Напоминание

"Многогранность творчества татарского народа"


Автор: Старикова Елена Николаевна
Должность: преподаватель-хореографии
Учебное заведение: "Детской школы искусств им.С.Губайдулиной"
Населённый пункт: г.Чистополь, Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Многогранность творчества татарского народа"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Многогранность культуры

татарского

народа

Преподаватель высшей квалификации

«Детской школы искусств им.С.Губайдулиной»

Старикова Елена Николаевна

г.Чистополь РТ

2019г.

Исследования хореографического искусства,являющего составной частью духовной

культуры народа,представляет значительный научный интерес. Материалы по народному

танцу-важный дополнительный источник при исследовании истории, этнографии, истории

культуры, музыки, театра, фольклора и др. Сегодня остановимся на этнической

группе

астраханских татар, которая обладает богатой историей и культурой.

Одна из самых древних,самобытных этнических групп астраханских татар-это юртовские

и карагашские татары. Истоки их восходят к группе ногайцев золотоордынского

происхождения, к периоду возникновения Астраханского ханства.

Кочевой образ жизни способствовал взаимовлиянию и обогащению с культурами тех

народов, с которыми имелись контакты; Среднего Кавказа, Калмыкии,Средневолжскими

татарами-переселенцами. Юртовские и карагашские татары хоть и имеют одно общее

название ногайские татары однако сильно отличаются друг от друга. И различия эти не

только в укладе жизни и быта, но и языковом диалекте и традиционной одежде. Танцы

Астраханских татар на протяжении веков впитывали и нормы поведения бытовой культуры,

и не смотря на запрет и предрассудки, народ сохранил самобытную хореографическую

культуру, в которой появляются особенности быта,традиции,национальный характер, черты

жизненного уклада.

Исследование танцевального фольклора Астраханских татар

показывают, что на продяжении многих веков , бережно передавая из поколения в

поколение, народ создавал самобытное хореографическое искусство. До нас дошли

обрядовые , свадебные и игровые танцы астраханских татар. Танцы не разрывно связаны с

обычаями и обрядами. Ярким воплощением обрядовой культуры являются свадебные

танцы - «Ак шатыр», «Кияусый»; игровые танцы - «Кичке уен», «Куалашпак», а в

танцевальном движении «Щугаляп»отражается быт астрханского народа. Тяжелый костюм

астраханских татар не позволял скачущих движений, торжественность и степенность

ограниченно сочетаются с богатством и роскашью материалов и украшении. Духовная

культура астраханских татар насыщена народной мудростью, юмором.

Своеобразие танцевальной культуры астраханских татар заключается в органичном

сочетании собсвенно юртовских,кундровских татар и карагашских нугаев и каждый со своим

языковым диалектом и танцевальной лексикой. Хореография , как и любой вид искусства

прдставляет собой сложное сочетание древних архаических форм и более поздних

наслоений.

До Великой Октябрьской

социалистической революции народный танец, как и

игра на музыкальных инструментах, были под запретом мусульманского духовенства. Но не

смотряна преследования, запреты, трудовой народ любил и сохранял свои песни, пляски,

искал вних отдых и отраду после тяжелой

работы. Количество народных танцев у

татар было невелико ныне таких танцев —

десятки. В результате длительной и

активной творческойработы фольклерных экспедиций удалось записать более ста новых

танцев.

Летом 1931 года по инециативе Совнаркома ТАССР для работы в районах Татарии выехала

первая фольклорная экспедиция в составе шести человек. В эту группу входил хореограф

Гай Тагиров. Задачи экспедиции состояли в сборе материалов: музыкального , вокального

и хореографического творчества народа. Так впервые Гай Тагиров в составе научной

экспедиции начал изучение хореографического фольклора республики, который и лег в

дальнейшем в основу всей его творческой деятельности как практика и теоретика татарской

хореографии. Еще в 1926-27 годах будучи учащимся Татарского техникума искусств Гай

Тагиров начинает интересоваться народными танцами.

