Автор: Грудинина Галина Евгеньевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ№1 им.Л.Л.Линховоина
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальная легенда Л. Книппера и Б. Ямпилова «Красавица Ангара»
Раздел: дополнительное образование
МАУ ДО ДШИ№1
преподаватель
Грудинина Г.Е.
Музыкальная легендаЛ. Книппера и Б. Ямпилова
«Красавица Ангара»
Бурятская
композиторская
школа
формировалась,
основываясь
на
традиции русской классической музыки и в плане содержания, и в плане
выражения, основываясь на принципе непрерывности. Не случайно первые
произведения различных жанров на основе национальных мелодий были
созданы
русскимикомпозиторами,
работающими
в
республике,
-
P. Берлинским,В. Морошкиным, Р. Глиэром, М. Фроловым. Тем не менее
для
советских
композиторов
национальный
фольклор
не
был
"родным
языком". Он интерпретируется как оригинальный, красочный материал,
одетый
в
традиционные
классические
формы.
«...Русские
мастера
отчетливо осознавали, что их труды - только первый этап становления
национальной
музыки»,
а
«подлинное
бурят-монгольское
произведение
появится тогда, когда явится композитор бурят-монгол, или, во всяком
случае,
человек,
выросший
на
бурятской
почве,
и
в
то
же
время
приобщившийся к европейской музыкальной культуре».[1]
В конце 1920-х годов профессиональная подготовка национальных
композиторов приводит к творческим союзам. Одним из ярких примеров
явился союз Л. К. Книппера и Б. Б. Ямпилова.
В
послевоенные
годы
известный
композитор
Л.
Книппер
был
направлен из Москвы в Бурятию, чтобы помочь местным авторам. Его
художественное наследие очень насыщенно и интересно и достойно самого
пристального
внимания.
К
сожалению,
музыковеды
не
так
часто
обращаются
к
творчеству
этого
автора.
Л.
Книппер
посетил
регионы
республики,
изучал
жизнь
и
культуру
народа,
записывал
фольклорные
мелодии
и
работал
с
ними,
а
затем
вместе
с
национальными
композиторами
начал
трудиться
над
крупными
музыкальными
и
драматическими произведениями - операми и балетами.[3]
Бау Базарович Ямпилов – самобытный бурятский композитор,автор
множества произведений различных жанров – от песен до опер. Играл на
скрипке,
обрабатывал
народные
песни.
Обучаясь
в Свердловской
консерватории,
б ы л
у ч е н и к о м
и з в е с т н о г о
к о м п о з и т о р а
и
педагога М. Фролова. Будучи студентом, дебютировал в качестве дирижёра
и
композитора.
Государственный
оркестр
Советского
Союза
под
управлением Ямпилова исполнил его Симфоническую сюиту. [5]
Результатом
творческого
союза
явилсябалет
«Красавица
Ангара».
При создании балета Л. Книппер, более опытный, играл ведущую роль,
опираясь на традиции русской классической школы, а Б. Ямпилов получил
хороший
практический
опыт
и
добавил
фольклорной
колоритности
произведению. [1]
Балет «Красавица Ангара» был показан на второй декаде бурятского
искусства
и
литературы
в
Москве
в
1959
году.
Это
единственный
национальный балет, удостоенный государственной премии РСФСР имени
М. Глинки (1972 год, вторая редакция).[3]
Спектакль
стал
одной
из
творческих
вершин
талантливого
балетмейстера Михаила Заславского. В первой постановке «Красавицы
Ангары» также участвовал народный артист Игорь Моисеев, он – автор
двух лирических дуэтов Ангары и Енисея. Музыкальным руководителем
постановки и дирижером был заслуженный деятель искусств РФ Михаил
Балдаев.
Художники
постановщики
«Красавицы
Ангары»
-
Александр
Тимин и Мария Шестакова. Образ Красавицы Ангары исполнила народная
артистка
СССР
Лариса
Сахьянова.
Более
двадцати
сезонов
зрители
сопереживали ее Ангаре и каждый раз восхищались вдохновенным танцем
балерины.
