Напоминание

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


Автор: Бражицкая Анна Антоновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБУ дс № 43
Населённый пункт: г.Тольятти, Самарская обл., Россия
Наименование материала: Консультация для воспитателей.
Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Раздел: дошкольное образование





Назад




РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В

ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

.

(Консультация для воспитателей) А.А.Бражицкая

Цель: интеграция различных видов искусств для художественно-эстетического развития детей

дошкольного возраста

Задачи: - приобщение к духовно-эмоциональному опыту, вложенному в искусство народов Земли;

- восприятие и создание художественных образов;

- полноценное творчество и сотворчество детей и взрослых.

Полихудожественная среда в дошкольном образовательном учреждении

Принципы

полихудожественной

среды:

- социальной

обусловленности;

- персонализации;

- интегративности;

- символичности;

- диалогичности;

- эмоциональной

насыщенности;

- творческого самовыражения

Музейное пространство

Стадии овладения

ре- бенком

полихудожест-

венной среды:

I стадия: погружение

в художественную

среду (активизация

интереса,

сотворчество,

сотрудничество в

художественной

деятельности без

обязательного уча-

стия) .

II стадия: процессу-

ально-индивидуальная

(―пробы и ошибки‖,

соотнесение с опытом

через художественно-

творческую деятель-

ность, переживания,

эмоционально-

поддерживающая по-

мощь взрослых)

III стадия:

продуктив- но-

регулятивная (про-

явление самостоятель-

ности в создании ху-

дожественно-

творческого продукта

детской деятельности,

катарсис,

установление

гармонии с окружаю-

щим миром)

МИНИ – ПРОСТРАНСТВА

Культурно –

познавательные

Культурно -

коммуникативные

Культурно –

экологические

Эмоционально –

рефлексивные

Главные факторы

полихудожественной среды:

- вещные;

- личностные;

- нормативные;

- средства художественной

коммуникации

Компоненты полихудожественной

среды

- отношенческий: систематическое

общение ребенка с искусством,

эстетическими объектами и

художественной культурой;

- творческо-продуктивный: рождение

продукта художественно-творческой

самореализации ребенка

Художественно -

эстетические

РЕБЕНОК

Представленный

механизм

реализации

художественно-эстетического

развития

личности

дошкольника

в

полихудожественной

среде,

который

основывается

на

своеобразном культурном освоении ценностей мира, в большей степени связан с

эстетическими эмоциями и переживаниями, оценками и деятельностью. Он направлен

на

создание

художественно-творческих

продуктов

детской

деятельности

и

формирование

субъективных

качеств

личности

ребенка.

Таким

образом,

процесс

«врастания»

в

культуру

и

личностного

становления

осуществляется

через

межсубъективное

взаимодействие

в

искусстве,

в

разных

видах

и

формах

художественной

деятельности

и

освоении

знаков

и

символов

культуры.

Художественно-творческое развитие ребенка предполагает нацеленность на открытие,

самовыражение своего образа «Я», самодвижение собственного потенциала личности

ребенка к оригинальному продукту детской деятельности.

В

проектировании

полихудожественной

среды

для

художественно-эстетического

развития

детей

дошкольного

возраста

мы

опираемся

на

некоторые

принципы

педагогики Б.М. Неменского: принцип социальной обусловленности художественной

среды, несущий

на

себе

основную

нагрузку

по

обеспечению

ощущения

любви,

уважения, социальной поддержки в движении к своему «Я», в признании со стороны

взрослого,

подтверждении

ценности

каждого

ребенка,

культурно-ценностные

потребностей; принцип

персонализации (индивидуализации) художественной среды

позволяющей

учитывать

индивидуальные

различия

между

детьми,

формы

их

проявления

в

эмоциональных,

творческих

и

других

отношениях; принцип

диалогичности реализующийся

через

взаимодействие

разнообразных

аналогов:

«языков искусства», ребенка и искусства, ребенка и взрослого, внутреннего диалога со

своим «Я» через живопись, танец, театр, игру, художественную деятельность; принцип

символичности и информативности, обеспечивающий возможности семиотического

развития (семиотика от греч. semiotike – наука о знаках и знаковых системах), умение

видеть,

различать

и

осознавать

символику

окружающего

мира

и

мира

культуры;

принцип эмоциональной насыщенности художественной среды, позволяющей ребенку

приобретать

эмоционально-чувственный

позитивный

опыт

взаимодействия

с

искусством

и

в

искусстве

с

другими;

преодолевать

эмоционально-чувственное

несовершенство в рационально организованном пространстве, созданным взрослым;

адекватно

отражать

свои

переживания

и

чувства; принцип свободы и творческого

самовыражения, обеспечивающий

самостоятельный

выбор

средств,

способов

действия

и

определения

отношения

ребенка

к

среде:

воспринимать,

подражать,

исследовать, создавать, комбинировать. На практике реализацию полихудожественного

подхода мы рассматриваем при обязательном условии – создании полихудожественной

среды, которая понимается как часть образовательного пространства, включающая

центры творчества, направленные на функционирование, процесс результат (продукт

детской

деятельности),

реализуемых

через

разные

виды

искусства.

