Напоминание

познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста "Кристальное чудо"


Автор: Ковшова Олеся Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №6 "Мишутка"
Населённый пункт: город Почеп Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста "Кристальное чудо"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательно-исследовательский проект для старшего

дошкольного возраста "Кристальное чудо"

выполнила: старший воспитатель 1 квалификационной категории Ковшова О.А.

Тип проекта:

Краткосрочный; исследовательский.

Продолжительность:

1 неделя.

Участники:

Воспитатель и воспитанники подготовительной к школе группе.

Цели работы:

Узнать, что такое кристаллы соли; провести опыты с солью для того, чтобы узнать

свойства соли; научиться выращивать кристаллы соли в домашних условиях; попробовать

сделать цветную соль своими руками.

Задачи исследования:

- узнать о свойствах растворения соли в воде;

- определить, какая соль на ощупь;

- исследовать кристаллы соли через лупу, микроскоп;

- познакомиться со способом выращивания кристаллов;

- узнать о свойствах солёной воды.

Гипотезы:

Кристалл – это лёд; похож на снежинку.

Это камень. Он всегда есть в земле.

Самим его сделать нельзя.

Методы исследования:

Наблюдение, эксперимент, беседа.

Материалы для проведения экспериментов:

. лабораторная посуда;

. лупы;

. микроскоп;

. шерстяная нитка;

. ложки;

. свечка;

. вещество для исследования - соль;

. вода (горячая и холодная);

. стаканы пластиковые;

. яйца (для опыта).

Актуальность проекта:

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не

споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть чудеса

окружающей нас природы. Во время организации утреннего приема в детском саду, дети

спросили у воспитателя «Почему дворник посыпает снег солью? Почему он тает после

этого». Мы уже знали, что соль имеет вкус, имеет цвет, не имеет запаха. Я сказала детям,

что соль не топит снег, а разрушает кристаллы, из которых соль состоит. Эта информация

очень заинтересовала детей. Дети стали задавать вопросы, что такое кристаллы, как они

образуются, где находятся?

Так и родилась тема исследования: «Кристаллы соли»

Кристалл — это твердое состояние вещества. В природе существует множество

кристаллов, некоторые бывают очень необычные и завораживающие. Восхищают своей

формой и цветом (фотоальбом 1 «Кристальное чудо»).

Но не все кристаллы редки и красивы. Многие из самых обычных веществ вокруг

нас представляют собой кристаллы. Обычная соль – это тоже кристаллы.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

1.Подбор и изучение воспитателем материала о кристаллах и соли: энциклопедии,

Интернет-ресурсы, вопросы к взрослым, иллюстрации, медиа материалы.

2.Опросы взрослых – «Что такое кристаллы?»; «Откуда они берутся?».

2 этап. Опытно – экспериментальный.

Тематическое планирование в рамках проекта

п/п

мероприятия

цель

1.

Беседа 1 «Что такое кристаллы?»

Познакомить с понятием

«кристалл»; подвести к понятию

«кристаллы соли».

2.

Беседа 2 «Вред и польза соли для

человека»

Познакомить с полезными

свойствами соли для жизни

человека

3.

Опыт 1 «Соль на ощупь»

Познакомить с кристаллами

соли; подвести к выводу, что на

ощупь соль разная – крупная и

мелкая.

4.

Опыт 2 «Рассматривание кристаллов

соли через лупу и микроскоп»

Показать детям, что соль имеет

разный размер и форму, но при

этом каждый кристаллик

гладкий и имеет форму.

5.

Опыт 3 «Растворимость соли»

Познакомить ребят со свойством

соли растворяться в воде: в

горячей воде соль растворяется

быстрее, чем в холодной.

6.

Опыт 4 «Соль и лёд»

Познакомить со свойством

кристаллов соли растворять

кристаллы льда.

7.

Опыт 5 «Выпаривание соли»

Познакомить ребят с понятием

«солевой раствор»; провести

выпаривание соли и подвести к

выводу, что кристаллы соли не

испаряются при нагревании, а

остаются на стенках

нагреваемого предмета (ложки).

8.

Фокус «Волшебное яйцо»

Показать фокус, в котором

показывается свойство солёной

воды: в пресной воде яйцо тонет,

в солёной – нет. Объяснить в чём

заключается фокус.

9.

Мастер – класс «Цветная соль»

Под контролем воспитателя

создать мастер-класс по

изготовлению цветной соли.

