Автор: Аскерова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Атамановский детский сад" комбинированного вида
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий район, село Атаманово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Сборник дидактических игр направленный на развитие
познавательной активности у детей старшего дошкольного
возраста.
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который
призваны изменить»
М. Горький.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка.
Потребность
в
игре
у детей сохраняется
и
занимает
значительное
место
впервые годы их обучения в школе.
Для
ребят дошкольного
возраста игра
имеет
исключительное значение:
игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма
воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует
на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, на волю и
на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения,
навыки.
Игры,
способствующие развитию
восприятия,
внимания,
памяти,
мышления, развитию творческих
способностей, направлены
на
умственное
развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет
математика.
Обучение
математике детей
дошкольного
возраста немыслимо
без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль
несложного
занимательного
математического
материала
определяется
с
учетом возрастных
возможностей
детей
и
всестороннего
развития
и
воспитания; активировать умственную
деятельность,
заинтересовывать
математическим
материалом,
увлекать
и развлекать
детей, развивать
ум,
расширять, углублять математические представления, закреплять полученные
знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности,
новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических
упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.
В
том
случае,
когда
занимательная
задача
доступна
ребенку,
у
него
складывается
положительное
эмоциональное
отношение
к
ней,
что
и
стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель:
сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Из
всего
многообразия
занимательного
математического
материала
в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.
В
них
есть
возможность
формировать
новые
знания,
знакомить детей со
способами
действий.
Каждая
из
игр
решает
конкретную
задачу
совершенствования
математических (количественных,
пространственных,
временных) представлений детей.
Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка.
Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических
познавательных процессов, мыслительных операций. Важное
значение д и д а к т и ч е с к о й
и г р ы
с о с т о и т
в
т о м,
ч т о
она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Например, многие дидактические игры по формированию математических
представлений
у детей
направлены
на
развитие у
ребят
логического
мышления, с их помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы,
как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся производить
анализ,
синтез,
решать
задачи. Дидактические игры
помогают
взрослым
дать дошкольникам элементарные научные знания, которые необходимы для
обучения в школе, закрепить их и научить ребят применять на практике все
то,
чему
их
научили.
Игра
учит целенаправленно и
последовательно
воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. А
э т о
з н а ч и т ,
ч т о
с
и с п о л ь з о в а н и е м дидактических и г р
и д е т
подготовка дошкольников к обучению в школе.
Игра
ценна
только
в
том
случае,
когда
она
содействует
лучшему
пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию
математических
знаний
учащихся. Дидактические и г р ы
и
и г р о в ы е
упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих
игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и
педагогом
начинают
носить
более
непринуждённый
и
эмоциональный
характер.
Систематиче ская
работ а
с
детьми
совершенствует
о б щ и е
умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки
и сообразительности, пространственных представлений.
Таким образом, дидактические игры имеют огромное значение развитии
познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, так как
эффективно
закрепляются
все
полученные
знания
и
ум е н и я ,
поэтому дидактическую игру
включаю
в
содержание
непосредственно-
образовательной деятельности как одно из средств реализации программных
задач.
Б л о к
1 . Дидактиче ские
игры, н а п р а в л е н н ы е
н а
р а з в и т и е
любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности.
Собери в корзину
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
активности,
любознательности, познавательного
интереса,
ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп
предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из
большей группы лишний.
Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину.
Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству.
Чего
больше? (меньше).
На
сколько
огурцов
больше,
чем
помидор?
Что
нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом
уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?
Выставка игрушек
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной активности, любознательности, познавательного интереса,
сопоставление определенного количества предметов с цифрами, составление
числа из единиц и их двух меньших.
Материал: цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы,
бабочки, яблоки, клубника, листики).
Ход игры: ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их
внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо
расставить
определенное
количество
игрушек.
Затем
дети
объясняют
правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из
разных
игрушек.
