Авторы: Кочнева Ирина Леонидовна, Нагорникова Оксана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов,учитель начальных классов,
Учебное заведение: МБОУ Средняя общеобразовательная школа №13
Населённый пункт: город Бердск,Новосибирская область
Наименование материала: Работа по профессиональной ориентации в начальной школе
Тема: Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников
Раздел: начальное образование
Первые шаги в профориентационной подготовке
младших школьников
учителя начальных классов Кочневой И.Л.
учителя высшей категории
Проблема
выбора
профессии
стоит
перед
подрастающим
поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в
связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Разных
профессий так много, и все они интересные и неизвестные… Так
кем
же
стать?
Какую
профессию
выбрать?
Такой
вопрос
уже
обучающиеся
1
классов
задают
родителям
и
учителю.
С
чего
начать?
Такой
вопрос
задают
себе
учителя
начальных
классов
школы № 13.
Если ребенок сделал свой выбор профессии в старших классах,
то через год он опять может поменять свое мнение. А если ребенок
определился
с
профессией
достаточно
давно,
еще
в
начальных
классах, то этот выбор профессии может остаться навсегда. Но с
раннего детства воплощают свою мечту о будущей профессии лишь
немногие,
т.
к.
с
обучающимися
не
проводилась
определенная
работа.
Ребенок
должен
познакомиться
с
миром
профессий
на
практике,
т.к.
интересы
и
способности
ребенка
выявляются
с
младшего школьного возраста.
Необходимо
создать
комфортные
и
свободные
условия
для
полезной и разнообразной занятости детей, в том числе для детей с
ограниченными
возможностями.
Профориентация
в
начальной
школе
поможет
детям
решить
проблемы
социальной
адаптации
детей
и
создать
оптимальные
условия
для
интересного
и
эффективного времяпрепровождения с семьей.
Работа по профессиональной ориентации в начальной школе
является пропедевтической, т.е. предваряющей основную школу. На
этом
этапе
у
младших
школьников
должно
сформироваться
добросовестное отношение к труду, понимание роли труда в жизни
человека и общества, развиваться интерес к профессиям родителей
и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным
п р о ф е с с и я м .
К р ом е
т о го ,
в а ж н ы м и
н а п р а в л е н и я м и
профессиональной работы в начальной школе являются: обучение
учеников
начальной
школы
навыкам
самооценивания,
развитие
рефлексии и реалистической самооценки детей.
Профориентационную
работу
надо
начинать
с
начальных
классов, тогда детям в старшем звене будет намного легче выбрать
профессию на всю жизнь. Прежде всего, необходимо ознакомить
обучающихся
начальных
классов
с
п си холог и че ск и ми
особенностями личности, с миром профессий. Создать условия для
формирования конкретно-наглядных представлений о профессиях.
Научить детей быть ответственными и аккуратными для успешного
выполнения
профессиональных
обязанностей.
Поэтому
в
начальных классах профориентационные занятия направлены на
создание
у
детей
конкретно-наглядных
представлений
о
мире
профессий. Эти представления и создают психологическую основу
для дальнейшего развития профессионального самосознания.
Каковы же формы профориентационной работы в начальной
школе? Это и встречи детей с мастерами своего дела, экскурсии на
различные предприятия, экскурсии в высшие учебные заведения и
средние
специальные
учебные
заведения.
Выставки
детских
поделок, конкурсы рисунков, фотографий, статей на темы: «Самые
нужные профессии городу Новосибирску», классные часы. Беседы
с
приглашенными
специалистами.
Организация
экскурсий
на
предприятия
города
Новосибирска
с
целью
ознакомления
с
существенными
характеристиками
профессий.
Все
это
помогает
оценить,
насколько
обучающиеся
усвоили
основные
элементы
профессии.
П р о ф о р и е н т а ц и о н н а я
р а б от а
в
н ач а л ь н о й
ш ко л е
осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.
Первым этапом этой работы становится профинформация, когда
учащиеся
знакомятся
с
профессиями
людей,
чей
труд
они
наблюдают изо дня в день.
На всех уроках в начальной школе подчеркивается значимость
учебной
и
трудовой
деятельности,
воспитывается
чувство
ответственности за свою работу. Это профессии повара, технички,
учителя, охранника, дворника и другие. На уроках русского языка,
литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии,
изобразительного
искусства,
физической
культуры,
музыки
обучающиеся знакомятся с различными профессиями, а учитель
пытается донести до сознания детей их важность и значимость.
На
уроках
русского
языка
дети
пишут
слова,
предложения,
тексты,
связанные
с
различными
профессиями.
На
занятиях
внеурочной
деятельности
«Журналистом
быть
хочу!»
ученики
выступают
в
роли
журналистов,
собирают
информацию,
пишут
статьи разных жанров, создают журнал «Я живу в Сибири». На
уроках окружающего мира происходит знакомство с профессиями в
различных
отраслях
производства,
пищевой
промышленности,
сельского
хозяйства.
Внеклассная
работа
по
профориентации
учащихся
начинается
с
первого
класса
и
имеет
логическое
продолжение в следующих классах.
Представления о профессиях у ребёнка 6-7 лет ограничены. И
жизненный опыт знакомства с профессиями небогат. Первое, что
узнает ребенок – это работа мамы и папы, далее воспитателя в
детском саду и учителя в школе. Такие профессии, как лётчик,
полицейский, пожарный, остаются только в воображение ребёнка.
В настоящее время добавились такие коммерческие профессии, о
которых дети знают – «чтобы платили много денег». Но об этих
профессиях дети знают мало и поверхностно, либо вообще ничего
не знают. Между тем, в современном мире существует огромное
количество видов труда. Поэтому адаптироваться в мире профессий
детям помогут внеклассные мероприятия, посвящённые знакомству
с профессиями. Такие мероприятия должны регулярно проводиться
в
школах,
начиная
с
первого
года
обучения.
Информация
о
профессиях должна подаваться в доступных интересных формах.
В нашей школе мы стремимся создать такую образовательную
среду, где дети выходили бы за пределы предметного обучения и
познавали разные сферы современной жизни. Такой процесс мы
организуем уже с 1 класса. В этом случае появится шанс, что у
некоторых учеников к 9-11 классу возникнет понимание, где и
каким образом они хотели бы реализовать себя в будущем.
Для нас важно, чтобы дети понимали, как устроены бизнес,
коммунальное
хозяйство,
промышленное
производство,
система
здравоохранения, сельское хозяйство и система образования. Дети
должны задавать себе такие вопросы: Какая сфера деятельности
мне наиболее интересна? Какие есть предпосылки к тому, что я
стану успешным в этой области? Что я для этого могу начать делать
уже
сейчас?
Дети
должны
помнить,
что
их
жизнь
–
это
их
ответственность!
Мы
должны
получить
ученика,
владеющего
информацией
о
мире
профессий,
заинтересованного
в
развитии
своих
способностей, т.к. такой ученик на занятиях имел возможность
попробовать
свои
силы
в
различных
областях
взрослой
деятельности, такой ученик сможет сам самостоятельно добывать
новую информацию при помощи дополнительной литературы и
интернета.
Таким
образом,
проводя
работу
по
профориентации
в
младших
классах,
мы
создаём
условия
для
воспитания
у
школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при
выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда,
бережного отношения к общественной собственности, к природным
богатствам и окружающей среде.
И в заключении хочу сказать: “Будущее принадлежит тем,
кто свято верен своей мечте”.