Автор: Гусак Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад №67
Населённый пункт: Приморский край, город Уссурийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Осень золотая"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на
тему «Осень золотая»
Программное содержание:
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
Развивать
мелкую
моторику
пальцев
рук,
через
пальчиковую
гимнастику.
Цель: обобщить знания детей по теме осень.
Задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
активизировать словарь детей по теме занятия;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе,
деревьях в осенний период.
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и
педагогом.
Здоровьесберегаюшие:
создание эмоционального комфорта и психологической
безопасности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в детский сад и нашла в группе
письмо от Лесовичка. Давайте его скорее прочитаем.
А кто такой Лесовичок? (ответы детей)
Правильно, ребята, Лесовичок живет в лесу, охраняет и бережет его.
Прочтение письма:
«Ребята, здравствуйте! Я Лесовичок, хочу пригласить вас в гости в свой
красивый и прекрасный лес. Но для этого вам сначала нужно отгадать мою
загадку:
Несу я урожаи,
поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек, я... (осень)
Да, правильно, это осень.
Теперь вы готовы отправиться в осенний лес. А что бы путешествие
было интересным и увлекательным, вам нужно выполнять все мои задания.
Готовы! Тогда счастливого пути! Лесовичок.»
Воспитатель: Ну что же, ребята, посмотрите, конверт с заданием с
первым заданием от Лесовичка.
Словесная игра «Да или нет».
Ребята, а вы знаете приметы осени. Сейчас проверим:
Осенью растут цветы? (нет)
А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней?
(Поздней)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
А букашки прилетают? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Достаем ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки одевать? (да)
Демонстрация изображений осени.
Воспитатель: молодцы, хорошо знаете приметы осени. Давайте продолжим
наше путешествие в осенний лес.
Следующее задание от Лесовичка.
На столе картинки с изображением разных времен года и их приметами.
Командная игра «Кто быстрее?»: дети делятся на четыре команды. Первая
команда «Зима», вторая – «Весна», третья – «Лето», четвертая – «Осень».
Каждая команда выбирает картинки с изображением своего времени года и
кто быстрее это сделает.
Воспитатель:
-Какие вы молодцы, замечательно справляетесь с заданиями Лесовичка.
Ну вот мы и зашли в глубину осеннего леса. Давайте немного отдохнем
и отправимся дальше.
Физминутка:
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
(поочередно то поднимать, то опускать руки перед собой, ладонями
вверх)
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
(медленно приседают с опущенными руками, прижатыми к корпусу,
кисти рук в стороны, ладони вниз)
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб!
(медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпу)
Кто нашел его, друзья?
(стоя прямо, пожимая плечами)
Это я, это я, это я!
(прижимать руки к груди, утвердительно кивая головой)
В небе жаворонок пел
(маховые движения руками, вращают кистями поднятых рук)
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве
(слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет,
(приседают, руками обхватывают колени)
Будет весел целый год.
(весело хлопают в ладоши)
Воспитатель:
-Отдохнули, а теперь отправляемся дальше.
Нас ждет следующее задание.
Дидактическая игра «Листики осенние»
Ребята,
подул
ветерок
и
все
листья
на
деревьях
разлетелись
и
перепутались. А помогут нам их собрать и распределить правильно к своим
деревьям волшебные клубочки.
Дети делятся на четыре команды. На ковре картинки с изображением
деревьев: береза – к ней ведет белый клубок, рябина – красный клубок, дуб –
коричневый
клубок,
осина
–
зеленый
клубок.
Каждая
команда
берет
волшебный клубок и собирает листики своего дерева.
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать
(сжимать и разжимать кулаки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(шагаем по столу средним и указательным пальцами)
Воспитатель:
-Ребята, последнее задание от Лесовичка.
Вспомните
и
назовите
перелетных
птиц,
назвать
каждую
птицу,
изображенную на картинках.
А
чтобы
выполнить
это
задание
мы
проведем подвижную
игру
«Перелетные птицы»:
Улетают, как самолетики,
Раздвоенные хвостики,
Красотки-ласточки.
(легкий бег на носках)
А вот летит соловушка,
Серая головушка.
Как он песенку споет –
Сердце радостно замрет.
(ходьба мелкими шагами)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет цапля лягушат.
(шаг с высоким подъемом колен)
Грачи по полю еще ходят,
Но насекомых не находят.
В стаи собираются,
С нами до весны прощаются.
(ходьба приставным шагом).
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, со всеми заданиями Лесовичка справились.
Давайте вспомним, где мы сегодня побывали, что и кого видели.
Дети
называют,
какие
задания
они
выполняли,
что
больше
всего
понравилось.