Автор: Яковлева Татьяна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ ССОШ№2 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: город Сертолово, ленинградская область
Наименование материала: конспект НОД для младшей группы, ОО "Познание ФЦКМ"
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
НОД
для
младшей
группы
,
ОО
«
Познание
ФЦКМ
»,
тема
: «
Зимующие
птицы
».
Цель
:
познакомить
детей
с
зимующими
птицами
,
с
их
внешними
признаками
и
отличительными
особенностями
.
Задачи
:
Обучающие
задачи
:
формировать
представление
детей
о
птицах
;
формировать
представление
детей
о
сезонных
явлениях
природы
.
Развивающие
задачи
:
развивать
внимание
,
воображение
;
способствовать
развитию
творческих
способностей
.
Воспитательные
задачи
:
воспитывать
желание
заботиться
о
птицах
;
воспитывать
доброжелательное
отношение
к
птицам
.
Коррекционные
задачи
:
учить
использовать
в
речи
слова
-
зимующие
птицы
,
кормушка
,
корм
,
оперенье
.
Материал
:
разрезные
картинки
с
зимующими
птицами
,
иллюстрации
птиц
–
синица
,
ворона
,
воробей
,
дятел
,
голубь
,
снегирь
;
аудиозапись
-
голос
дятла
.
Ход
образовательной
деятельности
:
Игра
-
приветствие
:
Скок
,
по
скок
молодой
снегирёк
,
по
водичку
пошел
,
молодичку
нашел
.
Молодиченька
,
невеличенька
,
кашу
ела
,
песню
пела
–
обнимать
дружка
велела
.
После
игры
включается
аудиозапись
звуков
дятла
.
Воспитатель
:
ребята
слышите
,
что
это
за
звуки
такие
вроде
птица
какая
,
что
за
птица
такая
? (
появление
игрушки
-
дятла
)
Дети
:
Дятел
.
Воспитатель
:
Что
ты
дятел
так
не
весел
,
и
почему
ты
к
нам
прилетел
,
ты
же
живешь
в
лесу
? (
аудиозапись
голоса
дятла
,
как
-
будто
что
-
то
говорит
).
Воспитатель
:
Ребята
,
вот
что
дятел
мне
рассказывает
:
что
с
наступлением
осени
в
лесу
становится
все
холоднее
,
а
тут
и
зима
скоро
,
будет
еще
холоднее
,
а
в
лесу
остались
птицы
на
зиму
,
они
зимуют
,
как
вы
думаете
,
как
называются
такие
птицы
?
Дети
:
зимующие
.
Воспитатель
:
почему
они
зимующие
?
Дети
:
потому
что
остаются
на
зиму
.
Воспитатель
:
правильно
,
остаются
на
зиму
в
лесу
,
не
улетают
и
поэтому
называются
–
зимующими
птицами
;
но
самое
страшное
для
зимующих
птиц
не
холод
,
а
голод
,
насекомые
все
попрятались
от
холода
,
растений
нет
,
мошек
нет
,
трудно
птицам
стало
добывать
себе
корм
,
вот
и
просит
нас
с
вами
дятел
помочь
зимующим
птицам
спасти
их
от
голода
,
а
как
мы
сможем
помочь
зимующим
птицам
?
Дети
:
кормить
будем
,
кормушку
сделать
.
Воспитатель
:
здорово
придумали
,
кормушку
сделать
,
а
чем
кормить
будем
?
Дети
:
зернышками
,
хлебом
.
Воспитатель
:
какие
вы
молодцы
все
знаете
,
наш
гость
предлагает
нам
пойти
на
полянку
и
познакомиться
с
зимующими
птицами
.
Приходим
на
«
полянку
»
с
иллюстрациями
зимующих
птиц
.
Воспитатель
:
Посмотрите
,
какая
поляна
,
в
этом
лесу
,
а
какое
время
года
на
этой
лесной
полянке
?
Дети
:
зима
.
Воспитатель
:
почему
вы
решили
,
что
это
зима
?
Дети
:
снег
лежит
.
Воспитатель
:
Посмотрите
сколько
на
этой
поляне
птиц
:
птица
синица
,
голубь
,
ворона
,
воробей
,
снегирь
,
дятел
-
эти
птицы
не
улетели
на
юг
,
они
остались
на
зиму
,
они
зимуют
в
лесу
,
значит
это
какие
птицы
?
Дети
:
Зимующие
.
Воспитатель
:
верно
,
синица
–
это
зимующая
птица
,
снегирь
–
это
зимующая
птица
и
т
.
д
…
Детям
предлагается
поиграть
,
игровое
упражнение
«
назови
правильно
»,
к
какой
картинке
яблочко
прикатилось
,
ту
птицу
и
называют
.
Воспитатель
:
Всех
птиц
назвали
,
которые
остаются
зимой
в
лесу
,
так
какие
это
птицы
?
Дети
:
Зимующие
.
Воспитатель
:
что
могут
делать
птицы
?
Дети
:
летать
,
клевать
,
прыгать
,
петь
.
Воспитатель
:
вот
сколько
всего
умеют
птицы
,
давайте
и
мы
с
вами
превратимся
в
птиц
,
в
маленького
воробушка
.
Пластический
этюд
(
воспитатель
предлагает
детям
почувствовать
и
понять
состояние
воробушка
зимой
.)
«
Воробушек
»
У
воробушка
головушка
замерзла
,
Ох
,
как
замерзла
!
Ох
,
как
замерзла
! (
Обхватить
голову
руками
и
покачивать
ею
из
стороны
в
сторону
)
У
воробушка
спинушка
Ох
,
как
замерзла
!
Ох
,
как
замерзла
!
(
Положить
руки
на
спинку
и
раскачиваться
)
У
воробушка
крылышко
.
