Автор: Усманова Дина Расимовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 175" Советского района
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Авторская программа внеурочной деятельности
Тема: "Музыкальная гостиная"
Раздел: среднее образование
Программа внеурочной деятельности
(художественно – эстетическое направление)
«Музыкальная гостиная»
для 5-7 классов
составитель:
Усманова Д. Р.
учитель музыки, высшей квалификационной категории
МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 175»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основании
примерных программ внеурочной деятельности
Срок реализации программы 3 года
Общая характеристика учебного предмета
Мир музыки огромен и неповторим. Не хватит и жизни, чтобы познакомиться
с этим наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в
настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо.
Какое бы образование не получил человек, музыка в его жизни присутствует
всегда.
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего
воспитание человека. Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это
воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование
духовной культуры, частью которой является музыкальная культура.
Необходимо со школьного возраста создавать условия для общения детей с
музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы,
воображения. Расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая
в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке,
умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это
способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию
основ музыкальной и общей духовной культуры.
Язык слов и язык музыки. На первый взгляд, они очень далеки друг от друга.
Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Музыка, не
упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств –
разговор сердец.
Занятия в «Музыкальной гостиной» тесно переплетаются и базируются на
теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на
уроках музыки.
В программе «Музыкальная гостиная» школьники приобщаются к
музыкально-теоретическому искусству, развивается творческая активность
детей.
Новизна программы состоит в личностно- ориентированном обучении.
Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном
ускорении развития творческих способностей ребенка, а прежде всего в том,
чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия
и реализации способностей.
Цель программы «Музыкальная гостиная» - ввести учащихся в мир
большого музыкального искусства, воспитать в учащихся музыкальную
культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры.
Задачами музыкального образования по данной программе являются:
1.
формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к
музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и
профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные
ценности человечества;
2.
развитие музыкально-образного мышления школьников адекватного
природе музыки – искусства «интонируемого смысла», в процессе
постижения музыкальных произведений.
3.
формирование опыта музыкально-творческой деятельности учащихся
как выражения отношения к окружающему миру с позиции триединства:
фольклорная музыка, исполнитель, слушатель.
4.
формирование у школьников потребности в музыкально - досуговой
деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей
сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.
2. Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты :
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться
в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса;
- уважительное отношение к культуре;
- реализация творческого потенциала;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально –
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятель-
ности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных музыкально – творческих задач во внеурочной и
внешкольной музыкально – эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов»
различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений
разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами
коммуникации;
- формирование у первоклассников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и
письменной форме.
Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в
музыкально – творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его
духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления и музыкальной картине мира;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или
какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям.
Содержание программы «Музыкальная гостиная»
– «Удивительный мир звуков» (I год обучения);
– «Музыка души» (II год обучения);
– «Музыкальная шкатулка» (III год обучения);
Каждый последующий курс является логическим продолжением
предыдущего.
3. Содержание учебного материала:
1 год обучения
Раздел I. Звуки вокруг нас.
Освоение разнообразия звуковой палитры мира. Выявление значения звуков в
жизни природы и человека. Осознание взаимосвязи звуков и тишины.
Знакомство с многообразием звуков живой и неживой природы. Различение
звуков природных и механических.
Раздел II. Мир звуковых фантазий
Работа со звукоподражанием. Раскрытие изобразительных и выразительных
возможностей звукоподражания. Использование звукоподражаний в
самостоятельной художественной деятельности.
Раздел III. Звуки музыкальные и шумовые.
Знакомство с окраской звуков. Выявление характерных особенностей
«деревянных», «стеклянных», «металлических», «шуршащих».
Использование тембровой окраски звуков в процессе собственной
художественной деятельности.
Знакомство со звуками громкими и тихими, долгими и короткими, быстрыми
и медленными, высокими и низкими, близкими и далёкими. Особенности
музыкальных звуков, их отличие от звуков шумовых. Разновидности
музыкальных инструментов (струнные, духовые, клавишные, ударные).
