Напоминание

Игра в шашки как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста


Автор: Воробьева Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №14 Комбинированного вида
Населённый пункт: Московская область,ГО Люберцы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игра в шашки как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра в шашки как средство развития логического мышления детей

старшего дошкольного возраста

26 июня 2019

Дошкольное детство – это значимый небольшой отрезок в жизни каждого

ребенка. Ребенок за этот период приобретает значительно больше, чем за всю

последующую жизнь. Обретая и совершенствуя физические навыки и

умения, он овладевает речью, мышлением, воображением и восприятием [1,

c. 56]. Логическое мышление детей формируется на основе образного и

является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой

стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие

логического мышления требует не только высокой активности умственной

деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках

предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах [2, c.

167].

Исследования Запорожца, Венгера, Гальперина доказали, что основные

логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с

5–6-летнего возраста. Мышление – это опосредованное и обобщённое

отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся

в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений

между ними. Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Поддъяковым

обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей:

– первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности

происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об

окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной

сферы ребенка.

– вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг

неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок,

предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно,

чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный

рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным

стимулом умственной активности детей [3, 45 c.].

В ходе занятий, специального обучения посредством различных игр важно

формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение,

обобщение, анализ, синтез, классификацию [4, 104 c.].

Мы предлагаем для развития логического мышления детей использовать игру

в шашки.

Общение с шашками требует, хотя мы этого и не замечаем, большого

умственного напряжения. Ввиду того, что шашки – это явление сложное,

переплетающееся с многочисленными областями человеческой жизни, они

сами становятся предметом изучения, объектом различных научных

исследований. Для точного определения роли шашки в общественной жизни,

следует обратиться к истории, философии, социологии, психологии,

математике, истории искусств, истории нравов и другим отраслям знания. По

мнению В.В. Путина, шашки – это не просто спорт. Они делают человека

мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся

ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед.

Таким образом, анализ теоретических источников показал, что благодаря

шашечным играм у ребенка расширяются границы познания

действительности. Доказана тесная, неразрывная связь мыслительных

процессов с практическим действиями, преобразующими познаваемый

предмет, принципиальная невозможность решения поставленных задач без

участия практических действий. С этой точки зрения игра в шашки

выступает в качестве эффективного средства развития мышления детей.

Для изучения влияния обучения игры в шашки на уровень развития

логического мышления у дошкольников, мы провели практическое

исследование. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад

«Кэскил» №51. Для определения уровня сформированности логического

мышления детей были использованы следующие методики:

Методика «Четвертый лишний».

Методика «Недостающая деталь».

Методика «Четвертый лишний».

Методика «Четвертый лишний» позволила установить степень развития

теоретических знаний, сделать вывод об особенностях формирования у

ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т.е каким

образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые

предполагаются ему в качестве исходных, без привлечения других

соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной

условий.

По результатам исследования мы выявили, что из экспериментальной группы

к высокому уровню развития логического мышления относятся 27 % детей.

Они набрали по 8–9 баллов. К среднему уровню развития относятся 50 %.

Они набрали по 7–5 баллов. Низкий уровень развития – у 13 % детей. Они

набрали менее 4 баллов. В основном, дети допускали ошибки следующего

характера -незнание смыслового значения отдельных слов.

У контрольной группы 33 % детей относятся высокому уровню, они набрали

по 8 баллов. К среднему уровню относятся 53 % детей, они набрали по 6–5

баллов. Низкий уровень развития у – 13 % детей. Они набрали 4 балла.

Методика «Недостающая деталь»

Результаты исследования по методике 2 позволяют определить развитие

образного мышления, установить степень развития внимательности у детей.

Логическое мышление, развитие логических операций всегда подразумевает

достаточный уровень сформированности у детей такого психического

процесса как внимание.

20 % детей экспериментальной группы относятся к высокому уровню

развития внимательности. Они достаточно быстро нашли недостающие.

детали на всех 14 картинах, не допустив неточностей. К среднему уровню

развития относится 67 % детей экспериментальной группы. Они уложились в

нормативное время, допустив небольшое количество ошибок. Количество

правильных ответов было не менее 5 баллов, но не более 9 баллов. К низкому

уровню относятся 13 % детей экспериментальной группы. Они не набрали 5

баллов.

У детей контрольной группы высокий уровень развития внимания имеют 13

% детей. Они, как и другие дети экспериментальной группы, достаточно

быстро нашли недостающие детали на всех 14 картинах, не допустив

неточностей. Средний уровень показали 72 % детей, низкий – 15 % детей.

На формирующем этапе исследования мы провели занятия кружка в шашки в

экспериментальной группе. На контрольном этапе исследования мы провели

повторную диагностику по тем же методикам.

По итогам опытно-экспериментальной работы можно констатировать, что в

конечном плане у детей произошли следующие изменения: дети научились

самостоятельно анализировать следующие изменения: дети научились

самостоятельно анализировать, синтезировать и обобщать игру, решать и

составлять шашечные задачи, решать головоломки, с большим удовольствием

участвуют в шашечных соревнованиях, сами придумывают игры.

Таким образом, посредством игры в шашки можно развивать такие

операции логического мышления, как рассуждение, сопоставление,

сравнение, планирование, анализирование, обобщение, классификация.

Автор: Воробьева О.С.

Используемая литература:

Габышева С.П., Николаева Л.В. ИГРА В ШАШКИ КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный

вестник. – 2018. – № 4-7.;



В раздел образования