Автор: Молчанова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: г. Агрыз, РТ
Наименование материала: конспект ООД по познавательному развитию
Тема: Количественный состав числа 3 из единиц
Раздел: дошкольное образование
Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование
элементарных математических представлений.
Тема: Количественный состав числа 3 из единиц.
Тип ООД: изучение нового материала.
Вид ООД: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.
Цель: Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.
Задачи:
Образовательная – формирование представления о составе числа.
Развивающие – развитие математических и логических способностей.
Воспитывающая – воспитание интереса и увлеченности занятиями
математикой.
Методы обучения: игровой, исследовательский, словесный, наглядный,
практический.
Приемы: объяснение, загадки, физкультминутка.
Дидактическое обеспечение ООД:
Демонстрационный материал: Игрушки ворон, заяц, белка, большая карта,
конверт с письмом, коврик – река, цветы: 3 красных, жёлтый, зелёный, синий
– по одному, разноцветные части для мостика разной длины, ширма для
кукольного
театра,
украшенная
под
замок,
куклы
би-ба-бо
Король,
трёхглавый змей, сундучок.
Раздаточный материал: шоколадные монеты (по количеству детей).
Ход ООД
Организационный момент.
Дети играют. Раздаётся стук в дверь и громкое карканье (в записи).
Воспитатель: Ребята, вы слышали, кто-то стучался. Идёмте, посмотрим кто
же к нам пришёл?
Дети подходят к двери, открывают. На пороге сидит ворон. Рядом с ним
лежит конверт.
Воспитатель: Ребята, кто-то прислал нам письмо. Но его передал нам не
обычный почтальон, а ворон. Как вы думаете, почему?
Ребёнок: потому что письмо из леса.
Ребёнок 2: Письмо нам прислали из сказки.
Ребёнок 3: Это не простой ворон, а волшебник.
Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать, что написано в письме?
Дети: Да.
Воспитатель вскрывает конверт, достаёт письмо и читает:
«Дорогие ребята, пишет вам король Тридевятого Царства. Я прошу вас
поскорее прибыть в наше сказочное королевство и помочь нам справиться с
нашей бедой. Поселился в нашем королевстве страшный трёхглавый змей и
не даёт нам покоя. Если есть среди вас смельчаки, то скорее спешите к нам. А
чтобы вам было проще добираться, я посылаю вам карту с маршрутом «Д/с
№7 «Малыш» - Тридевятое Царство».
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, стоит ли нам отправиться на помощь в
Тридевятое Царство?
Дети: Да, нужно помочь королю сказочной страны!
Мы должны победить трёхглавого змея!
Воспитатель: Ну что же, раз вы все смелые и храбрые, тогда отправляемся в
путь.
Основная часть.
Воспитатель: Давайте рассмотрим карту. Найдите на ней наш детский сад Кто
может показать его и рассказать где он находится на карте?
Ребёнок: Он обозначен домиком, рядом с которым дети.
Ребёнок 2: Он в нижнем левом углу карты.
Воспитатель: Где на карте находится Тридевятое Царство? Как он обозначен?
Ребёнок: Он вверху карты, справа.
Ребёнок 2: Это большой красивый замок.
Дети совместно с воспитателем рассматривают карту.
Воспитатель: Куда нам нужно идти, чтобы попасть в Тридевятое Царство?
Ребёнок: Нам нужно идти вперёд к лесу.
Ребёнок: Нужно идти к ёлкам, которые нарисованы на карте.
Дети и воспитатель проходят несколько шагов вперёд. Перед ними лежат в
произвольном порядке 10 ёлок разной высоты.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, путь закрыт, все ёлки свалены в кучу! Что
же здесь могло произойти?
Ребёнок: Был ураган.
Ребёнок 2: Медведь сломал.
Ребёнок 3: Это трёхглавый змей специально завалил дорогу.
Воспитатель: Ребята, сколько ёлок преграждает нам путь?
Дети пересчитывают ёлки.
Воспитатель: Ребята, нам нужно помочь ёлкам. Как мы можем это сделать?
Ребёнок: Можно расставить их в один ряд.
Воспитатель: Ребята, мне нравится эта идея. Давайте мы снова посадим ёлки
вдоль дороги. В какой последовательности можно посадить ёлки?
Ребёнок: В убывающей (от самой большой до самой маленькой).
Ребёнок 2: В возрастающей (от самой маленькой до самой большой).
Дети выбирают в какой последовательности они посадят ёлки и освобождают
дорогу.
Вдруг раздаётся жалобный плач (магнитофонная запись).
Воспитатель: Ребята, вы слышали, кажется кто-то плакал! Давайте
остановимся и узнаем, что случилось. Дети оглядываются по сторонам и
находят маленькую белку. Рядом с белкой сидит заяц. Перед ними по букету
цветов.
Дети здороваются со зверями.
Воспитатель: Давайте узнаем, почему белка плачет?
Дети: Что случилось? Тебя кто-то обидел?
Белка: Мы с зайцем собирали цветы и сделали красивые букеты. Но заяц
начал меня дразнить и говорить, что в его букете цветов больше, чем в моём.
