Напоминание

Технология деятельностного подхода.


Автор: Ракина Галина Генриховна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "ООШ" с.Деревянск
Населённый пункт: Село Деревянск , Усть-Куломского района, Республики Коми
Наименование материала: доклад на МО учителей начальных классов
Тема: Технология деятельностного подхода.
Раздел: начальное образование





Назад




Технология деятельностного подхода

«…Образование, чтобы достичь своей цели

и для отдельного ученика и для общества,

должно базироваться на актуальном

и жизненном опыте отдельного человека…».

Дьюи

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед

школой задачу, в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими

знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему

максимальную пользу.

Образование должно воспитывать в человеке чувство чести и собственного

достоинства,

социальную

справедливость,

гуманизм,

высокую

духовность

и

нравственность. Таким образом отечественной системе образования выдвинут новый

социальный

заказ.

Обществу

необходимы

социально

мобильные,

творчески

действующие граждане, способные развивать науку, промышленность, обеспечивающие

поступательное движение вперёд при неукоснительном соблюдении гражданских прав и

свобод.

Общество

не

удовлетворено

постановкой

обучения,

так

как

вышедший

из

школы

выпускник

чаще

всего

не

готов

к

дальнейшему

самостоятельному обучению,

к

переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности.

Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно

называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том

числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого»

подхода к деятельностному.

Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать

можно только в процессе деятельности.

Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом

развития,

и

этот

потенциал

может

развиться

только

в

процессе

собственной

деятельности.

Что же представляет собой учение как деятельность?

Термин «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» определяет любую активность, любую работу человека.

Осмысленная и целенаправленная деятельность школьников по овладению

знаниями определяется как учебная деятельность.

Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как

всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.

Каждому

человеку,

вступающему

в

этот

сложный

и

противоречивый

мир,

необходимы

определённые

навыки

мышления

и

качества

личности.

Умение

анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную

самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку

необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс

обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.

Поэтому нам как учителям необходимо не только доступно всё рассказать, но и

научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.

Этому

способствуют

активные формы и методы обучения,

к которым можно

отнести:

- игру, (различные виды игр);

- проблемные ситуации;

- обучение через деятельность;

- групповую и парную работу;

- «оценочную» деятельность обучающихся (результат).

Что же означает деятельностный подход?

Деятельностный подход– это организация учебного процесса, в котором главное место

отводится

активной

и

разносторонней,

в

максимальной

степени

самостоятельной

познавательной деятельности школьника.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной

учебной

цели

(понимания

того,

что

именно

нуж но

выяснить,

о своить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять

приобретённые знания;

формирование

у

школьников

умения

контролировать

свои

действия

как

после

их

завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом ключевыми

словами

в

характеристике

деятельностного подхода,

применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать,

сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Расшифруем так:

ИСКАТЬ

опрашивать

окружение,

консультироваться

у

учителя,

получать

информацию;

ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями,

критически

относиться

к

тому

или

иному

высказыванию,

предложению,

уметь

противостоять

неуверенности

и

сложности,

занимать

позицию

в

дискуссиях

и

вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со

здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и

литературы;

СОТРУДНИЧАТЬ – уметь

работать

в

группе,

принимать

решения,

улаживать

разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя

обязанности;

ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в

группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою

работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации,

стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Система дидактических принципов.

Реализация

технологии

деятельностного

метода

в

практическом

преподавании

обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и

продвижение его в развитие осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а

в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

Процесс познания должен быть организован, как самостоятельная деятельность познающего.

Учитель - организатор процесса

2.

Принцип

непрерывности

означает

такую

организацию

обучения,

когда

результат

деятельности

на

каждом

предыдущем

этапе

обеспечивает

начало

следующего

этапа.

Непрерывность

процесса

обеспечивается

инвариативностью

технологии,

а

также

преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть

сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе),

о роли и месте науки в системе наук.

2

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся

содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на

уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний)

5.

Принцип

психологической

комфортности предполагает снятие стрессообразующих

факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы,

ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления,

то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование

способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в

учебной

деятельности

школьников,

приобретение

ими

собственного

опыта

творческой

деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных

задач.

Представленная

система

дидактических

принципов

обеспечивает

передачу

детям

культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями

традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности,

сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не

отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации

современных

образовательных

целей.

Одновременно

она

является

саморегулирующимся

механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком

индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им

социально безопасного минимума.

Сформулированные

выше

дидактические

принципы

задают

систему

необходимых

и

достаточных

условий

организации

непрерывного

процесса

обучения

деятельностной

парадигме образования.

Включение ребенка в учебную деятельность на основе метода рефлексии создает условия

не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования

устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания).

Технология деятельностного метода обучения включает в себя систему деятельностных

шагов.

Рассмотрим последовательность деятельностных шагов на примере структуры урока

введения нового знания, которая имеет следующий вид:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Данный

этап

процесса

обучения

предполагает

осознанное

вхождение

учащегося

в

пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его

мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1)

актуализируются

требования

к

нему

со

стороны

учебной

деятельности

(“надо”);

2)

создаются

условия

для

возникновения

внутренней

потребности

включения

в

учебную

деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной

деятельности

и

самополагания

в

ней,

предполагающие

сопоставление

учеником

своего

реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе

нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их

реализации.

