Автор: Ковшова Олеся Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №6 "Мишутка"
Населённый пункт: город Почеп Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста "Кристальное чудо"
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-исследовательский проект для старшего
дошкольного возраста "Кристальное чудо"
выполнила: старший воспитатель 1 квалификационной категории Ковшова О.А.
Тип проекта:
Краткосрочный; исследовательский.
Продолжительность:
1 неделя.
Участники:
Воспитатель и воспитанники подготовительной к школе группе.
Цели работы:
Узнать, что такое кристаллы соли; провести опыты с солью для того, чтобы узнать
свойства соли; научиться выращивать кристаллы соли в домашних условиях; попробовать
сделать цветную соль своими руками.
Задачи исследования:
- узнать о свойствах растворения соли в воде;
- определить, какая соль на ощупь;
- исследовать кристаллы соли через лупу, микроскоп;
- познакомиться со способом выращивания кристаллов;
- узнать о свойствах солёной воды.
Гипотезы:
Кристалл – это лёд; похож на снежинку.
Это камень. Он всегда есть в земле.
Самим его сделать нельзя.
Методы исследования:
Наблюдение, эксперимент, беседа.
Материалы для проведения экспериментов:
. лабораторная посуда;
. лупы;
. микроскоп;
. шерстяная нитка;
. ложки;
. свечка;
. вещество для исследования - соль;
. вода (горячая и холодная);
. стаканы пластиковые;
. яйца (для опыта).
Актуальность проекта:
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не
споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть чудеса
окружающей нас природы. Во время организации утреннего приема в детском саду, дети
спросили у воспитателя «Почему дворник посыпает снег солью? Почему он тает после
этого». Мы уже знали, что соль имеет вкус, имеет цвет, не имеет запаха. Я сказала детям,
что соль не топит снег, а разрушает кристаллы, из которых соль состоит. Эта информация
очень заинтересовала детей. Дети стали задавать вопросы, что такое кристаллы, как они
образуются, где находятся?
Так и родилась тема исследования: «Кристаллы соли»
Кристалл — это твердое состояние вещества. В природе существует множество
кристаллов, некоторые бывают очень необычные и завораживающие. Восхищают своей
формой и цветом (фотоальбом 1 «Кристальное чудо»).
Но не все кристаллы редки и красивы. Многие из самых обычных веществ вокруг
нас представляют собой кристаллы. Обычная соль – это тоже кристаллы.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
1.Подбор и изучение воспитателем материала о кристаллах и соли: энциклопедии,
Интернет-ресурсы, вопросы к взрослым, иллюстрации, медиа материалы.
2.Опросы взрослых – «Что такое кристаллы?»; «Откуда они берутся?».
2 этап. Опытно – экспериментальный.
Тематическое планирование в рамках проекта
№
п/п
мероприятия
цель
1.
Беседа 1 «Что такое кристаллы?»
Познакомить с понятием
«кристалл»; подвести к понятию
«кристаллы соли».
2.
Беседа 2 «Вред и польза соли для
человека»
Познакомить с полезными
свойствами соли для жизни
человека
3.
Опыт 1 «Соль на ощупь»
Познакомить с кристаллами
соли; подвести к выводу, что на
ощупь соль разная – крупная и
мелкая.
4.
Опыт 2 «Рассматривание кристаллов
соли через лупу и микроскоп»
Показать детям, что соль имеет
разный размер и форму, но при
этом каждый кристаллик
гладкий и имеет форму.
5.
Опыт 3 «Растворимость соли»
Познакомить ребят со свойством
соли растворяться в воде: в
горячей воде соль растворяется
быстрее, чем в холодной.
6.
Опыт 4 «Соль и лёд»
Познакомить со свойством
кристаллов соли растворять
кристаллы льда.
7.
Опыт 5 «Выпаривание соли»
Познакомить ребят с понятием
«солевой раствор»; провести
выпаривание соли и подвести к
выводу, что кристаллы соли не
испаряются при нагревании, а
остаются на стенках
нагреваемого предмета (ложки).
8.
Фокус «Волшебное яйцо»
Показать фокус, в котором
показывается свойство солёной
воды: в пресной воде яйцо тонет,
в солёной – нет. Объяснить в чём
заключается фокус.
9.
Мастер – класс «Цветная соль»
Под контролем воспитателя
создать мастер-класс по
изготовлению цветной соли.
