Напоминание

"Музыкальная гостиная"


Автор: Усманова Дина Расимовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 175" Советского района
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Авторская программа внеурочной деятельности
Тема: "Музыкальная гостиная"
Раздел: среднее образование





Назад




Программа внеурочной деятельности

(художественно – эстетическое направление)

«Музыкальная гостиная»

для 5-7 классов

составитель:

Усманова Д. Р.

учитель музыки, высшей квалификационной категории

МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 175»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная»

составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования, на основании

примерных программ внеурочной деятельности

Срок реализации программы 3 года

Общая характеристика учебного предмета

Мир музыки огромен и неповторим. Не хватит и жизни, чтобы познакомиться

с этим наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в

настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо.

Какое бы образование не получил человек, музыка в его жизни присутствует

всегда.

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего

воспитание человека. Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это

воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование

духовной культуры, частью которой является музыкальная культура.

Необходимо со школьного возраста создавать условия для общения детей с

музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы,

воображения. Расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая

в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке,

умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это

способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию

основ музыкальной и общей духовной культуры.

Язык слов и язык музыки. На первый взгляд, они очень далеки друг от друга.

Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Музыка, не

упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств –

разговор сердец.

Занятия в «Музыкальной гостиной» тесно переплетаются и базируются на

теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на

уроках музыки.

В программе «Музыкальная гостиная» школьники приобщаются к

музыкально-теоретическому искусству, развивается творческая активность

детей.

Новизна программы состоит в личностно- ориентированном обучении.

Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном

ускорении развития творческих способностей ребенка, а прежде всего в том,

чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия

и реализации способностей.

Цель программы «Музыкальная гостиная» - ввести учащихся в мир

большого музыкального искусства, воспитать в учащихся музыкальную

культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры.

Задачами музыкального образования по данной программе являются:

1.

формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к

музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и

профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные

ценности человечества;

2.

развитие музыкально-образного мышления школьников адекватного

природе музыки – искусства «интонируемого смысла», в процессе

постижения музыкальных произведений.

3.

формирование опыта музыкально-творческой деятельности учащихся

как выражения отношения к окружающему миру с позиции триединства:

фольклорная музыка, исполнитель, слушатель.

4.

формирование у школьников потребности в музыкально - досуговой

деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей

сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

2. Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты :

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во

внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться

в культурном многообразии окружающей действительности, участие в

музыкальной жизни класса;

- уважительное отношение к культуре;

- реализация творческого потенциала;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально –

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности

универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в

познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятель-

ности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах

музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в

процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками

при решении различных музыкально – творческих задач во внеурочной и

внешкольной музыкально – эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов»

различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и

задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о

содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами

коммуникации;

- формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с

размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и

письменной форме.

Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в

музыкально – творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его

духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления и музыкальной картине мира;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или

какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным

произведениям.

Содержание программы «Музыкальная гостиная»

– «Удивительный мир звуков» (I год обучения);

– «Музыка души» (II год обучения);

– «Музыкальная шкатулка» (III год обучения);

Каждый последующий курс является логическим продолжением

предыдущего.

3. Содержание учебного материала:

1 год обучения

Раздел I. Звуки вокруг нас.

Освоение разнообразия звуковой палитры мира. Выявление значения звуков в

жизни природы и человека. Осознание взаимосвязи звуков и тишины.

Знакомство с многообразием звуков живой и неживой природы. Различение

звуков природных и механических.

Раздел II. Мир звуковых фантазий

Работа со звукоподражанием. Раскрытие изобразительных и выразительных

возможностей звукоподражания. Использование звукоподражаний в

самостоятельной художественной деятельности.

Раздел III. Звуки музыкальные и шумовые.

Знакомство с окраской звуков. Выявление характерных особенностей

«деревянных», «стеклянных», «металлических», «шуршащих».

