Напоминание

"Методы и приемы театрализованной деятельности"(дидактическое пособие своими руками)


Автор: Большакова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Саратовская область, татищевский район с.Вязовка
Наименование материала: "Методы и приёмы театрализованной деятельности"
Тема: "Методы и приемы театрализованной деятельности"(дидактическое пособие своими руками)
Раздел: дошкольное образование





Назад




« МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДЕТСКОМ САДУ».

Составила Воспитатель: Большакова. Н.В.

Театр поучает так,

как этого не сделать толстой книге.

Вольтер

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он

воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом,

действием, изобразительным искусством, музыкой, дети знакомятся с

окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а

умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать

выводы и обобщения.

Театральная деятельность позволяет уберечь ребенка от эстетической

глухоты.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические

задачи, касающиеся формированию выразительности речи,

интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также

является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных

открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения

искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в

процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями

моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя,

воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных

произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста

(возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает

большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство

вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или

рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Методические приемы:

1.

Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно

на тех чертах характера, с которыми их необходимо

познакомить.

2.

Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с

целью выделения детьми героев с различными чертами

характера.

3.

Выполнение детьми заданий по словесному описанию

внешности героев сказки, их одежды.

4.

Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры

разговора и произношения) героев сказки на примере

отдельных реплик.

5.

Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых

обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в

которых развиваются события.

6.

Выполнение упражнений на изображение различных

эмоциональных состояний на основе имеющегося

экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего

расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость,

заботу и др.).

7.

Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные

черты характера героев сказки.

8.

Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие

черты характера различных знакомых людей.

9.

Проигрывание этюдов с неопределенным концом (« Как бы

ты поступил в этой ситуации?»)

10.Разыгрывание импровизаций, передающих различные

жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости,

прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Занятия по театрализованной деятельности в детском саду

По мнению М.Н. Маханевой («Театрализованные занятия в детском саду»)

целесообразно остановить внимание на содержании занятий по

театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:

- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- Игры- драматизации;

- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- Упражнения по формированию выразительности исполнения;

- Отдельные упражнения по этике;

- Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.

Методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях

строится поэтапно:

1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей

сказки;

3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить

радость, страх и т.п.);

4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.

Классификация театрализованных игр

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь,

подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,

самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и

невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

инсценировки произведений;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких

сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а

ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет

«артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует

разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр

определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в

детском саду:

настольный, плоскостной и объемный,

кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток).

Задачи театрализованной деятельности в детском саду:

Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;

Расширять представление детей об окружающей действительности,

уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих

их;

Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой

деятельности;

Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в

театрализованной игре;

Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

Расширять элементарные математические, экологические,

нравственные представления посредством театральной деятельности;

Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и

рассказов, придумывать новые сказки;

Развивать представление о нравственных качествах человека,

эмоциональное осознание самого себя;

Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для

собственных спектаклей.

Из многообразии средств рекомендуется включать:

Специальные театральные этюды и упражнения;

Игры на превращения;

Игры на действие с воображаемыми предметами или на память

физических действий;

Ритмопластика;

Игры на развитие двигательных способностей;

Ритмический этюд;

Музыкально-пластические импровизации;

Жесты;

Артикуляционная гимнастика;

- зарядка для губ,

- зарядка для шеи,

- зарядка для языка.

Упражнения на дыхание;

Сочини сказку;

Придумай диалог;

Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;

Скороговорки.

Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития

эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности

детей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных

навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное произведение

или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок

познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные

ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет

преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в

себе.

Список использованной литературы.

1.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для

воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. -127 с.

2.

Макаренко Л. К проблеме приобщения детей старшего дошкольного

возраста к театральному искусству //Дошкольное воспитание. – 1994. -

№4. – С.32-33.

3.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для

работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

4.

Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр//

Дошкольное воспитание. – 1988. - №8. – С.55-58.

Приложения1

Театральные игры, и импровизации

Театральные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них

незаменимой любовью. Мы, взрослые, спрашиваем, за что? Дети видят

окружающий мир через образы, краски, звуки. Они смеются, переживают,

грустят, огорчаются вместе со сказочными героями…

Игра «День рождения»

Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми предметами,

воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со

сверстниками.

Ход игры: С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает

детей на день рождения. Г ости приходят по очереди и приносят

воображаемые подарки, С помощью выразительных движений, условных

игровых Действий дети должны показать, что именно они решили подарить.

Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в

роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут

поменяться ролями.

Игра «Король» (вариант народной игры)

Цель: Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать

согласованно.

Ход игры: Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок.

Остальные – работники, распределяются на несколько групп (3-4), и

договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем

они группами подходят к королю.

Работники: Здравствуй, король!

Король: Здравствуйте!

Работники: Нужны вам работники?

Король: А что вы умеете делать?

Работники: А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные

профессии: готовят еду, стирают белье, одежду, вышивают и т.д. Король

должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то

догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становиться

королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей

(королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры

действующих лиц (король – жадный, веселый, злой; королева – сварливая,

легкомысленная…).

Игры на превращение

Игра «Превращение детей»

Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность,

воображение, фантазию, умение действовать согласованно с партнером.

Ход игры: Дети делятся на группы:

а) группа волшебников,

б) группа зрителей,

в) группа детей.

Волшебники договариваются, в кого они будут превращать детей: в цветы,

грибы, бабочек, змей, котят…

Дети, совещаясь, какие движения они будут выполнять, как они будут

изображать (например, котят) какое-либо животное, чтобы было похоже, и

вместе с тем интересно, Зрители оценивают результаты.

