Автор: Наталья Николаевна Барабанова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС №58
Населённый пункт: Город Озёрск,Челябинской области
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Движение и речь
Раздел: дошкольное образование
Движение и речь.
Заботиться о своевременном развитии ребёнка, его речи, необходимо с
первых недель жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с
ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается
его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена
исследованиями многих крупнейших учёных. Когда ребёнок овладевает
двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Формирование
движений
происходит
при
участии
речи.
Точное,
динамичное
выполнение
упражнений
для
ног,
туловища,
рук,
головы
подготавливает
совершенствование
движений
артикуляционных
органов
языка, нижней челюсти и т.д.
Для этого подойдут весёлые детские стихи с движениями, которые
помогут малышу развить речь, внимание и память, а наряду с этим и его
общую моторику.
« Мишка косолапый ».
Мишка косолапый по лесу идет
(идём, переваливаясь с ноги на ногу).
Шишки собирает, песенки поёт
(садимся на корточки и собираем «шишки»).
Шишка отскочила прямо мишке в лоб
(ладошкой берёмся за лоб и потираем место
«шишки»).
Мишка рассердился и ногою топ
(топаем ногой)!
« На лошадке ехали ».
На лошадке ехали, в огород заехали
(слегка приседаем в вытянутыми
вперёд руками-держим «вожжи»).
Гоп-гоп-гоп, гоп-гоп-гоп
(хлопаем в ладоши).
На машине ехали, до угла доехали
(поворачиваем руками воображаемый руль).
Би-би-би, би-би-би
(большими пальцами нажимаем на
«сигнал»).
Паровозом ехали, до горы доехали у-
у-у
(круговые движения руками, согнутыми в локтях)
« Летела сова ».
Летела сова
(машем руками, как крыльями)
Большая голова
(показываем, какая у нас большая голова).
Летела, летела – на пенёк села
(садимся на корточки).
Глазками хлоп-хлоп
(моргаем глазками),
Ножками топ-топ
(топаем ножками).
Головой повертела
(крутим головой)
И дальше полетела
(выпрямляемся, взмахиваем руками и «летим»)…
« Как по улице воробушек гуляет ».
Как по улице воробушек гуляет
(ходим взад-вперёд, руки на поясе),
Как он с камешка на камешек порхает
(машем «крылышками»).
Как устал воробей, утомился
(ручки опускаем),
Он на камешек, на камешек садился
(приседаем).
Да как стал наш воробушек дремать
(трём кулачками глазки),
Да как стал наш воробушек засыпать
(соединяем ладошки, кладём под щёчку
и закрываем глазки).
Как нужно правильно заниматься с малышом?
Сначала нужно медленно прочитать ребёнку стихотворение,
сопровождая его движениями. Малыши обычно сразу пытаются
повторять за взрослыми. Обязательно нужно помогать ребёнку
совершенствовать свои движения. С каждым разом малыш будет делать
это всё лучше и лучше. Соответственно, каждый раз прослушивая текст,
ребенок будет стремиться выполнять не только движения, но и пытаться
договаривать слова. Вскоре малыш научиться договаривать концовки
строк, а затем и целые фразы.
Литература: серия «Говорушки», «Топотушки» Ю. Винклер,
ООО «Хатбер-пресс», 2013 год