Напоминание

"Химические вещества в повседневной жизни человека"


Автор: Жучкова Елена Георгиевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ Вершинотейская СОШ
Населённый пункт: р.п. Вершина Теи, Республика Хакасия
Наименование материала: Программа элективного курса
Тема: "Химические вещества в повседневной жизни человека"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕРШИНОТЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

АСКИЗСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

«УТВЕРЖДАЮ»: «СОГЛАСОВАНО»: «РАССМОТРЕНО»:

директор школы зам.директора по УВР на заседании МО

_________________ ___________________ ПРОТОКОЛ № __

«___» _____20____г. «___» _____20____г. «___» _____20____г.

Программа элективного курса по химии на

тему:

«Химические вещества в повседневной

жизни человека»

для 9 класса

Жучковой Елены Георгиевны

2019 г.

Программа элективного курса для учащихся 9 классов

«Химические вещества в повседневной жизни человека»

.

Пояснительная записка

Элективный курс разработан на основе «Концепции модернизации

Российского образования» и «Концепции профильного обучения на старшей

ступени

общего

образования».

Данная

программа

предназначена

для

учащихся 9 классов. Она расширяет знания учащихся, т.к. эти темы слабо

освещены в курсе химии. Программа знакомит учеников с характеристикой

веществ,

окружающих

нас

в

быту:

вода,

поваренная

соль,

вещества

из

которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.п. Эти вещества

несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные

свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся,

но

и

представляет

возможность

интеграции

в

национальную

и

мировую

культуру,

раскрывает

материальные

основы

окружающего

мира,

дает

химическую картину природы.

Темы 1-4 дают возможность актуализации экологического просвещения

школьников.

Лабораторные

и

практические

занятия

способствуют

формированию

специальных

умений

и

навыков

работы

с

веществами

и

оборудованием.

Рефераты, тематика которых приводится в программе, позволяет

сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять

знания, а также развивают их творческие способности.

Динамику интереса к темам элективного курса поможет проследить

анкетирование на первом и последнем этапе изучения курса.

Цель курса: формирование знаний учащихся о применении веществ в

повседневной жизни.

Задачи курса: 1) предоставить учащимся возможность реализовать

интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни;

2) совершенствовать экспериментальные умения;

3) развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности

и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.

Формы проведения: лекционно-практическая, семинар, анкетирование.

Данный курс является межпредметным, затрагивает вопросы географии,

экологии и химии, т.е. ориентирует учащихся на выбор естественнонаучного

профиля.

Форма проверки знаний - защита рефератов.

Курс рассчитан на 12 ч (резервное время 2 ч).

Содержание программы

Занятие 1. Вода (1 ч).

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека.

Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Занятие 2. Поваренная соль (1 ч).

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой

баланс в организме человека. Получение поваренной соли и ее очистка.

Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Занятие 3. Спички (1 ч).

Пирофоры.

История

изобретения

спичек.

Красный

и

белый

фосфор.

Окислительно-восстановительные

процессы,

протекающие

при

зажигании

спички. Спичечное производство в России.

Занятие 4. Бумага (1 ч).

От перманганата и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие:

каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги

и их практическое использование.

Занятие 5. Карандаши и акварельные краски (1 ч).

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды

акварельных красок.

Занятие 6. Стекло (1 ч).

Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды

декоративной обработки изделий из стекла.

Занятие 7. Керамика (1 ч).

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов.

Практические работы (3 ч).

Занятие 8, 9.

Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание

кристаллов поваренной соли (2 ч).

Занятие 10. Получение дистиллированной воды. Жесткость воды и

способы ее устранения (1 ч)

Занятия 11, 12. Резерв (2 ч).

Календарно-тематический план курса

п/п

Тема

Вид занятия

Вид

контроля

Всего

часов

Дата

1.

Вода

Лекция

1

2.

Поваренная соль

Лекция

Анкетиро

вание

1

3.

Спички

Лекция

1

4.

Бумага

Лекция

1

5.

К а р а н д а ш и

и

акварельные

краски

Лекция

1

6.

Стекло

Семинар

1

7.

Керамика

Лекция

1

8.

Очистка

загрязненной

поваренной соли.

Практическа

я работа

1

9.

Выращивание

кристаллов

поваренной соли

Практическа

я работа

1

10.

Получение

дистиллированной

воды.

Жесткость

и

с п о с о б ы

е е

устранения.

Практическа

я работа

1

11.

Анкетиро

вание

1

12.

Защита

рефератов

1

Ито

го:

12 ч

Темы рефератов

1.

Какую воду мы пьем.

2.

Химия в знакомых предметах: спички.

3.

Эти удивительные глины.

4.

Пирофорные свойства металлов.

5.

Неисчерпаемое море солей.

6.

Химия в моем доме.

7.

Экологические проблемы акватории страны.

8.

Стекло – современный конструкционный материал.

9.

Вещества вокруг нас.

Литература для учащихся

1.

Журналы «Химия в школе» 2001г., №1, стр.20; 2003г., №1, стр.66, №3,

стр.56, №5, стр.65; 2004г., №3, стр.6, №4, стр.48, №5, стр.75.

Литература для учителя

1.

Быстров Г.П. Технология спичечного производства. М.:

Гослесбумиздат, 1961.

2.

Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М.: Книга, 1988.

3.

Журналы «Химия и жизнь» №1, 1972.

4.

Козмал Ф. Производство бумаги в теории и на практике. М.: Лесная

промышленность, 1964.

5.

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

6.

Кульский Л.А. Проблема чистой воды, Киев:1974.

7.

Лосев К.С. Вода. Л.: Гидрометеоиздат, 1989.

8.

Лялько В.И. Вечно живая вода. Киев: 1972.

9.

Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире. М.:

Педагогика, 1975.

10. Розен Б.Л. Чудесный мир бумаги. М., 1990.

Приложение 1

Анкета для учащихся

«Химические вещества в повседневной жизни человека»

1.

Человек примерно на 60% состоит из воды. Какую роль играет вода в организме

человека?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.

Где на Земле сосредоточены основные запасы пресной воды?__________________

3.

Как получают поваренную соль? Где в России самые большие запасы поваренной

соли?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________

4.

Чем красный фосфор отличается от белого? Из чего сделаны спички?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5.

В какой стране впервые изобрели бумагу? На чем писали до изобретения бумагу?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Что входит в состав цветных карандашей?____________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

7. Назовите основные признаки хрусталя._______________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

8. Чем фаянс отличается от фарфора?__________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Каким способом можно очистить загрязненную поваренную соль?_______________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

10. Какими способами устраняют временную жесткость воды?____________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________



В раздел образования