Напоминание

Использования дидактических игр в процессе формирования пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте»


Автор: Воронина Нина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №124
Населённый пункт: город Дзержинск
Наименование материала: «Развитие познавательной активности в процессе формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет посредством использования дидактических игр»
Тема: Использования дидактических игр в процессе формирования пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие познавательной активности в процессе формирования

пространственных представлений у детей 5-6 лет посредством

использования дидактических игр»

2

Тема моего выступления:

«Развитие познавательной активности в процессе формирования

пространственных представлений у детей 5-6 лет посредством

использования дидактических игр»

Дошкольный возраст – период интенсивного развития

пространственных представлений. Ребенок с ранних лет сталкивается

с

необходимостью

ориентироваться

в

пространстве.

При

помощи

взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом:

слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой

стрелке,

против

часовой

стрелки,

в

том

же

направлении,

в

противоположном направлении и др.

Одним

из

важнейших

показателей

целостного

гармоничного

развития ребенка является уровень овладения пространственными

представлениями, умение свободно ориентироваться в пространстве

и знание основных пространственных понятий.

Формирование у детей представлений о пространственных отношений,

умения ориентироваться в пространстве - одна из задач

математического развития детей дошкольного возраста.

В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается

особая роль пространственных представлений и умений

ориентироваться в пространстве в развитии познавательной

деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных,

интеллектуальных, творческих способностей.

По мнению исследователей Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Е.А.

Коссаковской,

А.Н.

Леонтьева,

возраст

дошкольников

от

5

лет

является сензитивным периодом для формирования познавательной

активности.

3

Условия

формирования

личного

вклада

педагога

в

развитие

образования

Работа

по

указанной

теме

осуществлялась

с

учетом

следующих

условий:

При разработке данной темы познакомилась с вопросами теории и

практики

таких исследователей как Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева, А.А.

Люблинской, Т.А. Мусейибовой,Л.А. Венгер, Т.В. Лаврентьева - это

явилось методологической основой работы.

Методической основой моего опыта стало изучение методической

литературы, передового опыта коллег в сети интернет.

Организационно-педагогические условия – это

распространение

опыта в сети интернет в форме публикаций на портале социальная

сеть работников образования.

4

Актуальность данной работы заключается в том, что формирование у

ребенка пространственных представлений повышается результативность

и качество его деятельности (продуктивно- творческой, познавательной,

трудовой), что является необходимым для подготовки дошкольников к

обучению в школе. Без умения ориентироваться в окружающем

пространстве, без понимания пространственных направлений,

отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы.

Недостаточный уровень их развития обнаруживается в дальнейшем:на

уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры и рисования.

Овладение в

период дошкольного детства такими способами

пространственной ориентации, как ориентировка «по схеме тела», « по

схеме предметов», по направлениям пространства « от себя » и с

изменением точки отсчета (т.е. от любых предметов), служит

первоосновой для успешного усвоения в школе элементов геометрии,

элементарных знаний о геометрическом пространстве.

Освоение специальных слов , обозначающих пространственные признаки

– немаловажный этап в освоении детьми пространства.

Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи

дошкольника, но подлинно пространственное содержание нередко

скрыто от ребенка. Часто дети старшего дошкольного возраста не

понимают смыслового значения употребляемых ими терминов. Освоение

пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать в

единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и

ориентировок детей, оно должно опираться на прочную основу. Словарь

пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об

этих отношениях.

Изучив литературу по формированию у детей старшего дошкольного

возраста пространственных представлений , учитывая, что игровая

деятельность

является

ведущей

для

детей

дошкольного

возраста,

пришла к выводу, что максимального

эффекта при формировании

пространственных

представлений

можно

добиться,

используя

дидактические игры, которые занимают важное место в реализации

ФГОС

ДО,

поскольку,

обязательным

элементом

в

них

является

познавательное

содержание

и

умственные

задачи.