При
этом
уточняем,
их
скольких
единиц
состоит
определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек
так,
чтобы
всего
на
полке
стояло
3 (4,
5) игрушек.
Уточняем,
как
дети
составили числа их двух меньших.
Кто больше запомнит
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной активности, любознательности, познавательной потребности,
закрепление у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве
цвет, форму, величину предметов, развитие зрительного внимания, памяти.
Ход игры: В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в
течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов
одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает
называть, а другой дополняет.
Рыбки
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной активности, любознательности, познавательной потребности,
ознакомление
с
порядковым
счетом
в
пределах
10
и
у ч и т ь
различать вопросы: «Сколько?», «Который?», «Какой?» и
п р а в и л ь н о
отвечать на них.
Материал: картинки с цифрами и рыбками.
Ход игры: Сравни количество рыбок, различающихся по цвету туловища,
по
размеру,
по
цвету
хвоста
и
плавников,
по
форме,
по направлению
движения. Состав числа 10, из каких чисел можно составить?
Скажи правильно
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной активности, любознательности, познавательной потребности,
ознакомление
с
порядковым
счетом
в
пределах
10,
умение
различать
вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.
Материал: коробка, цифры
Ход
игры:
Откройте
коробки
и
выложите
числовой
ряд
от
1
до
10
слева направо. Все приготовились, начали работать: покажите число больше
5 на 1 (6); маленькое число (1); число, которое меньше 7 на 1 (6); число,
обозначающее день недели - вторник (2); число, последующее числа 4(5).
Палочки Кюизенера «Пассажиры и поезд»
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной активности, любознательности. Закрепление у детей умения
находить
следующее,
предыдущее
число
для
каждого
числа
от
0
до
9. Развитие у детей операции сравнения, анализа, синтеза, смыслового
соотношения
для развития мыслительной
деятельно сти. Развитие
внимания. Развитие представлений о числе, основы счёта, умение измерять
предметы, запоминание состава числа, понимание сущности арифметических
действий.
Материал: палочки Кьюзенера
Ход игры: воспитатель предлагает детям построить небольшой поезд из
цветных
палочек. Например,
из
палочек
розового,
голубого,
красного
и
желтого цвета. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают
узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим
путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета.
Белая палочка — это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В
ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть
свое число. Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим
их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек. Расположи палочки
так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с
желтой. Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а
розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны?
Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?
Красивый узор
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
активности,
любознательности, познавательного
интереса,
учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать
внимание; формировать положительное отношение к полученному результату
- ритмичному чередованию величин.
Материал:
п ол о с к и
ч и с то й
п л от н о й
бума ги
п о
ч и с л у детей,
геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги,
квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносики, наборное полотно.
Ход игры: педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносы с
геометрическими
формами.
Говорит,
что
сейчас
они
будут
выкладывать
красивый
узор,
показывает
образец действия:
«Большой
квадрат. (Берет
форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький
квадрат». (Вновь
вставляет
в
полотно
и
т.
д.) затем
педагог
предлагает
выкладывать
формы
под
диктовку.
Вначале
он
следит
не
только
за
правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали
слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При
повторном
проведении
задания
дают
другие
формы,
изменяется
и
их
чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает
всем работам положительную оценку.
Где фигура?
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной активности, любознательности, познавательной потребности,
учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение:
посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.
Ход игры: воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться
запоминать,
где
какая
фигура
находится.
Для
этого
их
нужно
назвать
по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине, затем
вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает
и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает.
Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их
место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а
воспитатель
меняет
фигуры,
расположенные
слева
и
справа.
Ребенок
поворачивается
и
отгадывает,
что
изменилось.
Затем
все
дети
называют
фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза,
дети угадывают, что изменилось.
Б л о к
2 . Дидактиче ские
игры, н а п р а в л е н н ы е
н а
р а з в и т и е
самостоятельности,
настойчивости,
инициативности,
произвольности
эмоциональных проявлений.