Примерные игры на тренировку жестов и эмоций

Важную роль в общении играет умение ребенка внешне выражать свои

эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры и выражаются

они с помощью мимики лица, жестов, пантомимы.

Дидактическая игра «Настроение»

Цель: Находить определенное настроение у людей и животных,

изображенных на карточках, изображать сходное настроение на своем лице.

Ход игры: Педагог рассказывает детям, что у людей бывают разные

настроения. Он называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства

они будут испытывать е тех или иных случаях;

мама не отпускает тебя на прогулку,

папа подарил большую, красивую игрушку и т.д.

Затем педагог показывает картинки с основными настроениями:

радость,

грусть,

испуг,

злость,

удивление,

интерес,

презрение

просит детей назвать их, или называет сам (если дети не подготовлены),

читает стих:

Бывают чувства у зверей

У рыбок, птичек и людей

Влияет без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

Затем предлагает поиграть в игру с карточками. (Каждому ребенку дается

конверт с изображением людей и: животных, выражающих настроение). Для

этого педагог просит каждого ребенка найти среди карточек сначала всех

веселых людей, зверей, затем всех недовольных… и т.д. Ребенок внимательно

рассматривает всех персонажей и определяет эмоции. Затем педагог

предлагает изобразить на лице сказанное настроение, разрешая посматривать

на соответствующие картинки.

Если в игре участвуют несколько детей, то они выполняют это задание по

очереди. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех.

Когда дети научаться воспроизводит настроение с помощью зрительной

подсказки, то можно пытаться выполнять то же задание без картинки, только

по названии настроения.

Тренируем эмоции

Цель: Тренировать эмоции радости, страха, удивления

Ход игры: «Дети, давайте проделаем гимнастику для лица»

Улыбнитесь как:

кот на солнце

само солнце

Буратино

хитрая лиса

радостный ребенок

Удивитесь как:

ребенок, который увидел фокус

ребенок, который встретил волшебника

ребенок, который увидел чудо

Испугайтесь как:

ребенок, потерявшийся в лесу

заяц, увидевший волка

котенок, на которого лает собака

Игры на развитие внимания.

1. «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет).

Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые

сигналы.

Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети

изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя

ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на одной ноге,

«Птицы» - бегут, раскинув руки.

2. «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет).

Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.

Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди

делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в

ладоши, третий - приседает и встаёт и т. д.

3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать активное внимание.

Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз,

дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге , руки

в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки

(присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на

полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

4. «Молчанка» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.

Ход: Водящий:

Тише, мыши,

Кот на крыше,

А котята ещё выше!

Раз, два, три, четыре, пять,-

С этих пор пора молчать!

Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот

ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый

владелец исполняет художественный номер.

Игры на развитие памяти.

1. «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.

Каждый должен запомнить своё место.

Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате.

Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои

места.

2. «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи,

лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».

Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои

места.

3. «Художник» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать внимание и память.

Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того,

кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

4. «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать наблюдательность и память.

Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече

у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это

другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.

Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала

обезьянка, все повторяли в точности её движения.

Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и

кукол.

1. «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.

Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит,

разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др..)

2. «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.

Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма

«создают ситуацию». Остальные - угадывают:

1) «Таня собирает грибы в лесу».

Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове –

косынка.

2) «Олег плавает под водой».

Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает

ныряльщика.

3) «Катя попала под дождь».

Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.

3. «Жмурки» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски

кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре.

Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в

маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был

голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает,

выбирается новая мышка.

Игра продолжается.

4. «Организуем всеобщий театр.» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных

пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.

Приложение 2

Дидактические пособия своими руками

Описание материала: Пособие можно использовать на занятии, в

индивидуальной и групповой работе с детьми дошкольного возраста.

Театрализацией называют импровизацию, оживление предметов.

Театрализованная игра - один из видов театрализации. Театрализованной

игры имеют большое значение для развития речи детей благодаря диалогам и

монологам, а также служат средством самовыражения. Во время игры

создаётся атмосфера творчества, происходит социально-эмоциональное

развитие детей.

Сначала дети наблюдают за театрализованной игрой воспитателя, потом

вступают в диалог с воспитателем и только после этого переходят к

самостоятельной игровой деятельности.

Театральная игра способствует:

- развитию речи детей;

- развитию нравственно - коммуникативных качеств личности;

- развитию творческого воображения и фантазии;

- развитию познавательных способностей.

Речевые упражнения:

1."Доскажи словечко, чтоб получилось предложение".

Заяц подбегает…(к дереву)

Воробей сидит… (на дереве)

2."Определение местоположения предмета. Где находится белочка? "

Белочка на дереве.

Белочка под деревом.

Белочка перед деревом.

Белочка за деревом

3.Можно предложить детям разместить фигурки животных в зависимости

от среды обитания (гусь в пруду, белочка на дереве, заяц в траве)

Благодаря этим упражнениям у детей совершенствуется грамматический

строй речи.

2.Игровое упражнение «Терем-теремок».

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых

числительных.

Педагог задает детям вопросы, а дети отвечают полным ответом.

Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл

последним и сломал теремок?

Игровое упражнение «Угадай, чей голосок?»

Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность

речи. Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису,

волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются

ролями.

3. Игровое упражнение «Расскажи сказку».

1.Цель: развивать память, внимание, мышление, связную монологическую

речь, учить воспроизводить последовательность действий героев.

Дети пересказывают сказку, используя картинки персонажей сказки,

составляют предложения, используя разные части речи.

2.Игровое упражнение «Отгадай героя сказки».

Цель: развивать двигательную активность детей.

Педагог загадывает загадку, а дети изображают персонажей сказки в

движении.

3.Игровое упражнение «Придумай свою сказку



В раздел образования