Авторы: Гринякин Павел Николаевич, Беляева Елена Валентиновна
Должность: учитель технологии, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области"
Населённый пункт: с. Пушкарное
Наименование материала: статья
Тема: Усиление межпредметных связей в обучении через интегрированные уроки как условие образовательного процесса
Раздел: среднее образование
Усиление межпредметных связей в обучении через интегрированные уроки
как условие образовательного процесса
Гринякин П.Н.,
учитель технологии;
Беляева Е.В.,
учитель русского языка
и литературы
В последние годы кардинально меняется система образования. Новые
формы
и
методы
диктует
жизнь,
потому
что
ученик
должен
получить
целостное
представление
о
мире.
Особое
место
занимают
уроки
с
нестандартным
подходом.
Такой
подход
требует
от
учителя
и
знаний
и
усилий. Разрабатывать занятия и реализовывать можно через содружество
предметных
областей.
Например,
в
нашей
школе
для
обучающихся
проводятся
интегрированные
занятия,
которые
на
первый
взгляд
кажутся
несовместимыми: физика и православная культура, математика и история.
Обучающимся всегда интересно видеть на учебном занятии учителей,
как им кажется, полярных знаний. Поэтому и на этот раз их вниманию был
предложен материал филологический, историко-краеведческий с вкраплением
в технологию.
В ходе занятия использовали «Словарь времен Белгородской черты»,
составленный
ученицей
школы;
отрывок
из
рассказа
ученицы
школы
«Памятный день летних каникул», чтобы потом учащиеся сформулировали
вид работы по технологии. Такой подход помогает не только узнать историю
родного края, но и выполнить поисково-творческую работу, что
будет
способствовать развитию и самореализации личности школьников.
Чтение отрывка рассказа помогает определить словарную работу:
«…нашему взору открылось такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать:
бревенчатые сооружения с башнями.
Мне показалось, что такое строение
я видела
совсем недавно на
рисунке.
Приглядевшись
повнимательнее,
поняла,
что
перед
нами
реконструкция крепости, которую возводят в каком-то районе Белгородской
области, кажется, Яблоново. Не поняла только, как мы сюда попали. Да и
ладно!
Вот город-крепость Болховой, стоят в нем драгуны, стрельцы, казаки и
пушкари.
Крымчаки за
диким Полем и на степи; на заход солнца –
Муравская сакма и город-крепость Карпов; на восход
-
город-крепость
Белгород…»
Словарь составлен ученицей школы после прочтения книг:
1.Белгородская черта: сборник статей и материалов по истории Белгородской
оборонительной
черты.
Белгородская
региональная
общественная
организация «Историческое общество «Ратник». Константа. Белгород, 2017
2. Болховской рубеж: [монография] / В.М.Жигалов, А.Г.Бобов;
Белгородская
региональная
общественная
организация
«Историческое
общество
«РАТНИК».
–
Белгород:
КОНСТАНТА,
2017.
–
336
с.:
ил.
–
(Белгородская черта).
Отсюда следует, что знание терминов и их толкование – это шаг к
пониманию и серьезному, глубокому размышлению.
Словарь
может
выполнять
три
функции:
учебную,
справочную
и
систематизирующую. Будучи словарем учебного типа, т.е. предназначенным
для лиц, чья языковая компетенция находится в стадии становления, словарь
поможет повысить понятийно-терминологическую культуру юного читателя.
В ходе работы со словарем были отобраны слова:
Башня – ворота проезжие или глухие в городе-крепости.
Бо/и – отверстия в крепостном укреплении для стрельбы. Поземные бои были на
уровне земли.
Венец (бревно, сруб) – бревно средней толщины около 20-22 сантиметров.
Вестовая башня – место, которое служило в крепости для оповещения населения
сигналом колокола.
Вестовая пушка – орудие, которое служило для дублирования сигнала тревоги с
вестовой башни.
Воевода – начальник крепости; военачальник.
Воро/тники – служилые люди «пушкарского чина», состоявшие на временной
службе
в
городском
гарнизоне:
приписывались
к
определенным
городским
или
крепостным воротам, в их обязанности входило обслуживание артиллерии
Город (17 век) –
укрепленное поселение; выделяют четыре типа укрепленных
населенных пунктов: 1) город, забранный в острог и не имеющий кремля; 2) город с
острогом и включенным в его стены небольшим кремлем; 3) город без острога, только с
небольшим кремлем; 4) город-острог с расположенным в его центре кремлем.
Город – сама крепостная стена, а при наличии нескольких рядов укреплений также
огороженная каждой из стен часть поселения.
Города
полевые
–
города-крепости
«на
Поле»,
на
которые
в
первую
очередь
обрушивались со всех сторон неприятели, например, Белгород, Валуйки, Оскол и др.
(Белгород был сожжен черкасами в 1612 году).
Городки – клетки из бревен …
Из 230 слов ребята отобрали около 70слов. Чтобы проверить их успехи,
им предложили прочитать текст 17 века, перевести и найти ключевое слово.
Повелел Великий Государь похвалить этой грамотой новоприборного
пищальника за великое учение пищальному делу для служения на благо
его Великого Государя и Всего Московского царства. Сей человек ныне
премудрость огненного боя гораздо умеет и пищаль ему за обычай.
Теперь проверим по словарю слово ПИЩАЛЬ
Пищаль – оружие для ведения «завесного» ( это в строю) боя или
«езжего» ( на скаку).
Пищаль
государева
орлёная
–
оружие,
на
котором
ставился
знак
государевой казны – двуглавый орел.
По строенное
в
такой
форме
занятие
создает
ат м о с ф е ру
доверительности,
снимает
напряженность
и
делает
сам
процесс
непринужденным.
Заключительный этап предусматривал
работу
ребят по построению
макета на уроке технологии города-крепости Болховец. Они узнали размеры
крепости, сколько было башен проезжих и глухих, как они назывались и
использовались.
Это важное условие для развития ребят, которое повышает качество
усвоения
знаний.
Интегрирование
так
же
обеспечивает
смену
различных
видов учебной деятельности, что положительно сказывается на мотивации
учения. Ребенку интересно участвовать в уроке, он становится субъектом
деятельности на занятии, следовательно, повышается
его познавательная
активность.