Кто быстрее найдет предмет?
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
активности,
стремления
к
самостоятельному познанию
и
размышлению,
инициативности,
произвольности
эмоциона льных
проявлений; упражнять в определении формы предметов и в соотнесении
формы с геометрическим образцом.
Материал: модели геометрических фигур, предметы разной формы.
Ход игры: на полочки - подставки воспитатель ставит по 2- 3 модели
геометрических
фигур,
на
столе
размещает
предметы
разной
формы
и
обращается
к
детям»
Сейчас
мы
поиграем
в
игру
«Кто
быстрее
найдет
предмет указанной формы «Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на
полочках? Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе! А вот
послушайте, как мы будем играть. Из каждого ряда выходит ребенок, а я буду
говорить,
какой
формы
предмет
надо
найти.
Тот,
кто
первый
найдет
названный
предмет,
и
поместить
его
рядом
с
фигурой,
получит
фишку.
Правила
игры,
если
взял
предмет,
заменять
его
нельзя.
В
конце
игры
воспитатель спрашивает:
« К а к и е
п р е д м е т ы
с т о я т
р я д о м
с
треугольником (квадратом и др.). Чем они все похожи?
Дорога в школу
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
активности,
стремления
к
самостоятельному познанию
и
размышлению,
инициативности; развитие умения
ориентироваться
в
открытом пространстве, развитие памяти, умение составлять схему пути.
Материал: лист бумаги, карандаш.
Ход игры: Ребенок вспоминает и рассказывает, где по дороге в детский сад
он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где
сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.
Что мы делаем?
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
активности,
стремления
к
самостоятельному познанию
и
размышлению,
инициативности,
произвольности
эмоциона льных
проявлений; закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь;
Материал: не требуется.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать,
что
они
делают
утром.
Играющие
изображают
разные
действия,
но
не
называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем
игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.
Усложнение: Отгадывает не взрослый, а один из детей.
Дни недели по порядку
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
активности,
стремления
к
самостоятельному познанию
и
размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений
закреплять название дней недели.
Материал: мяч.
Ход
игры:
Дети
становятся
в
круг.
Воспитатель
бросает
мяч
кому-то
из детей и просит сказать, какой день идет до или после названного. Педагог
чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А
музыкальные? Куда мы ходили в среду?»
Живая неделя
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
активности,
стремления
к
самостоятельному познанию
и
размышлению,
инициативности,
произвольности
эмоциона льных
проявлений; закрепить умение называть дни недели по порядку.
Материал: карточки с цифрами от 1 до 7, карточки с изображенными на
них кружками соответствующие дню недели.
Ход игры:
Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются
на
столе
изображением
вниз.
Играющие
выбирают
любую
карточку,
выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни
недели.
Первый
ребёнок
слева
делает
шаг
вперёд
и говорит: «Я
–
понедельник. Какой день следующий?» И т. д.
Второй
вариант.
Дети
делятся
на
команды
по
7
человек.
У
каждой
команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат
карточки
с
цифрами
изображением
вниз.
На
каждом
столе
карточки
определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут
к своим столам, беру по одной карточке, и выстраиваются по порядку в
соответствии с цифрой.
Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до
7, по-разному расположенными. Правила игры те же.
Вчера, сегодня, завтра
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
активности,
стремления
к
самостоятельному познанию
и
размышлению,
инициативности,
произвольности
эмоциона льных
проявлений; в игровой форме упражнять в активном различении временных
понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал«вчера», «сегодня», «завтра».
Инструкция:
п о
у г л а м
и г р о в о й
к о м н а т ы
о т м е т и т ь
т р и
домика «вчера», «сегодня», «завтра».
Ход
игры:
Дети,
идут
по
кругу,
читают
при
этом
четверостишие
из
знакомого
стихотворения.
По
окончании
останавливаются,
а
педагог
громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!»
Дети бегут к домику под названием «вчера».
