Автор: Сухарникова Елена Олеговна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №42"
Населённый пункт: г.Саранск
Наименование материала: рекомендация для воспитателя
Тема: "Роль воспитателя на музыкальных занятиях в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №42»
Рекомендации для воспитателей:
«Роль воспитателя на музыкальных за-
нятиях в детском саду».
Подготовила: Сухарникова Е.О.
Саранск 2017
Содержание:
1
I. Особенности педагогического взаимодействия 3
II. Общие организационные рекомендации 4
III. Рекомендации воспитателю на каждое занятие 6
IV. Рекомендации воспитателю на проведение праздников
и других развлечений 7
V. Выводы 8
2
I. Особенности педагогического взаимодействия
Среди многих проблем последнего времени, касающихся до-
школьного воспитания, выделяется проблема взаимодействия вос-
питателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодей-
ствия воспитателя и музыкального руководителя - одна из самых
важных: от её решения зависит успешность процесса не только му-
зыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заин-
тересованность
воспитателей
в
процессе
музыкального
занятия.
Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все
задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновени-
ем. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы ни
происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться
на воспитателя.
Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музы-
кальном занятии? Насколько активно воспитатели детского сада
участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осозна-
ют важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает сво-
ей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном заня-
тии — с целью поддержания дисциплины.
Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музы-
кальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзира-
тель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно, и вы вместе с
детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете
музыку и делаете это не как повинность, а с душой, но не забывае-
3
те, что идёт педагогический процесс, который необходимо контро-
лировать.
II. Общие организационные рекомендации
А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.
Педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать все программные требования по музыкальному воспи-
танию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным
помощником музыкальному руководителю на музыкальных заняти-
ях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении
детьми программного музыкального репертуара, показывать образ-
цы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми груп-
пы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослу-
шивания музыкальных произведений в группе с помощью техниче-
ских средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодиче-
ский слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических
игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музы-
кальных
инструментах
(металлофоне,
тембровых
колокольчиках,
деревянных ложках и др.).
4
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все
разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмиче-
ские движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности
каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполь-
зовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях,
прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной
деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей
для самостоятельных творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя
знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и
навыки на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию за-
нятий и режимных моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом
обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных
умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребен-
ка.
17. Принимать активное участие в подготовке и проведении
праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спекта-
клей.
18. Готовить тематические подборки поэтического материала к
развлечениям и музыкальным утренникам.
5
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении
музыкального зала для праздников и развлечений.
20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мо-
бильным.
III. Рекомендации воспитателю на каждое занятие
Каждое музыкальное занятие должным образом должно быть
организовано:
1. На музыкальном занятии дети должны быть соответствую-
ще одетыми, на ногах удобная обувь, девочки желательно в юбоч-
ках.
2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, че-
редуя мальчика и девочку.
3. На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, что-
бы построиться и настроить детей на занятие.
4. Воспитатель с собой приносит тетрадь с твёрдой обложкой
и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения, танцев, ре-
комендации и т д.
5.
Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не
пропустить какой-либо материал.
6. Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев,
игр, петь песни и т д.
7. Следить за правильным выполнением детьми движений.
8. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тиши-
ну: не включать магнитофон или радио, так как у детей нарушается
слуховое восприятие и сосредоточенность.
6
9. В свободной деятельности закреплять материал, получен-
ный на занятии.
IV. Рекомендации воспитателю на проведение праздников
и других развлечений
Праздник в детском саду – это большая работа всего коллекти-
ва, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники
детского
сада: воспитатели,
специалисты,
кастелянша,
повара,
администрация.
Успешное проведение праздника зависит от совместной орга-
низованной работы всего коллектива детского сада.
1. На праздник дети одеваются нарядно или по рекомендации
музыкального руководителя.
2 . Воспитателям обязательно необходимо провести беседу с
родителями о правилах посещения праздника (быть нарядными,
иметь сменную обувь, отключить звук телефонов)
3. При подготовке к празднику задействовать по возможности
всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотво-
рение.
4. Воспитатель разучивает с детьми стихи, роли, сценки.
5. На празднике должны присутствовать оба воспитателя.
6.
Ведущей
необходимо
произносить
текст
эмоционально,
громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную
обстановку на празднике.
7. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять
движения вместе с ними (до старшей группы).
7
8. Воспитатели вместе с музыкальным руководителем украша-
ют зал к празднику и убирают после своего утренника все атрибу-
ты.
Праздник – это показатель работы всего коллектива детского
сада и именно от организации его работы музыкальным руководи-
телем, зависит, каков он будет.
V. Заключение
Без активной помощи воспитателя продуктивность музыкаль-
ных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление
процесса музыкального воспитания требует от педагога большой
отдачи,
инициативы,
заинтересованности.
Воспитывая
ребенка
средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо
понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого
надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методиче-
скими приемами можно закладывать основы правильного восприя-
тия музыки.
8