Автор: Жучкова Елена Георгиевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ Вершинотейская СОШ
Населённый пункт: р.п. Вершина Теи, Республика Хакасия
Наименование материала: Программа элективного курса
Тема: "Химические вещества в повседневной жизни человека"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕРШИНОТЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
АСКИЗСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
«УТВЕРЖДАЮ»: «СОГЛАСОВАНО»: «РАССМОТРЕНО»:
директор школы зам.директора по УВР на заседании МО
_________________ ___________________ ПРОТОКОЛ № __
«___» _____20____г. «___» _____20____г. «___» _____20____г.
Программа элективного курса по химии на
тему:
«Химические вещества в повседневной
жизни человека»
для 9 класса
Жучковой Елены Георгиевны
2019 г.
Программа элективного курса для учащихся 9 классов
«Химические вещества в повседневной жизни человека»
.
Пояснительная записка
Элективный курс разработан на основе «Концепции модернизации
Российского образования» и «Концепции профильного обучения на старшей
ступени
общего
образования».
Данная
программа
предназначена
для
учащихся 9 классов. Она расширяет знания учащихся, т.к. эти темы слабо
освещены в курсе химии. Программа знакомит учеников с характеристикой
веществ,
окружающих
нас
в
быту:
вода,
поваренная
соль,
вещества
из
которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.п. Эти вещества
несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные
свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся,
но
и
представляет
возможность
интеграции
в
национальную
и
мировую
культуру,
раскрывает
материальные
основы
окружающего
мира,
дает
химическую картину природы.
Темы 1-4 дают возможность актуализации экологического просвещения
школьников.
Лабораторные
и
практические
занятия
способствуют
формированию
специальных
умений
и
навыков
работы
с
веществами
и
оборудованием.
Рефераты, тематика которых приводится в программе, позволяет
сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять
знания, а также развивают их творческие способности.
Динамику интереса к темам элективного курса поможет проследить
анкетирование на первом и последнем этапе изучения курса.
Цель курса: формирование знаний учащихся о применении веществ в
повседневной жизни.
Задачи курса: 1) предоставить учащимся возможность реализовать
интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни;
2) совершенствовать экспериментальные умения;
3) развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности
и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
Формы проведения: лекционно-практическая, семинар, анкетирование.
Данный курс является межпредметным, затрагивает вопросы географии,
экологии и химии, т.е. ориентирует учащихся на выбор естественнонаучного
профиля.
Форма проверки знаний - защита рефератов.
Курс рассчитан на 12 ч (резервное время 2 ч).
Содержание программы
Занятие 1. Вода (1 ч).
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека.
Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Занятие 2. Поваренная соль (1 ч).
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой
баланс в организме человека. Получение поваренной соли и ее очистка.
Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Занятие 3. Спички (1 ч).
Пирофоры.
История
изобретения
спичек.
Красный
и
белый
фосфор.
Окислительно-восстановительные
процессы,
протекающие
при
зажигании
спички. Спичечное производство в России.
Занятие 4. Бумага (1 ч).
От перманганата и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие:
каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги
и их практическое использование.
Занятие 5. Карандаши и акварельные краски (1 ч).
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды
акварельных красок.
Занятие 6. Стекло (1 ч).
Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды
декоративной обработки изделий из стекла.
Занятие 7. Керамика (1 ч).
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов.
Практические работы (3 ч).
Занятие 8, 9.
Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание
кристаллов поваренной соли (2 ч).
Занятие 10. Получение дистиллированной воды. Жесткость воды и
способы ее устранения (1 ч)
Занятия 11, 12. Резерв (2 ч).
Календарно-тематический план курса
№
п/п
Тема
Вид занятия
Вид
контроля
Всего
часов
Дата
1.
Вода
Лекция
1
2.
Поваренная соль
Лекция
Анкетиро
вание
1
3.
Спички
Лекция
1
4.
Бумага
Лекция
1
5.
К а р а н д а ш и
и
акварельные
краски
Лекция
1
6.
Стекло
Семинар
1
7.
Керамика
Лекция
1
8.
Очистка
загрязненной
поваренной соли.
Практическа
я работа
1
9.
Выращивание
кристаллов
поваренной соли
Практическа
я работа
1
10.
Получение
дистиллированной
воды.
Жесткость
и
с п о с о б ы
е е
устранения.
Практическа
я работа
1
11.
Анкетиро
вание
1
12.
Защита
рефератов
1
Ито
го:
12 ч
Темы рефератов
1.
Какую воду мы пьем.
2.
Химия в знакомых предметах: спички.
3.
Эти удивительные глины.
4.
Пирофорные свойства металлов.
5.
Неисчерпаемое море солей.
6.
Химия в моем доме.
7.
Экологические проблемы акватории страны.
8.
Стекло – современный конструкционный материал.
9.
Вещества вокруг нас.
Литература для учащихся
1.
Журналы «Химия в школе» 2001г., №1, стр.20; 2003г., №1, стр.66, №3,
стр.56, №5, стр.65; 2004г., №3, стр.6, №4, стр.48, №5, стр.75.
Литература для учителя
1.
Быстров Г.П. Технология спичечного производства. М.:
Гослесбумиздат, 1961.
2.
Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М.: Книга, 1988.
3.
Журналы «Химия и жизнь» №1, 1972.
4.
Козмал Ф. Производство бумаги в теории и на практике. М.: Лесная
промышленность, 1964.
5.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
6.
Кульский Л.А. Проблема чистой воды, Киев:1974.
7.
Лосев К.С. Вода. Л.: Гидрометеоиздат, 1989.
8.
Лялько В.И. Вечно живая вода. Киев: 1972.
9.
Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире. М.:
Педагогика, 1975.
10. Розен Б.Л. Чудесный мир бумаги. М., 1990.
Приложение 1
Анкета для учащихся
«Химические вещества в повседневной жизни человека»
1.
Человек примерно на 60% состоит из воды. Какую роль играет вода в организме
человека?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.
Где на Земле сосредоточены основные запасы пресной воды?__________________
3.
Как получают поваренную соль? Где в России самые большие запасы поваренной
соли?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________
4.
Чем красный фосфор отличается от белого? Из чего сделаны спички?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5.
В какой стране впервые изобрели бумагу? На чем писали до изобретения бумагу?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Что входит в состав цветных карандашей?____________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Назовите основные признаки хрусталя._______________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8. Чем фаянс отличается от фарфора?__________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Каким способом можно очистить загрязненную поваренную соль?_______________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. Какими способами устраняют временную жесткость воды?____________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________