Напоминание

«Конструирование детей дошкольного возраста с использованием конструкторов нового поколения соответствует новым ФГОС»


Автор: Витовская Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ДС" Солнышко"
Населённый пункт: г. Муравленко
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Конструирование детей дошкольного возраста с использованием конструкторов нового поколения соответствует новым ФГОС»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

«Конструирование детей дошкольного возраста с использованием

конструкторов нового поколения соответствует новым ФГОС»

Витовская Е.Н.

воспитатель высшей категории

Инновационные процессы, идущие в системе образования, требуют

новой организации системы в целом.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и

творческие люди, способные к саморазвитию.

Особое значение в образовательной системе придается дошкольному

воспитанию

и

образованию.

Ведь

именно

в

этот

период

закладываются

фундаментальные компоненты формирования личности ребенка.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также

творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят

сегодня перед педагогом. Эта непростая задача, в первую очередь, требует

создания особых условий обучения.

Главным

условием

всестороннего

развития

является

познание

окружающего

мира

детьми

при

помощи

создания

3D

моделей

из

конструкторов

нового

поколения,

которые

обеспечивают

сложность

и

многомерность

конструктивной

идеи.

Трехмерная

конструкция

полнее

раскрывает предмет или иной другой объект

окружающего мира, когда в

результате конструирования ребенок, принимая участие в ее создании, может

рассмотреть

ее

со

всех

сторон,

ощутить,

потрогать

и

при

желании

модифицировать.

Визуализация 3D конструкций – это пространственная система познания

окружающего мира.

LEGO

одна

из

самых

известных

и

распространенных

ныне

педагогических

систем,

широко

использующая

трех

мерные

модели

реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Наборы LEGO зарекомендовали себя во всем мире как образовательные

продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности,

эстетики,

прочности

и

долговечности.

В

силу

своей

педагогической

универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными

пособиями и развивающими игрушками. Причем этот конструктор побуждает

работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка.

Перспективность применения LEGO

обуславливается

ее

высокими

образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими

и эстетическими характеристиками, использование в различных игровых и

учебных зонах.

Конструирование

нового

поколения

предназначено

для

того,

чтобы

положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире

техники,

устройстве

конструкций,

механизмов

и

машин,

их

месте

в

окружающем мире, творческих способностей. Реализация данной программы

позволяет

стимулировать

интерес

и

любознательность,

развивать

способности

к

решению

проблемных

ситуаций

умению

исследовать

проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать

решения

и

реализовывать

их,

расширять

технический,

математический

словари ребенка.

Особенности организации непосредственно образовательной

деятельности

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) организуется с

учетом

федеральных

государственных

требований,

в

которых

устанавливается время работы с детьми.

Продолжительность

занятий

соответствует

нормам

САНПИН

для

определенного возраста детей

II младшая группа -10-15 мин.

Средняя группа -15 – 20 мин.

Старшая группа -20-25 мин.

Подготовительная к школе группа -25-30 мин.

В зависимости от возрастного периода количество детей составляет от 5 до

12 человек в одной группе

Учитывая возрастные особенности детей, занятие состоит из трех частей:

Первая часть занятий (5-10 мин.) – упражнения на развитие логического

мышления (пальчиковая гимнастика ).

Вторая – теоретическая.

Третья – конструктивная..

При организации подобной деятельности с детьми необходимо учитывать

этапы развития конструктивной деятельности. Как правило, выделяют два

этапа, которым относятся:

1

. Подготовительный,

включающий

стадии

м а н и п ул и р о ва н и я ,

идентификации и конструктивного экспериментирования.

2 . Творческого

конструирования,

состоящий

из

стадий

элементарного

моделирования, подражания и копирования, свободного конструирования и

конструктивного фантазирования.

Возрастное деление не является статичным.

Рамки

возраста

не

всегда

определяют

"потолок"

развития

способностей детей. Овладение багажом знаний и умений ребенком проходит

индивидуально. Освоив программное содержание

одного уровня, ребенок

переходит на следующий уровень. Программа опирается на утверждения

современных педагогов о том, что "способности ребенка развиваются тем

успешнее, чем чаще в своей деятельности он сам добирается до "потолка"

своих возможностей и

постепенно поднимает его все выше и выше" (Б.

Никитин).

Материал для занятий строится так, что требуются знания практически

из всех видов деятельности от окружающего мира до математики.

Разнообразие

конструкторов LEGO позволяет заниматься

с детьми

разного

возраста

и

по

разным

направлениям

(конструирование,

программирование,

моделирование

и

изучение

физических

процессов

и

явлений).

