Автор: Яцкевич Светлана Григорьевна
Должность: преподаватель сольного пения
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: г. Шумерля Чувашская Республика
Наименование материала: Разработка открытого урока
Тема: «Игровые приемы обучения как средство формирования навыков сольного пения у учащихся младших классов»
Раздел: дополнительное образование
Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться
Открытый урок-практикум по сольному пению Яцкевич Светланы
Григорьевны, преподавателя МАУДО «Детская школа искусств №1» г.
Шумерля Чувашской Республики
Дата проведения: 26.02.2019 г.
Возраст учащейся: 8 лет
Продолжительность занятия:40 мин.
Форма проведения: индивидуальная
Тема: «Игровые приемы обучения как средство формирования навыков
сольного пения у учащихся младших классов»
Цель: Развитие вокальных навыков у учащихся младшего класса с
использованием развивающих голосовых игр и упражнений.
Задачи урока:
Образовательные:
обучение правильному певческому дыханию
развитие артикуляционного аппарата
развитие дикционных способностей и навыков
развитие способности интонирования
формирование правильного звукообразования
Развивающие:
развивать образное мышление средствами музыкальной
выразительности, логические навыки, умение анализировать смысловое
содержание произведений
развивать культуру и манеру сценического вокального исполнения:
творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный
аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до
слушателя.
Воспитательные:
способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как
эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире –
духовной культуры.
способствовать формированию интереса к индивидуальным формам
вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям,
творческого самовыражения, для реализации духовно-творческих потенций
каждого ребёнка, при воплощении в песне волнующих его чувств и мыслей,
раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения.
Оборудование и материалы:
фортепиано;
музыкальный центр
зеркало
ноутбук
карточки
Тип урока: урок - обобщение и закрепление полученных знаний, навыков.
Методы урока:
Словесный
Практический
Наглядный
Игровой
Ход урока:
Звучит песня «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»
(cл. К. Ибряева, муз. С.Соснина)
В дорогу, девчонки, в дорогу, мальчишки,
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.
И песенка, и песенка в дороге пригодится,
Учиться надо весело, учиться надо весело,
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться.
Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости. Мы пригласили
Вас на открытый урок по теме: «Игровые приемы обучения как средство
формирования навыков сольного пения у учащихся младших классов».
Эпиграфом к уроку послужила песня С. Соснина на стихи Константина
Ибряева «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»
И вы, наверное, со мной согласитесь, чем интересней ребенку на уроке, тем
качественнее будет освоение учебного материала. Детский голос – очень
нежный, хрупкий, гибкий музыкальный инструмент. И одна из главных задач
преподавателя – найти те методы и формы работы, которые помогут сделать
голос красивым, звучным, не напряженным, а занятия увлекательными,
интересными и любимыми.
Музыкальная деятельность в младшем школьном возрасте представляет
огромные возможности для воспитания первоначальных навыков с помощью
создания игровых ситуаций. В процессе игровых занятий дети способны
выполнять такой объем, который им недоступен в обычной ситуации.
И сегодня мы попробуем в этом убедиться. А поможет мне ученица 1 класса
Иванова Кира.
Урок наш начнем с дыхательной гимнастики Александры Николаевны
Стрельниковой.
«Ладошки»
Данное упражнение является разминочным. Выполняется по следующему
алгоритму: стоя, нужно согнуть руки в локтях и развернуть ладони от себя.
На вдохе ладони нужно крепко сжимать, во время выдоха расслаблять.
Работать нужно только пальцами.
«Погончики»
Нужно встать ровно, выпрямить руки параллельно телу. Затем согнуть руки в
локтях так, чтобы кулаки были прижаты к животу. Руки и плечи напрячь, на
вдохе руки резко пустить вниз, разжать кулаки, пальцы растопырить. На
выдохе руки нужно вернуть к животу.
«Насос»
Чтобы выполнить данное упражнение, нужно встать ровно, руки выпрямить
параллельно туловищу. Затем опустив голову и округлив спину, медленно
склониться к полу под углом не более 90 градусов.
В конечной точке наклона нужно сделать быстрый вдох воздуха и вернуться в
исходное положение, до конца не выпрямляясь.
«Кошка»
Чтобы выполнить упражнение «Кошка», необходимо встать ровно,
выпрямить спину, расставить ноги, не доходя до ширины плеч, руки прижать
к бокам и согнуть в локтях. Кисти рук при этом нужно опустить и держать на
уровне груди.
Вдохнув, слегка присесть, развернуться вбок и как бы хватать воздух руками.
Выдохнуть по возвращении на исходное положение. Нужно чередовать
повороты вправо и влево.
«Ушки»
Это упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя. При вдохе
необходимо наклонить голову вправо или влево, как бы дотягиваясь ухом
плеча. Выдыхать нужно, возвращаясь к начальной позиции. Задействовать
нужно только шею.
«Обними плечи»
Во время выполнения этого упражнения нужно встать прямо, выпрямить
спину, руки согнуть в локтях и поднять их выше груди, как будто вы сидите за
партой. Во время вдоха нужно правой рукой обхватить левое плечо, а левой
рукой – правое плечо. Сделать это нужно так, чтобы локти сошлись в одной
точке.