Сюжетный татарский танец появился несколько позже, хотя элементы сюжетности уже

начались в некоторых хореографических номерах музыкально драматических спектаклей с

музыкой Салиха Сайдашева и хореографией Гая Тагирова. В целом это были добротные

бессюжетные танцы, часто впрямую связанные с фольклором. Спектакли с музыкальным

уклоном готовили почву и для возникновения Татарского государственного театра оперы и

балета.

В конце 1933 года Гай Тагиров уезжает в Москву на учебу в хореографическое училище

при Большом театре Союза ССР. По возвращению из Москвы 1938 году назначается

главным балетмейстером готовящегося к открытию Татарского государственного оперного

театра, который начал свой первый театральный сезон 17 июля 1939 года оперой Назиба

Жиганова «Качкын» («Беглец») где возникает жизнерадостная татарская пляска в постановке

Гая Тагирова.

Начиная с осени 1940 года все силы деятелей культуры республики были сосредоточены

на подготовке к предстоящей Декаде татарской литературы и искусства в Москве,намеченной

на август 1941 года. Надо сказать, что в этот период Тагиров продолжает эксперементировать

в области народного танца; продолжает ставить танцы с предметами быта, винским оружием

и т. д. Например в опере Назиба Жиганова «Алтынчеч» («Золотоволосая») сыновья Тугзак

танцевали с копьями, луками и кнутами, невольницы же с шарфами. Все эти атрибуты танца

пластически обыгрывались, и таким образом в национальную хореографию добавлялись

элементы игры.

Начавшаяся Великая Отечественная война прервала все замыслы. Не были показаны

национальные оперы с хореографией Тагирова, не был поставлен первый татарский балет

«Шурале» Фарида Яруллина в постановке ленинградского балетмейстера Леонида Якобсона.

Однако идея создания национального балета не только продолжала жить и волновать сердца,

но и становилась более реальной, близкой к осуществлению. 8 марта 1945 года впервые

на татарской балетной сцене был показан балет «Шурале» в постановке балетмейстеров

заслуженного артиста РСФСР Леонида Жукова и заслуженного артиста ТАССР Гая Тагирова.

Балетом «Шурале» завершился первый и славный этап деятельности Тагирова- хореографа.

Здесь были реализованы многочисленные данные фольклорных экспедиции, накопленный по

крупицам опыт постановщика народного танца.

В декабре 1940 года Гай Тагиров начинает работать в Татарском государственном

ансамбле песни и пляски в качестве приглашенного хореографа. Наиболее активная и

плодотворная деятельность его в ансамбле относится к пятидесятым годам, он умудренный

опытом хореограф, переходит на штатную работу в ансамбле в качестве балетмейстера,

а затем главного балетмейстера. К этому моменту Тагиров вернулся с одной из самых

своих плодотворных фольклорных эспедиций; ему удалось записать тогда 52 танца.

В 50 годы - время расцвета татарского сюжетного сценического танца. Созданные

Тагировым в этот период хореографические композиции надолго определили репертуар

ансамбля, например озорной сюжетный танец «Случай в медресе». Многие годы этот танец

был украшением репертуара и сохраняется поныне в афише ансамбля. За годы работы в

ансамбле Татгосфилармонии в качестве балетмейстера Тагиров создал около 70композиций.

Это не только татарские, но и русские, украинские, башкирские и другие танцы.

Много сил и времени Тагиров уделял самодеятельной сцене. Самодеятельная сцена давала

возможность Тагирову эксперементировать, вести поиск, а затем утверждать национальный

характер на профессиональной сцене. (Например широко известный танец «Гости Казани»

первоначально был поставлен во дворце культуры им. Урицкого г. Казани.)

Много раз авторские хореографические работы Гая Тагирова переносили на всевозможные

танцевальные сцены нашей страны и за рубеж ученики балетмейстера. И везде татарский

танец пользовался популярностью у зрителя, потому что корни этого танца берут начало в

народном творчестве.

Интерес к фольклору, его престиж ныне стремительно возрастают. Это явление естественно:

где как не в народном творчестве, черпать материал для сцены ? Ведь в фольклоре, и в

частности танцевальном, живет вечно молодая душа народа.



В раздел образования