Автор: Газизова Альфия Гумаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С№336
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Презентация
Тема: Экологическое воспитание дошкольников. Из опыта работы воспитателя.
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы по
экологическому
воспитанию
дошкольников
воспитателя МАДОУ
Д/С №336 г.Казани
Газизовой А.Г.
Формирование у дошкольников
экологической грамотности,
бережного отношения к
окружающей природе является
одним из основных направлений в
моей работе. Стремлюсь
добиться понимания
дошкольниками того, что в
природе всё взаимосвязано, что
нарушение условий
существования растений и
животных ведёт к их гибели и
исчезновению.
Мой
опыт
показывает
,
что
дети
без
особых
усилий
усваивают
комплекс
экологических
знаний
,
если
знания
преподносятся
в
доступной
и
увлекательной
форме
и
если
учитывается
интерес
ребенка
к
природным
явлениям
.
Одним
из
важнейших
условий
реализации
системы
экологического
воспитания
является
организация
предметно
-
развивающей
среды
. .
Уголок
природы
в
группе
служит
не
только
украшением
,
но
и
местом
для
саморазвития
детей
.
В
нем
помещен
материал
для
экспериментирования
(
стаканчики
,
трубочки
,
шишки
,
желуди
,
каштаны
,
морские
камешки
и
др
.).
Труд
детей
в
природе
имеет
разнообразный
и
систематический
характер
.
Они
ежедневно
работают
в
уголке
живой
природы
:
поливают
растения
,
протирают
листья
,;
поливают
и
собирают
урожай
;
помогают
взрослым
убирать
участок
от
листьев
;
сгребают
снег
под
деревья
и
кусты
,
и
тому
подобное
.
Работу
свою
дети
выполняют
не
только
индивидуально
,
но
и
подгруппами
по
3-6
человек
.
В течение года дети систематически
выполняют обязанности дежурных в уголке
природы, на огороде и цветнике, а также
выполняют работу всем коллективом
В
групповой
комнате
проводим
такие
исследования
,
где
бы
дети
могли
увидеть
,
какое
значение
имеют
вода
,
свет
,
тепло
для
роста
растений
.
Посаженный
лук
хорошо
пророс
.
Мы
его
поставили
на
подоконник
.
А
другой
образец
лука
убрали
в
темное
место
.
Один
образец
поливали
каждый
день
,
второй
-
не
поливаем
два
раза
подряд
.
Дети
увидели
,
что
первый
образец
растет
хорошо
,
листочки
зеленые
,
сочные
.
Второй
-
без
воды
начинает
сохнуть
,
пожелтели
листья
.
Почему
они
не
зеленые
?
Дети
сами
делают
вывод
,
что
для
роста
растений
необходима
вода
,
свет
,
тепло
.
Одной из интересных форм работы с
детьми является акция. У себя в
группе я разработала и провела ряд
экологических акций: «Мой цветущий
детский сад». Основной целью
является воспитание у детей гуманно –
ценностного отношения к природе.
Дети стали более эмоционально
отзывчивы, они умеют видеть красоту
окружающих объектов и выражать
свое отношение в художественно-
творческой деятельности
Каждое наблюдение,
каждая моя беседа с
детьми на прогулке, на
занятии прививает детям
любовь и бережное
отношение к природе.
Но у меня есть
еще одна цель - вызвать у
детей желание работать,
потому что труд -
источник изобилия. Здесь
использую пословицы
«Пчела мала и та
работает».
Приучаю детей
любить и беречь
цветы на цветнике.
Рассказываю, что
вырванные цветы,
поставленные в
букет, приносят
радость и красоту
два - три дня. А
цветы, которые
цветут в поле, на
лугу, в цветнике,
радуют глаза долгое
время.
Вместе с детьми посадили семена в
клумбы, ухаживали и поливали, растили и
наблюдали за ростом овощей (помидор,
огурцов, кабачков.)
Вот уже два года я состою в составе Экологического совета
ДОУ «Эко школа/Зеленый флаг». В рамках Международного
проекта «Эко школа/Зеленый флаг» были созданы
несколько проектов: «Рациональное использование
отходов» и «Вторая жизнь чистых бытовых отходов» (в
течение года), в который вошли различные творческие
конкурсы по изготовлению игрушек, пособий, поделок из
бросового материала для оформления участков» .
Как часть проекта, в
дошкольном учреждении
были проведены
творческие конкурсы
«Елочка живи», где я и мой
сын стали участниками и
победителями во
Всероссийском конкурсе
творческих работ из
бросового материала, в
номинации
«Индивидуальная работа» .
А также была участником
в акции в рамках ДОУ
«Красивый участок».
Результатом
проводимой работы
получился небольшой
уголок природы
В
рамках
проекта
«
Спасем
Землю
своими
рукам
» ,
целью
которой
было
:
формирование
доброго
отношения
к
среде
и
стремление
проявлять
заботу
о
сохранении
природы
,
дети
узнали
,
что
Земля
может
тоже
заболеть
,
о
правилах
поведения
в
природе
,
как
защитить
землю
от
загрязнения
,
что
нельзя
мусорить
на
улице
,
не
ломать
деревья
и
как
важно
разделять
мусор
.
Презентация для
детей «Защитим
Землю»
Результатом этой работы были сделаны
коллаж, рисунки, под названием
«Природа глазами ребенка»
Опыт моей работы показывает, что
воспитание положительного отношения к
природе должно основываться на
взаимосвязи между полученными знаниями и
практической деятельностью. Привлекая
детей к тесному общению с природой, к
познанию мира растений и животных мы,
взрослые, способствуем активному развитию
у детей таких качеств, как доброта, терпение,
трудолюбие и милосердие. Эти черты,
заложенные в раннем возрасте, прочно
войдут в характер человека, станут его
основой. Тогда можно быть спокойным за
природу и молодое поколение.