Конструирование

особое

значение

имеет

для

совершенствования

остроты зрения, точности восприятия, тактильных качеств, развитие мелкой

мускулатуры

кистей

рук,

восприятие

формы

и

размеров

объекта,

пространства.

Дети в дошкольном возрасте овладевают умениями соизмерять ширину,

длину и высоту предметов; начинают решать конструктивные

задачи «на

глаз»;

развивают

образное,

пространственное

мышление;

учатся

представлять

предметы

в

различных

пространственных

положениях,

мысленно менять их взаимное расположение.

Особое внимание уделяется развитию логического, пространственного

проектного мышления.

Р е а л и з а ц и я

д а н н о й

д е я т е л ь н о с т и ,

п ом о г а е т

р а з в и т и ю

коммуникативных навыков дошкольников за счет активного взаимодействия.

Дети в ходе групповой и проектной деятельности, когда работают в паре,

развивают диалогическую и монологическую речь, расширяют словарный

запас.

Виды организации непосредственно организованной деятельности:

-По образцу;

-По условию;

-По инструкции;

-По замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно

построить.

Конструирование по инструкции – к конструктору прилагается готовая

инструкция-схема, для сборки модели.

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только

условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для

собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-

либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит

его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип

конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

В старшем дошкольном возрасте добавляется конструирование части

объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по

собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и

картинкам.

Дети, выполняя задания, испытывают собранные модели и

анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют

самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом.

Самостоятельная работа выполняется в конце каждой темы ,

в форме проектной деятельности:

-индивидуальной,

-парной

-групповой.

Воспитательный аспект образовательной деятельности .

Приоритетными направлениями в воспитательной работе программы

являются:

Общее представление об отношениях людей в более широком

социуме: врач - пациент, продавец - покупатель, милиционер -

нарушитель. Первичные навыки поведения в общественных местах. Понятие

об учреждениях социально-бытового назначения: больница, почта,

магазин, милиция, пожарная служба.

Представление о профессиях, связанных с этими учреждениями.

Ознакомление с транспортными средствами (легковой автомобиль,

грузовик, фургон, автобус, поезд, корабль, катер, самолет, вертолет).

Знакомство с трудом шофера, машиниста, строителя, моряка, летчика.

Понятие о первичном оценивании своих поступков и окружающих.

Использование навыков вежливого, доброжелательного поведения в

общественных местах и при организации игры. Овладение навыками

совместной работы. Представление о личности и ее потребностях, понимание

потребностей и чувств окружающих.

Въезд и вход, состояние природы - соответствующее изменение

поведения людей и животных и др.).

Оборудование и оснащение кабинета

В комплект оборудования программы входят определенные наборы

конструктора LEGO. Количество наборов должно совпадать с количеством

занимающихся детей плюс демонстрационный комплект на каждую тему.

Общая наполняемость группы не должна превышать 10-12 человек.

Каждый ребенок должен иметь место для деятельности, соответствующее

теме занятия. Для демонстрационного и дополнительного материала также

должно быть отведено соответствующее место. Раздаточный материал

(помимо необходимых индивидуальных наборов) должен быть в

достаточном количестве и в соответствующем исполнении. Каждый ребенок

должен получать своевременную и понятную с учетом возраста

консультацию педагога в организации конструктивной деятельности.

Педагог должен владеть в совершенстве материалом, как в конструктивном,

так и в тематическом плане.

Формы и методы проведения непосредственно образовательной

деятельности.

Организационная структура образовательной деятельности

-групповая,

- подгрупповая,

- индивидуальная

предоставляет

детям

возможность

для

самореализации,

исходя

из

представления, что учение особо успешно, когда ребёнок вовлечён в процесс

создания значимого и осмысленного продукта – небоскреб, машины, робота,

представляющего интерес для самого ребёнка. Последовательность занятий

построена

таким

образом,

что

ребенок

оказывается

постоянно

перед

выбором, поиском, самостоятельным принятием решения.

Разнообразная деятельность ребёнка в процессе «игры – исследования»,

удовлетворяет

присущую

ему

любознательность.

Для

формирования

творческой личности в процессе обучения используются

методы:

-Объяснительно

-

иллюстративный

(рассказ,

объяснение,

демонстрация и т.д.)

-Репродуктивный (воспроизводящий)

-Проблемно

поисковый

или

эвристический

(проблемное

изложение, частично-поисковое, исследовательское)

Важным

принципом

деятельности

педагога

является

регулирование

соотношения между применением методов на начало и на конец учебного

года:

проблемно - поисковому методу отдается большее предпочтение в

начале учебного года, а в конце учебного года перед детьми чаще ставятся

проблемные задачи, что служит развитию творческих способностей ребёнка.

