Напоминание

«Игровые приемы обучения как средство формирования навыков сольного пения у учащихся младших классов»


Автор: Яцкевич Светлана Григорьевна
Должность: преподаватель сольного пения
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: г. Шумерля Чувашская Республика
Наименование материала: Разработка открытого урока
Тема: «Игровые приемы обучения как средство формирования навыков сольного пения у учащихся младших классов»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться

Открытый урок-практикум по сольному пению Яцкевич Светланы

Григорьевны, преподавателя МАУДО «Детская школа искусств №1» г.

Шумерля Чувашской Республики

Дата проведения: 26.02.2019 г.

Возраст учащейся: 8 лет

Продолжительность занятия:40 мин.

Форма проведения: индивидуальная

Тема: «Игровые приемы обучения как средство формирования навыков

сольного пения у учащихся младших классов»

Цель: Развитие вокальных навыков у учащихся младшего класса с

использованием развивающих голосовых игр и упражнений.

Задачи урока:

Образовательные:

обучение правильному певческому дыханию

развитие артикуляционного аппарата

развитие дикционных способностей и навыков

развитие способности интонирования

формирование правильного звукообразования

Развивающие:

развивать образное мышление средствами музыкальной

выразительности, логические навыки, умение анализировать смысловое

содержание произведений

развивать культуру и манеру сценического вокального исполнения:

творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный

аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до

слушателя.

Воспитательные:

способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как

эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире –

духовной культуры.

способствовать формированию интереса к индивидуальным формам

вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям,

творческого самовыражения, для реализации духовно-творческих потенций

каждого ребёнка, при воплощении в песне волнующих его чувств и мыслей,

раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения.

Оборудование и материалы:

фортепиано;

музыкальный центр

зеркало

ноутбук

карточки

Тип урока: урок - обобщение и закрепление полученных знаний, навыков.

Методы урока:

Словесный

Практический

Наглядный

Игровой

Ход урока:

Звучит песня «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

(cл. К. Ибряева, муз. С.Соснина)

В дорогу, девчонки, в дорогу, мальчишки,

По лесенке знаний шагайте смелей.

Чудесные встречи и добрые книжки

Ступеньками будут на ней.

И песенка, и песенка в дороге пригодится,

Учиться надо весело, учиться надо весело,

Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться.

Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости. Мы пригласили

Вас на открытый урок по теме: «Игровые приемы обучения как средство

формирования навыков сольного пения у учащихся младших классов».

Эпиграфом к уроку послужила песня С. Соснина на стихи Константина

Ибряева «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

И вы, наверное, со мной согласитесь, чем интересней ребенку на уроке, тем

качественнее будет освоение учебного материала. Детский голос – очень

нежный, хрупкий, гибкий музыкальный инструмент. И одна из главных задач

преподавателя – найти те методы и формы работы, которые помогут сделать

голос красивым, звучным, не напряженным, а занятия увлекательными,

интересными и любимыми.

Музыкальная деятельность в младшем школьном возрасте представляет

огромные возможности для воспитания первоначальных навыков с помощью

создания игровых ситуаций. В процессе игровых занятий дети способны

выполнять такой объем, который им недоступен в обычной ситуации.

И сегодня мы попробуем в этом убедиться. А поможет мне ученица 1 класса

Иванова Кира.

Урок наш начнем с дыхательной гимнастики Александры Николаевны

Стрельниковой.

«Ладошки»

Данное упражнение является разминочным. Выполняется по следующему

алгоритму: стоя, нужно согнуть руки в локтях и развернуть ладони от себя.

На вдохе ладони нужно крепко сжимать, во время выдоха расслаблять.

Работать нужно только пальцами.

«Погончики»

Нужно встать ровно, выпрямить руки параллельно телу. Затем согнуть руки в

локтях так, чтобы кулаки были прижаты к животу. Руки и плечи напрячь, на

вдохе руки резко пустить вниз, разжать кулаки, пальцы растопырить. На

выдохе руки нужно вернуть к животу.

«Насос»

Чтобы выполнить данное упражнение, нужно встать ровно, руки выпрямить

параллельно туловищу. Затем опустив голову и округлив спину, медленно

склониться к полу под углом не более 90 градусов.

В конечной точке наклона нужно сделать быстрый вдох воздуха и вернуться в

исходное положение, до конца не выпрямляясь.

«Кошка»

Чтобы выполнить упражнение «Кошка», необходимо встать ровно,

выпрямить спину, расставить ноги, не доходя до ширины плеч, руки прижать

к бокам и согнуть в локтях. Кисти рук при этом нужно опустить и держать на

уровне груди.

Вдохнув, слегка присесть, развернуться вбок и как бы хватать воздух руками.

Выдохнуть по возвращении на исходное положение. Нужно чередовать

повороты вправо и влево.

«Ушки»

Это упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя. При вдохе

необходимо наклонить голову вправо или влево, как бы дотягиваясь ухом

плеча. Выдыхать нужно, возвращаясь к начальной позиции. Задействовать

нужно только шею.

«Обними плечи»

Во время выполнения этого упражнения нужно встать прямо, выпрямить

спину, руки согнуть в локтях и поднять их выше груди, как будто вы сидите за

партой. Во время вдоха нужно правой рукой обхватить левое плечо, а левой

рукой – правое плечо. Сделать это нужно так, чтобы локти сошлись в одной

точке.