Мужественный
и
привлекательный
образ
Енисея
блестяще
исполнил Петр Абашеев, народный артист СССР. [1]
В
основе
либретто
балеталежит
народная
бурятская
легенда
о
Байкале и слиянии двух сибирских рек. К этой легенде обращались не
только композиторы, но и художники, поэты. Образы Ангары и Енисея в
исполнении
Л.
Сахьяновой
и
П.
Абашеева
так
же
запечатлены
в
скульптуре
на
театральной
площади
перед
театром
Оперы
и
Балета,
авторами которой являются А. Миронов и Д. Уланов.Сюжет легенды о
Ангаре
увлек
авторов
поэтичностью,
красочностью,
зрелищностью
и
«внутренней
музыкальностью».Тем
не
менее
источник
фольклорав
либретто
претерпевает
некоторые
изменения
в
соответствии
с
требованиямимузыкального
жанра.
Либретто
также
даетхарактеристики
действующим лицам и описывает ихдействия и поступки.
Сюжетный
фольклорный
источник
балета
«Красавица
Ангара»
отражает мировоззрение, географические условия, особенности природной
среды
обитания
этноса.
«Природа,
среди
которой
народ
вырастает
и
совершает свою историю, есть первое и очевидное, что определяет лицо
национальной целостности. Она - фактор постоянно действующий. Здесь
коренится образность литературы и искусства, которые весьма стабильны».
[2] Сопоставление современного художественного произведения с мифом
даёт
возможность
приоткрыть
глубинный
слой
содержания
изучаемого
сочинения. Поиски «архетипических» корней поэтической образности и
исследование
мифологических
форм
мышления
в
балете
позволяют
рассмотреть
одну
из
важнейших
проблем
искусствознания
-
интерпретацию художественного произведения.
Поэзия
народной
легенды
воплотилась
в
колоритной,
глубоко
национальной
по
стилю
музыке.
Она
образна,
хорошо
запоминается,
прекрасно
слушается
отдельно
от
действия.
В
музыке
балета
немало
больших
законченных
сцен:
танцы,
антракт,
симфонические
картины.
Некоторые из них звучат на эстраде в качестве самостоятельных пьес. Для
каждого
персонажа
композиторы
нашли
индивидуальные
и
запоминающиеся образы-характеристики, сопровождающие действующих
лиц
на
протяжении
всего
действия
(лейтмотивная
система).[5]
Использование
лейтмотивов
позволило
достичь
большей
целостности
произведения.
Композиторы
нашли
впечатляющие
музыкальные
характеристики
главным
персонажам
и
симфонически
развили
их
на
протяжении
всего
действия.
Развитие
опирается
на
контраст
между
национально-окрашенной, поэтичной музыкой Ангары, Енисея и Байкала,
с одной стороны, и жесткой напористой темой Черного Вихря – с другой.
Тематическое развитие разворачивается на фоне целого ряда бытовых сцен.
Естественность
мелодического
языка
музыки
балета,
основанной
на
народных
ритмоинтонациях,
композиторы
органично
сочетали
с
современными приемами симфонического развития. Это одно из самых
ценных
качеств
партитуры
«Красавицы
Ангары».
Уникальность
произведения Л. Книппера и Б. Ямпилова заключается в том, что она
позволяет
анализировать
балетную
музыку,
чтобы
выявить
серьезный
подтекст балета и увидеть историю народной легенды в новом свете.
Своеобразный
психологический
контекст
с
внутренним
миром
музыки
можно
почувствовать
через
глубокое
эмоциональное
и
духовное
составляющее балета.
Подробнее
остановимся
на
разборе
лейтмотивов
главных
действующих лиц. Открывает балет задумчивый и вместе с тем сдержанно-
мужественный лейтмотив Енисея,
он
изложен
в
мягком
тембре
виолончели,
постепенно
развивается,
охватывая большой диапазон. Подчеркнутая пентатоничность с первой
страницы
партитуры
настраивает
слушателя-зрителя
на
восприятие
именно
национально
окрашенных
музыкальных
образов.
Некоторая
статичность темы Енисея искупается тем, что она, как мы видим дальше,
представляет собой материал для развития, что выясняется на первых
страницах партитуры (рассказ и танец Енисея, дуэт с Ангарой). Очень
интересен вариант лейтмотива в сцене, где Черный Вихрь, переодевшись в
одежду
Енисея,
пытается
обмануть
Ангару.