Затем возвращаются в круг, игра продолжается.
Сравнение предметов
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
активности,
стремления
к
самостоятельному познанию
и
размышлению,
инициативности,
произвольности
эмоциона льных
проявлений; развитие умения сравнивать предметы между собой, находить
четыре сходства и различия.
Материал:
геометрические фигуры:
треугольник,
квадрат,
к ру г,
прямоугольник;
4-х
цветов
и
2-х
размеров.
(16
геометрических
фигур
больших 4-х видов и 4-х цветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-
хвидов и 4-х цветов).
Инструкция:
воспитатель
предлагает
детям
подобрать
фигуры,
отличающиеся одним признаком; фигуры, отличающиеся двумя признаками;
тремя признаками (подбери самые непохожие).
Ход игры:
Ребята, рассмотрите эти фигуры.
Как называются эти фигуры?
Выберите фигуры, отличающиеся одним признаком;
фигуры, отличающиеся двумя признаками;
тремя признаками.
Подбери самые непохожие.
Встань на место
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
активности,
стремления
к
самостоятельному познанию
и
размышлению,
инициативности,
произвольности
эмоциона льных
проявлений; упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади,
слева, справа, перед, за.
Инструкция: воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им
надо встать.
Ход игры: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был
сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель
просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит.
Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать,
кто и где от них стоит.
Блок 3. Дидактические игры, направленные на развитие познавательной
позиции, вопросительно – исследовательской деятельности.
Подели яблоко поровну
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
позиции,
стремления
к
самостоятельному познанию и
размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на
умение правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух
(одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать
соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое
по известным частям.
Материал: яблоко.
Ход игры: Как разделить одно яблоко на двоих? (Нужно разрезать яблоко
на две равные части). (Воспитатель разрезает яблоко на две равные части).
- Сколько частей получилось? (Две части.)
- Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина или одна
вторая.)
- Что больше: целое яблоко или его половина?
- Что меньше: половина или целое яблоко?
Скажи наоборот
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
позиции,
стремления
к
самостоятельному познанию и
размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на
формирование
у
детей первоначальных
измерительных
умений.
Умение
измерять
длину,
ширину,
высоту
предметов (отрезки
прямых
линий) с
помощью условной меры
Материал: мяч, предметы разных размеров и высоты.
Ход игры: задание выполняется с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку
и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и
называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.
Затем
дети
расставляют
предметы (или
картинки) по величине:
о т
короткого – к самому длинному, от узкого – к самому широкому, от низкого –
к самому высокому
Узнай по описанию
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
позиции,
л ю б о з н а т е л ь н о с т и ,
с т р е м л е н и я
к
самостоятельному познанию и
р а з м ы ш л е н и ю
ч е р е з
р е ш е н и е
исследовательских
заданий, н а п р а в л е н н ы х
н а
ф о р м и р о в а н и е
у
детей первоначальных измерительных умений.
Материал: картинки с игрушками
Ход
игры:
1.
Слон
меньше
мишки,
а
мишка
меньше
зайчика.
Какая
игрушка больше всех?
2. Медвежонок легче слонёнка, но тяжелее тигрёнка. Кто самый лёгкий?
3. Ежик ниже жирафа, но выше мышки. Кто выше всех?
Сравни и запомни
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
позиции,
л ю б о з н а т е л ь н о с т и ,
с т р е м л е н и я
к
самостоятельному познанию и
р а з м ы ш л е н и ю
ч е р е з
р е ш е н и е
исследовательских
заданий;
учить
осуществлять
зрительно-мысленный
анализ
способа
расположения
фигур;
закрепление
представлений
о
геометрических фигурах.
Материал: набор геометрических фигур.
Ход
игры:
играют
двое.
Каждый
из
игроков
должен
внимательно
рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти
закономерность
в
их
расположении,
затем
заполнить
пустые
клетки
со
знаками 9, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и
быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив фигуры и
знаки вопроса по - другому.
