Автор: Ахатриева Резида Расимовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Республика Коми, город Усинск
Наименование материала: Реализация этнокультурного компонента в музыкальной деятельности в детском саду
Тема: Этнокультурное образование
Раздел: дошкольное образование
Реализация этнокультурного компонента в музыкальной деятельности в
детском саду
Сохранение и развитие коми традиционной культуры, обеспечение преемственности
в
передаче
этнокультурных
ценностей
является
сегодня
приоритетным
направлением государственной политики в Республике Коми. При этом становление
национальной
идеологии
в
республике
подразумевает
не
только
сохранение
собственно коми национальных традиций, но и оказание максимальной поддержки в
решении
национальных
вопросов
представителей
других
национальностей,
живущих в крае.
В работе с детьми я использую культурно-исторический материал коми и ценности
народной культуры, включая их в непосредственную образовательную деятельность
для
решения
образовательных
задач:
развитие
способности
о своения
этнокультурного опыта региона, историко-культурных ценностей, на деятельностной
основе; формирование гражданских чувств, воспитания любви к малой Родине,
уважительного
и
бережного
отношения
к
духовному
и
культурному
наследию;
создание
этноразвивающей
среды
в
ДОО.
Это
способствует
формированию
личности ребёнка, способной активно познавать окружающий мир, ориентироваться
в нём и на деятельностной основе осваивать ценности народной культуры.
Для
детей
дошкольного
возраста
окружающий
мир,
художественная
народная
культура – огромное поле для познания, исследования, творчества.
Народные сказки, традиционные игры и язык танца, в сочетании с песенным и
музыкальным фольклором, как музыкальное единство ритмики, звуков, движений и
поз, жестов, прихлопываний, приступываний, мимики, слов, междометий важны в
качестве
формы
переживания
положительных,
социально
значимых
состояний,
снижения тревожности и усталости.
Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме я
знакомлю детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной коми семье. В
играх
продолжается
работа
по
закреплению
темы
месяца.
Они
являются
существенным дополнением к музыкальным занятиям.
Подвижные народные игры проводятся чаще, чем обычно. Особое внимание
уделяется
играм-драматизациям.
Детей
учат
обыгрыванию
потешки,
небылицы,
разыгрыванию сценок с куклами. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие
своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному
искусству, почувствовать глубину и красоту комиобычаев и обрядов.
Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных
стран,
отдельными
историческими
моментами
вызваны
тем,
что
дошкольникам
свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому на занятиях в музее «Коми
керка» детей стараюсь знакомить с национальными костюмами, старинной мебелью,
посудой, орудиями труда и т.д.
Традиционными
мероприятиями
нашего
детского
сада
стали
такие
«Праздник
рыбного
пирога»,
День
коренных
народов,
«Василей»,
тематические
и
театрализованные
экскурсии,
посиделки,
народные
календарные
праздники
и
обряды,
тематиче ские
бе седы
и
викторины,
игровые
п р о г р а м м ы .
что способствует созданию позитивной атмосферы и более эффективному усвоению
информации детьми.
В основу содержания занятий положены малые жанры устного фольклора, детский
игровой
и
песенный
фольклор,
простейшие
виды
декоративно-прикладного
творчества.
При
подборе
этнографического
материала
для
занятий
учитываю
несколько
критериев,
а
именно:
простота
и
выразительность
материала;
близость
и
доступность обрядовых действий и праздников; эстетическое и художественное
в л и я н и е
н а
э м о ц и о н а л ь н о - п о з н а в а т е л ь н у ю
с ф е р у
р е б е н к а .
В
результате
у
наших
воспитанников
формируется
представления
о
народной
культур, расширяются навыки игровой и художественно-творческой деятельности.
Дети
стали
лучше
разбираться
в
жанрах
устного
фольклора,
у
дошкольников
расширился круг знаний в области народных игр, возросший интерес к таким
формам
занятий
позволил
проявиться
способностям
детей
к
самостоятельной
о р г а н и з а ц и и
и г р о в о й
и
т в о р ч е с к о й
д е я т е л ь н о с т и .
Библиографический список
1.Дерябин В.С. Иньвенский коми-пермяки в XX в., 2009 – 170 с.
2.Жуковская Р.И. Родной край. – М.: Просвещение, 1990 – 176 с.
3.Кривощекова Л.В. Обучение коми-пермяцкому языку детей дошкольного возраста.
– К.: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1996 – 196 с.
4.Тотьмянина Т.Е. Поют и пляшут дети Пармы. – К.: Коми-Пермяцкое книжное
издательство, 2007 – 268 с.
5.Пустынникова Л.Н. Региональная программа физического воспитания детей 3-7
лет «Система» - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1997 – 64 с.