Преподаватель: Итак, мы привели свой огранизм в тонус, у нас поднялось

настроение и мы хотим работать.

Скажите, пожалуйста, что является основой пения?

Учащаяся: Дыхание.

Преподаватель: Правильно. Дыхание – основа пения, право как и основа

всей жизни.

Выполним упражнения на развитие певческого дыхания, формирования

ощущения диафрагмальной «опоры».

Упражнение «Раздувание мехов»:

Положить руки на ребра для контроля своего дыхания. Вдох-меха раздувают,

выдох-сдувают.

Упражнение «Мячик и насос»:

Делаем короткие вдохи со звуком «сссс» - надуваем себя, из полностью

накаченного мяча вынимаем пробку и медленно сдуваемся со звуком

«шшшшш»

Упражнение «За окошком ветер»:

Озвучиваем выдох со звуком «с-с-с» и во время выдоха имитируем усиление

и затихание ветра

Упражнение «Комарик»:

Вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, со звуком «Зь» ладошки

соединяем. Можно устроить соревнование чей комар дольше будет летать.

Озвучиваем выдох звуком «З-з-з» (чей комар дольше полетает)

Упражнение «1,2,3,4,5……10 ЧХА!» - берем воздух, задерживаем и на

выдохе произведем счет от 1 до 10 постепенно усиливая звук и в конце

остатки воздуха выталкивает со звуком ЧХА!

Упражнение для правильного ощущения работы диафрагмы:

Представьте, что к вам в огород прилетели вороны и клюют ягоды, сказать им

«кш» так, чтобы выдох долетел да них и они испугались. Затем чередовать

активные выдохи «кш»-«ч», «кш»-«хь», «кш»-«с», «кш»-«ф».

Артикуляционная гимнастика – помогает устранить напряжение и

скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щек,

челюсти; развить мимику, выразительную дикцию.

Упражнения:

Покусаем зубами кончик языка;

Покусываем язык и постепенно высовываем его до отказа;

Сделать языком 4 круговых движения между губами и зубами с закрытым

ртом в одну сторону, затем в другую.

Упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую

щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Пощёлкать языком, изменяя форму рта (на «о» и «А»)

«Зевок» зевнем с закрытым ртом.

Интонационные упражнения

Исполнение упражнений в объеме от примы до квинты

«Ворон» (Сидит ворон на дубу он играет во трубу, трубу точенную,

позолоченную). Имитируем звучание трубы с ручным показом

Попевка в объеме секунды «Уж как шла лиса». Вторую ступени показываем

поднимаясь на носочки.

Попевка в объеме терции «Два кота» поем использую различную

интонацию.

«Та-та два кота, два ободранных хвоста» поем – на удивлении

«Серый кот в чулане, все усы в сметане» - насторожено

«Черный кот залез в подвал и мышонка там поймал» - сердито с угрозой

Попевка в объеме кварты «Скок-поскок»

кок, скок поскок,

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька -

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Упражнение «Дарц» - метание с помощью согласные звуков, сочетаний

звуков.

к - к, ск - к п –ск -к,

М –л –д -й др –зд-к

П – в –д –чк – п –ш -л,

М –л –д –чк – н -ш -л.

гласные звуки интонационно исполнить с позевыванием, с ощущением

диафрагмы.

о о а о

а а о а о

а а и у а о

а а и у а о

Попевка в объеме квинты «Паровоз»

Едет. Едет паровоз две трубы и сто колес,

Две трубы, сто колес

Машинистом рыжий пес.

Выполним с пробкой, с постепенным ускорением темпа.

1 раз - медленно

2 раз - средний темп

3 раз - быстро

Преподаватель: Дети очень любят подражать звукам окружающего мира:

человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать,

хрюкать, куковать, шипеть и т. д.), звукам окружающего мира (тикать, капать,

гудеть, выть, скрипеть и т. д.). Игры помогают воспроизводить интонации

различной высоты, устранить неравномерности развития голоса.

«Как кричит крокодил» муз. А. Усачева (исполнение)

(Мяу-мяу (Миау-миау) Гав-гав

Кар-кар Му-Му Дзынь-дзынь

Ой-ой)

Преподаватель: А как будет кричать крокодил, если он проглотит мотоцикл

(балалайку)?

Ученица: Брррр- Брррр (трень-брень-трень-брень)

Преподаватель: Кира, скажи, пожалуйста, какую песню мы сейчас с тобой

будем исполнять?

Преподаватель проговаривает слова песни беззвучно, ученица по губам

должна определить песню.

Р. н. п. «Коровушка»

1 куп. – проговорим представим, что выключили телевизор (четко. Ясно,

понятко, артикуляция должна очень четко работать)

2 куп. – споем, как будто эту песню поет мотоцикл из мультфильма (на

брррр).

Инсценировка песни для проявления творческих способностей, снятия

зажимов. Поет а capella.

«Край родной» Муз. Е Гомоновой

Преподаватель: В завершении урока мне бы очень хотелось, чтобы ты

подарила всем гостям музыкальный подарок в виде песни «Край родной».

Большое спасибо!



В раздел образования