Ох
,
как
замерзло
!
Ох
,
как
замерзло
! (
погладить
левой
рукой
правую
руку
)
У
воробушка
лапки
Ох
,
как
замерзли
!
Ох
,
как
замерзли
! (
разглаживать
рукой
ножки
).
Воспитатель
:
Вот
мы
и
узнали
,
как
зимой
птичкам
трудно
,
холодно
и
тяжело
найти
корм
,
но
мы
с
вами
теперь
знаем
,
как
помогать
птицам
зимой
,
для
этого
надо
что
нужно
?
Дети
:
кормушки
,
кормить
,
хлебом
,
зернами
.
Воспитатель
:
ну
теперь
за
птиц
можно
дятлу
не
беспокоится
,
такие
помощники
есть
у
птиц
.
Еще
дятел
нам
с
вами
предлагает
поиграть
–
фото
птичек
всех
собрать
(
дети
собирают
разрезные
картинки
зимующих
птиц
).
Воспитатель
:
Какие
вы
молодцы
все
картинки
с
птицами
собрали
,
которые
как
называются
?
Дети
:
Зимующие
.
Воспитатель
:
Дятел
с
нами
прощается
и
в
лес
улетает
,
а
мы
с
вами
на
прогулку
пойдем
и
корм
птицам
возьмём
.
Воспитатель
:
Самое
страшное
для
птиц
не
холод
,
а
голод
,
когда
нечего
кушать
птицы
прилетают
из
леса
поближе
к
человеку
.
Люди
–
добрые
,
они
пожалеют
несчастных
пташек
и
накормят
их
:
кого
зернышками
,
кого
крошками
,
а
кого
и
салом
.
Вот
о
какой
помощи
нас
просил
дятел
,
чтобы
мы
птиц
не
забывали
,
им
в
зимнюю
стужу
помогали
,
в
кормушки
корм
добавляли
.
Воспитатель
предлагает
провести
физ
.
минутку
«
Птички
»
Вот
летели
птички
,
птички
невелички
.
Всё
летали
,
всё
летали
,
Крыльями
махали
.
Махать
руками
,
как
крыльями
На
дорожку
сели
,
Зёрнышки
поели
.
Клю
,
Клю
,
Клю
,
Клю
,
Клю
,
Клю
,
Клю
,
Клю
,
Как
я
зёрнышки
люблю
.
Присесть
на
корточки
.
Указательными
пальцами
постучать
по
дорожке
.
Пёрышки
почистим
,
Чтобы
были
чище
.
Вот
так
,
вот
так
,
Вот
так
,
вот
так
,
Руками
«
почистить
»
предплечья
,
как
бы
обнимая
себя
.
Чтобы
были
чище
.
Прыгаем
по
веткам
,
Чтоб
сильней
стать
деткам
.
Прыг
–
скок
,
прыг
–
скок
,
Прыг
–
скок
,
прыг
–
скок
,
Прыгаем
по
веткам
.
Прыжки
на
месте
.
А
собачка
прибежала
И
всех
птичек
распугала
.
Кыш
–
полетели
,
И
на
веточки
все
сели
.
Все
убегают
на
стульчики
.
Вот
и
к
нам
сегодня
прилетели
птички
за
помощью
.
Посмотрите
на
свои
рисунки
:
от
холода
,
голода
они
стали
белыми
,
давайте
раскрасим
их
.
(
Дети
раскрашивают
.)
Воспитатель
:
Вот
и
ожили
,
согрелись
наши
птички
.
Работа
с
моделью
.
Схема
: «
части
тела
птицы
» (
голова
,
крылья
,
хвост
,
лапки
,
перо
.)
Воспитатель
:
Ребята
,
посмотрите
внимательно
на
схему
.
Что
вы
видите
на
схеме
?
Дети
:
Голова
,
крыло
,
хвост
,
лапки
,
перо
.
Воспитатель
:
Кому
они
принадлежат
?
Дети
:
Птичкам
.
Воспитатель
:
Правильно
,
это
части
тела
птицы
.
Я
вам
предлагаю
поиграть
в
игру
:
«
Что
у
человека
,
что
у
птицы
?»
Будьте
внимательными
.
Сравнение
строения
человека
со
строением
птицы
.
Воспитатель
:
У
человека
голова
,
а
у
птицы
?
Дети
:
голова
.
Воспитатель
:
У
человека
руки
,
а
у
птицы
?
Дети
:
крылья
.
Воспитатель
:
У
человека
ноги
,
а
у
птицы
?
Дети
:
лапки
Воспитатель
:
У
человека
волосы
,
а
у
птицы
?
Дети
:
перья
Воспитатель
:
У
птицы
хвост
,
а
у
человека
?
Дети
:
Нет
хвоста
.
Воспитатель
:
Молодцы
,
ребята
,
всё
запомнили
.
Детям
предлагаются
мешочки
с
кормом
.
Дети
насыпают
корм
в
кормушки
.
Воспитатель
:
Вы
,
ребята
,
очень
добрые
,
заботливые
,
любите
птиц
.
Молодцы
!!!
Сейчас
пойдём
кормить
наших
птичек
.
Использованная литература:
1.« Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого
развития»
Н.В.Ершова, И.В. Аскерова, О.А.Чистова
ООО Издательство «Детство-Пресс»2011.
2. «Развитие речи в детском саду» Н. В. Рыжева.
ООО Издательство АСТ и ООО Издательство Арстель 2007г
3.Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий»
Издательство «Детство- ПРЕСС», 2006г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1.Отрывок из презентации «Покормите птиц зимой»
из сборника Елены Берюховой
«Хочу всё знать. Экология. Окружающий мир» Сайт:viki.rdf
2.Ресурсы интернета:klipariki/animation/?page=
Анимация- Ирины Марининой