Использование тембровой окраски звуков в процессе собственной

художественной деятельности.

Знакомство со звуками громкими и тихими, долгими и короткими, быстрыми

и медленными, высокими и низкими, близкими и далёкими. Особенности

музыкальных звуков, их отличие от звуков шумовых. Разновидности

музыкальных инструментов (струнные, духовые, клавишные, ударные).

Развитие динамического, темпового и тембрового слуха. Произнесение слов

и текстов с разной интонацией. Самостоятельный поиск звуков и создание

звуковых композиций. Исполнение элементарных звуковых композиций с

использованием ударно-шумовых инструментов.

Примерное календарно-тематическое планирование (144 ч)

Тема занятия

Кол-во

часов

Раздел I. Звуки вокруг нас.

1.2.

Введение. Мир полный звуков. Первичная

диагностика

3-6

Что такое звук. Звуки вокруг нас.

7.8

Звуки и тишина.

9-12

Звучащая природа.

13.14

Звуки леса.

15.16

Звуки воды.

17.18

Звуки ветра.

19.20

Звуки деревни.

21.22

Звуки города.

23.24

Загадочный мир звуков космоса.

Раздел II. Мир звуковых фантазий

25-30

Звучащие портреты.

31-34

Звучащие предложения.

35-38

Звучащие пары.

39-42

Звучащие троицы.

43.44

Звукоподражание.

45.46

Музыкальная викторина

47-50

Озвучка сказочных персонажей.

51-54

Звуковые краски.

55-58

Тембр- окраска звука.

59.60

Кто есть кто.

61.62

Интонация.

63.64

Особенности интонации.

65-70

Мастерская звуков.

Раздел III. Звуки музыкальные и шумовые.

71.72

Звуки громкие и тихие.

73.74

Звуки долгие и короткие, быстрые и

медленные.

75.76

Звуки высокие и низкие.

77.78

Звуки музыкальные и шумовые.

79.80

Игры со звуками

81.82

Шумовые инструменты.

83-88

Мастерская шумовых инструментов

89-92

Оркестр шумовых инструментов.

92.93

Мир музыкальных инструментов

94-97

Оркестры

98.99

Музыкальные инструменты: струнные.

100.10

1

В мастерской скрипичного мастера

101-

104

Музыкальные инструменты: духовые.

105-

106

Музыкальные инструменты: ударные.

107.10

8

Ритмические импровизации

109-

112

Музыкальные инструменты: клавишные.

113.114

Краски музыки. Викторина

115.116

Оркестр и дирижер. Игровое занятие

117-

120

Звуковые импровизации

121-

124

Веселая озвучка

125.12

6

Тембры музыкальных инструментов (игра)

127-

130

Стань музыкою слово (исследование)

131.13

2

В мире прекрасных звуков. (экскурсия)

133-

136

Музыкальная фантазия. Сочиняем сами

137-

140

Музыкальная фантазия. Музыкальная живопись

141.14

2

Посещение концерта

143

Итоговая диагностика

144

Обобщающее занятие. Игры со звуками.

146 ЧАСОВ ПЕРЕСЧИТАЙТЕ!!!!!!!!!!!!

2 год обучения

Раздел I. Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное

проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы,

настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об

основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии

музыкальных жанров и стилей. Первые опыты вокальных, ритмических и

пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных

жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.

Раздел II. Музыкальные инструменты.

Как рождаются волшебные звуки музыки. Зримый звук. Воздушные

коридоры. История создания музыкальных инструментов. В музыкальной

мастерской.

Раздел III. Великие композиторы мира.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество

России. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Музыкальная речь

как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие.

Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в

сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Роль поэта, художника,

композитора в изображении картин природы (слова – краски - звуки).

Творческие портреты композиторов мира.

Примерное календарно-тематическое планирование (34 ч)

Тема занятия

Кол-во

часов

Раздел I. Музыка в жизни человека.

