Напоминание

« Роль педагога в формировании личности ребенка»


Автор: Герасимова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детского сада - структурного подразделения МАОУ ЦО № 114
Населённый пункт: г. Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: сТАТЬЯ
Тема: « Роль педагога в формировании личности ребенка»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

“Центр образования № 114 с углубленным изучением отдельных предметов»

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Выступление на родительской конференции

Тема: « Роль педагога в формировании личности ребенка»

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной

категории

Герасимова Е.Н.

Уфа 2019

Слово «педагогика» происходит от греческих слов «пайдес» (дети) и

«эго» (вести), и в дословном переводе означает «детовождение». Людей,

которые занимались «детовождением» называли педагогами. Впоследствии

образовалась

наука,

которую

назвали

«педагогика».

Педагогика-

упорядоченная

совокупность

знаний,

которая

раскрывает

сущность

процессов воспитания, обучения и развития, и дает возможность направлять

их

движение

в

соответствии

с

поставленными

целями.

Предметом

педагогики является воспитание, как педагогическое явление, особенности

организации педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников,

формирование

и

становление

личности

воспитанника

в

педагогическом

процессе.

Педагог-одна

из

самых

гуманных,

творческих,

необходимых

профессии. Именно она является фундаментом всех профессий в

мире.

Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет

нравственное и физическое развитие. Только педагог развивает ребёнка, как

личность.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Социальные

функции

педагога

приобщить

подрастающее

поколение

к

культурному наследию, общественному опыту старших поколений.

Общение

с

взрослым

помогает

ребенку

устанавливать

социальные

контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное

воздействие

на

особенности

и

развитие

его

общения

со

сверстниками.

Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в

общении

со

сверстниками

ребенок

пробует

усвоенные

им

в

общении

с

взрослым

способы

деятельности,

особые

формы

взаимодействия

(М.И.Лисина, 1974). Таким образом, и в общении со сверстниками до конца

дошкольного возраста ведущей фигурой остается взрослый.

В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы

стихийных

детских

и

семейных

групп,

в

сферу

педагогиче ски

организованных

коллективов.

Такой

коллектив

занимает

особое

место

в

становлении личности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и

интенсивно

формируются

необходимые

обществу

социальные

установки,

образцы поведения, приобретаются знания, умения и навыки общественной

жизни.

В

отечественной

литературе

достаточно

подробно

проанализирована

роль воспитателя в интеллектуальном развитии дошкольника, в воспитании у

него тех или иных качеств, умений, навыков, а также проблема влияния

личностных качеств воспитания на развитие личности ребенка. Вследствие

специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая

внушаемость) педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только

своими

интеллектуальными

и

педагогическими

способностями,

но

и

личностными качествами.

Воспитатель

это

не

только

носитель

различного

рода

служебных

(ролевых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В

этой связи вспоминается высказывание К.Д. Ушинского(1948) о том, что в

воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что

«воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой

личности...».

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как

системного

качества

индивида

в

результате

его

социализации.

Обладая

природными

анатомо-физиологическими

предпосылками

к

становлению

личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с

окружающим

миром,

овладевая

до стижениями

ч е л о в еч е с т в а .

Складывающиеся

в

ходе

этого

процесса

способности

и

функции

воспроизводят

в

личности,

исторически

сформировавшиеся

человеческие

качества.

Овладение

действительностью

у

ребенка

осуществляется

в

его

деятельности

при

посредстве

взрослых:

тем

самым

процесс

воспитания

является

ведущим

в

развитии

его

личности.

Развитие

личности

осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих

данной личности.

Повседневная

работа

с

детьми,

знание

их

способностей

и

интересов,

умение

доставить

радость

от

новых

творческих

открытий

вот

основная роль воспитателя в развитии ребенка.

Огромная роль при

общении

ребенка

с педагогом принадлежит

игре

важнейшему

виду

детской

деятельности.

Она

является

эффективным

средством

формирования

личности дошкольника,

его

морально-волевых

качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра –

это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –

это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский. И с этим трудно не

согласиться.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, на одной"

волне" с педагогом и детьми, справедливо оценивает действия и поступки

своих товарищей и свои собственные. Дети должны учиться оценивать себя,

правильно

принимать

похвалы,

замечать

и

пытаться

подвергать

анализу

собственные

успехи

и

достижения.

Это

поможет

обрести

необходимую

уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить

людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах

позволит

детям

активнее

включаться

в

любой

вид

деятельности,

охотно

делиться

в

общении

друг

с

другом

своими

мыслями

и

чувствами.

Взаимопонимание

и

контакт педагога и

детей

во

многом

определяют

успешный результат в формировании личности.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним

делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика,

космонавта.

Следовательно,

в

играх

воспитывается

уважение

ко

всякому

труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в

нем участие.

У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к

деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И

вместе

с

тем

нужно

давать

им

возможность

разрядить

свою

энергию

в

деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети

утомляются.

Педагогические воздействия

эффективны

в

том

случае,

если

взрослый

умеет найти из всего многообразия методов и приемов, самый нужный с

учетом

особенностей

ребенка

и

конкретно

сложившейся

ситуации.

Эффективность педагогических воздействий

зависит

от

а вт о р и т е т а

воспитателя, от единства требований со стороны взрослых. В подходе к

ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в

нем самолюбие, человеческое достоинство.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать

психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие

всех

его

основных

психических

процессов,

способностей

и

личностных

качеств.

Именно

в

период

дошкольного

детства

закладывается

базис

личностной

культуры.

Будет

ли

ребенок

успешен

в

дальнейшей

жизни,

инициативен, самостоятелен, ответственен, открыт миру и людям, в большой

степени зависит от Вас, уважаемые педагоги.



В раздел образования