Напоминание

Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников


Авторы: Кочнева Ирина Леонидовна, Нагорникова Оксана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов,учитель начальных классов,
Учебное заведение: МБОУ Средняя общеобразовательная школа №13
Населённый пункт: город Бердск,Новосибирская область
Наименование материала: Работа по профессиональной ориентации в начальной школе
Тема: Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Первые шаги в профориентационной подготовке

младших школьников

учителя начальных классов Кочневой И.Л.

учителя высшей категории

Проблема

выбора

профессии

стоит

перед

подрастающим

поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в

связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Разных

профессий так много, и все они интересные и неизвестные… Так

кем

же

стать?

Какую

профессию

выбрать?

Такой

вопрос

уже

обучающиеся

1

классов

задают

родителям

и

учителю.

С

чего

начать?

Такой

вопрос

задают

себе

учителя

начальных

классов

школы № 13.

Если ребенок сделал свой выбор профессии в старших классах,

то через год он опять может поменять свое мнение. А если ребенок

определился

с

профессией

достаточно

давно,

еще

в

начальных

классах, то этот выбор профессии может остаться навсегда. Но с

раннего детства воплощают свою мечту о будущей профессии лишь

немногие,

т.

к.

с

обучающимися

не

проводилась

определенная

работа.

Ребенок

должен

познакомиться

с

миром

профессий

на

практике,

т.к.

интересы

и

способности

ребенка

выявляются

с

младшего школьного возраста.

Необходимо

создать

комфортные

и

свободные

условия

для

полезной и разнообразной занятости детей, в том числе для детей с

ограниченными

возможностями.

Профориентация

в

начальной

школе

поможет

детям

решить

проблемы

социальной

адаптации

детей

и

создать

оптимальные

условия

для

интересного

и

эффективного времяпрепровождения с семьей.

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе

является пропедевтической, т.е. предваряющей основную школу. На

этом

этапе

у

младших

школьников

должно

сформироваться

добросовестное отношение к труду, понимание роли труда в жизни

человека и общества, развиваться интерес к профессиям родителей

и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным

п р о ф е с с и я м .

К р ом е

т о го ,

в а ж н ы м и

н а п р а в л е н и я м и

профессиональной работы в начальной школе являются: обучение

учеников

начальной

школы

навыкам

самооценивания,

развитие

рефлексии и реалистической самооценки детей.

Профориентационную

работу

надо

начинать

с

начальных

классов, тогда детям в старшем звене будет намного легче выбрать

профессию на всю жизнь. Прежде всего, необходимо ознакомить

обучающихся

начальных

классов

с

п си холог и че ск и ми

особенностями личности, с миром профессий. Создать условия для

формирования конкретно-наглядных представлений о профессиях.

Научить детей быть ответственными и аккуратными для успешного

выполнения

профессиональных

обязанностей.

Поэтому

в

начальных классах профориентационные занятия направлены на

создание

у

детей

конкретно-наглядных

представлений

о

мире

профессий. Эти представления и создают психологическую основу

для дальнейшего развития профессионального самосознания.

Каковы же формы профориентационной работы в начальной

школе? Это и встречи детей с мастерами своего дела, экскурсии на

различные предприятия, экскурсии в высшие учебные заведения и

средние

специальные

учебные

заведения.

Выставки

детских

поделок, конкурсы рисунков, фотографий, статей на темы: «Самые

нужные профессии городу Новосибирску», классные часы. Беседы

с

приглашенными

специалистами.

Организация

экскурсий

на

предприятия

города

Новосибирска

с

целью

ознакомления

с

существенными

характеристиками

профессий.

Все

это

помогает

оценить,

насколько

обучающиеся

усвоили

основные

элементы

профессии.

П р о ф о р и е н т а ц и о н н а я

р а б от а

в

н ач а л ь н о й

ш ко л е

осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.

Первым этапом этой работы становится профинформация, когда

учащиеся

знакомятся

с

профессиями

людей,

чей

труд

они

наблюдают изо дня в день.

На всех уроках в начальной школе подчеркивается значимость

учебной

и

трудовой

деятельности,

воспитывается

чувство

ответственности за свою работу. Это профессии повара, технички,

учителя, охранника, дворника и другие. На уроках русского языка,

литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии,

изобразительного

искусства,

физической

культуры,

музыки

обучающиеся знакомятся с различными профессиями, а учитель

пытается донести до сознания детей их важность и значимость.

На

уроках

русского

языка

дети

пишут

слова,

предложения,

тексты,

связанные

с

различными

профессиями.

На

занятиях

внеурочной

деятельности

«Журналистом

быть

хочу!»

ученики

выступают

в

роли

журналистов,

собирают

информацию,

пишут

статьи разных жанров, создают журнал «Я живу в Сибири». На

уроках окружающего мира происходит знакомство с профессиями в

различных

отраслях

производства,

пищевой

промышленности,

сельского

хозяйства.

Внеклассная

работа

по

профориентации

учащихся

начинается

с

первого

класса

и

имеет

логическое

продолжение в следующих классах.

Представления о профессиях у ребёнка 6-7 лет ограничены. И

жизненный опыт знакомства с профессиями небогат. Первое, что

узнает ребенок – это работа мамы и папы, далее воспитателя в

детском саду и учителя в школе. Такие профессии, как лётчик,

полицейский, пожарный, остаются только в воображение ребёнка.

В настоящее время добавились такие коммерческие профессии, о

которых дети знают – «чтобы платили много денег». Но об этих

профессиях дети знают мало и поверхностно, либо вообще ничего

не знают. Между тем, в современном мире существует огромное

количество видов труда. Поэтому адаптироваться в мире профессий

детям помогут внеклассные мероприятия, посвящённые знакомству

с профессиями. Такие мероприятия должны регулярно проводиться

в

школах,

начиная

с

первого

года

обучения.

Информация

о

профессиях должна подаваться в доступных интересных формах.

В нашей школе мы стремимся создать такую образовательную

среду, где дети выходили бы за пределы предметного обучения и

познавали разные сферы современной жизни. Такой процесс мы

организуем уже с 1 класса. В этом случае появится шанс, что у

некоторых учеников к 9-11 классу возникнет понимание, где и

каким образом они хотели бы реализовать себя в будущем.

Для нас важно, чтобы дети понимали, как устроены бизнес,

коммунальное

хозяйство,

промышленное

производство,

система

здравоохранения, сельское хозяйство и система образования. Дети

должны задавать себе такие вопросы: Какая сфера деятельности

мне наиболее интересна? Какие есть предпосылки к тому, что я

стану успешным в этой области? Что я для этого могу начать делать

уже

сейчас?

Дети

должны

помнить,

что

их

жизнь

это

их

ответственность!

Мы

должны

получить

ученика,

владеющего

информацией

о

мире

профессий,

заинтересованного

в

развитии

своих

способностей, т.к. такой ученик на занятиях имел возможность

попробовать

свои

силы

в

различных

областях

взрослой

деятельности, такой ученик сможет сам самостоятельно добывать

новую информацию при помощи дополнительной литературы и

интернета.

Таким

образом,

проводя

работу

по

профориентации

в

младших

классах,

мы

создаём

условия

для

воспитания

у

школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при

выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда,

бережного отношения к общественной собственности, к природным

богатствам и окружающей среде.

И в заключении хочу сказать: “Будущее принадлежит тем,

кто свято верен своей мечте”.



В раздел образования