1.2

Музыка всегда рядом. Водный урок

3-6

Мои музыкальные увлечения. Проекты

7-10

Истоки возникновения музыки

11-14

Музыка –выражение чувств человека

15-18

Музыка в переломные моменты истории

19.20

Музыкальное путешествие в страну сказок

21

Ритмические импровизации

22

Музыкальные фантазеры

Раздел II. Музыкальные инструменты.

23.24

Зримый звук

25.26

Воздушные коридоры

27.28

Свирели и флейты

29.30

Поющий тростник

31.32

Саксофон

33.34

Звук в мешке

35-38

Органная музыка

39.40

Медные духовые инструменты

41.42

Блеск меди

43.44

Стволы- гиганты

45.46

Звуки и струны

47.48

На старых струнах

49-52

Скрипичное семейство

53.54

Как делают скрипку

55.56

Арфы и лиры

57.58

Лютни со всего света

59.60

Из тыквы и палки

61.62

Как делают гитару

63.64

Мелодии Индии

65.66

Струны и клавиши

67.68

Рояль и пианино

69.70

Ударные инструменты

71.72

Магические ритмы

73.74

Ударник в оркестре. Мелодичный звон

75.76

Игровая викторина

77.78

Шумовые эффекты

79.80

Электричество и струны

81.82

Электроинструменты

85.86

Электронная музыка

Раздел III. Великие композиторы мира.

87-90

Композитор – и имя ему народ

91-96

Композитор и исполнитель. Великие

исполнители

97-100

Вокальная музыка. Великие мастера вокала.

101-104

Первый русский композитор- классик. М. И.

Глинка

105.106

«Могучая кучка»

107.108

Эпические образы в творчестве А. П.

Бородина

109-112

Русская сказка в творчестве Н. А. Римского-

Корсакова

113-116

И. С. Бах. Жизнь, посвященная музыке

117-120

В. А. Моцарт- солнечный композитор

121-124

Три периода в творчестве Л. Бетховена

125.126

Музыкальная речь. Ф. Шопен- поэт

фортепиано

127.128

Ф. Шуберт. Старинной песни мир

129.130

Музыкальная мозаика. Викторина

131.132

Слова- краски- звуки. К. Дебюсси

133.134

М. Чюрленис- художник и композитор

135.136

Космический пейзаж Ч. Айвза

137.138.

Творческая лаборатория

139.140

Татарская национальная музыкальная школа.

141.142

Ф. Яруллин- основоположник татарского

национального балета

143.144

Мир музыки прекрасен. Итоговая диагностика

146 часов

3 год обучения

Раздел I. Язык музыки понятен всем!

Музыкальное творчество народов мира: своеобразие интонаций и общность

жизненного содержания. Музыкальные инструменты народов мира.

Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение

творческих заданий.

Раздел II. Музыкальная палитра.

Музыкальное искусство, его многообразие. Природа музыки. Формы музыки.

История возникновения нотного письма. Инструменты в действии. Истоки

оперного искусства. Как появился балет. Музыка «легкая» и «серьезная».

Музыка сегодня.

Раздел III. Великие композиторы мира.

Творческие портреты композиторов мира. Особенности музыкальной речи в

сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Классицизм и

романтизм.

Примерное календарно-тематическое планирование (34 ч)

Тема занятия

Кол-во

часов

Раздел I. Язык музыки понятен всем!

1.2.

Музыка объединяет сердца

3-8

Музыка со всего света

9-12

Спасая народную музыку

13-20

Музыка славянских народов

21-24

Античная музыка

25-28

Глядя на Восток

29-32

Из Нового Света

Раздел II. Музыкальная палитра

33.34

Что такое музыка?

