Автор: Воронина Нина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №124
Населённый пункт: город Дзержинск
Наименование материала: «Развитие познавательной активности в процессе формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет посредством использования дидактических игр»
Тема: Использования дидактических игр в процессе формирования пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие познавательной активности в процессе формирования
пространственных представлений у детей 5-6 лет посредством
использования дидактических игр»
2
Тема моего выступления:
«Развитие познавательной активности в процессе формирования
пространственных представлений у детей 5-6 лет посредством
использования дидактических игр»
Дошкольный возраст – период интенсивного развития
пространственных представлений. Ребенок с ранних лет сталкивается
с
необходимостью
ориентироваться
в
пространстве.
При
помощи
взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом:
слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой
стрелке,
против
часовой
стрелки,
в
том
же
направлении,
в
противоположном направлении и др.
Одним
из
важнейших
показателей
целостного
гармоничного
развития ребенка является уровень овладения пространственными
представлениями, умение свободно ориентироваться в пространстве
и знание основных пространственных понятий.
Формирование у детей представлений о пространственных отношений,
умения ориентироваться в пространстве - одна из задач
математического развития детей дошкольного возраста.
В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается
особая роль пространственных представлений и умений
ориентироваться в пространстве в развитии познавательной
деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных,
интеллектуальных, творческих способностей.
По мнению исследователей Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Е.А.
Коссаковской,
А.Н.
Леонтьева,
возраст
дошкольников
от
5
лет
является сензитивным периодом для формирования познавательной
активности.
3
Условия
формирования
личного
вклада
педагога
в
развитие
образования
Работа
по
указанной
теме
осуществлялась
с
учетом
следующих
условий:
При разработке данной темы познакомилась с вопросами теории и
практики
таких исследователей как Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева, А.А.
Люблинской, Т.А. Мусейибовой,Л.А. Венгер, Т.В. Лаврентьева - это
явилось методологической основой работы.
Методической основой моего опыта стало изучение методической
литературы, передового опыта коллег в сети интернет.
Организационно-педагогические условия – это
распространение
опыта в сети интернет в форме публикаций на портале социальная
сеть работников образования.
4
Актуальность данной работы заключается в том, что формирование у
ребенка пространственных представлений повышается результативность
и качество его деятельности (продуктивно- творческой, познавательной,
трудовой), что является необходимым для подготовки дошкольников к
обучению в школе. Без умения ориентироваться в окружающем
пространстве, без понимания пространственных направлений,
отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы.
Недостаточный уровень их развития обнаруживается в дальнейшем:на
уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры и рисования.
Овладение в
период дошкольного детства такими способами
пространственной ориентации, как ориентировка «по схеме тела», « по
схеме предметов», по направлениям пространства « от себя » и с
изменением точки отсчета (т.е. от любых предметов), служит
первоосновой для успешного усвоения в школе элементов геометрии,
элементарных знаний о геометрическом пространстве.
Освоение специальных слов , обозначающих пространственные признаки
– немаловажный этап в освоении детьми пространства.
Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи
дошкольника, но подлинно пространственное содержание нередко
скрыто от ребенка. Часто дети старшего дошкольного возраста не
понимают смыслового значения употребляемых ими терминов. Освоение
пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать в
единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и
ориентировок детей, оно должно опираться на прочную основу. Словарь
пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об
этих отношениях.
Изучив литературу по формированию у детей старшего дошкольного
возраста пространственных представлений , учитывая, что игровая
деятельность
является
ведущей
для
детей
дошкольного
возраста,
пришла к выводу, что максимального
эффекта при формировании
пространственных
представлений
можно
добиться,
используя
дидактические игры, которые занимают важное место в реализации
ФГОС
ДО,
поскольку,
обязательным
элементом
в
них
является
познавательное
содержание
и
умственные
задачи.
Многократно
участвуя
в
игре,
ребёнок
прочно
осваивает
знания,
которыми
он
оперирует.
