Автор: Витовская Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ДС" Солнышко"
Населённый пункт: г. Муравленко
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Конструирование детей дошкольного возраста с использованием конструкторов нового поколения соответствует новым ФГОС»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Конструирование детей дошкольного возраста с использованием
конструкторов нового поколения соответствует новым ФГОС»
Витовская Е.Н.
воспитатель высшей категории
Инновационные процессы, идущие в системе образования, требуют
новой организации системы в целом.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и
творческие люди, способные к саморазвитию.
Особое значение в образовательной системе придается дошкольному
воспитанию
и
образованию.
Ведь
именно
в
этот
период
закладываются
фундаментальные компоненты формирования личности ребенка.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также
творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят
сегодня перед педагогом. Эта непростая задача, в первую очередь, требует
создания особых условий обучения.
Главным
условием
всестороннего
развития
является
познание
окружающего
мира
детьми
при
помощи
создания
3D
моделей
из
конструкторов
нового
поколения,
которые
обеспечивают
сложность
и
многомерность
конструктивной
идеи.
Трехмерная
конструкция
полнее
раскрывает предмет или иной другой объект
окружающего мира, когда в
результате конструирования ребенок, принимая участие в ее создании, может
рассмотреть
ее
со
всех
сторон,
ощутить,
потрогать
и
при
желании
модифицировать.
Визуализация 3D конструкций – это пространственная система познания
окружающего мира.
LEGO
–
одна
из
самых
известных
и
распространенных
ныне
педагогических
систем,
широко
использующая
трех
мерные
модели
реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Наборы LEGO зарекомендовали себя во всем мире как образовательные
продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности,
эстетики,
прочности
и
долговечности.
В
силу
своей
педагогической
универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными
пособиями и развивающими игрушками. Причем этот конструктор побуждает
работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка.
Перспективность применения LEGO
обуславливается
ее
высокими
образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими
и эстетическими характеристиками, использование в различных игровых и
учебных зонах.
Конструирование
нового
поколения
предназначено
для
того,
чтобы
положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире
техники,
устройстве
конструкций,
механизмов
и
машин,
их
месте
в
окружающем мире, творческих способностей. Реализация данной программы
позволяет
стимулировать
интерес
и
любознательность,
развивать
способности
к
решению
проблемных
ситуаций
–
умению
исследовать
проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать
решения
и
реализовывать
их,
расширять
технический,
математический
словари ребенка.
Особенности организации непосредственно образовательной
деятельности
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) организуется с
учетом
федеральных
государственных
требований,
в
которых
устанавливается время работы с детьми.
Продолжительность
занятий
соответствует
нормам
САНПИН
для
определенного возраста детей
II младшая группа -10-15 мин.
Средняя группа -15 – 20 мин.
Старшая группа -20-25 мин.
Подготовительная к школе группа -25-30 мин.
В зависимости от возрастного периода количество детей составляет от 5 до
12 человек в одной группе
Учитывая возрастные особенности детей, занятие состоит из трех частей:
Первая часть занятий (5-10 мин.) – упражнения на развитие логического
мышления (пальчиковая гимнастика ).
Вторая – теоретическая.
Третья – конструктивная..
При организации подобной деятельности с детьми необходимо учитывать
этапы развития конструктивной деятельности. Как правило, выделяют два
этапа, которым относятся:
1
. Подготовительный,
включающий
стадии
м а н и п ул и р о ва н и я ,
идентификации и конструктивного экспериментирования.
2 . Творческого
конструирования,
состоящий
из
стадий
элементарного
моделирования, подражания и копирования, свободного конструирования и
конструктивного фантазирования.
Возрастное деление не является статичным.
Рамки
возраста
не
всегда
определяют
"потолок"
развития
способностей детей. Овладение багажом знаний и умений ребенком проходит
индивидуально. Освоив программное содержание
одного уровня, ребенок
переходит на следующий уровень. Программа опирается на утверждения
современных педагогов о том, что "способности ребенка развиваются тем
успешнее, чем чаще в своей деятельности он сам добирается до "потолка"
своих возможностей и
постепенно поднимает его все выше и выше" (Б.
Никитин).
Материал для занятий строится так, что требуются знания практически
из всех видов деятельности от окружающего мира до математики.
Разнообразие
конструкторов LEGO позволяет заниматься
с детьми
разного
возраста
и
по
разным
направлениям
(конструирование,
программирование,
моделирование
и
изучение
физических
процессов
и
явлений).