Это

касается

и

предмета

деятельности

(выбор

элементов

конструктора, ориентиров в построении), и способа получения информации

(помощь педагога, схема, готовый образец, замысел), и глубины игрового и

социального погружения.

В

непосредственно

образовательной

деятельности

возможно

и

непосредственное

взаимодействие

с

другими

видами

деятельности,

(обучение математики

, рисованию,

наблюдение за окружающим миром;

игры развивающие познавательные процессы др.).

Каждая тема

должна иметь

завершение: коллективная работа, проектная

деятельность,

постройки,

представленные

на

мини-выставке.

В

ходе

изучения курса воспитанникам предлагается участие в LEGO-праздниках,

LEGO-выставках, конкурсах, -экскурсиях и т.д.

Планируемые результаты освоения материала

-Знание основных принципов сборки модели;

-Умение классифицировать материал для создания модели;

-Умения работать по предложенным инструкциям;

-Умения творчески подходить к решению задачи;

-Умения довести решение задачи до работающей модели;

-Умения излагать мысли в четкой логической последовательности,

отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно

находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

-Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять

обязанности.

Методика организации занятий на подготовительном уровне (на основе

конструкторов DUPLO: «Креативный строитель», «Детская площадка»,

«Строительные машины» и др.)

Главные

особенности

этого

уровня

заключаются

в

том,

что

конструктивная

сторона

является

основополагающей,

но

немаловажное

значение имеет и другая направленность - тематическая. В деятельности

детей

это

выражается

в

том,

что

строительная

игра

является

непосредственной

частью

сюжетно-ролевой

игры,

что

открывает

перед

педагогом возможность воздействия на развитие творческих способностей

детей.

В конструктивном направлении происходит:

-формирование навыков мыслительной деятельности,

-совершенствуется уровень сенсорной культуры,

-продолжается

развитие

мелкой

моторики

рук

и

двигательных

функций, что стимулирует общее речевое развитие и развитие мышления,

Данные

процессы

способствуют

формированию

собственно

конструктивных навыков и пространственной ориентации, где начинается

перевод

мыслительных

процессов

в

область

условно-схематической

деятельности с элементами моделирования.

Кроме конструктивной направленности - глубокое развитие получает

тематическая:

- развитие

речи

-

предполагает

создание

в

игровых

ситуациях

полноценного

игрового

диалога.

В

этом

случае

наряду

с

активным

пополнением словаря, с освоением орфоэпических и грамматических норм

формируются

умения

строить рассказ по образцу

и самостоятельно,

использовать развернутые образы воображения в конструировании модели.

- познание

мира

и

наблюдение

за

окружающими

явлениями,

предметами - предполагает выход на первый план социализации игры.

Ребенок – ученик по своей природе, от рождения наделенный потребностью

и способностью расти, развиваться, исследовать и изучать окружающий мир,

знакомится с целым рядом

реальных социальных отношений в семье и

обществе.

К

познанию

определенных

норм

поведения

в

обществе

и

особенностей этикета приводит работа педагога в еще одном направлении -

моделировании этики реальных общественных отношений.

- игровая деятельность. Дети лучше всего учатся в процессе игры,

игровая деятельность позволяет обеспечивать внимание ко всем аспектам

развития

ребенка.

Именно

на

этом

уровне

происходит

совмещение

индивидуальной игры с коллективной по единому

игровому

замыслу.

Дальнейшее

совершенствование получает ролевое поведение, творческое

комбинирование событий для создания сюжета.

В результате использования технологии сотрудничества детей между

собой

и

с

взрослым,

наиболее

эффективно

решаются

задачи

развития

познавательной

активности

ребенка,

формирования

навыков

самостоятельности

в

решении

конструктивных

и

игровых задач,

обогащается

социальный

опыт

ребенка

при

моделировании

различных

сюжетных

ситуаций,

наконец,

осуществляется

право

ребенка на

свободный выбор деятельности и самостоятельный поиск.

Для

ребенка

принадлежность

к

некоторой

группе

автоматически

означает, что он должен как-то взаимодействовать с остальными членами

группы.

Игровая

среда

помогает

детям

развивать

социальные

навыки,

например,

умение

моделировать

поведение

других

людей,

учиться

действовать по очереди или делиться с окружающими, материалом, знаниями

и тд.

Выбирая объект постройки помимо группы, дети могут делиться на

пары, разрабатывая замысел, выполняют его. Затем, объединяясь с другими

парами, выстраивают

общую

сюжетную

линию, воплощают сюжетный

замысел. Роль взрослого заключается в организации взаимодействия пар

внутри и между собой, а также в оказании индивидуальной помощи при

конструировании.



В раздел образования