Развитие динамического, темпового и тембрового слуха. Произнесение слов
и текстов с разной интонацией. Самостоятельный поиск звуков и создание
звуковых композиций. Исполнение элементарных звуковых композиций с
использованием ударно-шумовых инструментов.
Примерное календарно-тематическое планирование (144 ч)
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Раздел I. Звуки вокруг нас.
1.2.
Введение. Мир полный звуков. Первичная
диагностика
2ч
3-6
Что такое звук. Звуки вокруг нас.
4ч
7.8
Звуки и тишина.
2ч
9-12
Звучащая природа.
4ч
13.14
Звуки леса.
2ч
15.16
Звуки воды.
2ч
17.18
Звуки ветра.
2ч
19.20
Звуки деревни.
2ч
21.22
Звуки города.
2ч
23.24
Загадочный мир звуков космоса.
2ч
Раздел II. Мир звуковых фантазий
25-30
Звучащие портреты.
6ч
31-34
Звучащие предложения.
4ч
35-38
Звучащие пары.
4ч
39-42
Звучащие троицы.
4ч
43.44
Звукоподражание.
2ч
45.46
Музыкальная викторина
2ч
47-50
Озвучка сказочных персонажей.
4ч
51-54
Звуковые краски.
4ч
55-58
Тембр- окраска звука.
4ч
59.60
Кто есть кто.
2ч
61.62
Интонация.
2ч
63.64
Особенности интонации.
2ч
65-70
Мастерская звуков.
6ч
Раздел III. Звуки музыкальные и шумовые.
71.72
Звуки громкие и тихие.
2ч
73.74
Звуки долгие и короткие, быстрые и
медленные.
2ч
75.76
Звуки высокие и низкие.
2ч
77.78
Звуки музыкальные и шумовые.
2ч
79.80
Игры со звуками
2ч
81.82
Шумовые инструменты.
2ч
83-88
Мастерская шумовых инструментов
6ч
89-92
Оркестр шумовых инструментов.
4ч
92.93
Мир музыкальных инструментов
2ч
94-97
Оркестры
4ч
98.99
Музыкальные инструменты: струнные.
2ч
100.10
1
В мастерской скрипичного мастера
2ч
101-
104
Музыкальные инструменты: духовые.
4ч
105-
106
Музыкальные инструменты: ударные.
2ч
107.10
8
Ритмические импровизации
2ч
109-
112
Музыкальные инструменты: клавишные.
4ч
113.114
Краски музыки. Викторина
2ч
115.116
Оркестр и дирижер. Игровое занятие
2ч
117-
120
Звуковые импровизации
4ч
121-
124
Веселая озвучка
4ч
125.12
6
Тембры музыкальных инструментов (игра)
2ч
127-
130
Стань музыкою слово (исследование)
4ч
131.13
2
В мире прекрасных звуков. (экскурсия)
2ч
133-
136
Музыкальная фантазия. Сочиняем сами
4ч
137-
140
Музыкальная фантазия. Музыкальная живопись
4ч
141.14
2
Посещение концерта
2ч
143
Итоговая диагностика
1ч
144
Обобщающее занятие. Игры со звуками.
1ч
146 ЧАСОВ ПЕРЕСЧИТАЙТЕ!!!!!!!!!!!!
2 год обучения
Раздел I. Музыка в жизни человека.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное
проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об
основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии
музыкальных жанров и стилей. Первые опыты вокальных, ритмических и
пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Раздел II. Музыкальные инструменты.
Как рождаются волшебные звуки музыки. Зримый звук. Воздушные
коридоры. История создания музыкальных инструментов. В музыкальной
мастерской.
Раздел III. Великие композиторы мира.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество
России. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Музыкальная речь
как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие.
Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в
сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Роль поэта, художника,
композитора в изображении картин природы (слова – краски - звуки).
Творческие портреты композиторов мира.
Примерное календарно-тематическое планирование (34 ч)
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Раздел I. Музыка в жизни человека.
