Автор: Ракина Галина Генриховна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "ООШ" с.Деревянск
Населённый пункт: Село Деревянск , Усть-Куломского района, Республики Коми
Наименование материала: доклад на МО учителей начальных классов
Тема: Технология деятельностного подхода.
Раздел: начальное образование
Технология деятельностного подхода
«…Образование, чтобы достичь своей цели
и для отдельного ученика и для общества,
должно базироваться на актуальном
и жизненном опыте отдельного человека…».
Дьюи
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед
школой задачу, в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими
знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему
максимальную пользу.
Образование должно воспитывать в человеке чувство чести и собственного
достоинства,
социальную
справедливость,
гуманизм,
высокую
духовность
и
нравственность. Таким образом отечественной системе образования выдвинут новый
социальный
заказ.
Обществу
необходимы
социально
мобильные,
творчески
действующие граждане, способные развивать науку, промышленность, обеспечивающие
поступательное движение вперёд при неукоснительном соблюдении гражданских прав и
свобод.
Общество
не
удовлетворено
постановкой
обучения,
так
как
вышедший
из
школы
выпускник
чаще
всего
не
готов
к
дальнейшему
самостоятельному обучению,
к
переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности.
Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно
называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том
числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого»
подхода к деятельностному.
Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать
можно только в процессе деятельности.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом
развития,
и
этот
потенциал
может
развиться
только
в
процессе
собственной
деятельности.
Что же представляет собой учение как деятельность?
Термин «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» определяет любую активность, любую работу человека.
Осмысленная и целенаправленная деятельность школьников по овладению
знаниями определяется как учебная деятельность.
Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как
всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.
Каждому
человеку,
вступающему
в
этот
сложный
и
противоречивый
мир,
необходимы
определённые
навыки
мышления
и
качества
личности.
Умение
анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную
самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку
необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс
обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому нам как учителям необходимо не только доступно всё рассказать, но и
научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Этому
способствуют
активные формы и методы обучения,
к которым можно
отнести:
- игру, (различные виды игр);
- проблемные ситуации;
- обучение через деятельность;
- групповую и парную работу;
- «оценочную» деятельность обучающихся (результат).
Что же означает деятельностный подход?
Деятельностный подход– это организация учебного процесса, в котором главное место
отводится
активной
и
разносторонней,
в
максимальной
степени
самостоятельной
познавательной деятельности школьника.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной
учебной
цели
(понимания
того,
что
именно
нуж но
выяснить,
о своить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять
приобретённые знания;
•
формирование
у
школьников
умения
контролировать
свои
действия
–
как
после
их
завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Таким образом ключевыми
словами
в
характеристике
деятельностного подхода,
применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать,
сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Расшифруем так:
ИСКАТЬ
–
опрашивать
окружение,
консультироваться
у
учителя,
получать
информацию;
ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями,
критически
относиться
к
тому
или
иному
высказыванию,
предложению,
уметь
противостоять
неуверенности
и
сложности,
занимать
позицию
в
дискуссиях
и
вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со
здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и
литературы;
СОТРУДНИЧАТЬ – уметь
работать
в
группе,
принимать
решения,
улаживать
разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя
обязанности;
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в
группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою
работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации,
стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Система дидактических принципов.
Реализация
технологии
деятельностного
метода
в
практическом
преподавании
обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и
продвижение его в развитие осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а
в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
Процесс познания должен быть организован, как самостоятельная деятельность познающего.
Учитель - организатор процесса
2.
Принцип
непрерывности
означает
такую
организацию
обучения,
когда
результат
деятельности
на
каждом
предыдущем
этапе
обеспечивает
начало
следующего
этапа.
Непрерывность
процесса
обеспечивается
инвариативностью
технологии,
а
также
преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть
сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе),
о роли и месте науки в системе наук.
2
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся
содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на
уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний)
5.
Принцип
психологической
комфортности предполагает снятие стрессообразующих
факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы,
ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления,
то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование
способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в
учебной
деятельности
школьников,
приобретение
ими
собственного
опыта
творческой
деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных
задач.
Представленная
система
дидактических
принципов
обеспечивает
передачу
детям
культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями
традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности,
сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не
отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации
современных
образовательных
целей.
Одновременно
она
является
саморегулирующимся
механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком
индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им
социально безопасного минимума.
Сформулированные
выше
дидактические
принципы
задают
систему
необходимых
и
достаточных
условий
организации
непрерывного
процесса
обучения
деятельностной
парадигме образования.
Включение ребенка в учебную деятельность на основе метода рефлексии создает условия
не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования
устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания).
Технология деятельностного метода обучения включает в себя систему деятельностных
шагов.
Рассмотрим последовательность деятельностных шагов на примере структуры урока
введения нового знания, которая имеет следующий вид:
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Данный
этап
процесса
обучения
предполагает
осознанное
вхождение
учащегося
в
пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его
мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1)
актуализируются
требования
к
нему
со
стороны
учебной
деятельности
(“надо”);
2)
создаются
условия
для
возникновения
внутренней
потребности
включения
в
учебную
деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной
деятельности
и
самополагания
в
ней,
предполагающие
сопоставление
учеником
своего
реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе
нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их
реализации.