Многократно

участвуя

в

игре,

ребёнок

прочно

осваивает

знания,

которыми

он

оперирует.

А

решая

умственную

задачу

в

игре,

ребёнок

учится

запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления

по общим признакам.

Этим и обусловлена актуальность темы.

5

Теоретическое

обоснование

личного

вклада

в

развитие

образования

Вопросами формирования пространственных представлений занимались

А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Д.

Луцковская, М. Монтессори, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман,

и др.

Многие из них отмечают, что пространственная ориентировка идет на

основе

непосредственного

восприятия

пространства

и

вербального

обозначения

пространственных

отношений

(ме стоположения,

удаленности, пространственных отношений между предметами).

Исследования А.Я. Колодной, говорят о том ,что понимание

пространственных понятий начинается с дифференцировки

пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и

называет правую руку, левую, парные части тела).

А.А. Люблинская, А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др считали,что

включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной

речью в значительной степени способствует совершенствованию

пространственных отношений и направлений .

Т.А. Мусейибова отмечала, что пространственные отношения

развиваются у ребенка поэтапно:

на 1 этапе дети учатся ориентироваться «на себе»,на

2 этапе ребенок учит ориентироваться «от себя» и «от любых

предметов».

,на

3 этапе - ребенок осваивает словесную систему отсчета

по направлениям,и на 4 этапе – применяет освоенные навыки в

окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.

6

Цель и задачи педагогической деятельности

Исходя из вышесказанного, я определила цель своей работы:

«Способствовать формированию пространственных представлений у

детей

старшего

дошкольного

возраста

посредством

использования

дидактических игр»

Задачи: ПРЕДСТАВЛЕННЫ НА ДАННОМ СЛАЙДЕ

1.Способствовать формированию системы математических знаний в

соответствии

с

психологическими

особенностями

детей

5-6

лет,

пробуждение у дошкольников интересов к математическим знаниям,

развитие познавательной активности;

2.Развивать зрительное и пространственное восприятие ;

3.Способствоват

развитию

у

детей

умения

ориентироваться

в

окружающем

пространстве

,

понимать

смысл

пространственных

отношений

4.Развивать у детей умение обозначать в речи взаимное расположение

предметов

5.Обогатить

развивающую

предметно-пространственную

среду

по

формированию пространственных представлений

6.Организовать

взаимодействие

с

родителями

воспитанников

по

данной теме

7

Ведущая педагогическая идея опыта

Использование дидактических игр в процессе обучения способствует

повышению

уровня

сформированности

про странственных

представлений и

развитию познавательной активности у старших

дошкольников.

Мусейибова

Т.А.

особое

внимание

придавала

игровому

началу

в

познании детьми пространственных представлений , рекомендовала

включать различные виды игр, занимательных упражнений .

8

Этапы

Мой опыт работы формировался поэтапно.

1 этап – подготовительный

Изучение литературы ;

Подобрать и провести диагностику по данному направлению .

Составить

перспективный

план

работы

с

детьми

по

формированию пространственных представлений у детей 5-6 лет

посредством дидактических игр

Разработать

картотеку

дидактических

игр

по

разделу

«Ориентировка в пространстве»

2 этап –практический

Апробировать

систему

работы

по

формированию

пространственных представлений у детей 5-6 лет посредством

дидактических игр

Пополнить

и

обогатить

развивающую

предметно-

пространственную среду

Проведение

образовательной

деятельности

с

включение

дидактиче ских

игр

направленных

на

формирование

пространственных представлений

Взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в

образовательную деятельность

3 этап – заключительный

Изучение эффективности работы по развитию познавательной

активности

в

процессе

формирования

пространственных

представлений у детей 5-6 лет посредством дидактических игр

9

Мониторинг сформированности пространственных

представлений у

детей

5-6

лет

показывает,

у

10

детей

пространственные

представления

сформированы

полностью.

