Автор: Бражицкая Анна Антоновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБУ дс № 43
Населённый пункт: г.Тольятти, Самарская обл., Россия
Наименование материала: Консультация для воспитателей.
Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Раздел: дошкольное образование
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В
ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.
(Консультация для воспитателей) А.А.Бражицкая
Цель: интеграция различных видов искусств для художественно-эстетического развития детей
дошкольного возраста
Задачи: - приобщение к духовно-эмоциональному опыту, вложенному в искусство народов Земли;
- восприятие и создание художественных образов;
- полноценное творчество и сотворчество детей и взрослых.
Полихудожественная среда в дошкольном образовательном учреждении
Принципы
полихудожественной
среды:
- социальной
обусловленности;
- персонализации;
- интегративности;
- символичности;
- диалогичности;
- эмоциональной
насыщенности;
- творческого самовыражения
Музейное пространство
Стадии овладения
ре- бенком
полихудожест-
венной среды:
I стадия: погружение
в художественную
среду (активизация
интереса,
сотворчество,
сотрудничество в
художественной
деятельности без
обязательного уча-
стия) .
II стадия: процессу-
ально-индивидуальная
(―пробы и ошибки‖,
соотнесение с опытом
через художественно-
творческую деятель-
ность, переживания,
эмоционально-
поддерживающая по-
мощь взрослых)
III стадия:
продуктив- но-
регулятивная (про-
явление самостоятель-
ности в создании ху-
дожественно-
творческого продукта
детской деятельности,
катарсис,
установление
гармонии с окружаю-
щим миром)
МИНИ – ПРОСТРАНСТВА
Культурно –
познавательные
Культурно -
коммуникативные
Культурно –
экологические
Эмоционально –
рефлексивные
Главные факторы
полихудожественной среды:
- вещные;
- личностные;
- нормативные;
- средства художественной
коммуникации
Компоненты полихудожественной
среды
- отношенческий: систематическое
общение ребенка с искусством,
эстетическими объектами и
художественной культурой;
- творческо-продуктивный: рождение
продукта художественно-творческой
самореализации ребенка
Художественно -
эстетические
РЕБЕНОК
Представленный
механизм
реализации
художественно-эстетического
развития
личности
дошкольника
в
полихудожественной
среде,
который
основывается
на
своеобразном культурном освоении ценностей мира, в большей степени связан с
эстетическими эмоциями и переживаниями, оценками и деятельностью. Он направлен
на
создание
художественно-творческих
продуктов
детской
деятельности
и
формирование
субъективных
качеств
личности
ребенка.
Таким
образом,
процесс
«врастания»
в
культуру
и
личностного
становления
осуществляется
через
межсубъективное
взаимодействие
в
искусстве,
в
разных
видах
и
формах
художественной
деятельности
и
освоении
знаков
и
символов
культуры.
Художественно-творческое развитие ребенка предполагает нацеленность на открытие,
самовыражение своего образа «Я», самодвижение собственного потенциала личности
ребенка к оригинальному продукту детской деятельности.
В
проектировании
полихудожественной
среды
для
художественно-эстетического
развития
детей
дошкольного
возраста
мы
опираемся
на
некоторые
принципы
педагогики Б.М. Неменского: принцип социальной обусловленности художественной
среды, несущий
на
себе
основную
нагрузку
по
обеспечению
ощущения
любви,
уважения, социальной поддержки в движении к своему «Я», в признании со стороны
взрослого,
подтверждении
ценности
каждого
ребенка,
культурно-ценностные
потребностей; принцип
персонализации (индивидуализации) художественной среды
позволяющей
учитывать
индивидуальные
различия
между
детьми,
формы
их
проявления
в
эмоциональных,
творческих
и
других
отношениях; принцип
диалогичности реализующийся
через
взаимодействие
разнообразных
аналогов:
«языков искусства», ребенка и искусства, ребенка и взрослого, внутреннего диалога со
своим «Я» через живопись, танец, театр, игру, художественную деятельность; принцип
символичности и информативности, обеспечивающий возможности семиотического
развития (семиотика от греч. semiotike – наука о знаках и знаковых системах), умение
видеть,
различать
и
осознавать
символику
окружающего
мира
и
мира
культуры;
принцип эмоциональной насыщенности художественной среды, позволяющей ребенку
приобретать
эмоционально-чувственный
позитивный
опыт
взаимодействия
с
искусством
и
в
искусстве
с
другими;
преодолевать
эмоционально-чувственное
несовершенство в рационально организованном пространстве, созданным взрослым;
адекватно
отражать
свои
переживания
и
чувства; принцип свободы и творческого
самовыражения, обеспечивающий
самостоятельный
выбор
средств,
способов
действия
и
определения
отношения
ребенка
к
среде:
воспринимать,
подражать,
исследовать, создавать, комбинировать. На практике реализацию полихудожественного
подхода мы рассматриваем при обязательном условии – создании полихудожественной
среды, которая понимается как часть образовательного пространства, включающая
центры творчества, направленные на функционирование, процесс результат (продукт
детской
деятельности),
реализуемых
через
разные
виды
искусства.
