не забывайте, что зачин
должен быть динамичным. Не забывайте и об «эффекте присутствия». (На
работу в группе отводится 15 минут).
Обсуждение
в
группах
методов
исследования,
способов
оформления конечных результатов (защиты, презентации);
Сбор, систематизация и анализ полученных данных.
Оформление результатов (создание проекта)
- Во время творческой работы учитель консультирует каждую группу.
- Оформление результатов работы на листах формата А4.
5. Защита проектов.
Выступление 1 группы: Место, где расположена школа («О школа, колыбель
моя!») (Слайд 14)
Выступление 2 группы: Памятник Г. Димитрову («Интересует многих»)
(Слайд 15)
Выступление 3 группы: «Главные» кабинеты школы («Я покажу вам сердце
школы»)
(Слайд 16)
Выступление 4 группы: Школьный
музей («Я поведу тебя в музей»)
(Слайд 17)
Выступление 5 группы: Достопримечательные места школы («Пройдём по
тихим школьным этажам»).
(Слайд 18)
Выступление 6 группы: Школьная столовая («Репортаж из…»)
(Слайд 19)
Выступление 7 группы: Школьная перемена («О, как с надеждой ждём мы
перемены!»).
(Слайд 20)
Группы
представляют
свои
репортажи.
Желательно,
чтобы
в
руках
был
микрофон,
т.к.
мы
репортёров
(если
они
не
за
кадром)
представляем
именно
с
микрофоном
в
руках.
Учитель комментирует репортажи.
Выдержаны ли тексты в публицистическом стиле?
Есть
ли
в
этом
проекте
признаки
репортажа
как
жанра?
«Эффект неожиданности».
Ребята ещё не знают, что результатом совместной работы станет газета,
созданная
их
трудом.
После
выступления
учащиеся
вывешивают
свои
репортажи
(тексты),
фото,
сделанные
ими
на
школьную
доску.
После
выступления последней группы, я вывешиваю заранее напечатанные слова,
которые станут заголовком газеты: «Один день школы глазами репортеров
8з класса». Под материалами ребят появится надпись: «Главный редактор
С.В.Завальная».
6. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- В какой мере ваш прогноз оправдался?
- Что понравилось? Не понравилось?
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто из вас выбрал бы профессию репортёра?
6.
Обобщение. Подведение итогов.
Учитель.
Ребята, вы сегодня примерили на себя профессию репортёра -
непростую, но невероятно интересную. Надеюсь, через несколько лет мы
сможем увидеть кого-то из вас на экранах телевизоров или прочитаем ваш
репортаж в газете. Спасибо за урок!
(Слайд 21)