Дети

свободно

ориентируются

в

пространстве,понимают

смысл

пространственных

отношений(вверху,внизу,впереди,сзади,слева-справа)

У 13 детей пространственные представления в стадии становления. И

у 2 детей пространственные представления в точке роста.

Результаты показали ,что дети затрудняются в обозначении в речи

взаимного

расположения

предметов(по

данному

показателю

точка

роста составляет 7 детей)

и недостаточно сформированно умение

определять

свое местоположение среди людей и предметов.(точка

роста у 5 детей.

Кроме

этого,

проведенное

анкетирование

родителей

воспитанников

старшей

группы выявило, что 43% родителей не интересовались

данной

проблемой

и

даже

не

видели

в

этом

необходимость;

34%

проявляли

интерес; 23% проявляли активный интерес по данному

вопросу.

10

Деятельность

по

развитию

у

старших

дошкольников

пространственных представлений посредством включения специально

подобранных дидактических игр и упражнений была организована в

соответствии

со

следующими

этапами

работы,

которые

отражали

усложнение

пространственных

ориентировок

в

содержании

дидактических игр и упражнений:

I

этап. Формирование

пространственных

представлений

с

точки

отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II

этап. Формирование

пространственных

представлений

с

точки

отсчета «от предмета», «от другого человека»

III этап. Формирование умений детей определять словом положение

того или иного предмета по отношению к другому.

IV

этап. Формирование

умений

ориентироваться

в

трехмерном

пространстве в движении.

V

этап. Формирование

умений

ориентироваться

на

плоскости

(ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

При решении задач каждого этапа было необходимо уделять

особое внимание закреплению умения различать левую и правую руки.

Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно

усложнялись

задания

в

дидактических

играх,

я

действовала

по

принципу

от

простого

к

сложному:

увеличивала

количество

предметов,

местоположение

которых

предлагалось

определить,

а

также расстояние между ребёнком и предметами.

В процессе работы с детьми я

не только формировала

умение

определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и

самостоятельно создавать указанные ситуации.

Н-р:

в

ходе

игры

дети

сами

придумывали

истории,

героев,

самостоятельно

ставили

проблему.

В

процессе

обучения

особое

внимание

обращалось

на

освоение

детьми

значения

предлогов

и

наречий, отражающих пространственные отношения.

11

НАЖАТЬ ГИППЕРССЫЛКУ

На

данном

слайде

представлен

перспективный

план

работы

по

формированию

пространственных

представлений

посредством

дидактической игры.

Образовательная деятельность по реализации задач

данного блока

осуществлялась в рамках самостоятельной, совместной деятельности,

а также в ходе режимных моментов. Красным я выделила задачи

,которые стоят в пособии Помораевой, Позиной .по формированию

пространственных

представлений

на

занятиях

по

ФЭМП.ставятся

данные задачи по

ориентировки

по 1-2 в квартал. Дидактические

игры я планировала в соответствие с этапами работы,которые были

представлены на предыдущем слайде.

Подготовку

при

планировании

работы

по

использованию

дидактических игр я осуществляла в трех основных направлениях:

подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

Я

продумывала

выбор

игры

в соответствии

с дидактическими

задачами; определяя ей тем самым место и роль в пед процессе ;

подготовка

игрового

оборудования

и

определение

времени

игры

в р е ж и м е

д н я .

Дидактическая

игру

я

активно

включала

в организованную

образовательную деятельность в качестве ее составной части, позволяя

тем

самым

повысить

интерес

детей

к ней,

активизировать

их

деятельность

,что

является

актуальным

в

старшем

дошкольном

возрасте.

Включала игры дидактические и в конце занятия с целью

воспроизведения, закрепления раннее изученного. На занятии я играла

вместе с детьми тем самым ненавязчиво показывала как надо играть,

знакомила с правилами и игровыми действиями.

Дидактические игры планировала утром до завтрака, на прогулке, во

второй половине дня, в группе или на участке. Так же использовала

дидактические игры и как самостоятельную форму.

