Автор: Усманова Салима Газинуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детского сада - структурного подразделения МАОУ ЦО № 114
Населённый пункт: г. Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: «Основы воспитания у дошкольников уважительного отношения к семье, обществу, государству».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 114 с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Детский сад
Выступление на родительской конференции
Тема: «Основы воспитания у дошкольников уважительного отношения
к семье, обществу, государству».
Подготовил:
Воспитатель Усманова С.Г.
Уфа 2019
Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, традициям,
музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу -
вот ведущая педагогическая идея.
Актуальной педагогической задачей современности выступает необходимость
в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю
своей
семьи,
страны,
мира,
любил
свою
родину,
пришел
к
пониманию
и
осознанию
собственной
неповторимости,
и
значимости
каждого
человека,
живущего на земле.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное,
нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной
культуре,
в
овладении
ее
ценностями,
необходимо
сформировать
основу,
фундамент
для
воссоздания
духовности,
что
предполагает
глубокое
знание
традиций
и
обычаев,
активную
педагогическую
деятельность
среди
подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, прежде
всего в сфере воспитания и образования.
Прежде чем определить понятие «уважительного отношение к семейным
традициям», обратимся к определению понятия «семья» и рассмотрению роли
семьи в развитии ребенка.
Семья - общественный механизм воспроизводства человека; отношения
между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях
малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной
ответственностью и взаимопомощью .
Именно в семье закладываются основы
нравственности
человека,
формируются
нормы
поведения,
раскрываются
внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не
только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует
его
социальную,
творческую
активность,
раскрывает
индивидуальность.
Уважительное
отношение
к
семье
необходимо
воспитывать
именно
в
период
дошкольного детства, когда у ребенка формируются основные представления о
семье,
семейных
традициях
и
устоях
и
т.д.
Большая
роль
в
воспитании
ценностного отношения к семье отводится традициям . Семейные традиции - это
духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад
жизни
и
привычки
его
обитателей.
Так,
одни
семьи
предпочитают
рано
подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером
без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы,
обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
К числу семейных традиций мы отнесли следующие:
· Чтить память предков: чувствовать и проявлять глубокое уважение и почтение к
предшествующим поколениям;
· Почитать старших в доме:
· Уважать родителей;
· Забота о младших;
· Жить дружно.
Анализ исследований по проблеме семейных традиций показал, что семейные
традиции:
- позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: «при любой
погоде» в семье состоится то, что заведено;
- дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
-
настраивают
ребенка
на
оптимизм
и
позитивное
восприятие
жизни,
когда
«каждый день - праздник»;
- создают неповторимые детские воспоминания, о которых ребенок будет когда-
нибудь рассказывать своим детям;
- позволяют ощутить гордость за свою семью и др.
Вышеизложенное позволяет определить «уважительное отношение к
семейным традициям», как образование личности, которое включает понимание
сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков;
осознание нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения - как
основы
семьи;
желание
передавать
и
умножать
национальные,
культурные
традиции
семьи;
стремление
к
здоровому
образу
жизни;
эмоциональную
отзывчивость
на
чувства,
заботы
и
переживания
членов
семьи;
моральное
удовлетворение
от
признания
и
любви
родителей,
потребность
принимать
активное участие в жизни семьи.
Общество и семья первые педагоги, знакомящие ребенка с Родиной,
традициями. Они воспитывают в «маленьком человечке» чувство его значимости
в этом мире.
Взрослый выступает в роли посредника между ребенком и окружающим
миром, ребенком и историей, культурой народа. При воспитании патриотических
чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и народным явлениям.
Через малое, к большому. Т.е. следует сохранять интерес не только к народным
традициям, но и развивать его дальше: показывать различия и сходства традиций
разных народов, говорить о том, что все традиции имеют своей целью одно -
воспитание в будущем поколении людей, ценящих и помнящих, уважающих и не
забывающих развивающих и приумножающих истоки родной культуры.
Нельзя забывать и об интернациональном воспитании – основе уважения к
другим нациям. Ведь не зря говорят: «Человек, не уважающий другой народ, не
уважает
свой
собственный».
Надо
внушить
это
детям,
только
тогда
будет
ощущаться уверенность в том, что усилия не пропали даром, а этот ребенок,
который
только
еще
ходит
в
детский
сад,
будет
патриотом
и
ценителем
сокровищниц родного народа, родной земли, своей огромной страны.
Воспитание ребенка в единстве с народными традициями- вопрос достаточно
объемный и не следует недооценивать его значимости. Если в детском саду над
этим
работают
педагогический
персонал,
то
дома
этому
вопросу
уделяют
внимание далеко не все. Как приобщить народным традициям дома? Можно
проводить
семейные
праздники,
которые
могут
быть
посвящены
народным
праздникам
(День
республики,
День
города,
Ураза
байрам,
Корбан
байрам,
Сабантуй).
Можно
пригласить
бабушку
и
дедушку
из
деревни,
которые
бы
говорили на родном языке, рассказывали о том, какие праздники отмечают у них в
деревне. Гости могут рассказывать о традициях в их селе, деревне. Рекомендуются
просмотр
передач
о
городе,
республике,
посещение
народного
театра
кукол
(спектаклей), музеев, памятников культуры.
«Как воспитать у ребенка любовь к Родине?» Сначала надо научить ребенка
быть добрым, ответственным, неравнодушным. Нужно пробудить в нем к чему -
либо чувство привязанности. Но прежде необходимо «научить » ребенка видеть
красоту, которая окружает его. Ребенок не любящий природу не сможет полюбить
Родину. Любовь к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой
ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие
впечатления
еще
не
осознанны
им
глубоко,
но
пропущены
через
детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Таким образом, чем раньше начата работа по формированию патриотического
воспитания у дошкольников, тем прочнее и устойчивее будут сформированы у
них, нравственные качества, поведение устойчивое, положительное отношение к
себе,
уверенность
в
своих
силах,
открытость
к
внешнему
миру,
проявляется
доброжелательное отношение к окружающим, сопереживание другому человеку.
Тогда
они
вырастут
настоящими
патриотами
своей
Родины,
которые
будут
способны на героические поступки.