Конструирование
особое
значение
имеет
для
совершенствования
остроты зрения, точности восприятия, тактильных качеств, развитие мелкой
мускулатуры
кистей
рук,
восприятие
формы
и
размеров
объекта,
пространства.
Дети в дошкольном возрасте овладевают умениями соизмерять ширину,
длину и высоту предметов; начинают решать конструктивные
задачи «на
глаз»;
развивают
образное,
пространственное
мышление;
учатся
представлять
предметы
в
различных
пространственных
положениях,
мысленно менять их взаимное расположение.
Особое внимание уделяется развитию логического, пространственного
проектного мышления.
Р е а л и з а ц и я
д а н н о й
д е я т е л ь н о с т и ,
п ом о г а е т
р а з в и т и ю
коммуникативных навыков дошкольников за счет активного взаимодействия.
Дети в ходе групповой и проектной деятельности, когда работают в паре,
развивают диалогическую и монологическую речь, расширяют словарный
запас.
Виды организации непосредственно организованной деятельности:
-По образцу;
-По условию;
-По инструкции;
-По замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно
построить.
Конструирование по инструкции – к конструктору прилагается готовая
инструкция-схема, для сборки модели.
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только
условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для
собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-
либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит
его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип
конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
В старшем дошкольном возрасте добавляется конструирование части
объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по
собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и
картинкам.
Дети, выполняя задания, испытывают собранные модели и
анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют
самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом.
Самостоятельная работа выполняется в конце каждой темы ,
в форме проектной деятельности:
-индивидуальной,
-парной
-групповой.
Воспитательный аспект образовательной деятельности .
Приоритетными направлениями в воспитательной работе программы
являются:
Общее представление об отношениях людей в более широком
социуме: врач - пациент, продавец - покупатель, милиционер -
нарушитель. Первичные навыки поведения в общественных местах. Понятие
об учреждениях социально-бытового назначения: больница, почта,
магазин, милиция, пожарная служба.
Представление о профессиях, связанных с этими учреждениями.
Ознакомление с транспортными средствами (легковой автомобиль,
грузовик, фургон, автобус, поезд, корабль, катер, самолет, вертолет).
Знакомство с трудом шофера, машиниста, строителя, моряка, летчика.
Понятие о первичном оценивании своих поступков и окружающих.
Использование навыков вежливого, доброжелательного поведения в
общественных местах и при организации игры. Овладение навыками
совместной работы. Представление о личности и ее потребностях, понимание
потребностей и чувств окружающих.
Въезд и вход, состояние природы - соответствующее изменение
поведения людей и животных и др.).
Оборудование и оснащение кабинета
В комплект оборудования программы входят определенные наборы
конструктора LEGO. Количество наборов должно совпадать с количеством
занимающихся детей плюс демонстрационный комплект на каждую тему.
Общая наполняемость группы не должна превышать 10-12 человек.
Каждый ребенок должен иметь место для деятельности, соответствующее
теме занятия. Для демонстрационного и дополнительного материала также
должно быть отведено соответствующее место. Раздаточный материал
(помимо необходимых индивидуальных наборов) должен быть в
достаточном количестве и в соответствующем исполнении. Каждый ребенок
должен получать своевременную и понятную с учетом возраста
консультацию педагога в организации конструктивной деятельности.
Педагог должен владеть в совершенстве материалом, как в конструктивном,
так и в тематическом плане.
Формы и методы проведения непосредственно образовательной
деятельности.
Организационная структура образовательной деятельности
-групповая,
- подгрупповая,
- индивидуальная
предоставляет
детям
возможность
для
самореализации,
исходя
из
представления, что учение особо успешно, когда ребёнок вовлечён в процесс
создания значимого и осмысленного продукта – небоскреб, машины, робота,
представляющего интерес для самого ребёнка. Последовательность занятий
построена
таким
образом,
что
ребенок
оказывается
постоянно
перед
выбором, поиском, самостоятельным принятием решения.
Разнообразная деятельность ребёнка в процессе «игры – исследования»,
удовлетворяет
присущую
ему
любознательность.
Для
формирования
творческой личности в процессе обучения используются
методы:
-Объяснительно
-
иллюстративный
(рассказ,
объяснение,
демонстрация и т.д.)
-Репродуктивный (воспроизводящий)
-Проблемно
–
поисковый
или
эвристический
(проблемное
изложение, частично-поисковое, исследовательское)
Важным
принципом
деятельности
педагога
является
регулирование
соотношения между применением методов на начало и на конец учебного
года:
проблемно - поисковому методу отдается большее предпочтение в
начале учебного года, а в конце учебного года перед детьми чаще ставятся
проблемные задачи, что служит развитию творческих способностей ребёнка.