Кто быстрее назовет?
Цель:
создание
условий,
способствующих р а з в и т и ю
у
д е т е й
познавательной
позиции,
л ю б о з н а т е л ь н о с т и ,
с т р е м л е н и я
к
самостоятельному познанию и размышлению; упражнять в счете предметов.
Материал: игрушки, фишки.
Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто
быстрее назовет». Каких игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10? Кто быстрее
найдет и назовет, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети
подсчитывают свои фишки.
«Развитие математических способностей у детей через
игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность:
Огромную
роль
в
умственном
воспитании
и
в развитии интеллекта
р е б ё н к а
и г р а е т мат е мат и ч е с ко е
р а з в и т и е. Математика обладает
уникальным развивающим
эффектом.
Ее
изучение способствует
развитию
памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение,
творческий потенциал личности.
Математика –
один
из
наиболее
трудных
учебных
предметов.
В математике заложены
огромные
возможности
для развития
мышления
детей,
процессе
их
обучения
с самого
раннего
возраста.
И
потенциал
педагога
дошкольного
учреждения
состоит
не
в
передаче
тех
или
иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу,
дающему
пищу
воображению,
затрагивающему
не
только
чисто
интеллектуальную,
но
и
эмоциональную
сферу
ребёнка.
Педагог
дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет
понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А
главное
познать
радость
при
преодолении
трудностей.
Наглядность,
сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет
возрастных
и
индивидуальных
особенностей детей,
систематичность
и
последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой
обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход –
вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства
и компетентности по данной теме.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по
развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
использовать
разработанный материал на
занятиях
ФЭМП
с
детьми
дошкольного возраста;
активно воздействовать на всестороннее развитие детей;
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемые результаты:
детей:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений.
воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной
теме;
- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
- оформление центра «Занимательная математика»
Этапы работы:
1. Организационный этап
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же
статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»,
М.: Просвещение 1990.
2.
Практический
курс математики
для
дошкольников.
Методические
рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
3.
Т.
А.
Фалькович,
Л.
П.
Барылкина «Формирование математических
представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного
образования. — М.:ВАКО, 2005 г. — 208 с.
4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А.
А. Смоленцева.
5.
Л.
Г.
П е т е рс он,
Н .
П .
Холина «Игралочка».
Практический
курс математики
для
дошкольников.
Методические
рекомендации.
-
М.:
Баласс, 2003 г. - 256 с.
6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях
для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004
7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
8. «Развиваем
восприятие,
воображение» —
А .
Л е в и н а .
Н .
П .
Холина «Игралочка».
9.
Практический
курс математики
для
дошкольников.
Методические
рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
10. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект
игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
11.
В.
П.
Новикова,
Л.
И.
Тихонова
«Развивающие игры
и
занятия
с
палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
2. Перспективный план работы на 2018- 2019 учебный год с детьми
СЕНТЯБРЬ
- Проведение первичной диагностики.
- Анализ и оформление результатов диагностики.
- Составление перспективного плана работы.
ОКТЯБРЬ
- Изучение литературы по теме самообразования.
-
Ч т е н и е математической
сказки « В
с т р а н е «Математике» в
пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
-
Проведение
занятий,
с
использованием игрового
занимательного
материала (игры с использованием счетных палочек)
-
П о д г р у п п о в а я
и
и н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
п о развитию
математических представлений с помощью занимательного материала (игры
на воссоздание силуэтов «Геоконт»).
НОЯБРЬ
- Проведение занятий с использованием счетных палочек.
-
П о д г р у п п о в а я
и
и н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
п о развитию
математических представлений с помощью занимательного материала.
- Подготовка картотеки занимательного математического материала.
- Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»
ДЕКАБРЬ
- Оформление уголка занимательной математики в группе.
- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.