Воспитатель: Как можно узнать, кто из зверей прав?
Ребёнок: Можно сосчитать цветы в каждом букете.
Ребёнок 2: Можно приложить к каждому цветку из букета зайца по цветку из
букета белки.
Дети рассматривают букеты и пересчитывают их.
Воспитатель: Есть ли в букетах какие-то различия?
Ребёнок: Да, у зайца букет одного цвета, а у белки разноцветный.
Ребёнок 2: В букете зайца только красные цветы, а в букете белки цветы
зелёного, синего и жёлтого цвета.
Воспитатель: Ребята, букеты по количеству цветов одинаковые или разные?
Ребёнок: Одинаковые.
Ребёнок: В букетах зайца и белки по 3 цветка.
Воспитатель: Правильно. В обоих букетах цветов поровну.
Как белка составила свой букет? Сколько она сорвала жёлтых цветов?
Дети: Один.
Воспитатель: Зелёных цветов?
Дети: Один.
Воспитатель: Сколько синих цветов?
Дети: Один.
Воспитатель: Значит, если одному прибавить один, а потом ещё один
получится три. Ребята, вы запомнили?
Дети: Да.
Воспитатель: тогда давайте объясним это белке и зайцу, чтобы они больше не
ссорились.
Дети выкладывают разноцветные цветы по одному в линию под
выложенными в линию красными цветами, проговаривая свои действия.
Воспитатель: Пора нам ребята отправляться дальше.
Дети прощаются со зверями.
Все вместе рассматривают карту ещё раз и определяют маршрут – мост через
реку.
Воспитатель уточняет у детей, в каком направлении нужно идти.
Дети: нужно идти вперёд направо.
Все вместе идут в названном направлении.
Доходят до реки.
Воспитатель: Ребята, как нам переправиться через реку? Моста нигде нет!
Ребёнок: Можно сделать мост самим.
Ребёнок 2: Рядом с рекой какие-то разноцветные прямоугольники, может это
части моста?
Воспитатель: Да, наверное, мост был разрушен. Как вы думаете, как можно
починить мост?
Ребёнок: Перекинуть прямоугольники через реку.
Ребёнок 2: Нужно сложить несколько прямоугольников в ряд.
Воспитатель: Для того чтобы починить мост, нам нужно выбрать только те
прямоугольники, которые шире реки. Как это сделать?
Ребёнок: Приложить каждый к реке.
Дети выбирают те детали, длина которых больше ширины реки.
Воспитатель: Каких цветов детали мы выбрали?
Дети: Красного, синего, жёлтого.
Сколько всего деталей у нас получилось?
Ребёнок: Три детали.
Воспитатель: Как вы посчитали?
Ребёнок: Мы к одной красной детали прибавили одну синюю, а потом
прибавили одну жёлтую.
Ребёнок 2: Сложили все разноцветные детали.
Дети кладут все выбранные ими детали таким образом, чтобы получился
мост.
Воспитатель: Ребята, скорее в путь. За рекой я вижу замок короля
Тридевятого Царства!
Дети переходят через реку. Перед ними замок (украшенная ширма для
кукольного театра).
Из замка выглядывает трёхглавый змей.
Змей: Вы кто такие? Зачем явились в мой замок?
Ребёнок: Мы ребята из детского сада «Малыш»!
Ребёнок 2: Это не твой замок, а короля! Мы победим тебя и выгоним!
Змей: Победить меня сможет только тот, кто отгадает все мои загадки!
Воспитатель: Ребята, вы готовы отгадать загадки змея?
Дети: Да!
Воспитатель: Наши ребята очень и сообразительные. Загадывай свои загадки!
Змей (Первая голова):
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и ежонком.
Сколько было всех ежей?
Посчитай-ка поскорей! (3)
(1+1+1=3)
Змей (Вторая голова):
У Ильи есть братик Миша
И сестреночка Ириша.
Сосчитайте поскорей,
Сколько же в семье детей? (3)
(1+1+1=3)
Змей (Третья голова):
Погулять пошла Маринка,
А за ней Аринка,
А потом Игнат.
Сколько гуляет ребят? (3) (1+1+1=3)
Змей (грустно): Вы ребята, очень умные и внимательные. Все мои загадки
разгадали и победили меня. Ну что же, придётся мне уходить и королю его
замок вернуть.
Змей прячется за ширму. Из-за ширмы показывается король (кукла).
Король благодарит ребят за помощь.
Рефлексия:
Король: Ребята, расскажите мне, как вы добрались до моего замка?
Дети рассказывают маршрут своего путешествия.
Король: Какие трудности у вас были в пути.
Дети рассказывают про ёлки, которым они помогли, про букеты белки и зайца
и как они их считали и сравнивали и про мостик.
Король: Ребята, я вам очень благодарен за помощь! А в награду я одарю вас
своей золотой королевской казной! (Король отдаёт воспитателю сундучок с
шоколадными монетами).
Воспитатель и ребята благодарят короля и прощаются.