10.
Опыт 6 «Выращивание кристаллов
соли»
Попробовать вместе с детьми
вырастить кристаллы соли из
солевого раствора.
Опыт 1. «Соль на ощупь»
Мы взяли мелкую «Экстра», крупную «Поваренная», морскую соль и проверили на
ощупь.
Вывод: соль на ощупь разная (мелкие и крупные кристаллы).
Опыт 2. «Рассматривание кристаллов соли через лупу и микроскоп»
Рассмотрев через лупу и микроскоп кристаллики поваренной соли, мы увидели, что
у
них
ровные,
будто
срезанные
грани.
Кристаллы
соли
похожи
на
кирпичики.
Цвет
прозрачно-белый.
Вывод: Каждая крупинка соли - это правильный кубик, с гладкими гранями.
Опыт 3. «Растворимость соли»
По
столовой
ложке
соли
положили
в
стаканы
с
теплой
и
холодной
водой.
Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяются быстрее. Таким образом,
дети сделали вывод:
- в теплой воде кристаллы соли растворяются быстрее, чем в холодной.
- кристаллы имеют свойство растворяться и получаются из этого
растворы.
В ы вод : кристаллы
растворяются
по-
разному. Например: В
холодной
воде
кристаллы соли растворяются медленнее, а в горячей быстрее.
Опыт 4. «Соль и лёд»
Посыпали кубики льда солью и через некоторое время увидели, что там, где лёд
посыпали солью, лёд стал таять, если посмотреть на этот процесс под лупой, можно
увидеть, что лёд «рушится» - ломаются и исчезают льдинки.
Вывод: соль разрушает кристаллы льда, лёд тает. Таким же образом будет таять и
снег.
Опыт 5. «Выпаривание соли»
Мы
растворили
поваренную
соль
в
воде.
Налили
соляной
раствор
в
ложку.
Поместили ложку над свечкой (делает воспитатель) и нагревали до тех пор, пока вся вода
не испарилась, на дне ложки осталась сухая соль в виде кристаллов.
Вывод:
при
нагревании
соляного
раствора
вода
испаряется,
а
кристаллы
соли
остаются на дне и стенках ложки.
Опыт 6. «Выращивание кристаллов»
Мы поместили чёрную нитку в солевой раствор и поставили в тёплое место для того,
чтобы испарялась вода. Стали наблюдать, когда на нитке вырастут кристаллы соли.
Вывод: кристаллы можно вырастить самим из специального солевого раствора.
Взаимодействие с родителями
Помощь родителей в поиске информации о кристаллах и о соли. С их помощью мы
создали три сборника:
«Сказки о кристаллах и о соли»;
«Такая разная соль»;
«Волшебный мир кристаллов» (фото).
ВЫВОД:
Таким образом, мы узнали:
Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и
определенное количество граней;
Соль разрушает кристаллы снега и льда, снег и лёд тает;
Соль на ощупь разная (крупная, мелкая);
При
нагревании
соляного
раствора
вода
испаряется,
а
кристаллы
соли
остаются на дне нагреваемого предмета.
Соль это тоже кристаллы;
Кристаллы
бывают
разной
формы
и
разного
размера,
разных
цветов,
в
большинстве своём прозрачны;
Кристаллы окружают нас повсюду;
Кристаллы можно вырастить самим;
Кристаллы растворяются по-разному (зависит от температуры жидкости).
1.
Для изготовления цветной соли нам понадобится:
Соль (любая белая)
Вода
гуашь
Стаканы (для разведения красок)
Палочки или ложки для перемешивания красок.
2.
Разводим в отдельных стаканах гуашь, мы взяли три цвета: красный, жёлтый и
синий. Раствор с краской должен быть очень насыщенного цвета, поэтому гуаши
кладём щедро, не жалея.
3.
В чаши с сухой солью выливаем раствор с красками. Раствора должно быть
столько, чтобы прокрасилась вся соль и при этом не растворилась в воде, т.е.
раствора с краской должно быть как можно меньше. Тщательно перемешиваем
соль, чтобы она равномерно прокрасилась.
4.
Выкладываем на открытой поверхности и оставляем до полного высыхания.
Лучше будет, если соль сразу просушить в духовом шкафу.
Всё, соль готова для украшения декора или для использования с детьми в рамках
исследовательской деятельности.