Тема
приобретает
обостренные, «колючие» интонации. Интересно также и полифоническое
изложение темы в сцене подготовки побега, когда проводимые в разных
регистрах в очень прозрачной фактуре обороты тем Ангары и Енисея
создают
ощущение
поэтической
таинственности.
Большое
впечатление
производит
сурово-эпическая
тема
Байкала.
На
фоне
струнных
и
деревянных духовых, изображающих волны Байкала, величаво и сурово
звучат
аккорды
медных,
создавая
зримый
образ
сказочного
властителя
«таежного моря». Тема Байкала звучит в различных ситуациях в новых
интонациях – эпически-спокойное настроение сменяется на тревожное,
например, перед сценой боя Енисея и Черного Вихря, и на гневное, где
отец Ангары прогоняет Черного Вихря. Появлению темы Байкала иногда
предшествуют удары подводного колокола, чрезвычайно эффектные по
оркестровому
колориту
–
усиление
и
затухание
звучности
гобоя
и
валторны на фоне деревянных и медных, «прорезаемых» глиссандо арфы,
и дополнительную краску в эту яркую звуковую картину вносят переливы
челесты.
Этому
резко
контрастирует
короткая
воинственная
тема
отрицательного
персонажа
–
Черного
Вихря.
Фанфарные
«взлеты»
солирующей валторны под грохот ударных производят впечатление диких
выкриков.
Энергичная,
«настырная»
тема
Черного
Вихря
по
динамичностипревосходит
тему
Енисея,
но
уступает
по
мелодической
выразительности. [5]
Но основной лирической линией, основным лейтмотивом является
тема Ангары.
Она одна из самых колоритных тем балета – трогательно-поэтичная,
«нежная,
как
цветок».
Этот
лаконичный
напев
постоянно
развивается,
меняет облик, передавая смены настроения главной героини балета.
Интонации этого лейтмотива впервые появляются в «Танце девушек»
(1 действие, 1 картина). Этот лаконичный напев постоянно развивается,
меняет облик, передавая смены настроения главной героини балета.
Когда
Байкал
впервые
показывает
своей
дочери
Ангаре
красоту
земли, ее тема становится оживленной вариацией, передавая восхищение
увиденным. В дальнейшем тема Ангары и Енисея, показанная в адажио в
первом
действии,
становится
более
интонационно
разнообразной
на
красочном
гармоническом
фоне.
Новый
вариант
темы
Ангары
–
тема
любви. Он звучит в третьем действии, в итоге развиваясь в торжественную
тему финала балета, в которой народ славит союз двух великих сибирских
рек.
В партитуре «Красавицы Ангары» есть еще и ряд тематических
образований,
которые
не
приобретают
значение
лейтмотивов
–
темы
Няньки Ангары, воинов Вихря, подводных чудес и другие.
Все лейтмотивы балета взаимодействуют, находясь в постоянном развитии.
Музыкально-драматическое
единство
партитуры
«Красавицы
Ангары» - ее главное достоинство. Основу балета составляют большие
развернутые
сцены,
в
которых
активная
трансформация
тематизма
оставляет
впечатление
широкого,
подлинно
симфонического
дыхания,
покоряющего
естественностью
и
логичностью.
«Красавица
Ангара»
показана
более
1000
раз.
За
этой
цифрой
-
многие
десятки
новых
исполнителей,
сотни
тысяч
зрителей,
и
не
только
в
Бурятии.
За
этой
цифрой - впечатления людей, их открытия.
Список литературы
1.
Колпецкая
Ольга
Юрьевна.
Бурятский
балет
1950-х
-
первой
половины 1970-х годов «История бурятского балета в контексте
становления национальной композиторской школы»
2.
И. Куницына, О. Куницын «Музыка советской Бурятии» 1968.
3.
О. Куницын «Бурятская музыкальная литература»
4.
О. Куницын «Музыка советской Бурятии» 1990.
5.
О. Куницын «Портреты бурятских композиторов. Бау Ямпилов»
6.
Книппер Л. К., Ямпилов Б. Б.
Клавир «Красавица Ангара»
Советский композитор 1962.