А
решая
умственную
задачу
в
игре,
ребёнок
учится
запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления
по общим признакам.
Этим и обусловлена актуальность темы.
5
Теоретическое
обоснование
личного
вклада
в
развитие
образования
Вопросами формирования пространственных представлений занимались
А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Д.
Луцковская, М. Монтессори, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман,
и др.
Многие из них отмечают, что пространственная ориентировка идет на
основе
непосредственного
восприятия
пространства
и
вербального
обозначения
пространственных
отношений
(ме стоположения,
удаленности, пространственных отношений между предметами).
Исследования А.Я. Колодной, говорят о том ,что понимание
пространственных понятий начинается с дифференцировки
пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и
называет правую руку, левую, парные части тела).
А.А. Люблинская, А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др считали,что
включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной
речью в значительной степени способствует совершенствованию
пространственных отношений и направлений .
Т.А. Мусейибова отмечала, что пространственные отношения
развиваются у ребенка поэтапно:
на 1 этапе дети учатся ориентироваться «на себе»,на
2 этапе ребенок учит ориентироваться «от себя» и «от любых
предметов».
,на
3 этапе - ребенок осваивает словесную систему отсчета
по направлениям,и на 4 этапе – применяет освоенные навыки в
окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.
6
Цель и задачи педагогической деятельности
Исходя из вышесказанного, я определила цель своей работы:
«Способствовать формированию пространственных представлений у
детей
старшего
дошкольного
возраста
посредством
использования
дидактических игр»
Задачи: ПРЕДСТАВЛЕННЫ НА ДАННОМ СЛАЙДЕ
1.Способствовать формированию системы математических знаний в
соответствии
с
психологическими
особенностями
детей
5-6
лет,
пробуждение у дошкольников интересов к математическим знаниям,
развитие познавательной активности;
2.Развивать зрительное и пространственное восприятие ;
3.Способствоват
развитию
у
детей
умения
ориентироваться
в
окружающем
пространстве
,
понимать
смысл
пространственных
отношений
4.Развивать у детей умение обозначать в речи взаимное расположение
предметов
5.Обогатить
развивающую
предметно-пространственную
среду
по
формированию пространственных представлений
6.Организовать
взаимодействие
с
родителями
воспитанников
по
данной теме
7
Ведущая педагогическая идея опыта
Использование дидактических игр в процессе обучения способствует
повышению
уровня
сформированности
про странственных
представлений и
развитию познавательной активности у старших
дошкольников.
Мусейибова
Т.А.
особое
внимание
придавала
игровому
началу
в
познании детьми пространственных представлений , рекомендовала
включать различные виды игр, занимательных упражнений .
8
Этапы
Мой опыт работы формировался поэтапно.
1 этап – подготовительный
Изучение литературы ;
Подобрать и провести диагностику по данному направлению .
Составить
перспективный
план
работы
с
детьми
по
формированию пространственных представлений у детей 5-6 лет
посредством дидактических игр
Разработать
картотеку
дидактических
игр
по
разделу
«Ориентировка в пространстве»
2 этап –практический
Апробировать
систему
работы
по
формированию
пространственных представлений у детей 5-6 лет посредством
дидактических игр
•
Пополнить
и
обогатить
развивающую
предметно-
пространственную среду
•
Проведение
образовательной
деятельности
с
включение
дидактиче ских
игр
направленных
на
формирование
пространственных представлений
•
Взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в
образовательную деятельность
3 этап – заключительный
Изучение эффективности работы по развитию познавательной
активности
в
процессе
формирования
пространственных
представлений у детей 5-6 лет посредством дидактических игр
9
Мониторинг сформированности пространственных
представлений у
детей
5-6
лет
показывает,
у
10
детей
пространственные
представления
сформированы
полностью.
Дети
свободно
ориентируются
в
пространстве,понимают
смысл
пространственных
отношений(вверху,внизу,впереди,сзади,слева-справа)
У 13 детей пространственные представления в стадии становления. И
у 2 детей пространственные представления в точке роста.