Это
касается
и
предмета
деятельности
(выбор
элементов
конструктора, ориентиров в построении), и способа получения информации
(помощь педагога, схема, готовый образец, замысел), и глубины игрового и
социального погружения.
В
непосредственно
образовательной
деятельности
возможно
и
непосредственное
взаимодействие
с
другими
видами
деятельности,
(обучение математики
, рисованию,
наблюдение за окружающим миром;
игры развивающие познавательные процессы др.).
Каждая тема
должна иметь
завершение: коллективная работа, проектная
деятельность,
постройки,
представленные
на
мини-выставке.
В
ходе
изучения курса воспитанникам предлагается участие в LEGO-праздниках,
LEGO-выставках, конкурсах, -экскурсиях и т.д.
Планируемые результаты освоения материала
-Знание основных принципов сборки модели;
-Умение классифицировать материал для создания модели;
-Умения работать по предложенным инструкциям;
-Умения творчески подходить к решению задачи;
-Умения довести решение задачи до работающей модели;
-Умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
-Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности.
Методика организации занятий на подготовительном уровне (на основе
конструкторов DUPLO: «Креативный строитель», «Детская площадка»,
«Строительные машины» и др.)
Главные
особенности
этого
уровня
заключаются
в
том,
что
конструктивная
сторона
является
основополагающей,
но
немаловажное
значение имеет и другая направленность - тематическая. В деятельности
детей
это
выражается
в
том,
что
строительная
игра
является
непосредственной
частью
сюжетно-ролевой
игры,
что
открывает
перед
педагогом возможность воздействия на развитие творческих способностей
детей.
В конструктивном направлении происходит:
-формирование навыков мыслительной деятельности,
-совершенствуется уровень сенсорной культуры,
-продолжается
развитие
мелкой
моторики
рук
и
двигательных
функций, что стимулирует общее речевое развитие и развитие мышления,
Данные
процессы
способствуют
формированию
собственно
конструктивных навыков и пространственной ориентации, где начинается
перевод
мыслительных
процессов
в
область
условно-схематической
деятельности с элементами моделирования.
Кроме конструктивной направленности - глубокое развитие получает
тематическая:
- развитие
речи
-
предполагает
создание
в
игровых
ситуациях
полноценного
игрового
диалога.
В
этом
случае
наряду
с
активным
пополнением словаря, с освоением орфоэпических и грамматических норм
формируются
умения
строить рассказ по образцу
и самостоятельно,
использовать развернутые образы воображения в конструировании модели.
- познание
мира
и
наблюдение
за
окружающими
явлениями,
предметами - предполагает выход на первый план социализации игры.
Ребенок – ученик по своей природе, от рождения наделенный потребностью
и способностью расти, развиваться, исследовать и изучать окружающий мир,
знакомится с целым рядом
реальных социальных отношений в семье и
обществе.
К
познанию
определенных
норм
поведения
в
обществе
и
особенностей этикета приводит работа педагога в еще одном направлении -
моделировании этики реальных общественных отношений.
- игровая деятельность. Дети лучше всего учатся в процессе игры,
игровая деятельность позволяет обеспечивать внимание ко всем аспектам
развития
ребенка.
Именно
на
этом
уровне
происходит
совмещение
индивидуальной игры с коллективной по единому
игровому
замыслу.
Дальнейшее
совершенствование получает ролевое поведение, творческое
комбинирование событий для создания сюжета.
В результате использования технологии сотрудничества детей между
собой
и
с
взрослым,
наиболее
эффективно
решаются
задачи
развития
познавательной
активности
ребенка,
формирования
навыков
самостоятельности
в
решении
конструктивных
и
игровых задач,
обогащается
социальный
опыт
ребенка
при
моделировании
различных
сюжетных
ситуаций,
наконец,
осуществляется
право
ребенка на
свободный выбор деятельности и самостоятельный поиск.
Для
ребенка
принадлежность
к
некоторой
группе
автоматически
означает, что он должен как-то взаимодействовать с остальными членами
группы.
Игровая
среда
помогает
детям
развивать
социальные
навыки,
например,
умение
моделировать
поведение
других
людей,
учиться
действовать по очереди или делиться с окружающими, материалом, знаниями
и тд.
Выбирая объект постройки помимо группы, дети могут делиться на
пары, разрабатывая замысел, выполняют его. Затем, объединяясь с другими
парами, выстраивают
общую
сюжетную
линию, воплощают сюжетный
замысел. Роль взрослого заключается в организации взаимодействия пар
внутри и между собой, а также в оказании индивидуальной помощи при
конструировании.