Автор: Филиппова Надежда Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №42"
Населённый пункт: г.Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ИКТ на музыкальных занятиях в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ на музыкальных
занятиях в ДОУ
Надежда Филиппова(муз.руководитель МАДОУ «Детский сад №42»)
XXI век - это век компьютеров. Нет ни одного ребенка, который бы не сталкивался с
компьютером, дети очень рано начинают использовать его как источник познания
окружающего мира. Современный ребенок требует современного воспитания.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации
системы образования. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во
все сферы жизни ребенка. Соответственно, система образования предъявляет новые
требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Информационно-коммуникативные технологии - это процесс, подготовки и передачи
информации детям, с помощью компьютера.
Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд
преимуществ: дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность,
осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих
способностей. Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, анимация,
графика) обогащает учебный материал. Мультимедийные технологии характеризуются
соединением различных видов представленной информации (музыка, речь, рисунок)
следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.
ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как:
- Источник обучающей информации;
- Наглядное пособие;
- Средство обобщения пройденного материала и проверки усвоенного;
- Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение;
- Средство подготовки выступлений, развлечений, праздников.
Благодаря использованию ИКТ в ДОУ более эффективно развиваются все виды
восприятия у детей: зрительные, слуховые, чувственные. На занятиях задействуются все
виды памяти: зрительная, слуховая, образная, ассоциативная и др. Детям проще усвоить
полученную информацию, потому что они опираются на конкретные зрительные образы,
сравнивают, анализируют, делают определенные логические выводы, эмоционально
реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные
произведения.
Использование ИКТ подразумевает под собой: звук, графику, текст, видео,
организованные в виде единой информационной среды. Таким образом, организуется
единый процесс образного восприятия и активной мыслительной деятельности малышей.
Использование ИКТ способствует развитию у детей дошкольного возраста образного
мышления, умению выделять особенности средств выразительности, формировать
представления об одном и том же художественном образе в различных видах искусств,
привитию эстетического вкуса.
Использование компьютера, экрана и проектора, для занятий с дошкольниками имеет
широкий спектр возможностей:
-показ тематических презентаций
-биографии композиторов
- видео – ролики (мультфильмы, для сопровождения музыкальных произведений, при
слушании музыки
- тестовые задания
- дидактические игры
На занятиях с младшей и средней возрастными группами так же использую ИКТ, детям
проще, понятнее и доступнее образы персонажей, средства музыкальной
выразительности.
Таким образом, благодаря использованию современных технологий на музыкальных
занятиях дети из пассивных слушателей превращаются в активных участников процесса,
занятие становится более насыщенным и интересным.
С помощью ИКТ реализуются следующие задачи:
- развитие музыкальных способностей дошкольников;
- дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;
- активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;
- формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной
деятельности.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные
технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго
отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать
интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве, познакомиться с
миром природы, закрепить представления о себе, семье, обществе, искусстве.
Однако отмечу, что использование компьютерных заданий никогда не заменит
привычных методов и технологий работы, а будет являться лишь дополнительным,
удобным источником информации, наглядности, благодаря которому будет создан
положительный эмоциональный настрой, ребёнка, и педагога; ускорит процесс
достижения положительных результатов в работе.
Главная роль в музыкальном воспитании всегда остаётся за живым общением детей с
музыкальным руководителем и друг с другом!
В самом начале я озвучила, в каком мире мы живем, в век компьютерных технологий. В
большинстве семей, мамы перестали петь детям колыбельные песни перед сном, редко
звучат, в родительском исполнении песни про дружбу и т. д. Общаясь с родителями, они
пожимают плечами и оправдывают себя тем, что ребенку больше нравится проводить
время за компьютером, планшетом, телефоном, нежели играть с братом или сестренкой,
котенком или щенком. Заманить родителей на индивидуальные беседы и родительские
собрания стало очень сложной задачей, поэтому я стала использовать ИКТ и в работе с
родителями. Одной из главных целей которой, явилась яркость родительских собраний.
Для каждого конкретного собрания подготавливаю мультимедийные презентации по
тематике собрания, а так же видеоролики с творческими успехами и достижениями детей
на музыкальных занятиях, презентации о пользе музыки, здоровьесберегающих
технологиях, подбираю мультфильмы про музыкальные инструменты, музыкальные
сказки о творчестве и жизни композиторов, которых в интернете великое множество.
Благодаря совместной работе нас ждут большие результаты!