Преподаватель: Итак, мы привели свой огранизм в тонус, у нас поднялось
настроение и мы хотим работать.
Скажите, пожалуйста, что является основой пения?
Учащаяся: Дыхание.
Преподаватель: Правильно. Дыхание – основа пения, право как и основа
всей жизни.
Выполним упражнения на развитие певческого дыхания, формирования
ощущения диафрагмальной «опоры».
Упражнение «Раздувание мехов»:
Положить руки на ребра для контроля своего дыхания. Вдох-меха раздувают,
выдох-сдувают.
Упражнение «Мячик и насос»:
Делаем короткие вдохи со звуком «сссс» - надуваем себя, из полностью
накаченного мяча вынимаем пробку и медленно сдуваемся со звуком
«шшшшш»
Упражнение «За окошком ветер»:
Озвучиваем выдох со звуком «с-с-с» и во время выдоха имитируем усиление
и затихание ветра
Упражнение «Комарик»:
Вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, со звуком «Зь» ладошки
соединяем. Можно устроить соревнование чей комар дольше будет летать.
Озвучиваем выдох звуком «З-з-з» (чей комар дольше полетает)
Упражнение «1,2,3,4,5……10 ЧХА!» - берем воздух, задерживаем и на
выдохе произведем счет от 1 до 10 постепенно усиливая звук и в конце
остатки воздуха выталкивает со звуком ЧХА!
Упражнение для правильного ощущения работы диафрагмы:
Представьте, что к вам в огород прилетели вороны и клюют ягоды, сказать им
«кш» так, чтобы выдох долетел да них и они испугались. Затем чередовать
активные выдохи «кш»-«ч», «кш»-«хь», «кш»-«с», «кш»-«ф».
Артикуляционная гимнастика – помогает устранить напряжение и
скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щек,
челюсти; развить мимику, выразительную дикцию.
Упражнения:
Покусаем зубами кончик языка;
Покусываем язык и постепенно высовываем его до отказа;
Сделать языком 4 круговых движения между губами и зубами с закрытым
ртом в одну сторону, затем в другую.
Упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую
щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Пощёлкать языком, изменяя форму рта (на «о» и «А»)
«Зевок» зевнем с закрытым ртом.
Интонационные упражнения
Исполнение упражнений в объеме от примы до квинты
«Ворон» (Сидит ворон на дубу он играет во трубу, трубу точенную,
позолоченную). Имитируем звучание трубы с ручным показом
Попевка в объеме секунды «Уж как шла лиса». Вторую ступени показываем
поднимаясь на носочки.
Попевка в объеме терции «Два кота» поем использую различную
интонацию.
«Та-та два кота, два ободранных хвоста» поем – на удивлении
«Серый кот в чулане, все усы в сметане» - насторожено
«Черный кот залез в подвал и мышонка там поймал» - сердито с угрозой
Попевка в объеме кварты «Скок-поскок»
кок, скок поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька -
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Упражнение «Дарц» - метание с помощью согласные звуков, сочетаний
звуков.
к - к, ск - к п –ск -к,
М –л –д -й др –зд-к
П – в –д –чк – п –ш -л,
М –л –д –чк – н -ш -л.
гласные звуки интонационно исполнить с позевыванием, с ощущением
диафрагмы.
о о а о
а а о а о
а а и у а о
а а и у а о
Попевка в объеме квинты «Паровоз»
Едет. Едет паровоз две трубы и сто колес,
Две трубы, сто колес
Машинистом рыжий пес.
Выполним с пробкой, с постепенным ускорением темпа.
1 раз - медленно
2 раз - средний темп
3 раз - быстро
Преподаватель: Дети очень любят подражать звукам окружающего мира:
человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать,
хрюкать, куковать, шипеть и т. д.), звукам окружающего мира (тикать, капать,
гудеть, выть, скрипеть и т. д.). Игры помогают воспроизводить интонации
различной высоты, устранить неравномерности развития голоса.
«Как кричит крокодил» муз. А. Усачева (исполнение)
(Мяу-мяу (Миау-миау) Гав-гав
Кар-кар Му-Му Дзынь-дзынь
Ой-ой)
Преподаватель: А как будет кричать крокодил, если он проглотит мотоцикл
(балалайку)?
Ученица: Брррр- Брррр (трень-брень-трень-брень)
Преподаватель: Кира, скажи, пожалуйста, какую песню мы сейчас с тобой
будем исполнять?
Преподаватель проговаривает слова песни беззвучно, ученица по губам
должна определить песню.
Р. н. п. «Коровушка»
1 куп. – проговорим представим, что выключили телевизор (четко. Ясно,
понятко, артикуляция должна очень четко работать)
2 куп. – споем, как будто эту песню поет мотоцикл из мультфильма (на
брррр).
Инсценировка песни для проявления творческих способностей, снятия
зажимов. Поет а capella.
«Край родной» Муз. Е Гомоновой
Преподаватель: В завершении урока мне бы очень хотелось, чтобы ты
подарила всем гостям музыкальный подарок в виде песни «Край родной».
Большое спасибо!