Результаты показали ,что дети затрудняются в обозначении в речи
взаимного
расположения
предметов(по
данному
показателю
точка
роста составляет 7 детей)
и недостаточно сформированно умение
определять
свое местоположение среди людей и предметов.(точка
роста у 5 детей.
Кроме
этого,
проведенное
анкетирование
родителей
воспитанников
старшей
группы выявило, что 43% родителей не интересовались
данной
проблемой
и
даже
не
видели
в
этом
необходимость;
34%
проявляли
интерес; 23% проявляли активный интерес по данному
вопросу.
10
Деятельность
по
развитию
у
старших
дошкольников
пространственных представлений посредством включения специально
подобранных дидактических игр и упражнений была организована в
соответствии
со
следующими
этапами
работы,
которые
отражали
усложнение
пространственных
ориентировок
в
содержании
дидактических игр и упражнений:
I
этап. Формирование
пространственных
представлений
с
точки
отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
II
этап. Формирование
пространственных
представлений
с
точки
отсчета «от предмета», «от другого человека»
III этап. Формирование умений детей определять словом положение
того или иного предмета по отношению к другому.
IV
этап. Формирование
умений
ориентироваться
в
трехмерном
пространстве в движении.
V
этап. Формирование
умений
ориентироваться
на
плоскости
(ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).
При решении задач каждого этапа было необходимо уделять
особое внимание закреплению умения различать левую и правую руки.
Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно
усложнялись
задания
в
дидактических
играх,
я
действовала
по
принципу
от
простого
к
сложному:
увеличивала
количество
предметов,
местоположение
которых
предлагалось
определить,
а
также расстояние между ребёнком и предметами.
В процессе работы с детьми я
не только формировала
умение
определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и
самостоятельно создавать указанные ситуации.
Н-р:
в
ходе
игры
дети
сами
придумывали
истории,
героев,
самостоятельно
ставили
проблему.
В
процессе
обучения
особое
внимание
обращалось
на
освоение
детьми
значения
предлогов
и
наречий, отражающих пространственные отношения.
11
НАЖАТЬ ГИППЕРССЫЛКУ
На
данном
слайде
представлен
перспективный
план
работы
по
формированию
пространственных
представлений
посредством
дидактической игры.
Образовательная деятельность по реализации задач
данного блока
осуществлялась в рамках самостоятельной, совместной деятельности,
а также в ходе режимных моментов. Красным я выделила задачи
,которые стоят в пособии Помораевой, Позиной .по формированию
пространственных
представлений
на
занятиях
по
ФЭМП.ставятся
данные задачи по
ориентировки
по 1-2 в квартал. Дидактические
игры я планировала в соответствие с этапами работы,которые были
представлены на предыдущем слайде.
Подготовку
при
планировании
работы
по
использованию
дидактических игр я осуществляла в трех основных направлениях:
подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
Я
продумывала
выбор
игры
в соответствии
с дидактическими
задачами; определяя ей тем самым место и роль в пед процессе ;
подготовка
игрового
оборудования
и
определение
времени
игры
в р е ж и м е
д н я .
Дидактическая
игру
я
активно
включала
в организованную
образовательную деятельность в качестве ее составной части, позволяя
тем
самым
повысить
интерес
детей
к ней,
активизировать
их
деятельность
,что
является
актуальным
в
старшем
дошкольном
возрасте.
Включала игры дидактические и в конце занятия с целью
воспроизведения, закрепления раннее изученного. На занятии я играла
вместе с детьми тем самым ненавязчиво показывала как надо играть,
знакомила с правилами и игровыми действиями.
Дидактические игры планировала утром до завтрака, на прогулке, во
второй половине дня, в группе или на участке. Так же использовала
дидактические игры и как самостоятельную форму.