При

этом

полихудожественная среда

используется в двух направлениях: как пространство

культурной

и

социальной

деятельности,

передача

и

закрепление

Культуры,

социального

опыта;

как

художественное

творчество,

направленное

на

развитие

и

реализацию художественной и эстетической потребности ребенка. Художественно-

эстетическое

развитие

культурной

личности

ребенка

в

полихудожественной

среде

возможно

при

следующих

условиях:

развитие

личности

ребенка

по

средством

познания

ценностей

культуры,

ее

знаков

и

символов;

создание

предпосылок

для

рождения

творческих

продуктов

детской

деятельности;

использование

музейного

пространства

в

качестве

новых

культуро-сообразных

взаимодействий,

средств

и

способов общения, деятельности. Полихудожественная среда может включать в себя

линии

пространства

развивающие

ребенка.

Р.М.

Чумичева

для

художественно-

эстетического

развития

детей

дошкольного

возраста

предлагает

использовать

минипространства, представленных в таблице:

Эмоционально-рефлексивное-

осознание ребенком себя, образа «Я»,

своего внутреннего мира

МИНИ-ПРОСТРАНСТВА

Культурно-коммуникативное-

обеспечение речевого развития

ребенка, освоение средств и знаков

речевой коммуникации

Художественно-эстетическое

-дает

возможность ребенку самостоятельно

принимать образ художника, поэта,

музыканта и разворачивать

художественно-творческий процесс

Культурно-познавательное-

самоподготовка ребенка к усвоению

культурно-сенсорных этапов, усвоения и

трансформация художественных

элементов в художественной

деятельности

Культурно-экологическое-

приобретение опыта охранительного,

созидательного и гармоничного

отношения с людьми и миром при-

роды

Представленные на рисунке мини-пространства создают возможность ребенку

выбирать

содержательно-пространственную

зону

его

интересов

(изо-студию,

театральную, музыкальную, художественную и т.п.), которая в определенный момент в

наибольшей степени удовлетворяла бы его потребности и интересы. Такими образом,

через полихудожественную среду, в которой ребенок активно действует в реальных

видах

художественно-творческой

деятельности,

создается

основа

формирования

художественно-образного

восприятия

мира;

приобщения

растущего

человека

к

основам

художественной

и

социальной

культуры.

Такая

организованная

среда

и

совместная

художественно-творческая

деятельность

взрослого

и

ребенка

дает

качественный

скачок

в

развитии

активной

речи

ребенка,

функции

культурного

общения

как

способа

жизнедеятельности

и

социального

и

творческого

аспекта

становления личности, формирование культурно-ценностный ориентиров ребенка. В

это

время

возрастает

роль

педагога

и

родителя,

являющихся

ретрансляторами

ценностей культуры для ребенка в образовательном и культурном пространстве. Л.С.

Выготский отмечал, что ребенок вступает во взаимоотношение с любой ситуацией не

непосредственно, а «через другое лицо». Это предъявляет повышенные требования к

образам

художественных

произведений,

к

качеству

художественных

материалов,

которые

обеспечивают

с

помощью

искусства

нравственно-ценностного

и

лично-

ориентированную

направленность

ребенка.

Итак,

искусство

представляет

ребенку

неограниченные

возможности

для

самовыражения

и

самореализации,

в

процессе

которого проявляется эстетическая реакция, изменяющая, по мнению Л.С. Выготского,

действие «аффекта от мучительного – к приносящему наслаждению». Воздействие

разных видов искусства на дошкольника вызывает гамму разнообразных переживаний,

стимулирует «художественную включенность» всех органов чувств, его мышления и

воображения. Благодаря общению искусства со всевозможными гранями личности

обучающегося и формируется целостная полихудожественная личность.

Резюмируя вышеизложенные положения, можно заключить, что полиху-

дожественная педагогика способствует коренному переосмыслению фундаментальной

современной

проблемы

подготовки

ребенка

к

реальной

жизни.

Интегрированный

полихудожественный

подход

к

образованию

обеспечивает

возрождение

традиций

развития

коммуникабельной

и

творческой

личности,

способной

самостоятельно

находить нестандартные решения, активно совершенствоваться и саморазвиваться в

современном мире.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру: учебное пособие [Текст] /

Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995.-С. 98.

2. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие до-школьник:

учебное пособие [Текст] / В.И. Волынкин. − Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С. 44.

3.

Выготский,

Л.С.

Избранные

психологические

исследования

[Текст]

/

Л.С.

Выготский. – М. :Собр. соч. : в 6 т. Т.5, Т. 3. – 1983, 1984.

4.Золотова, Л.Р. Концептуальные основы полиудожественного образования бакалавров

изобразительного искусства [Текст] // Образование и наука №5 (84)-2011.-С. 91-99.

5.

Лазарь,

А.Е.

Художественная

среда

как

фактор

формирования

личности

(философско-методологический анализ): дис…канд…филос. наук. –Куйбышев,1989.-

197с.

6. Селенина, Н.А. Художественная среда как явление [Текст] // Человек и сре-да. –

Свердловск. : Уральский университет, 1975. – С.3-78.

7.

Чумичева,

Р.М.

Детско-жизненное

пространство,

освоение

ребенком

инди-

видуальной модели поведения [Текст] / Р. М. Чумичева. // Мир детства и образования :

сборник

материалов

III

Международной

научно-практической

конференции

Магнитогорск : МаГУ, 2009. – С. 13-19.

8.

Юсов,

Б.П.

Взаимосвязь

культурологических

факторов

в

формировании

со-

временного

художественного

мышления

учителя

образовательной

области

«Искусство»

[Текст]

//

Избранные

труды

по

истории,

теории

и

психологии

художественного образования и полихудожественного воспитания детей. - М., 2004. –

С. 76-84.



В раздел образования