1.2
Музыка всегда рядом. Водный урок
2ч
3-6
Мои музыкальные увлечения. Проекты
6ч
7-10
Истоки возникновения музыки
6ч
11-14
Музыка –выражение чувств человека
4ч
15-18
Музыка в переломные моменты истории
4ч
19.20
Музыкальное путешествие в страну сказок
2ч
21
Ритмические импровизации
1ч
22
Музыкальные фантазеры
1ч
Раздел II. Музыкальные инструменты.
23.24
Зримый звук
2ч
25.26
Воздушные коридоры
2ч
27.28
Свирели и флейты
2ч
29.30
Поющий тростник
2ч
31.32
Саксофон
2ч
33.34
Звук в мешке
2ч
35-38
Органная музыка
4ч
39.40
Медные духовые инструменты
2ч
41.42
Блеск меди
2ч
43.44
Стволы- гиганты
2ч
45.46
Звуки и струны
2ч
47.48
На старых струнах
2ч
49-52
Скрипичное семейство
4ч
53.54
Как делают скрипку
2ч
55.56
Арфы и лиры
2ч
57.58
Лютни со всего света
2ч
59.60
Из тыквы и палки
2ч
61.62
Как делают гитару
2ч
63.64
Мелодии Индии
2ч
65.66
Струны и клавиши
2ч
67.68
Рояль и пианино
2ч
69.70
Ударные инструменты
2ч
71.72
Магические ритмы
2ч
73.74
Ударник в оркестре. Мелодичный звон
2ч
75.76
Игровая викторина
2ч
77.78
Шумовые эффекты
2ч
79.80
Электричество и струны
2ч
81.82
Электроинструменты
2ч
85.86
Электронная музыка
2ч
Раздел III. Великие композиторы мира.
87-90
Композитор – и имя ему народ
4ч
91-96
Композитор и исполнитель. Великие
исполнители
6ч
97-100
Вокальная музыка. Великие мастера вокала.
4ч
101-104
Первый русский композитор- классик. М. И.
Глинка
4ч
105.106
«Могучая кучка»
2ч
107.108
Эпические образы в творчестве А. П.
Бородина
2ч
109-112
Русская сказка в творчестве Н. А. Римского-
Корсакова
4ч
113-116
И. С. Бах. Жизнь, посвященная музыке
4ч
117-120
В. А. Моцарт- солнечный композитор
4ч
121-124
Три периода в творчестве Л. Бетховена
4ч
125.126
Музыкальная речь. Ф. Шопен- поэт
фортепиано
2ч
127.128
Ф. Шуберт. Старинной песни мир
2ч
129.130
Музыкальная мозаика. Викторина
2ч
131.132
Слова- краски- звуки. К. Дебюсси
2ч
133.134
М. Чюрленис- художник и композитор
2ч
135.136
Космический пейзаж Ч. Айвза
2ч
137.138.
Творческая лаборатория
2ч
139.140
Татарская национальная музыкальная школа.
2ч
141.142
Ф. Яруллин- основоположник татарского
национального балета
2ч
143.144
Мир музыки прекрасен. Итоговая диагностика
2ч
146 часов
3 год обучения
Раздел I. Язык музыки понятен всем!
Музыкальное творчество народов мира: своеобразие интонаций и общность
жизненного содержания. Музыкальные инструменты народов мира.
Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение
творческих заданий.
Раздел II. Музыкальная палитра.
Музыкальное искусство, его многообразие. Природа музыки. Формы музыки.
История возникновения нотного письма. Инструменты в действии. Истоки
оперного искусства. Как появился балет. Музыка «легкая» и «серьезная».
Музыка сегодня.
Раздел III. Великие композиторы мира.
Творческие портреты композиторов мира. Особенности музыкальной речи в
сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Классицизм и
романтизм.
Примерное календарно-тематическое планирование (34 ч)
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Раздел I. Язык музыки понятен всем!
1.2.
Музыка объединяет сердца
2ч
3-8
Музыка со всего света
6ч
9-12
Спасая народную музыку
4ч
13-20
Музыка славянских народов
8ч
21-24
Античная музыка
4ч
25-28
Глядя на Восток
4ч
29-32
Из Нового Света
4ч
Раздел II. Музыкальная палитра
33.34
Что такое музыка?