12
Также
для
удобства
планирования
дидактических
игр
я
составила
картотеку дидактических игр ,которая постоянно пополняется новыми
играми.
13
Для
решения
поставленных
задач
в
группе
была
создана
соответствующая
развивающая
предметно
–
пространственная
среда..
В своей группе я попыталась создать такую
РППС
по развитию
элементарных
математических
представлений,
где
мне
кажется
соблюдены интересы и возможности каждого ребенка.
Игровые материалы очень разнообразны, часть из них представлены
на
слайде.
Все
эти
игры
способствуют
развитию
познавательной
активности,
внимания
,памяти,
зрительного
и
пространственного
восприятия,
речи
и
мышления,
эмоциональной
отзывчивости,
самостоятельности, стремления действовать успешно и результативно.
Активное участие в изготовление пособий принимали родители моих
воспитанников
14
Заинтересовать
детей
сложно,
но
возможно
на
данном
слайде
представлены
игры
сделанные
своими
руками
,в
которые
дети
с
интересом
играют.
Я
попыталась
сделать
их
необычными
и
увлекательными.
15
Взаимодействие с родителями
Для
эффективной
работы
в
соответствие
с
ФГОС
необходимо
вовлекать
родителей в педагогический процесс и способствовать
повышению их профессиональной компетенции в вопросах и развития
ребенка по формированию пространственных представлений.
Примерный
план
работы
с
родителями
по
данному
вопросу
представлен на слайде.
НАЖАТЬ
ГИППЕРССЫЛКУ
рассказать
по
плану
своими
словами
16
В конце года был проведен повторный мониторинг сформированности
пространственных
представлений
у
детей
5-6
лет
он
выявил,
увеличение в показателе умения ориентироваться
в окружающем
пространстве
на
20%,
понимание
смысла
пространственного
отношения увеличился на 8 %, и точка роста снизилась на 7 %.Умение
двигаться в заданном направлении увеличилась на 12%,точка роста
снизилась на 4%. Наблюдается значительное снижение точки роста на
12%
в
показатели
умение
определять
свое
местоположение
среди
людей и предметов Увеличился на 8% показатель уме6ния обозначать в
речи взаимное расположение предметов и снижение точки роста.
Умение
ориентироваться
на
листе
бумаги
увеличилось
на
12%
и
снизилась точка роста на 4%.
Проведенное
анкетирование
родителей
воспитанников
младшей
группы выявило, родители стали более компетентны в данном вопросе
и
стали
активнее
участвовать
в
жизни
группы
и
интересоваться
вопросами о развитии детей .
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в
образовательной
деятельности
по
ФЭМП
системы
специальных
игровых заданий ,дидактических игр и упражнений, направленных на
развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет
мат е мат и ч е с к и й
к ру го зо р
д о школ ь н и ко в ,
с п о с о б с т ву е т
математическому
развитию,
повышает
качество
математической
подготовленности
к
школе,
позволяет
детям
более
уверенно
ориентироваться
в
простейших
закономерностях
окружающей
их
действительности и активнее использовать математические знания в
повседневной жизни.
17
Результаты профессиональной деятельности
В
процессе
работы
по
данной
теме,были
получены
следующие
результаты:
Сформирована
система
математических
знаний
в
соответствии
с
психологическими особенностями у детей 5-6 лет;
У детей сформировалось зрительное и пространственное восприятие
Развито
умения
ориентироваться
в
окружающем
пространстве
,
понимать смысл пространственных отношений
Сформировано умение
обозначать
в речи взаимное расположение
предметов
Обогащена
развивающая
предметно-пространственная
среда
по
формированию пространственных представлений
Систематизировано взаимодействие с родителями воспитанников по
данной теме
18
Диапазон личного вклада представлен на слайде./ПРОЧИТАТЬ ПО
СЛАЙДУ/
19
Транслирование практических достижений представлено на слайде
20
На данном слайде представлена литература и интернет - ресурсы,
использованные при разработке данного вопроса.
Благодарю за внимание!