35.36

Музыка древних цивилизаций

37.38

История нотного письма

39.40

Поговорим о пении

41-44

От братства менестрелей до заслуженного

коллектива страны

45.46

Оркестр дома

47.48

Симфоническая музыка

49-52

Эволюция инструментальной музыки

53-56

Рассказы о музыкальных инструментах

57.58

Музыка в комнате

59-66

Музыка эпохи классицизма и романтизма

67.68

В музыкальном театре

69-72

Рождение оперы

73-76

Балет: от классики к современности

77-80

Музыка под открытым небом

81-88

Оперетта и мюзикл

89-92

От оперы к рок- опере

Раздел III. Великие композиторы мира.

93-96

Гайдн- первооткрыватель

97.98

Великий философ и добродушный шутник. И.

С.Бах

99-104

Композиторы- романтики

105.10

6

Дж. Верди- патриот

107.10

8

Гармония музыки и человеческих отношений

109-

112

Реализм и фантазия в музыке

113.114

Жизнь рождает музыку

115.116

Путешествие в страну сказок Норвегию. Э.

Григ

117.118

На тройке в Петербург

119.120

М. И. Глинка и первая русская опера

121-

124

Маг и волшебник русской музыки П.

Чайковский

125-

128

Н. А. Римский- Корсаков- морской офицер и

композитор

129.13

Маленькие шедевры большой музыки

0

131-

134

Советский симфонизм: С. Прокофьев и Д.

Шостакович

135.13

6

И. Стравинский- композитор- новатор

137.13

8

Миниатюра в музыке, поэзии, литературе и

живописи

139.14

0

Жемчужины мирового жанра

141.14

2

Инструментальное творчество татарских

композиторов

143

Композиторы за пультом

144

Знатоки музыкального искусства

всего 146 часов

Дополнительная литература:

Аберт Г. В.А. Моцарт. Ч.2. Книга 2. /Пер. с нем. - М.: Музыка, 1985

Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыкальный словарь для учителя. - СПб., 1995

Алексеева Л.Н., Григрьева В.Ю. Страницы зарубежной музыки 19 века. - М.:

Знание, 1988

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пос. -

М.: Просвещение, 1983

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учеб. пос. - М.: Российское

музыкальное изд-во, 1997

Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. - М.: Просвещение, 1988

В мире музыки. 1990 : Ежегодник / Сост. Л. Григорьев, Я. Платек. -М.: Сов.

композитор, 1989

Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. -

2-е изд. - М.: Сов. Композитор, 1986

Васина - Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах : Маленькая

энциклопедия. - М.: Дет. лит., 1986

Вендрова Т.Е Пусть музыка звучит!: Кн. для учителя. - М.: Просвещение,

1990

Ветлугина Н. Музыкальный словарь. - М.: Музыка, 1986

Волкова П.С. Играем вместе: Для тех, кто верит чудесам и открывает их сам.

- Астрахань: Изд-во ИУУ, 1993

Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова. - М.:

Просвещение, 1991

Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся. - М.:

Просвещение, 1985

Галь Г. Брамс. Вагнер, Верди. Три мастера - три мира. - М.: Радуга, 1986

Гольцман С.В. Ф.И. Шаляпин в Казани. - Казань, 1986

Гордеева Е. Композиторы « могучей кучки» - 3-е изд. - М.: Музыка, 1985

Григорьев В.Ю. Никколо Паганини: жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1987

Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты : Биографические очерки. -

М.: Сов. Композитор, 1985

Григорьев Л.Г., Платек Я.М. Советские композиторы и музыковеды : Сб. в 3

томах. - М.: Сов. Композитор, 1981

Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках: ХУ11-первая

половина ХХ века. Пособие для студентов муз. фак. пед. вузов. М,1994.

Гульянц Е.И. Детям о музыке. - М.: Аквариум, 1996

Дементьева Е.Е. Музыка в школе: результаты и достижения: Методические

рекомендации. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998

Детские музыкальные праздники : Русский фольклор / Авт. - сост. Т.Ю.