2ч
35.36
Музыка древних цивилизаций
2ч
37.38
История нотного письма
2ч
39.40
Поговорим о пении
2ч
41-44
От братства менестрелей до заслуженного
коллектива страны
4ч
45.46
Оркестр дома
2ч
47.48
Симфоническая музыка
2ч
49-52
Эволюция инструментальной музыки
4ч
53-56
Рассказы о музыкальных инструментах
4ч
57.58
Музыка в комнате
2ч
59-66
Музыка эпохи классицизма и романтизма
8ч
67.68
В музыкальном театре
2ч
69-72
Рождение оперы
4ч
73-76
Балет: от классики к современности
4ч
77-80
Музыка под открытым небом
4ч
81-88
Оперетта и мюзикл
8ч
89-92
От оперы к рок- опере
4ч
Раздел III. Великие композиторы мира.
93-96
Гайдн- первооткрыватель
4ч
97.98
Великий философ и добродушный шутник. И.
С.Бах
2ч
99-104
Композиторы- романтики
6ч
105.10
6
Дж. Верди- патриот
2ч
107.10
8
Гармония музыки и человеческих отношений
2ч
109-
112
Реализм и фантазия в музыке
4ч
113.114
Жизнь рождает музыку
2ч
115.116
Путешествие в страну сказок Норвегию. Э.
Григ
2ч
117.118
На тройке в Петербург
2ч
119.120
М. И. Глинка и первая русская опера
2ч
121-
124
Маг и волшебник русской музыки П.
Чайковский
4ч
125-
128
Н. А. Римский- Корсаков- морской офицер и
композитор
4ч
129.13
Маленькие шедевры большой музыки
2ч
0
131-
134
Советский симфонизм: С. Прокофьев и Д.
Шостакович
4ч
135.13
6
И. Стравинский- композитор- новатор
2ч
137.13
8
Миниатюра в музыке, поэзии, литературе и
живописи
2ч
139.14
0
Жемчужины мирового жанра
2ч
141.14
2
Инструментальное творчество татарских
композиторов
2ч
143
Композиторы за пультом
1ч
144
Знатоки музыкального искусства
1ч
всего 146 часов
Дополнительная литература:
Аберт Г. В.А. Моцарт. Ч.2. Книга 2. /Пер. с нем. - М.: Музыка, 1985
Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыкальный словарь для учителя. - СПб., 1995
Алексеева Л.Н., Григрьева В.Ю. Страницы зарубежной музыки 19 века. - М.:
Знание, 1988
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пос. -
М.: Просвещение, 1983
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учеб. пос. - М.: Российское
музыкальное изд-во, 1997
Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. - М.: Просвещение, 1988
В мире музыки. 1990 : Ежегодник / Сост. Л. Григорьев, Я. Платек. -М.: Сов.
композитор, 1989
Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. -
2-е изд. - М.: Сов. Композитор, 1986
Васина - Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах : Маленькая
энциклопедия. - М.: Дет. лит., 1986
Вендрова Т.Е Пусть музыка звучит!: Кн. для учителя. - М.: Просвещение,
1990
Ветлугина Н. Музыкальный словарь. - М.: Музыка, 1986
Волкова П.С. Играем вместе: Для тех, кто верит чудесам и открывает их сам.
- Астрахань: Изд-во ИУУ, 1993
Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова. - М.:
Просвещение, 1991
Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся. - М.:
Просвещение, 1985
Галь Г. Брамс. Вагнер, Верди. Три мастера - три мира. - М.: Радуга, 1986
Гольцман С.В. Ф.И. Шаляпин в Казани. - Казань, 1986
Гордеева Е. Композиторы « могучей кучки» - 3-е изд. - М.: Музыка, 1985
Григорьев В.Ю. Никколо Паганини: жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1987
Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты : Биографические очерки. -
М.: Сов. Композитор, 1985
Григорьев Л.Г., Платек Я.М. Советские композиторы и музыковеды : Сб. в 3
томах. - М.: Сов. Композитор, 1981
Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках: ХУ11-первая
половина ХХ века. Пособие для студентов муз. фак. пед. вузов. М,1994.
