Автор: Воробьева Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №14 Комбинированного вида
Населённый пункт: Московская область,ГО Люберцы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игра в шашки как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Игра в шашки как средство развития логического мышления детей
старшего дошкольного возраста
26 июня 2019
Дошкольное детство – это значимый небольшой отрезок в жизни каждого
ребенка. Ребенок за этот период приобретает значительно больше, чем за всю
последующую жизнь. Обретая и совершенствуя физические навыки и
умения, он овладевает речью, мышлением, воображением и восприятием [1,
c. 56]. Логическое мышление детей формируется на основе образного и
является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой
стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие
логического мышления требует не только высокой активности умственной
деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках
предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах [2, c.
167].
Исследования Запорожца, Венгера, Гальперина доказали, что основные
логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с
5–6-летнего возраста. Мышление – это опосредованное и обобщённое
отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся
в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений
между ними. Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Поддъяковым
обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей:
– первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности
происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об
окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной
сферы ребенка.
– вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг
неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок,
предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно,
чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный
рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным
стимулом умственной активности детей [3, 45 c.].
В ходе занятий, специального обучения посредством различных игр важно
формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение,
обобщение, анализ, синтез, классификацию [4, 104 c.].
Мы предлагаем для развития логического мышления детей использовать игру
в шашки.
Общение с шашками требует, хотя мы этого и не замечаем, большого
умственного напряжения. Ввиду того, что шашки – это явление сложное,
переплетающееся с многочисленными областями человеческой жизни, они
сами становятся предметом изучения, объектом различных научных
исследований. Для точного определения роли шашки в общественной жизни,
следует обратиться к истории, философии, социологии, психологии,
математике, истории искусств, истории нравов и другим отраслям знания. По
мнению В.В. Путина, шашки – это не просто спорт. Они делают человека
мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся
ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед.
Таким образом, анализ теоретических источников показал, что благодаря
шашечным играм у ребенка расширяются границы познания
действительности. Доказана тесная, неразрывная связь мыслительных
процессов с практическим действиями, преобразующими познаваемый
предмет, принципиальная невозможность решения поставленных задач без
участия практических действий. С этой точки зрения игра в шашки
выступает в качестве эффективного средства развития мышления детей.
Для изучения влияния обучения игры в шашки на уровень развития
логического мышления у дошкольников, мы провели практическое
исследование. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад
«Кэскил» №51. Для определения уровня сформированности логического
мышления детей были использованы следующие методики:
Методика «Четвертый лишний».
Методика «Недостающая деталь».
Методика «Четвертый лишний».
Методика «Четвертый лишний» позволила установить степень развития
теоретических знаний, сделать вывод об особенностях формирования у
ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т.е каким
образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые
предполагаются ему в качестве исходных, без привлечения других
соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной
условий.
По результатам исследования мы выявили, что из экспериментальной группы
к высокому уровню развития логического мышления относятся 27 % детей.
Они набрали по 8–9 баллов. К среднему уровню развития относятся 50 %.
Они набрали по 7–5 баллов. Низкий уровень развития – у 13 % детей. Они
набрали менее 4 баллов. В основном, дети допускали ошибки следующего
характера -незнание смыслового значения отдельных слов.
У контрольной группы 33 % детей относятся высокому уровню, они набрали
по 8 баллов. К среднему уровню относятся 53 % детей, они набрали по 6–5
баллов. Низкий уровень развития у – 13 % детей. Они набрали 4 балла.
Методика «Недостающая деталь»
Результаты исследования по методике 2 позволяют определить развитие
образного мышления, установить степень развития внимательности у детей.
Логическое мышление, развитие логических операций всегда подразумевает
достаточный уровень сформированности у детей такого психического
процесса как внимание.
20 % детей экспериментальной группы относятся к высокому уровню
развития внимательности. Они достаточно быстро нашли недостающие.
детали на всех 14 картинах, не допустив неточностей. К среднему уровню
развития относится 67 % детей экспериментальной группы. Они уложились в
нормативное время, допустив небольшое количество ошибок. Количество
правильных ответов было не менее 5 баллов, но не более 9 баллов. К низкому
уровню относятся 13 % детей экспериментальной группы. Они не набрали 5
баллов.
У детей контрольной группы высокий уровень развития внимания имеют 13
% детей. Они, как и другие дети экспериментальной группы, достаточно
быстро нашли недостающие детали на всех 14 картинах, не допустив
неточностей. Средний уровень показали 72 % детей, низкий – 15 % детей.
На формирующем этапе исследования мы провели занятия кружка в шашки в
экспериментальной группе. На контрольном этапе исследования мы провели
повторную диагностику по тем же методикам.
По итогам опытно-экспериментальной работы можно констатировать, что в
конечном плане у детей произошли следующие изменения: дети научились
самостоятельно анализировать следующие изменения: дети научились
самостоятельно анализировать, синтезировать и обобщать игру, решать и
составлять шашечные задачи, решать головоломки, с большим удовольствием
участвуют в шашечных соревнованиях, сами придумывают игры.
Таким образом, посредством игры в шашки можно развивать такие
операции логического мышления, как рассуждение, сопоставление,
сравнение, планирование, анализирование, обобщение, классификация.
Автор: Воробьева О.С.
Используемая литература:
Габышева С.П., Николаева Л.В. ИГРА В ШАШКИ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный
вестник. – 2018. – № 4-7.;