Автор: Герасимова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детского сада - структурного подразделения МАОУ ЦО № 114
Населённый пункт: г. Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: сТАТЬЯ
Тема: « Роль педагога в формировании личности ребенка»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
“Центр образования № 114 с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Выступление на родительской конференции
Тема: « Роль педагога в формировании личности ребенка»
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной
категории
Герасимова Е.Н.
Уфа 2019
Слово «педагогика» происходит от греческих слов «пайдес» (дети) и
«эго» (вести), и в дословном переводе означает «детовождение». Людей,
которые занимались «детовождением» называли педагогами. Впоследствии
образовалась
наука,
которую
назвали
«педагогика».
Педагогика-
упорядоченная
совокупность
знаний,
которая
раскрывает
сущность
процессов воспитания, обучения и развития, и дает возможность направлять
их
движение
в
соответствии
с
поставленными
целями.
Предметом
педагогики является воспитание, как педагогическое явление, особенности
организации педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников,
формирование
и
становление
личности
воспитанника
в
педагогическом
процессе.
Педагог-одна
из
самых
гуманных,
творческих,
необходимых
профессии. Именно она является фундаментом всех профессий в
мире.
Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет
нравственное и физическое развитие. Только педагог развивает ребёнка, как
личность.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Социальные
функции
педагога
–
приобщить
подрастающее
поколение
к
культурному наследию, общественному опыту старших поколений.
Общение
с
взрослым
помогает
ребенку
устанавливать
социальные
контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное
воздействие
на
особенности
и
развитие
его
общения
со
сверстниками.
Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в
общении
со
сверстниками
ребенок
пробует
усвоенные
им
в
общении
с
взрослым
способы
деятельности,
особые
формы
взаимодействия
(М.И.Лисина, 1974). Таким образом, и в общении со сверстниками до конца
дошкольного возраста ведущей фигурой остается взрослый.
В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы
стихийных
детских
и
семейных
групп,
в
сферу
педагогиче ски
организованных
коллективов.
Такой
коллектив
занимает
особое
место
в
становлении личности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и
интенсивно
формируются
необходимые
обществу
социальные
установки,
образцы поведения, приобретаются знания, умения и навыки общественной
жизни.
В
отечественной
литературе
достаточно
подробно
проанализирована
роль воспитателя в интеллектуальном развитии дошкольника, в воспитании у
него тех или иных качеств, умений, навыков, а также проблема влияния
личностных качеств воспитания на развитие личности ребенка. Вследствие
специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая
внушаемость) педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только
своими
интеллектуальными
и
педагогическими
способностями,
но
и
личностными качествами.
Воспитатель
–
это
не
только
носитель
различного
рода
служебных
(ролевых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В
этой связи вспоминается высказывание К.Д. Ушинского(1948) о том, что в
воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что
«воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой
личности...».
Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как
системного
качества
индивида
в
результате
его
социализации.
Обладая
природными
анатомо-физиологическими
предпосылками
к
становлению
личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с
окружающим
миром,
овладевая
до стижениями
ч е л о в еч е с т в а .
Складывающиеся
в
ходе
этого
процесса
способности
и
функции
воспроизводят
в
личности,
исторически
сформировавшиеся
человеческие
качества.
Овладение
действительностью
у
ребенка
осуществляется
в
его
деятельности
при
посредстве
взрослых:
тем
самым
процесс
воспитания
является
ведущим
в
развитии
его
личности.
Развитие
личности
осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих
данной личности.
Повседневная
работа
с
детьми,
знание
их
способностей
и
интересов,
умение
доставить
радость
от
новых
творческих
открытий
–
вот
основная роль воспитателя в развитии ребенка.
Огромная роль при
общении
ребенка
с педагогом принадлежит
игре
–
важнейшему
виду
детской
деятельности.
Она
является
эффективным
средством
формирования
личности дошкольника,
его
морально-волевых
качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра –
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –
это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский. И с этим трудно не
согласиться.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, на одной"
волне" с педагогом и детьми, справедливо оценивает действия и поступки
своих товарищей и свои собственные. Дети должны учиться оценивать себя,
правильно
принимать
похвалы,
замечать
и
пытаться
подвергать
анализу
собственные
успехи
и
достижения.
Это
поможет
обрести
необходимую
уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить
людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах
позволит
детям
активнее
включаться
в
любой
вид
деятельности,
охотно
делиться
в
общении
друг
с
другом
своими
мыслями
и
чувствами.
Взаимопонимание
и
контакт педагога и
детей
во
многом
определяют
успешный результат в формировании личности.
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним
делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика,
космонавта.
Следовательно,
в
играх
воспитывается
уважение
ко
всякому
труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в
нем участие.
У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к
деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И
вместе
с
тем
нужно
давать
им
возможность
разрядить
свою
энергию
в
деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети
утомляются.
Педагогические воздействия
эффективны
в
том
случае,
если
взрослый
умеет найти из всего многообразия методов и приемов, самый нужный с
учетом
особенностей
ребенка
и
конкретно
сложившейся
ситуации.
Эффективность педагогических воздействий
зависит
от
а вт о р и т е т а
воспитателя, от единства требований со стороны взрослых. В подходе к
ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в
нем самолюбие, человеческое достоинство.
Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать
психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие
всех
его
основных
психических
процессов,
способностей
и
личностных
качеств.
Именно
в
период
дошкольного
детства
закладывается
базис
личностной
культуры.
Будет
ли
ребенок
успешен
в
дальнейшей
жизни,
инициативен, самостоятелен, ответственен, открыт миру и людям, в большой
степени зависит от Вас, уважаемые педагоги.