3

Рекомендации к проведению:

1) Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и.т.д.

2) Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа

действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается

затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Рекомендации к проведению:

1) Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа.

2)

Индивидуальные

формы

работы:

задание

для

самостоятельного

выполнения,

математический диктант и т.д.

3)

Фиксация

в

громкой

речи

различных

вариантов

решения

и

отсутствия

изученного

способа их обоснования.

3. Постановка учебной задачи.

На

данном

этапе

обучающиеся

соотносят

свои

действия

с

используемым

способом

действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней

речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность обучающихся

по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом

задании

должен

обнаружиться

недостаток

имеющихся

знаний,

т.е.

возникает

ситуация,

в

которой требуется изменить известные обучающимся алгоритмы в новой ситуации или создать

новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой

(или уточнением) темы урока.

Рекомендации к проведению:

1)

Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог.

2)

Включение эмоцианального компонента: «яркое пятно», похвала и т.д.

4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

На

данном

этапе

предлагается

выбор

обучающимися

метода

разрешения

проблемной

ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

4

Учитель

организует

коллективную

деятельность

учащихся

в

форме

мозгового

штурма

(подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового

способа,

новый

способ

действий

фиксируется

в

речи

и

знаково

в

соответствии

с

формулировками

и

обозначениями

общепринятыми.

В

завершении

устанавливается,

что

учебная задача разрешена.

Рекомендации к проведению:

1)

Коммуникативное

взаимодействие,

подводящий

диалог,

побуждающий

диалог,

мозговой штурм и т.д.

2)

Использование

двигательной

активности,

материальных

и

материализованных

моделей.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на

новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Рекомендации к проведению:

1)

Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.

2)

«Цепочки», соревнования, игровые ситуации и пр.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся

самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их

самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее. В результате

организуется

исполнительская

рефлексия

хода

реализации

построенного

проекта

учебных

действий и контрольных процедур.

Эмоциональная

направленность

этапа

состоит

в

организации

ситуации

успеха,

способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

Рекомендации к проведению:

Письменная работа, небольшой объем, узкая типовая направленность. Индивидуальная

деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение.

На

данном

этапе

выявляются

границы

применимости

нового

знания

и

выполняются

задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование

изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем

новых

способов

действий.

Таким

образом,

происходит,

с

одной

стороны,

автоматизация

умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем

новых норм.

5

Рекомендации к проведению:

Коммуникативное взаимодействие преимущественно в парах или группах. Возможность

выбора заданий учащимися. Включение элементов проектирования, игровых ситуаций и т.д.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение

фиксируется

степень

соответствия

поставленной

цели

и

результатов

деятельности

и

намечаются цели последующей деятельности.

Рекомендации к проведению:

Беседа: Чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где используется? В чем

отличие новой ситуации от ранее изученной? Где возникло затруднение? Каковы результаты

класса?(мои собственные)? Кого можно похвалить? Над чем ещё надо поработать? Возможно

использование

специальных

сигналов-

цвет,

знак,

шкала

и

т.д.,

для

обозначения

степени

достижения поставленной цели деятельности. ( Если вы все поняли, то поднимите - зеленый,

если вообще ничего не понял - красный; «гора успеха», «мишень»…)

Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре

группы:

1)

уроки «открытия» нового знания;

2)

уроки рефлексии;

3)

уроки общеметодологической направленности;

4)

уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная

цель:

формирование

способности

обучающихся

к

новому

способу

действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых

элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная

цель:

формирование

у

обучающихся

способностей

к

рефлексии

коррекционно-контрольного

типа

и

реализации

коррекционной

нормы

(фиксирование

собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация

проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная

цель:

формирование

способности

обучающихся

к

новому

способу

действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная

цель:

выявление

теоретических

основ

построения

содержательно-

методических линий.

6

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная

цель:

формирование

способности

обучающихся

к

осуществлению

контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1.

предъявление контролируемого варианта;

2.

наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3.

сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

4.

оценку

результата

сопоставления

в

соответствии

с

заранее

обоснованным

критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности

ученика в соответствии со следующей структурой:

1.

написание обучающимися варианта контрольной работы;

2.

сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3.

оценка

обучающимися

результата

сопоставления

в

соответствии

с

ранее

установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не

должно

разрушать

его

непрерывности,

а

значит,

необходимо

обеспечить

инвариантность

технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов

должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему

система

дидактических

принципов

как

основа

для

построения

структуры

и

условий

взаимодействия между учителем и учеником.

Итак, подытожим. В чем же преимущества деятельностного подхода?

Преимущества деятельностного подхода

У

обучающихся

в

наибольшей

степени

развиваются

навыки

самостоятельной

работы;

формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;

возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной

работе;

интерес к предмету побуждает к чтению биологической литературы, что расширяет

их познания в области данной науки.

7



В раздел образования