Камаева. - М.: Лайда, 1994

Исакова И.Г., Кравчук В.М. В мире народных инстументов: Методические

рекомендации. - Псков: Изд-во Псковского ОИУУ, 1995

Истратов Н.В. Борис Александров: Очерк жизни и творчества. - М.: Музыка,

1986

Кабалевский Д.Д. « Ровесники» : Беседы о музыке для юношества. - М.:

Музыка, 1987

Калинина Н.А. П.И. Чайковский : Повесть . - М.: Сов. Композитор, 1988

Калинина Н.А. С.В. Рахманинов: Повесть. - М.: Дет. лит., 1989

Канн - Новикова Е. Маленькая повесть о Михаиле Глинка. - М.: Музыка, 1987

Ковалев К.П. Глагол таинственный...: Очерки о русской музыке 18 века. - М.:

Сов. Россия, 1988

Коган П. Вместе с музыкантами. - 2-е изд. - М.: Сов. Композитор, 1986

Коломиец Г.Г. Зарубежная музыка ХХ века в курсе музыкальной литературы

детских музыкальных школ и музыкальных училищ. Учебное пособие.

Оренбург, ОГПУ,1998

Кокушкин В. Анатолий Александров ( портреты советских композиторов) . -

М.: Сов. Композитор, 1988

Крунтяева Т.С., Молокова Н.В. Словарь музыкальных иностранных

терминов. - Л.: Музыка, 1988

Кукин И.Ф. Николай Андреевич Римский - Корсаков. - 3-е изд. - М.: Музыка,

1988

Летопись жизни и творчества Ф.И. Шаляпина: В 2 книгах / Сост. Ю.

Котляров и др. - Л.: Музыка, 1988

Мархасев Л. В легком жанре: Очерки и заметки. - М.: Сов. Композитор, 1986

Михайлова Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Сов. Композитор, 1986

Музыка в 4-7 классах: Методическое пособие для учителей . -М.:

Просвещение, 1986

Музыка в школе: 5-8 классы. - М.: РИК «Культура»: МИРОС , 1993

Музыка и поэзия / Сост. Е.Н. Домрина. - М.: Музыка, 1986

Музыка и ты : Альманах для школьников. Вып 5. - М.: Сов. Композитор, 1986

Музыкальное воспитание в России. Вып. 2 - М.: Сов. Композитор, 1985

Петрушин В.И. Музыкальная психология : Учеб . пос. - М.: Гуманит. Изд.

Центр ВЛАДОС, 1997

Прибегин Г.А. Петр Ильич Чайковский . - М.: Музыка, 1983

Прокофьева И. Музыкальная литература зарубежных стран. - М.: Музыка,

1988

РадыноваО.П. Музыкальное развитие детей: В 2-х частях. - М.:

Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1997

Русских В.П. Симфонический оркестр: Пос. для учителей - М.: Интерпракс,

1994

Сконечная А.Д. Торжество муз . - М.: Сов. Россия, 1989

Советский джаз: проблемы, события, мастера. : Сб. ст. - М.: Сов. Композитор,

1987

Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры : Кн. для учителя. - М.:

Просвещение, 1991

Флярковский А.Г. Жизнь моя - музыка : Воспоминания, встречи, впечатления.

- М.: Сов. Композитор, 1986

Форкель И.Н. О жизни, искусстве и о произведениях И.С. Баха/ Пер. с нем. -

М.: Музыка, 1987

Хентова С. Д. Шостакович: Жизнь и творчество: Монография: В 2-х томах. -

М.: Сов. Композитор, 1986

Чепуров В.Н. Музыка в школе: Из опыта работы : Кн. для учителя. - М.:

Просвещение, 1988

Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры: курс лекций.Вып.2.-

Долгопрудный Аллегро-Пресс.1994.

Энциклопедический словарь юного музыканта. - М.: педагогика, 1985

Энциклопедия для юных музыкантов / Авт. - сост. И.Ю. Куберский, Е.В.



В раздел образования