Гульянц Е.И. Детям о музыке. - М.: Аквариум, 1996
Дементьева Е.Е. Музыка в школе: результаты и достижения: Методические
рекомендации. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998
Детские музыкальные праздники : Русский фольклор / Авт. - сост. Т.Ю.
Камаева. - М.: Лайда, 1994
Исакова И.Г., Кравчук В.М. В мире народных инстументов: Методические
рекомендации. - Псков: Изд-во Псковского ОИУУ, 1995
Истратов Н.В. Борис Александров: Очерк жизни и творчества. - М.: Музыка,
1986
Кабалевский Д.Д. « Ровесники» : Беседы о музыке для юношества. - М.:
Музыка, 1987
Калинина Н.А. П.И. Чайковский : Повесть . - М.: Сов. Композитор, 1988
Калинина Н.А. С.В. Рахманинов: Повесть. - М.: Дет. лит., 1989
Канн - Новикова Е. Маленькая повесть о Михаиле Глинка. - М.: Музыка, 1987
Ковалев К.П. Глагол таинственный...: Очерки о русской музыке 18 века. - М.:
Сов. Россия, 1988
Коган П. Вместе с музыкантами. - 2-е изд. - М.: Сов. Композитор, 1986
Коломиец Г.Г. Зарубежная музыка ХХ века в курсе музыкальной литературы
детских музыкальных школ и музыкальных училищ. Учебное пособие.
Оренбург, ОГПУ,1998
Кокушкин В. Анатолий Александров ( портреты советских композиторов) . -
М.: Сов. Композитор, 1988
Крунтяева Т.С., Молокова Н.В. Словарь музыкальных иностранных
терминов. - Л.: Музыка, 1988
Кукин И.Ф. Николай Андреевич Римский - Корсаков. - 3-е изд. - М.: Музыка,
1988
Летопись жизни и творчества Ф.И. Шаляпина: В 2 книгах / Сост. Ю.
Котляров и др. - Л.: Музыка, 1988
Мархасев Л. В легком жанре: Очерки и заметки. - М.: Сов. Композитор, 1986
Михайлова Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Сов. Композитор, 1986
Музыка в 4-7 классах: Методическое пособие для учителей . -М.:
Просвещение, 1986
Музыка в школе: 5-8 классы. - М.: РИК «Культура»: МИРОС , 1993
Музыка и поэзия / Сост. Е.Н. Домрина. - М.: Музыка, 1986
Музыка и ты : Альманах для школьников. Вып 5. - М.: Сов. Композитор, 1986
Музыкальное воспитание в России. Вып. 2 - М.: Сов. Композитор, 1985
Петрушин В.И. Музыкальная психология : Учеб . пос. - М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 1997
Прибегин Г.А. Петр Ильич Чайковский . - М.: Музыка, 1983
Прокофьева И. Музыкальная литература зарубежных стран. - М.: Музыка,
1988
РадыноваО.П. Музыкальное развитие детей: В 2-х частях. - М.:
Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1997
Русских В.П. Симфонический оркестр: Пос. для учителей - М.: Интерпракс,
1994
Сконечная А.Д. Торжество муз . - М.: Сов. Россия, 1989
Советский джаз: проблемы, события, мастера. : Сб. ст. - М.: Сов. Композитор,
1987
Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры : Кн. для учителя. - М.:
Просвещение, 1991
Флярковский А.Г. Жизнь моя - музыка : Воспоминания, встречи, впечатления.
- М.: Сов. Композитор, 1986
Форкель И.Н. О жизни, искусстве и о произведениях И.С. Баха/ Пер. с нем. -
М.: Музыка, 1987
Хентова С. Д. Шостакович: Жизнь и творчество: Монография: В 2-х томах. -
М.: Сов. Композитор, 1986
Чепуров В.Н. Музыка в школе: Из опыта работы : Кн. для учителя. - М.:
Просвещение, 1988
Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры: курс лекций.Вып.2.-
Долгопрудный Аллегро-Пресс.1994.
Энциклопедический словарь юного музыканта. - М.: педагогика, 1985
Энциклопедия для юных музыкантов / Авт. - сост. И.Ю. Куберский, Е.В.