3
Рекомендации к проведению:
1) Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и.т.д.
2) Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа
действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается
затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
Рекомендации к проведению:
1) Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа.
2)
Индивидуальные
формы
работы:
задание
для
самостоятельного
выполнения,
математический диктант и т.д.
3)
Фиксация
в
громкой
речи
различных
вариантов
решения
и
отсутствия
изученного
способа их обоснования.
3. Постановка учебной задачи.
На
данном
этапе
обучающиеся
соотносят
свои
действия
с
используемым
способом
действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней
речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность обучающихся
по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом
задании
должен
обнаружиться
недостаток
имеющихся
знаний,
т.е.
возникает
ситуация,
в
которой требуется изменить известные обучающимся алгоритмы в новой ситуации или создать
новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой
(или уточнением) темы урока.
Рекомендации к проведению:
1)
Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог.
2)
Включение эмоцианального компонента: «яркое пятно», похвала и т.д.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
На
данном
этапе
предлагается
выбор
обучающимися
метода
разрешения
проблемной
ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
4
Учитель
организует
коллективную
деятельность
учащихся
в
форме
мозгового
штурма
(подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового
способа,
новый
способ
действий
фиксируется
в
речи
и
знаково
в
соответствии
с
формулировками
и
обозначениями
общепринятыми.
В
завершении
устанавливается,
что
учебная задача разрешена.
Рекомендации к проведению:
1)
Коммуникативное
взаимодействие,
подводящий
диалог,
побуждающий
диалог,
мозговой штурм и т.д.
2)
Использование
двигательной
активности,
материальных
и
материализованных
моделей.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на
новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Рекомендации к проведению:
1)
Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.
2)
«Цепочки», соревнования, игровые ситуации и пр.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся
самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их
самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее. В результате
организуется
исполнительская
рефлексия
хода
реализации
построенного
проекта
учебных
действий и контрольных процедур.
Эмоциональная
направленность
этапа
состоит
в
организации
ситуации
успеха,
способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
Рекомендации к проведению:
Письменная работа, небольшой объем, узкая типовая направленность. Индивидуальная
деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На
данном
этапе
выявляются
границы
применимости
нового
знания
и
выполняются
задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование
изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем
новых
способов
действий.
Таким
образом,
происходит,
с
одной
стороны,
автоматизация
умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем
новых норм.
5
Рекомендации к проведению:
Коммуникативное взаимодействие преимущественно в парах или группах. Возможность
выбора заданий учащимися. Включение элементов проектирования, игровых ситуаций и т.д.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение
фиксируется
степень
соответствия
поставленной
цели
и
результатов
деятельности
и
намечаются цели последующей деятельности.
Рекомендации к проведению:
Беседа: Чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где используется? В чем
отличие новой ситуации от ранее изученной? Где возникло затруднение? Каковы результаты
класса?(мои собственные)? Кого можно похвалить? Над чем ещё надо поработать? Возможно
использование
специальных
сигналов-
цвет,
знак,
шкала
и
т.д.,
для
обозначения
степени
достижения поставленной цели деятельности. ( Если вы все поняли, то поднимите - зеленый,
если вообще ничего не понял - красный; «гора успеха», «мишень»…)
Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре
группы:
1)
уроки «открытия» нового знания;
2)
уроки рефлексии;
3)
уроки общеметодологической направленности;
4)
уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная
цель:
формирование
способности
обучающихся
к
новому
способу
действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых
элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная
цель:
формирование
у
обучающихся
способностей
к
рефлексии
коррекционно-контрольного
типа
и
реализации
коррекционной
нормы
(фиксирование
собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация
проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная
цель:
формирование
способности
обучающихся
к
новому
способу
действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная
цель:
выявление
теоретических
основ
построения
содержательно-
методических линий.
6
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная
цель:
формирование
способности
обучающихся
к
осуществлению
контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1.
предъявление контролируемого варианта;
2.
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3.
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
4.
оценку
результата
сопоставления
в
соответствии
с
заранее
обоснованным
критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности
ученика в соответствии со следующей структурой:
1.
написание обучающимися варианта контрольной работы;
2.
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3.
оценка
обучающимися
результата
сопоставления
в
соответствии
с
ранее
установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не
должно
разрушать
его
непрерывности,
а
значит,
необходимо
обеспечить
инвариантность
технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов
должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему
система
дидактических
принципов
как
основа
для
построения
структуры
и
условий
взаимодействия между учителем и учеником.
Итак, подытожим. В чем же преимущества деятельностного подхода?
Преимущества деятельностного подхода
•
У
обучающихся
в
наибольшей
степени
развиваются
навыки
самостоятельной
работы;
•
формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
•
возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной
работе;
•
интерес к предмету побуждает к чтению биологической литературы, что расширяет
их познания в области данной науки.
7