Напоминание

Этнокультурное образование


Автор: Ахатриева Резида Расимовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Республика Коми, город Усинск
Наименование материала: Реализация этнокультурного компонента в музыкальной деятельности в детском саду
Тема: Этнокультурное образование
Раздел: дошкольное образование





Назад




Реализация этнокультурного компонента в музыкальной деятельности в

детском саду

Сохранение и развитие коми традиционной культуры, обеспечение преемственности

в

передаче

этнокультурных

ценностей

является

сегодня

приоритетным

направлением государственной политики в Республике Коми. При этом становление

национальной

идеологии

в

республике

подразумевает

не

только

сохранение

собственно коми национальных традиций, но и оказание максимальной поддержки в

решении

национальных

вопросов

представителей

других

национальностей,

живущих в крае.

В работе с детьми я использую культурно-исторический материал коми и ценности

народной культуры, включая их в непосредственную образовательную деятельность

для

решения

образовательных

задач:

развитие

способности

о своения

этнокультурного опыта региона, историко-культурных ценностей, на деятельностной

основе; формирование гражданских чувств, воспитания любви к малой Родине,

уважительного

и

бережного

отношения

к

духовному

и

культурному

наследию;

создание

этноразвивающей

среды

в

ДОО.

Это

способствует

формированию

личности ребёнка, способной активно познавать окружающий мир, ориентироваться

в нём и на деятельностной основе осваивать ценности народной культуры.

Для

детей

дошкольного

возраста

окружающий

мир,

художественная

народная

культура – огромное поле для познания, исследования, творчества.

Народные сказки, традиционные игры и язык танца, в сочетании с песенным и

музыкальным фольклором, как музыкальное единство ритмики, звуков, движений и

поз, жестов, прихлопываний, приступываний, мимики, слов, междометий важны в

качестве

формы

переживания

положительных,

социально

значимых

состояний,

снижения тревожности и усталости.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме я

знакомлю детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной коми семье. В

играх

продолжается

работа

по

закреплению

темы

месяца.

Они

являются

существенным дополнением к музыкальным занятиям.

Подвижные народные игры проводятся чаще, чем обычно. Особое внимание

уделяется

играм-драматизациям.

Детей

учат

обыгрыванию

потешки,

небылицы,

разыгрыванию сценок с куклами. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие

своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному

искусству, почувствовать глубину и красоту комиобычаев и обрядов.

Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных

стран,

отдельными

историческими

моментами

вызваны

тем,

что

дошкольникам

свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому на занятиях в музее «Коми

керка» детей стараюсь знакомить с национальными костюмами, старинной мебелью,

посудой, орудиями труда и т.д.

Традиционными

мероприятиями

нашего

детского

сада

стали

такие

«Праздник

рыбного

пирога»,

День

коренных

народов,

«Василей»,

тематические

и

театрализованные

экскурсии,

посиделки,

народные

календарные

праздники

и

обряды,

тематиче ские

бе седы

и

викторины,

игровые

п р о г р а м м ы .

что способствует созданию позитивной атмосферы и более эффективному усвоению

информации детьми.

В основу содержания занятий положены малые жанры устного фольклора, детский

игровой

и

песенный

фольклор,

простейшие

виды

декоративно-прикладного

творчества.

При

подборе

этнографического

материала

для

занятий

учитываю

несколько

критериев,

а

именно:

простота

и

выразительность

материала;

близость

и

доступность обрядовых действий и праздников; эстетическое и художественное

в л и я н и е

н а

э м о ц и о н а л ь н о - п о з н а в а т е л ь н у ю

с ф е р у

р е б е н к а .

В

результате

у

наших

воспитанников

формируется

представления

о

народной

культур, расширяются навыки игровой и художественно-творческой деятельности.

Дети

стали

лучше

разбираться

в

жанрах

устного

фольклора,

у

дошкольников

расширился круг знаний в области народных игр, возросший интерес к таким

формам

занятий

позволил

проявиться

способностям

детей

к

самостоятельной

о р г а н и з а ц и и

и г р о в о й

и

т в о р ч е с к о й

д е я т е л ь н о с т и .

Библиографический список

1.Дерябин В.С. Иньвенский коми-пермяки в XX в., 2009 – 170 с.

2.Жуковская Р.И. Родной край. – М.: Просвещение, 1990 – 176 с.

3.Кривощекова Л.В. Обучение коми-пермяцкому языку детей дошкольного возраста.

– К.: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1996 – 196 с.

4.Тотьмянина Т.Е. Поют и пляшут дети Пармы. – К.: Коми-Пермяцкое книжное

издательство, 2007 – 268 с.

5.Пустынникова Л.Н. Региональная программа физического воспитания детей 3-7

лет «Система» - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1997 – 64 с.



В раздел образования