Автор: Жукова Елена Григорьвна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДМШ №4
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Адаптация слабовидящих детей в группе общего музыкального развития
Раздел: дошкольное образование
Урок преподавателя МАУ ДО «Детская музыкальная школа № 4»
Жуковой Елены Григорьевны
«Адаптация слабовидящих детей в группе общего музыкального развития»
Сегодня в группе общего музыкального развития для детей 6 лет в ДМШ №
4 занимаются ребята как с хорошим, так и с проблемным зрением: косоглазие,
слабовидящие и т.д.
Поэтому цели преподавателя:
1.
Гармонизовать
скованное,
неуверенное,
тревожное
психологическое
состояние ребенка, связанное с недугом, приобщая его к взаимодействию с
ярким музыкальным образом, который описывается на уроке
2.
Создать комфортную эмоциональную среду – ситуацию успеха для каждого
ребенка под девизом: «Я могу, я знаю»
3.
Включить
детей
в
процесс
коллективной
игры
и
совме стного
музицирования
с
одногруппниками
и
преподавателем,
активизировать
слуховую активность.
4.
Использовать на уроке методы, щадящие зрение детей.
5.
Развить музыкальные способности детей: чувство ритма, слух и интонацию,
познакомить с элементами музыкальной грамотности.
Дети с проблемами зрения располагаются за первыми партами, т.к. им
предоставляется широкое поле обзора происходящего в классе.
1.
Приветствие и организация слухового внимания детей происходит в форме
музыкального диалога с преподавателем.
Звенит колокольчик
Педагог поет, аккомпанирует:
Прозвенел звонок – начался урок
Здравствуйте, ребята, - здравствуйте
Здравствуй, Маша, - здравствуйте
Здравствуй, Ваня, - здравствуйте
При
этом
дети
поют
ответные
реплики
в
определенной
тональности,
пытаясь скоординировать слух и голос.
2.
Дальнейшее
распевание
в
игре
«Лесное
эхо».
Учитель
поет
короткие
попевки, дети повторяют их вслед за преподавателем.
Педагог:
Все ребята были в лесу и слышали эхо? Да!
А сейчас мы изобразим эхо в классе:
Поем: Эхо – эхо, отзовись – отзовись!
Чисто петь – чисто петь, научись – научись.
Слушай, слушай, не зевай, не зевай,
Всё за мной, всё за мной повторяй, повторяй.
3.
Развитие регистрового слуха.
Педагог:
К
нам
в
гости
пришли
министры-регистры!
Послушаем,
кто
за
кем
появляется – высокий, средний или низкий и покажем их появление в
движении.
Танец-игра РНП «Пойду ль я, выйду ль я да»
4.
Понятие «выше-ниже». Слуховой анализ.
Педагог:
А сейчас покажем ручками, как ползет змейка: на горку или с горки?
(играются восходящие и нисходящие). Хроматические хода.
5.
Повторяем названия звуков 1 октавы.
Педагог совместно с детьми исполняют «песенку-игру для ребят», где
каждый ребенок интонирует сольно нотку звукоряда До мажор.
6.
Определение звуков на слух в сопоставлении: низкая-высокая.
Педагог:
Нотки хотят, чтобы мы их послушали и определили.
«Какая я, Маша?» - решительная
«Какая я, Ваня?» - симпатичная
7.
Игра «живая клавиатура» развивает память.
Педагог: исполняет песенку на «живой клавиатуре». Нужно вспомнить ее
название. «Ёжик-ёжик чудачок».
Педагог:
Послушаем музыку Елены Михайловны Попляновой, как она звучит?
Придумайте название
«В небе высоком звездочки-крошки
Ночь разбросала легкой рукой.
В речке луна протянула дорожку.
Хочешь, по ней погуляем с тобой».
Дети: нежное, тихое звучание. Варианты названий: «Ночная сказка»
Педагог: подойдем к клавиатуре фортепиано. Найдем черные двойняшки
и будем между ними играть на клавише «ре». Вот нотка ре на нотоносце
– под 1 линейкой (крупный белый овал для слабовидящих). В высоком
регистре подыгрываем педагогу на нотке ре – зажигаем звездочки. Те
дети, которые не играют, изображают руками лучики звезд и плывут по
ночному небу.
Ансамбль: педагог и дети.
8.
Развитие тембрового слуха.
Педагог: раздает инструменты шумового оркестра, демонстрируя тембр и
подбирая слова – характеристики звучания (их определяют дети)
Маракас – шуршащий, глухой
Рубанок – резкий, деревянный стучащий
Бубен – звенящий, праздничный
Треугольник – гудящий, серебристый
Играющие становятся в 2 линии. Дети с инструментами по очереди
играют,
а
определяющие
на
слух
тембр
любимого
инструмента
двигаются как куколки (можно придумать, кого ты изображаешь под
звучание тембра). Мышку, кошечку, кенгуру, волка и т.д.
Аппликатурные упражнения
9.
а) Разминка для пальчиков:
Педагог:
Ты, утенок, не пищи!
Лучше маму поищи!
Сжимать пальчики в кулачки и разжимать. Можно использовать
резиновые игрушки.
б) Считаем пальчики
Педагог:
Вот дедушка, вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся моя семья.
Пальчики пригибаются к ладошке, начиная с большого, на последнюю
фразу второй рукой охватить весь кулачок.
в) Цветок
Постепенно
раскрываются
подушечки
пальцев,
округлые
ладошки,
сомкнутые запястья.
Педагог:
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок – пион.
10.Игра с музыкой
Слушаем произведение «Смешные часики»
Определяем на слух особенности звучания:
в 1 разделе – четко
во 2 разделе – скрипящее
в 3 разделе – мягкое, гибкое.
Подбираем движения, соответствующие звучания и танцуем все вместе
забавный танец.
Урок закончен.
Хорошего настроения!