-
П о д г р у п п о в а я
и
и н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
п о развитию
математических п р е д с т а в л е н и й
с
п о м о щ ь ю занимательного
материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)
-
Чтение математической
сказки «Как
Нина
брата
учила»,
анализ
и
обсуждение сказки
ЯНВАРЬ
-
Использование
загадок,
задач-шуток, занимательных вопросов
на
занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
-
П о д г р у п п о в а я
и
и н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
п о развитию
математических п р е д с т а в л е н и й
с
п о м о щ ь ю занимательного
материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
ФЕВРАЛЬ
-
Оформление
папки-передвижки «Занимательная
математика дома
в
повседневной жизни».
-
Использование
дидактических
игр математического содержания
в
совместной деятельности с детьми.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
-
П о д г р у п п о в а я
и
и н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
п о развитию
математических представлений с помощью занимательного материала («Что
лишнее?», «Объемные блоки Дьенеша»)
МАРТ
-
Оформление
выставки
для родителей: «Математические и гр ы
и
упражнения для дошкольников»
- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»
-
Проведение
занятий
с
использованием
и н д и в и д уа л ь н о го
счетного материала.
-
П о д г р у п п о в а я
и
и н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
п о развитию
математических представлений с помощью занимательного материала (игры
с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)
АПРЕЛЬ
- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»
-
Проведение
занятий
с
использованием
и н д и в и д уа л ь н о го
счетного материала.
- Игры на воссоздание силуэтов «Геоконт».
МАЙ
- Оформление документации
- Проведение итоговой диагностики
- Анализ, оформление результатов диагностики.
- Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год.
3. Накопительно-практический этап:
Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию
для детей среднего дошкольного возраста (в течение года).
Создание
предметно-р а з в и в а ю щ е й
с р е д ы
в
г р у п п е (уголок
познавательного развития).
Работа с детьми.
Сроки Содержание работы Использование дидактических игр
С е н т я б р ь
-
о к т я б р ь
М о н и т о р и н г
н ач а л ь н ы х
з н а н и й
о б
элементарных математических представлениях
Дидактические
игры
на
у с в о е н и е
п о н я т и я «Цвета», « С д е л а е м
к у к л е
б у с ы », «Цветная
вода», «Цветные палочки»
Ноябрь
Объединение
предметов
в
группу
по
цвету,
форме,
размеру «Найди пару», «Разложи по коробочкам»
Декабрь Выделение части группы. Нахождение лишних предметов «Что
лишнее?», «Что изменилось?»
Январь Знакомство с четырехугольником «Где правая, где левая?», «Игра
с палочками», «Отгадай, что мы делаем?»
Февраль Сравнение предметов по длине, знакомство с понятием «Далеко –
близко»,
и з м е р е н и е
с ы п у ч и х
п р е д м е т о в . «Угостим
б ел оч к у
грибочками», «Бабочки и цветы», «Назови скорее».
Март
Знакомство
с
наглядным
изображением
чисел
6-8,
формировать
умение соотносить цифру с количеством. Формирование представлений о
непосредственном
сравнении
предметов « П о д б е р и
д о р о ж к и
к
домикам», «Почини коврик», «Мостик для зайчат», «Кто больше назовет»,
Найди кусочек сыра».
Апрель Знакомство с геометрическими фигурами: трапеция, ромб, овал;
Знакомство с наглядным изображением чисел 9 – 10 и 0, закреплять
умение соотносить цифру с количеством. «Геометрическое лото», «Разложи
фигуры по домикам», «Найди пару по форме»
Май Формирование пространственных представлений (на-над-под,вверху-
внизу и др, ориентировка в пространстве, количественный и порядковый счет
от1
до
10,
сравнение
предыдущего
и
последующего
чисел «Возьми
игрушку», « м а г а з и н
и г р у ш е к », «Следопыты», «Строители», «Неделька
стройся»
Работа с родителями.
Сентябрь
Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для
оборудования математического уголка.
Октябрь
Проведение
индивидуальных
консультаций
и
бесед
по
вопросам
родителей.