10.

Опыт 6 «Выращивание кристаллов

соли»

Попробовать вместе с детьми

вырастить кристаллы соли из

солевого раствора.

Опыт 1. «Соль на ощупь»

Мы взяли мелкую «Экстра», крупную «Поваренная», морскую соль и проверили на

ощупь.

Вывод: соль на ощупь разная (мелкие и крупные кристаллы).

Опыт 2. «Рассматривание кристаллов соли через лупу и микроскоп»

Рассмотрев через лупу и микроскоп кристаллики поваренной соли, мы увидели, что

у

них

ровные,

будто

срезанные

грани.

Кристаллы

соли

похожи

на

кирпичики.

Цвет

прозрачно-белый.

Вывод: Каждая крупинка соли - это правильный кубик, с гладкими гранями.

Опыт 3. «Растворимость соли»

По

столовой

ложке

соли

положили

в

стаканы

с

теплой

и

холодной

водой.

Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяются быстрее. Таким образом,

дети сделали вывод:

- в теплой воде кристаллы соли растворяются быстрее, чем в холодной.

- кристаллы имеют свойство растворяться и получаются из этого

растворы.

В ы вод : кристаллы

растворяются

по-

разному. Например: В

холодной

воде

кристаллы соли растворяются медленнее, а в горячей быстрее.

Опыт 4. «Соль и лёд»

Посыпали кубики льда солью и через некоторое время увидели, что там, где лёд

посыпали солью, лёд стал таять, если посмотреть на этот процесс под лупой, можно

увидеть, что лёд «рушится» - ломаются и исчезают льдинки.

Вывод: соль разрушает кристаллы льда, лёд тает. Таким же образом будет таять и

снег.

Опыт 5. «Выпаривание соли»

Мы

растворили

поваренную

соль

в

воде.

Налили

соляной

раствор

в

ложку.

Поместили ложку над свечкой (делает воспитатель) и нагревали до тех пор, пока вся вода

не испарилась, на дне ложки осталась сухая соль в виде кристаллов.

Вывод:

при

нагревании

соляного

раствора

вода

испаряется,

а

кристаллы

соли

остаются на дне и стенках ложки.

Опыт 6. «Выращивание кристаллов»

Мы поместили чёрную нитку в солевой раствор и поставили в тёплое место для того,

чтобы испарялась вода. Стали наблюдать, когда на нитке вырастут кристаллы соли.

Вывод: кристаллы можно вырастить самим из специального солевого раствора.

Взаимодействие с родителями

Помощь родителей в поиске информации о кристаллах и о соли. С их помощью мы

создали три сборника:

«Сказки о кристаллах и о соли»;

«Такая разная соль»;

«Волшебный мир кристаллов» (фото).

ВЫВОД:

Таким образом, мы узнали:

Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и

определенное количество граней;

Соль разрушает кристаллы снега и льда, снег и лёд тает;

Соль на ощупь разная (крупная, мелкая);

При

нагревании

соляного

раствора

вода

испаряется,

а

кристаллы

соли

остаются на дне нагреваемого предмета.

Соль это тоже кристаллы;

Кристаллы

бывают

разной

формы

и

разного

размера,

разных

цветов,

в

большинстве своём прозрачны;

Кристаллы окружают нас повсюду;

Кристаллы можно вырастить самим;

Кристаллы растворяются по-разному (зависит от температуры жидкости).

1.

Для изготовления цветной соли нам понадобится:

Соль (любая белая)

Вода

гуашь

Стаканы (для разведения красок)

Палочки или ложки для перемешивания красок.

2.

Разводим в отдельных стаканах гуашь, мы взяли три цвета: красный, жёлтый и

синий. Раствор с краской должен быть очень насыщенного цвета, поэтому гуаши

кладём щедро, не жалея.

3.

В чаши с сухой солью выливаем раствор с красками. Раствора должно быть

столько, чтобы прокрасилась вся соль и при этом не растворилась в воде, т.е.

раствора с краской должно быть как можно меньше. Тщательно перемешиваем

соль, чтобы она равномерно прокрасилась.

4.

Выкладываем на открытой поверхности и оставляем до полного высыхания.

Лучше будет, если соль сразу просушить в духовом шкафу.

Всё, соль готова для украшения декора или для использования с детьми в рамках

исследовательской деятельности.



В раздел образования