Напоминание

Адаптация слабовидящих детей в группе общего музыкального развития


Автор: Жукова Елена Григорьвна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДМШ №4
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Адаптация слабовидящих детей в группе общего музыкального развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




Урок преподавателя МАУ ДО «Детская музыкальная школа № 4»

Жуковой Елены Григорьевны

«Адаптация слабовидящих детей в группе общего музыкального развития»

Сегодня в группе общего музыкального развития для детей 6 лет в ДМШ №

4 занимаются ребята как с хорошим, так и с проблемным зрением: косоглазие,

слабовидящие и т.д.

Поэтому цели преподавателя:

1.

Гармонизовать

скованное,

неуверенное,

тревожное

психологическое

состояние ребенка, связанное с недугом, приобщая его к взаимодействию с

ярким музыкальным образом, который описывается на уроке

2.

Создать комфортную эмоциональную среду – ситуацию успеха для каждого

ребенка под девизом: «Я могу, я знаю»

3.

Включить

детей

в

процесс

коллективной

игры

и

совме стного

музицирования

с

одногруппниками

и

преподавателем,

активизировать

слуховую активность.

4.

Использовать на уроке методы, щадящие зрение детей.

5.

Развить музыкальные способности детей: чувство ритма, слух и интонацию,

познакомить с элементами музыкальной грамотности.

Дети с проблемами зрения располагаются за первыми партами, т.к. им

предоставляется широкое поле обзора происходящего в классе.

1.

Приветствие и организация слухового внимания детей происходит в форме

музыкального диалога с преподавателем.

Звенит колокольчик

Педагог поет, аккомпанирует:

Прозвенел звонок – начался урок

Здравствуйте, ребята, - здравствуйте

Здравствуй, Маша, - здравствуйте

Здравствуй, Ваня, - здравствуйте

При

этом

дети

поют

ответные

реплики

в

определенной

тональности,

пытаясь скоординировать слух и голос.

2.

Дальнейшее

распевание

в

игре

«Лесное

эхо».

Учитель

поет

короткие

попевки, дети повторяют их вслед за преподавателем.

Педагог:

Все ребята были в лесу и слышали эхо? Да!

А сейчас мы изобразим эхо в классе:

Поем: Эхо – эхо, отзовись – отзовись!

Чисто петь – чисто петь, научись – научись.

Слушай, слушай, не зевай, не зевай,

Всё за мной, всё за мной повторяй, повторяй.

3.

Развитие регистрового слуха.

Педагог:

К

нам

в

гости

пришли

министры-регистры!

Послушаем,

кто

за

кем

появляется – высокий, средний или низкий и покажем их появление в

движении.

Танец-игра РНП «Пойду ль я, выйду ль я да»

4.

Понятие «выше-ниже». Слуховой анализ.

Педагог:

А сейчас покажем ручками, как ползет змейка: на горку или с горки?

(играются восходящие и нисходящие). Хроматические хода.

5.

Повторяем названия звуков 1 октавы.

Педагог совместно с детьми исполняют «песенку-игру для ребят», где

каждый ребенок интонирует сольно нотку звукоряда До мажор.

6.

Определение звуков на слух в сопоставлении: низкая-высокая.

Педагог:

Нотки хотят, чтобы мы их послушали и определили.

«Какая я, Маша?» - решительная

«Какая я, Ваня?» - симпатичная

7.

Игра «живая клавиатура» развивает память.

Педагог: исполняет песенку на «живой клавиатуре». Нужно вспомнить ее

название. «Ёжик-ёжик чудачок».

Педагог:

Послушаем музыку Елены Михайловны Попляновой, как она звучит?

Придумайте название

«В небе высоком звездочки-крошки

Ночь разбросала легкой рукой.

В речке луна протянула дорожку.

Хочешь, по ней погуляем с тобой».

Дети: нежное, тихое звучание. Варианты названий: «Ночная сказка»

Педагог: подойдем к клавиатуре фортепиано. Найдем черные двойняшки

и будем между ними играть на клавише «ре». Вот нотка ре на нотоносце

– под 1 линейкой (крупный белый овал для слабовидящих). В высоком

регистре подыгрываем педагогу на нотке ре – зажигаем звездочки. Те

дети, которые не играют, изображают руками лучики звезд и плывут по

ночному небу.

Ансамбль: педагог и дети.

8.

Развитие тембрового слуха.

Педагог: раздает инструменты шумового оркестра, демонстрируя тембр и

подбирая слова – характеристики звучания (их определяют дети)

Маракас – шуршащий, глухой

Рубанок – резкий, деревянный стучащий

Бубен – звенящий, праздничный

Треугольник – гудящий, серебристый

Играющие становятся в 2 линии. Дети с инструментами по очереди

играют,

а

определяющие

на

слух

тембр

любимого

инструмента

двигаются как куколки (можно придумать, кого ты изображаешь под

звучание тембра). Мышку, кошечку, кенгуру, волка и т.д.

Аппликатурные упражнения

9.

а) Разминка для пальчиков:

Педагог:

Ты, утенок, не пищи!

Лучше маму поищи!

Сжимать пальчики в кулачки и разжимать. Можно использовать

резиновые игрушки.

б) Считаем пальчики

Педагог:

Вот дедушка, вот бабушка,

Вот папочка, вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся моя семья.

Пальчики пригибаются к ладошке, начиная с большого, на последнюю

фразу второй рукой охватить весь кулачок.

в) Цветок

Постепенно

раскрываются

подушечки

пальцев,

округлые

ладошки,

сомкнутые запястья.

Педагог:

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок – пион.

10.Игра с музыкой

Слушаем произведение «Смешные часики»

Определяем на слух особенности звучания:

в 1 разделе – четко

во 2 разделе – скрипящее

в 3 разделе – мягкое, гибкое.

Подбираем движения, соответствующие звучания и танцуем все вместе

забавный танец.

Урок закончен.

Хорошего настроения!



В раздел образования