Напоминание

Усиление межпредметных связей в обучении через интегрированные уроки как условие образовательного процесса


Авторы: Гринякин Павел Николаевич, Беляева Елена Валентиновна
Должность: учитель технологии, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области"
Населённый пункт: с. Пушкарное
Наименование материала: статья
Тема: Усиление межпредметных связей в обучении через интегрированные уроки как условие образовательного процесса
Раздел: среднее образование





Назад




Усиление межпредметных связей в обучении через интегрированные уроки

как условие образовательного процесса

Гринякин П.Н.,

учитель технологии;

Беляева Е.В.,

учитель русского языка

и литературы

В последние годы кардинально меняется система образования. Новые

формы

и

методы

диктует

жизнь,

потому

что

ученик

должен

получить

целостное

представление

о

мире.

Особое

место

занимают

уроки

с

нестандартным

подходом.

Такой

подход

требует

от

учителя

и

знаний

и

усилий. Разрабатывать занятия и реализовывать можно через содружество

предметных

областей.

Например,

в

нашей

школе

для

обучающихся

проводятся

интегрированные

занятия,

которые

на

первый

взгляд

кажутся

несовместимыми: физика и православная культура, математика и история.

Обучающимся всегда интересно видеть на учебном занятии учителей,

как им кажется, полярных знаний. Поэтому и на этот раз их вниманию был

предложен материал филологический, историко-краеведческий с вкраплением

в технологию.

В ходе занятия использовали «Словарь времен Белгородской черты»,

составленный

ученицей

школы;

отрывок

из

рассказа

ученицы

школы

«Памятный день летних каникул», чтобы потом учащиеся сформулировали

вид работы по технологии. Такой подход помогает не только узнать историю

родного края, но и выполнить поисково-творческую работу, что

будет

способствовать развитию и самореализации личности школьников.

Чтение отрывка рассказа помогает определить словарную работу:

«…нашему взору открылось такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать:

бревенчатые сооружения с башнями.

Мне показалось, что такое строение

я видела

совсем недавно на

рисунке.

Приглядевшись

повнимательнее,

поняла,

что

перед

нами

реконструкция крепости, которую возводят в каком-то районе Белгородской

области, кажется, Яблоново. Не поняла только, как мы сюда попали. Да и

ладно!

Вот город-крепость Болховой, стоят в нем драгуны, стрельцы, казаки и

пушкари.

Крымчаки за

диким Полем и на степи; на заход солнца –

Муравская сакма и город-крепость Карпов; на восход

-

город-крепость

Белгород…»

Словарь составлен ученицей школы после прочтения книг:

1.Белгородская черта: сборник статей и материалов по истории Белгородской

оборонительной

черты.

Белгородская

региональная

общественная

организация «Историческое общество «Ратник». Константа. Белгород, 2017

2. Болховской рубеж: [монография] / В.М.Жигалов, А.Г.Бобов;

Белгородская

региональная

общественная

организация

«Историческое

общество

«РАТНИК».

Белгород:

КОНСТАНТА,

2017.

336

с.:

ил.

(Белгородская черта).

Отсюда следует, что знание терминов и их толкование – это шаг к

пониманию и серьезному, глубокому размышлению.

Словарь

может

выполнять

три

функции:

учебную,

справочную

и

систематизирующую. Будучи словарем учебного типа, т.е. предназначенным

для лиц, чья языковая компетенция находится в стадии становления, словарь

поможет повысить понятийно-терминологическую культуру юного читателя.

В ходе работы со словарем были отобраны слова:

Башня – ворота проезжие или глухие в городе-крепости.

Бо/и – отверстия в крепостном укреплении для стрельбы. Поземные бои были на

уровне земли.

Венец (бревно, сруб) – бревно средней толщины около 20-22 сантиметров.

Вестовая башня – место, которое служило в крепости для оповещения населения

сигналом колокола.

Вестовая пушка – орудие, которое служило для дублирования сигнала тревоги с

вестовой башни.

Воевода – начальник крепости; военачальник.

Воро/тники – служилые люди «пушкарского чина», состоявшие на временной

службе

в

городском

гарнизоне:

приписывались

к

определенным

городским

или

крепостным воротам, в их обязанности входило обслуживание артиллерии

Город (17 век) –

укрепленное поселение; выделяют четыре типа укрепленных

населенных пунктов: 1) город, забранный в острог и не имеющий кремля; 2) город с

острогом и включенным в его стены небольшим кремлем; 3) город без острога, только с

небольшим кремлем; 4) город-острог с расположенным в его центре кремлем.

Город – сама крепостная стена, а при наличии нескольких рядов укреплений также

огороженная каждой из стен часть поселения.

Города

полевые

города-крепости

«на

Поле»,

на

которые

в

первую

очередь

обрушивались со всех сторон неприятели, например, Белгород, Валуйки, Оскол и др.

(Белгород был сожжен черкасами в 1612 году).

Городки – клетки из бревен …

Из 230 слов ребята отобрали около 70слов. Чтобы проверить их успехи,

им предложили прочитать текст 17 века, перевести и найти ключевое слово.

Повелел Великий Государь похвалить этой грамотой новоприборного

пищальника за великое учение пищальному делу для служения на благо

его Великого Государя и Всего Московского царства. Сей человек ныне

премудрость огненного боя гораздо умеет и пищаль ему за обычай.

Теперь проверим по словарю слово ПИЩАЛЬ

Пищаль – оружие для ведения «завесного» ( это в строю) боя или

«езжего» ( на скаку).

Пищаль

государева

орлёная

оружие,

на

котором

ставился

знак

государевой казны – двуглавый орел.

По строенное

в

такой

форме

занятие

создает

ат м о с ф е ру

доверительности,

снимает

напряженность

и

делает

сам

процесс

непринужденным.

Заключительный этап предусматривал

работу

ребят по построению

макета на уроке технологии города-крепости Болховец. Они узнали размеры

крепости, сколько было башен проезжих и глухих, как они назывались и

использовались.

Это важное условие для развития ребят, которое повышает качество

усвоения

знаний.

Интегрирование

так

же

обеспечивает

смену

различных

видов учебной деятельности, что положительно сказывается на мотивации

учения. Ребенку интересно участвовать в уроке, он становится субъектом

деятельности на занятии, следовательно, повышается

его познавательная

активность.



В раздел образования