Ноябрь
Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр
в воспитании детей дошкольного возраста».
Декабрь
Консультация
для
родителей
«Как
организовать
игры детей дома
с
использованием занимательного математического материала».
Январь
Оформление папки – передвижки «Занимательная математика дома в
повседневной жизни».
Февраль
Консультация
«Логико математические
игры
для
детей дошкольного
возраста».
Март
Рекомендации «Формируем
пространственные
представления», «Как
научить детей определять свойства предметов».
Апрель
Консультация «Математика вокруг нас».
Май
Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?»
Консультация для родителей «Как привить интерес к математике»
Консультация для родителей:
«Как привить ребенку интерес к математике?»
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное
место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом
школьного
обучения,
обилием
информации,
получаемой
ребенком,
повышением
внимания
к
компьютеризации
уже
с
дошкольного
возраста,
стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка
узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать
ребенку
набор
готовых
знаний,
суждений.
Однако
всегда
ли
это
дает
ожидаемый
ре зульт ат?
Скажем,
надо
ли
заст авлять
р е б е н к а
заниматься математикой, если ему скучно?
Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то,
чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому
процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску
решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.
Мамам
и
папам,
бабушкам
и
дедушкам
хочу
напомнить,
что
принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий
должно начинаться с предложения: «Поиграем?».
Обсуждение
заданий
следует
начинать
тогда,
когда
малыш
не
очень
возбужден и не занят каким либо интересным делом: ведь ему предлагают
поиграть, а игра - дело добровольное!
Пожертвуйте ребенку немного своего времени по дороге в детский сад или
домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку
и. т. д, ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные
темы «Количество
и
счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка
в
пространстве
и
времени».
Согласитесь,
всем
этим
понятиям
вы
можете
уделить внимание и в повседневной жизни.
Обращайте
внимание
детей
на
форму
различных
предметов
в
окружающем
мире,
их
количество.
Например,
тарелки
круглые,
скатерть
квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме
напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту
или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха,
два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить
ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна
лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите,
чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно
сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то
можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп,
спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины.
Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже,
толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей,
сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова
как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например,
высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска,
палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины,
различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток,
полоски бумаги, ленточки. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей,
а
то
все
больше,
до
школы,
употребляют
большой-маленький.
Ребенок
должен
к
школе
пользоваться
правильными
словами
для
сравнения
по
величине.
Во
время
чтения
книг
обращайте
внимание
детей
на
характерные
особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы -
четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по
величине.
Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые
окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на
циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате,
страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне,
назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер
своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры.
Попросите отсчитать столько предметов (любых, сколько показывает цифра,
или
покажи
ту
цифру,
сколько
предметов (сколько
у
тебя
пуговиц
на
кофточке).
Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки».
Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.
Поиграйте
в
игру «Кто
больше
найдет
цифр
в
окружении?» вы
или
ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок
закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой,
соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать,
какой карточки нет, и где она стояла.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве
ивремени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте
ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте
внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова:
вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра
Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра.
Называйте
текущий
месяц,
если
есть
в
этом
месяце
праздники
или
знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди
игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый.
Ребенок
ищет,
найдя,
он
говорит,
где
она
находилась,
используя
слова «на», «за», «между», «в».
Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что
установлены
в
электроприборах,
например
в
телевизоре,
магнитофоне,
стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка
на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно
сделать за 3 или 5 минут.
Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько
рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает
количество
рублей,
что
количество
монет
не
соответствует
количеству
рублей (денег).
В
непосредственной
обстановке,
на
кухне,
вы
можете
ребенка
познакомить с объемом (вместимостью сосудов, сравнив по вместимости
разные кастрюли и чашки.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством
времени,
вы
можете
приобщить
ребенка
ко
многим математическим
понятиям,
способствовать
их
лучшему
усвоению,
поддерживая
и
развивая интерес к математике.