При
этом
полихудожественная среда
используется в двух направлениях: как пространство
культурной
и
социальной
деятельности,
передача
и
закрепление
Культуры,
социального
опыта;
как
художественное
творчество,
направленное
на
развитие
и
реализацию художественной и эстетической потребности ребенка. Художественно-
эстетическое
развитие
культурной
личности
ребенка
в
полихудожественной
среде
возможно
при
следующих
условиях:
развитие
личности
ребенка
по
средством
познания
ценностей
культуры,
ее
знаков
и
символов;
создание
предпосылок
для
рождения
творческих
продуктов
детской
деятельности;
использование
музейного
пространства
в
качестве
новых
культуро-сообразных
взаимодействий,
средств
и
способов общения, деятельности. Полихудожественная среда может включать в себя
линии
пространства
развивающие
ребенка.
Р.М.
Чумичева
для
художественно-
эстетического
развития
детей
дошкольного
возраста
предлагает
использовать
минипространства, представленных в таблице:
Эмоционально-рефлексивное-
осознание ребенком себя, образа «Я»,
своего внутреннего мира
МИНИ-ПРОСТРАНСТВА
Культурно-коммуникативное-
обеспечение речевого развития
ребенка, освоение средств и знаков
речевой коммуникации
Художественно-эстетическое
-дает
возможность ребенку самостоятельно
принимать образ художника, поэта,
музыканта и разворачивать
художественно-творческий процесс
Культурно-познавательное-
самоподготовка ребенка к усвоению
культурно-сенсорных этапов, усвоения и
трансформация художественных
элементов в художественной
деятельности
Культурно-экологическое-
приобретение опыта охранительного,
созидательного и гармоничного
отношения с людьми и миром при-
роды
Представленные на рисунке мини-пространства создают возможность ребенку
выбирать
содержательно-пространственную
зону
его
интересов
(изо-студию,
театральную, музыкальную, художественную и т.п.), которая в определенный момент в
наибольшей степени удовлетворяла бы его потребности и интересы. Такими образом,
через полихудожественную среду, в которой ребенок активно действует в реальных
видах
художественно-творческой
деятельности,
создается
основа
формирования
художественно-образного
восприятия
мира;
приобщения
растущего
человека
к
основам
художественной
и
социальной
культуры.
Такая
организованная
среда
и
совместная
художественно-творческая
деятельность
взрослого
и
ребенка
дает
качественный
скачок
в
развитии
активной
речи
ребенка,
функции
культурного
общения
как
способа
жизнедеятельности
и
социального
и
творческого
аспекта
становления личности, формирование культурно-ценностный ориентиров ребенка. В
это
время
возрастает
роль
педагога
и
родителя,
являющихся
ретрансляторами
ценностей культуры для ребенка в образовательном и культурном пространстве. Л.С.
Выготский отмечал, что ребенок вступает во взаимоотношение с любой ситуацией не
непосредственно, а «через другое лицо». Это предъявляет повышенные требования к
образам
художественных
произведений,
к
качеству
художественных
материалов,
которые
обеспечивают
с
помощью
искусства
нравственно-ценностного
и
лично-
ориентированную
направленность
ребенка.
Итак,
искусство
представляет
ребенку
неограниченные
возможности
для
самовыражения
и
самореализации,
в
процессе
которого проявляется эстетическая реакция, изменяющая, по мнению Л.С. Выготского,
действие «аффекта от мучительного – к приносящему наслаждению». Воздействие
разных видов искусства на дошкольника вызывает гамму разнообразных переживаний,
стимулирует «художественную включенность» всех органов чувств, его мышления и
воображения. Благодаря общению искусства со всевозможными гранями личности
обучающегося и формируется целостная полихудожественная личность.
Резюмируя вышеизложенные положения, можно заключить, что полиху-
дожественная педагогика способствует коренному переосмыслению фундаментальной
современной
проблемы
подготовки
ребенка
к
реальной
жизни.
Интегрированный
полихудожественный
подход
к
образованию
обеспечивает
возрождение
традиций
развития
коммуникабельной
и
творческой
личности,
способной
самостоятельно
находить нестандартные решения, активно совершенствоваться и саморазвиваться в
современном мире.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру: учебное пособие [Текст] /
Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995.-С. 98.
2. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие до-школьник:
учебное пособие [Текст] / В.И. Волынкин. − Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С. 44.
3.
Выготский,
Л.С.
Избранные
психологические
исследования
[Текст]
/
Л.С.
Выготский. – М. :Собр. соч. : в 6 т. Т.5, Т. 3. – 1983, 1984.
4.Золотова, Л.Р. Концептуальные основы полиудожественного образования бакалавров
изобразительного искусства [Текст] // Образование и наука №5 (84)-2011.-С. 91-99.
5.
Лазарь,
А.Е.
Художественная
среда
как
фактор
формирования
личности
(философско-методологический анализ): дис…канд…филос. наук. –Куйбышев,1989.-
197с.
6. Селенина, Н.А. Художественная среда как явление [Текст] // Человек и сре-да. –
Свердловск. : Уральский университет, 1975. – С.3-78.
7.
Чумичева,
Р.М.
Детско-жизненное
пространство,
освоение
ребенком
инди-
видуальной модели поведения [Текст] / Р. М. Чумичева. // Мир детства и образования :
сборник
материалов
III
Международной
научно-практической
конференции
–
Магнитогорск : МаГУ, 2009. – С. 13-19.
8.
Юсов,
Б.П.
Взаимосвязь
культурологических
факторов
в
формировании
со-
временного
художественного
мышления
учителя
образовательной
области
«Искусство»
[Текст]
//
Избранные
труды
по
истории,
теории
и
психологии
художественного образования и полихудожественного воспитания детей. - М., 2004. –
С. 76-84.