12

Также

для

удобства

планирования

дидактических

игр

я

составила

картотеку дидактических игр ,которая постоянно пополняется новыми

играми.

13

Для

решения

поставленных

задач

в

группе

была

создана

соответствующая

развивающая

предметно

пространственная

среда..

В своей группе я попыталась создать такую

РППС

по развитию

элементарных

математических

представлений,

где

мне

кажется

соблюдены интересы и возможности каждого ребенка.

Игровые материалы очень разнообразны, часть из них представлены

на

слайде.

Все

эти

игры

способствуют

развитию

познавательной

активности,

внимания

,памяти,

зрительного

и

пространственного

восприятия,

речи

и

мышления,

эмоциональной

отзывчивости,

самостоятельности, стремления действовать успешно и результативно.

Активное участие в изготовление пособий принимали родители моих

воспитанников

14

Заинтересовать

детей

сложно,

но

возможно

на

данном

слайде

представлены

игры

сделанные

своими

руками

которые

дети

с

интересом

играют.

Я

попыталась

сделать

их

необычными

и

увлекательными.

15

Взаимодействие с родителями

Для

эффективной

работы

в

соответствие

с

ФГОС

необходимо

вовлекать

родителей в педагогический процесс и способствовать

повышению их профессиональной компетенции в вопросах и развития

ребенка по формированию пространственных представлений.

Примерный

план

работы

с

родителями

по

данному

вопросу

представлен на слайде.

НАЖАТЬ

ГИППЕРССЫЛКУ

рассказать

по

плану

своими

словами

16

В конце года был проведен повторный мониторинг сформированности

пространственных

представлений

у

детей

5-6

лет

он

выявил,

увеличение в показателе умения ориентироваться

в окружающем

пространстве

на

20%,

понимание

смысла

пространственного

отношения увеличился на 8 %, и точка роста снизилась на 7 %.Умение

двигаться в заданном направлении увеличилась на 12%,точка роста

снизилась на 4%. Наблюдается значительное снижение точки роста на

12%

в

показатели

умение

определять

свое

местоположение

среди

людей и предметов Увеличился на 8% показатель уме6ния обозначать в

речи взаимное расположение предметов и снижение точки роста.

Умение

ориентироваться

на

листе

бумаги

увеличилось

на

12%

и

снизилась точка роста на 4%.

Проведенное

анкетирование

родителей

воспитанников

младшей

группы выявило, родители стали более компетентны в данном вопросе

и

стали

активнее

участвовать

в

жизни

группы

и

интересоваться

вопросами о развитии детей .

Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в

образовательной

деятельности

по

ФЭМП

системы

специальных

игровых заданий ,дидактических игр и упражнений, направленных на

развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет

мат е мат и ч е с к и й

к ру го зо р

д о школ ь н и ко в ,

с п о с о б с т ву е т

математическому

развитию,

повышает

качество

математической

подготовленности

к

школе,

позволяет

детям

более

уверенно

ориентироваться

в

простейших

закономерностях

окружающей

их

действительности и активнее использовать математические знания в

повседневной жизни.

17

Результаты профессиональной деятельности

В

процессе

работы

по

данной

теме,были

получены

следующие

результаты:

Сформирована

система

математических

знаний

в

соответствии

с

психологическими особенностями у детей 5-6 лет;

У детей сформировалось зрительное и пространственное восприятие

Развито

умения

ориентироваться

в

окружающем

пространстве

,

понимать смысл пространственных отношений

Сформировано умение

обозначать

в речи взаимное расположение

предметов

Обогащена

развивающая

предметно-пространственная

среда

по

формированию пространственных представлений

Систематизировано взаимодействие с родителями воспитанников по

данной теме

18

Диапазон личного вклада представлен на слайде./ПРОЧИТАТЬ ПО

СЛАЙДУ/

19

Транслирование практических достижений представлено на слайде

20

На данном слайде представлена литература и интернет - ресурсы,

использованные при разработке данного вопроса.

Благодарю за внимание!



В раздел образования